Введение 3
Глава 1. Гидрологические объекты 5
1.1 Гидрология, предмет ее изучения и характеристика гидрологических объектов 5
1.1.1. Река 5
1.1.2. Озера 6
1.1.3. Болото 8
1.1.4 Подземные воды 10
1.1.5 Пруд 12
Глава 2. Методы изучения гидрологических объектов 14
2.1. Виды методов для изучения гидрологических объектов в средней общеобразовательной
школе 14
2.2. Методы изучения гидрологических объектов на открытой местности 15
2.2.1. Река 15
2.2.2. Подземные воды (родники) 26
2.2.3. Болота 28
2.2.4. Озеро и пруд 31
2.3. Методы изучения гидрологических объектов с помощью карт и таблиц 33
2.3.1. Способы измерения длин линий, площадей, высотных точек, уклона реки и вычисление
густоты речной сети 33
2.3.2. Длина, средняя и максимальная ширина и средняя глубина водоема 39
2.3.3. Модуль стока, средний многолетний объем стока и многолетний слой стока 40
2.3.4. Коэффициент извилистости русла реки и асимметрии бассейна 41
2.3.5. Построение гидросхемы речной сети 42
2.4. Компьютерные технологии и электронные программы 42
2.4.1. Программа «Информационный геокомплекс» 43
2.4.2. Программа «Stratum 2000» 45
Глава 3. Уроки по методам 49
Заключение 58
Список литературы 61
Приложение
Наша планета очень большая и жизнь на ней возможно благодаря четырем сферам: гидросфера, атмосфера, литосфера и биосфера. Но именно в воде началась жизнь. Вода - одно из самых распространенных на Земле химических соединений. Природные воды образуют океаны, моря, озера, реки, водохранилища, болота, ледники, в виде пара находятся в атмосфере, проникают в почву и горные породы литосферы. Без воды невозможно существование биосферы и жизни на Земле. Исключительно велика роль воды в формировании географической оболочки Земли и облика поверхности нашей планеты.
С помощью внеклассных уроков по географии дети видят и осознают все богатство своей планеты. Учатся ценить и оберегать ее природу. Изучая внутренние воды других стран и своей собственной, дети узнают все разнообразие рек, озер и болот. В процессе изучения водных объектов формируется мировоззрение, удовлетворяется любознательность и пытливость учащихся.
В данной работе мы хотели показать изучение гидрологических объектов на открытой местности, что позволяет лучше узнать свою местность и несет краеведческий характер. Так же изучение водных объектов с помощью карт и таблиц, что поможет рассмотреть реки, озера других стран и их характеристики. С помощью современного вида обучения - компьютерных технологий, можно объединить предыдущие методы исследования гидрологических объектов и используя только компьютер и нужные программы провести различные измерения и расчеты. Мы рассмотрим все методы по отдельности так, как каждый имеет свои цели и подходит для разного возраста обучающихся.
Актуальность работы является в том, что данные методы изучения гидрологических объектов подходят под современные стандарты ФГОС. Включают в себя требования к предметным, метапредметным и личностным результатам. У учеников происходит формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Цель работы: дать характеристику методам изучения гидрологических объектов и применить их на базе внеклассных занятий в рамках географического кружка (внеклассного урока) в школе.
Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе:
1) рассмотреть основные признаки гидрологических объектов и их свойства;
2) выявить основные характеристики гидрологических объектов в пределах своего края, всех материков;
3) определить основные способы и методы изучения гидрологических характеристик на открытой местности, с помощью карт и таблиц, и компьютерных технологий.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является методы изучения гидрологических объектов в школе.
Объектом исследования являются гидрологические объекты.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
- анализ книг и учебников по исследованию гидрологических объектов;
- сравнения различных источников и их обобщение.
В школьной программе по географии гидрологию и гидрологические объекты можно встретить почти в каждом классе. Ученики изучают реки, озера, болота, подземные воды, рассматривают какие существуют классификации, типы и подтипы данных водных объектов.
После рассмотрения основных водных объектов, детям предстает возможность узнать, как можно изучить данные объекты. Какие есть методы и способы исследования, какое нужно оборудование для этого.
Мы рассмотрели три метода изучения гидрологических объектов в школе: на открытой местности, с помощью карт и таблиц, и компьютерных технологий.
Среди разнообразных видов внеклассной работы по географии в школе краеведение занимает особое место. Для многих учителей оно становится незаменимым средством в воспитании патриотизма, глубокой любви учащихся к своему родному краю. При изучении водных объектов на открытой местности, учащиеся рассматривает основные характеристики водных объектов в пределах района, тем самым открывает новые знания в познания окружающего мира. В практической части мы рассмотрели гидрологический признаки определенного водного объекта и его свойства. Продолжая изучение объекта в разные сезоны года, мы сможем сделать выводы по режиму данной реки, а в будущем учащиеся смогут участвовать в школьной научной конференции, в выставках поисково-исследовательских работ, тематических выставках в школьном музее и т.д.
Метод карт и таблиц поможет ученикам открыть в себе новые умения в чтение карт и таблиц, поиск необходимой информации с помощью различных приборов и вычисления гидрологических характеристик. При интеграции данного метода с английским языком помогает сформировать у учащихся бережное отношение к природе, воспитать толерантных и способных понимать не только красоту своей страны, но и познавать другие страны и места. В практической части мы составили задания на английском языке для вычисления гидрологических характеристик с помощью карт и таблиц. Продолжая работу в данной сфере, можно выпустить сборник с различными заданиями по данной тематике, что поможет учителям географии и английского языка интегрировать эти два предмета и тем самым повышать уровень знаний учащихся. Ученики, посещая внеклассный урок повышают навыки коммуникативной компетенции, что является главной целью при изучение английского языка, и знания по географии. Данный вид внеклассной работы является отличным примером для подготовки к ЕГЭ по географии и английскому языку, которые в скором времени станут обязательными для сдачи.
Метод компьютерных технологий является одним из самых современных. Ученики используют компьютерные программы для построения профилей, поиска информации по гидрологическим объектам.
Современные компьютерные технологии привлекают внимание, прежде всего, возможностью получения актуальной географической информации по странам мира посредством информационных ресурсов Интернет, CD-дисков учебного назначения, возможностями дистанционного образования через компьютерные сети. Разрабатываются множество различных компьютерных программ по географии, которые могут заменить бумажные варианты карт, таблиц и книг и будут более компактные и доступные, например, как система ГИС с помощью, которой ученики могут рассчитать множество значения, наложить и сопоставить различные карты, и все это лишь при использовании одного компьютера и программы.
Данные внеклассные уроки целесообразно проводить в старшем звене начиная с 9 класса, тем самым подготавливая учеников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, где в скором времени среди обязательных окажется география. Внеклассный урок помогает закрепить и получить более глубокие знания в области географии.
Охарактеризованные выше формы и методы далеко не исчерпывают всего многообразия данного внеклассного кружка по географии. Рассмотрев все данные методы можно сделать вывод, что все они могут дополнять друг друга. В начале можно провести урок на открытой местности, а после построить профили долины реки и поперечный профиль русла реки с помощью компьютерной программы. Данная интеграция методов поможет освоить умения и знания в области гидрологических объектов более обширно.
В конце хочется сделать вывод, главную цель, которую должен достичь учитель, используя любой из выше перечисленных методов изучения гидрологических характеристик, является географическое образование и расширение мировоззрения учащихся.
1. Антимонов Н.А. Школьные походы по изучению рек, озер, болот родного края., ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР Москва 1963 С. 31-54, 71-72, 110-118.
2. Арсеньев Г.С. Водное хозяйство и водохозяйственные расчеты : Учеб.для студ.вузов,обучающихся по направлению "Гидрометеорология" и спец.'Тидрология суши" / Г.С.Арсеньев .— СПб. : Гидрометеоиздат, 1993 .— С. 34-50.
3. Виноградов Ю.Б. Современные проблемы гидрологии. Виноградова Т.А. М.: Академия, 2008. С. 56-63.
4. Вуглинский В.С. Полевая гидрологическая практика : Учеб.- метод. пособие / Санкт-Петербург. гос. ун-т; Под общ. ред. В.С.Вуглинского; Сост.: Т.А.Виноградова и др. — СПб. : Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 2000. С. 54-76.
5. Давыдов Л.К. Общая гидрология. А.А. Дмитриева, Н.Г. Конкина. Санкт- Петербург. 1973 г. С. 270.
6. Денисенков, В.П. Основы болотоведения : Учеб. пособие / В.П.Денисенков .— СПб. : Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 2000. С. 36-41, 135-139.
7. Догановский А.М. Гидросфера Земли : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экол. спец. / А. М. Догановский, В. Н. Малинин ; под ред. Л. Н. Карлина .— Санкт-Петербург : Гидрометеоиздат, 2004 . С. 23-27.
8. Евстигнеев В.М. Речной сток и гидрологические расчеты. Учебник. — М.: МГУ, 1990. С. 120-135.
9. Иванов А.Н. Гидрология и регулирование стока. Неговская Т.А. Москва: Колос, 1970. С. 64-113, 165-178.
10. Исаченко, А.Г. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ вопросы классификации озер / А.Г.Исаченко ; Рос.АН,Ин-т озероведения;Отв.ред.Н.П.Смирнова .— СПб. : Наука : Санкт-Петербург.изд.фирма, 1993. С. 89-113.
11. Иофин З.К. Мировой водный баланс, водные ресурсы Земли, водный кадастр и мониторинг: учебное пособие /З.К.Иофин - Вологда: ВоГТУ, 2009. С.35-57.
12. Катюшина А.А. Информационные технологии как инструмент реализации межпредметных связей на уроках географии. Уленгов Р.А.. Сафина Г.Р. Сборник «Формирование экологической культуры обучающихся при изучении естественнонаучных дисциплин/Материалы IV Всероссийской научно-методической конференции (Казань, 22-23 марта 2017г.) Отв. ред. Профессор З.А. Хусаинов. - Казань: Отечество, 2017. - С. 37-39.
13. Клибашев К.П., Горошков И.Ф. Г идрологические расчеты. Л.: Гидрометиздат, 1970. С. 134-161.
14. Копылов А.П. Руководство по определению гидрографических характеристик картометрическим способом. Копылов А.П. / Госкомгидромет СССР; Государственный гидрологический институт. - Л.: Гидрометеоиздат, 1986 год. С.12-54.
15. Кузьминский Р. А. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования. Московский Государственный Университет путей сообщения (МИИТ). Российская открытая академия транспорта. Кафедра «Теплоэнергетика и водоснабжение на железнодорожном транспорте». Кандидат военных наук, профессор Кузьминский Р. А. Москва - 2011 г. С. 12.
16. Лопух П.С. Методики организации и проведения исследовательской и краеведческой работы по географии с учащимися средней школы. Под общей ред. д.г.н. П.С. Лопуха. Учебно методическое пособие. Минск. 2008г. стр. 154-160
17. Лучшева А.А. Практическая гидрология. Ленинград, Гидрометеоиздат, 1976 г. С. 100-115.
18. Любушкина С.Г. «Общее землеведение.», К. В. Пашканг, А. В. Чернов. Москва. 2004 г. С. 153.
19. Михайлов В. Н. Гидрология., А.Д. Добровольский, С. А. Добролюбов., Москва «Высшая школа» 2007. С. 166-169, 20-22.
20. Набиев Р.Г. Современные проблемы естественно-географического образования в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях. «Мой родной край» Набиев Р.Г. С. 131-132.
21. Ниценко А.А. Краткий курс болотоведения. Москва.: Высшая школа, 1967. С. 127-130.
22. Новенко Д.В. Использование геоинформационных технологий в школьном географическом образование// География в школе. - 2007.- №7. - С.36-41.
23. Плотников Н.А., Алексеев В.С. Проектирование и эксплуатация водозаборов подземных вод. М.: Стройиздат, 1990. С. 19, 210.
24. Показеев К.В. Гидрофизика и экология озер. Том I Гидрофизика. Н.Н. Филатов. Москва. Физический факультет МГУ. 2002 г. Стр. 23.
25. Полонский В.Ф. Гидролого-морфологические процессы в устьях рек и методы их расчета(прогноза) / В.Ф.Полонский ; Ком.по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды М-ва экологии и природ.ресурсов Рос.Федерации .— СПб. : Гидрометеоиздат, 1992 . С. 17-23, 74-82.
26. Рождественский А.В. Статистические методы в гидрологии. Чеботарев А.И. Л.: Гидрометиздат, 1974. С. 45-70.
27. Уленгов Р.А. Геоинформационные технологии в школьной географии и экологии. - Казань: Казан. Ун-т, 2015. - С.21-23.
28. Чеботарев А.И. Гидрологический словарь. Ленинград, Гидрометиздат. 1978 г. С.56, 98,104, 215.
29. Чеботарев А.И. Общая гидрология (воды суши). Учебное пособие. — 2-е изд. — Л.: Гидрометеоиздат, 1975. С. 230-346.
30. Чернов А.В. Полевые практики на географических факультетах педагогических университетов: В 3-х ч. : Учеб.пособие / МИГУ ; сост. А. В. Чернов .— М. : Изд-во МИГУ, Б.г. Ч.2: Гидрология. Геоморфология. — 1999 г. С. 5-100.
31. Эдельштейн К.К. Гидрология материков: Учеб. пособие для студ. вузов / К.К. Эдельштейн. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. С. 119-255.