Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ В КУРСЕ ГЕОГРАФИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА ПРИМЕРЕ ОЗЕР УВЕЛЬСКОГО РАЙОНА

Работа №80397

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
164
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «ПРИРОДНОГО КОМПЛЕКСА» В КУРСЕ
ГЕОГРАФИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 5
1.1. Понятие и классификация природных комплексов 5
1.2. Функционирование геосистем 9
1.3. Озеро как природный комплекс 16
1.4. Место и роль понятия "природный комплекс" в курсе географии 18
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ ОЗЕР УВЕЛЬСКОГО РАЙОНА 23
2.1. Характеристика озер Увельского района 23
2.2. Изучение природных комплексов озер Андреево и Соленое 24
2.2.1. Морфометрические характеристики озер Андреево и Соленое. . 26
2.2.2. Выявление взаимосвязей компонентов природных комплексов
озер Андреево и Соленое 34
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИРОДНЫХ
КОМПЛЕКСОВ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ НА ПРИМЕРЕ ОЗЕР УВЕЛЬСКОГО РАЙОНА 36
3.1. Место исследовательской деятельности в курсе основной школы. ... 36
3.2. Организация экспедиции обучающихся основной школы по изучению
природных комплексов озер Увельского района 38
3.2.1. Подготовка научной программы экспедиции 39
3.2.2. Методы комплексной характеристики озер 42
3.2.3. Обработка материалов полевых исследовании 46
3.3. Применение материалов полевых исследований в основной школе.
47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность. Природный комплекс это территория, которая обладает определённым единством природы, обусловлено общим происхождением и историей развития, своеобразия географического положения и действующими в её пределах современными процессами.
Понятие природного комплекса является фундаментальным в современной географии, так как характеризует природу как единую систему с взаимодействующими в ней компонентами и круговоротов веществ и энергии [23].
Для всех природных комплексов, даже низшего ранга, характерны общие закономерности, например целостность, когда нарушение одного компонента ведет к разрушению всей системы. Поэтому при планировании любых видов деятельности необходимо учитывать последствия, к которым она может привести [39].
Следовательно, изучение природных комплексов имеет важное значение в образовании. Так чем раньше обучающиеся научатся выявлять данные взаимосвязи в природе, тем больших успехов можно добиться в сохранности природы и сберечь её для последующих поколений.
Объект исследования - природные комплексы озер Увельского района.
Предмет исследования - использование знаний о природном комплексе в формировании познавательного интереса обучающихся в рамках национально-регионального компонента.
Цель работы - изучить особенности озер как природных комплексов и возможности использования результатов исследования в школьном курсе географии.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• Изучить понятие "Природный комплекс" и особенности формирования данного понятия в школьном курсе географии;
• Исследовать природные комплексы озер Увельского района как модельный объект исследовательской деятельности обучающихся;
• Разработать экспедицию для обучающихся по исследованию озер как природных комплексов.
Научная новизна работы состоит в составлении характеристики природных комплексов озер Увельского района с целью использования материалов исследования в школьном курсе географии.
Практическая значимость - результаты работы могут быть использованы в организации учебной и внеурочной деятельности в основной школе, работе учреждений дополнительного образования.
Структура работы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложений, общим объемом 64 страницы, в том числе 2 таблиц, 22 рисунков, 4 приложений. Список литературы включает 44 наименования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Понятие природный комплекс в физической географии рассматривается как взаимосвязь природных компонентов, что соответствует определению в школьном курсе географии. Однако, оно не достаточно формирует знания в данной области из-за небольшого количества времени, выделенного в программе на изучение данной темы. Помимо этого понятие о природных комплексах изучается поверхностно. Для улучшения качества знаний нами предлагается проводить со школьниками экспедиционную деятельность. Это позволит в полевых условиях обучающимся закрепить знания о природных комплексах и их взаимосвязях, получить практические навыки работы на местности, умение работать в коллективе. В совокупности данные знания позволят сформировать у обучающихся глубокие знания о природном комплексе и его компонентах.
Проведенные исследования по теме позволили сделать следующие выводы:
1) Природные комплексы озер Андреево и Солёное Увельского района являются типичными представителями природных комплексов лесостепной зоны, могут считаться моделями взаимодействия озера как природно-аквального комплекса с водосбором как природно-территориального комплекса.
2) В ходе выполнения выпускной квалификационной работы разработана программа экспедиции по изучению природных комплексов озер Андреево и Соленое. Данная программа позволяет обучающимся получить необходимые знания и навыки в курсе географии основной школы.
3) Экспедиционная деятельность помимо изучения природных комплексов формирует знания по краеведению, что в свою очередь повышает интерес обучающихся, о чем свидетельствуют результаты данных об успеваемости. Использование полученного в ходе экспедиции материала на уроках географии в качестве регионального компонента повышает качество знаний обучающихся более чем на 10%.
Во время экспедиционной деятельности у обучающихся формируются такие компетенции как: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, коммуникативные и личностно-ориентированные.
Так же при экспедиционной деятельности формируются метапредметные связи, особенно с биологией и историей.


1. Андреева, М.А. Биологические типы озер Южного Урала [Текст] /
А.М.Андреева. - Челябинск: изд-во ЮУКИ,1971. - 218 с.
2. Андреева, М.А. География Челябинской области [Текст] / М.А. Андреева, А.С.Маркова. - Челябинск: ЮУКИ, 2002. - 70-75с.
3. Андреева, М.А. Озера Среднего и Южного Урала [Текст] / М.А. Андреева. - Челябинск: изд-во ЮУКИ, 1973. - 197-215с.
4. Арманд, Д.Л. Наука о ландшафте [Текст] / Д.Л. Арманд. -
Издательство "Мысль", 1975. - с.7-13.
5. Астрадамов, В.И. Эволюция ареалов птиц в связи с агрохозяйственной деятельностью в условиях изменяющегося климата в Среднем Поволжье [Текст] / В.И. Астрадамов // Доклады РАСХН. - 2012. - № 2. - С. 44-48.
6. Атлас Челябинской области. - М.:ГУГК, 1976 .
7. Быков, В.Д. Гидрометрия [Текст] / В.Д.Быков. - Москва, 1991. - с.71-99.
8. Веденин, Ю.А. Оценка природных условий для организации отдыха [Текст] / Ю.А. Веденин. - Москва, 1985. - с.34-51.
9. Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера [Текст] / В.И. Вернадский. - М.: Наука, 1989. - Вестник МичГАУ, № 3, 2013 - 47 с.
10. Витько, Е. В. Формирование устойчивости агроландшафтных систем Арзгирского района на основе экологического каркаса [Текст] / Е.В. Витько // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. - 2011. - № 1-1. - с. 89-92.
11. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] /
А.В Петровского. - М.: изд-во КМК, 2005. - 315с.
12. Волохина, В.П. Физические свойства, гидрологический режим и продуктивность темно-серых лесных почв на двучленных
отложениях севера Тамбовской области [Текст] // В.П. Волохина,
Л.В. Степанцова // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. - 2012. - № 1-1. - С. 80-85.
13. Галактионов, С.А Озёра Урала [Текст] / С.А. Галактионов. - Свердловск , 1990. 12-18с.
14. Географический энциклопедический словарь: Понятия и термины [Текст] / Трешников А.Ф., Алаев Э.Б., Алампиев П.М. - 1988. - 45с.
15. Геология СССР. Том 12. Ч.1. Кн. 1-2. Геологическое описание. М.: Недра, 1969. Кн. 1 с.723; Кн. 2 с.304
16. Докучаев, В. В. Избранные соч. [Текст] / В.В. Докучаев 3 т. Т. 3. Лекции о почвоведении. - М.: Изд-во АН СССР, 1949. - 447 с.
17. Дронов, В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 кл: Учеб. для общеобразоват. учеб. Заведений. - 7-е изд., перераб. - М.:Дрофа, 2001.
18. Ермакова А.А. Проблемы определения рекреационных нагрузок и рекреационной емкости территорий // Вестник ВГУ. Серия География. Геоэкология. - 2009. - №2. - с. 16-20.
19. Ероховец, М. А., Хижняк, Р. М., Малыгин А. В. Мониторинг плодородия черноземов степной зоны // Достижения науки и техники АПК. - 2012. - № 9. - С. 18-20.
20. Западно-сибирская низменность. Очерк природы [Текст]. - М., 1963.
21.Захаров, С.Г. Мы изучаем озера: учебно-методические пособие для учителей общеобр. школ и педагогов доп.обр. [Текст] / С.Г.Захаров .-Челябинск, 2001. 1-20 с.
22.Зиловой, Е.А "Основы Лимнологии" [Текст] / Е.А.Зиловой. -
Москва, 2008. - 45с.
23. Иванов, А.Н., Чижова В.П. Охраняемые природные территории [Текст] // А.Н. Иванов, В.П.Чижова. учебное пособие. - М.:
Издательство МГУ, 2003. 118 с.
24. Клюкин, М.А., Ротанова И.Н. Проблемы рекреационных нагрузок береговых территорий озер Ая, Колыванское и Новосибирского водохранилища [Текст] // М.А. Клюкин, И.Н.Ротанова / Вестник Томского государственного университета. - 2011. - №347. - с. 185¬190.
25. Колотова, Е.В. Рекреационное ресурсоведение [Текст] /
Е.В.Колотова: учебн. пос. - М.: РМАТ, 2004. 136 с.
26. Кузыченко, Ю. А. Обобщенный показатель деградации почвы как фактор формирования системы ее обработки [Текст] / Ю.А. Кузыренко // Достижения науки и техники АПК. - 2012. - № 7. - С. 12-14.
27. Лагунов, А.В. Значение особо охраняемых природных территорий Челябинской области в сохранении биологической и экологической стабильности региона [Текст] / А.В. Лагунов Челябинск изд-во ЮУКИ 2000. - 35с.
28. Лучшева, А.А. Практическая гидрометрия [Текст] / А.А. Лучшева. - Гидрометеоиздат. 1983. - 423 с.
29. Почвенного плодородия // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. - 2012. - № 2. - С. 23-25.
30. Словарь терминов МЧС, 2010.
31. Словарь экологических терминов и определений, 2010
32. Сычева, С. А. Развитие пойменных почв и ландшафтов в голоцене [Текст] / А.С.Сычева / Почвоведение. - 2009. - № 1. - С. 18-28.
33. Тренин, М.А. краеведение Край Увельский Отчизны частица [Текст] / М.А. Тренин. - изд-во Путь Южноуральск, 2001. 56-72с.
34. Семисынов, А.Г. Увельский район [Текст] / А.Г. Семисынов. - Увелка, 1999.-100с.
35.Захаров, С.Г., Гитис М.С. Челябинская область. Краткий
географический справочник [Текст] / авт.-сост. М.С. Гитис, С.Г.
Захаров, Русское географическое общество, Челябинское региональное отделение. - Челябинск: АБРИС, 2011. - с.110-120
36.Черняева, Л.Е. Гидрохимия озер [Текст] /Л.Е Черняеева, А.М. Черняев // Москва, 2001. стр 172-185.
37.Чижова, В.П. Допустимые рекреационные нагрузки вохраняемых природных территориях Камчатки [Текст] / В.П. Чижова / География и туризм: Сб. науч. тр. / Пермь, Перм. ун-т. 2006. С. 239-253.
38. Чижова, В.П. Определение допустимой рекреационной нагрузки (на примере дельты Волги) -[Текст] / В.П. Чижова / // Вестник Моск. ун¬та. Серия География. 2007. № 3. С. 31-36.
39.Чижова, В.П. Рекреационные ландшафты: устойчивость,
нормирование, управление [Текст] / В.П. Чижова. - Смоленск:
Ойкумена, 2011. 176 с.
40. Шнитников, А. В. Многовековой ритм развития ландшафтной оболочки [Текст] // Хронология плейстоцена и климатическая стратиграфия/ А.В. Шнитников. - Л.: ГО СССР, 1973. - С. 7-38.
41. Дедю, И.И. Экологический энциклопедический словарь [Текст] / И.И
Дедю. - Кишинев: Главная редакция Молдавской советской
энциклопедии, 1989. 234с.
42. Ecosystema Природные ландшафты мира [Электронный ресурс]. -
Режим доступа:
http://www.ecosystema.ru/08nature/world/geoussr/2_1.html, свободный.
- Загл. с экрана
43.5fan.ruнаучная электронная библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://5fan.ru/wievjob.php?id=21663, свободный - Загл.с экрана.
44.Uvelka Официальный сайт Увельского района [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.admuvelka.ru/cdj,jlysq/ - Загл. с экрана.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ