Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Язык и мышление (Введение в языкознание, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова)

Работа №85596

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

языкознание

Объем работы34
Год сдачи2021
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
246
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к явлению понятий «язык» и «речь» 5
1.1 Язык как общественное явление 5
1.2 История изучения проблемы языка и речи 7
Выводы по главе 1 12
Глава 2. Специфика понимания языка и речи в современной лингвистической парадигме 13
2.1 Современные представления о соотношении языка и речи 13
2.2 Роль языка в процессе познания 18
Выводы по главе 2 20
Глава 3. Язык и мышление – соотношение понятий в лингвистике и когнитологии 21
3.1 Психологические основы связи языка и мышления 21
3.2. Проблема соотношения языка и мышления 25
Выводы по главе 3 28
Заключение 29
Список использованных источников 30
Приложение 1. Различия в понятиях «язык» и «речь» 32
Приложение 2. Уровни речи по Э. Косериу 33
Приложение 3. Подходы к изучению соотношения языка и речи 34
Приложение 4. Речевая деятельность как трехчленная система 35

Учет специфики речевой деятельности как целенаправленной структурированной, произвольной, сознательной, умышленной речи и ее отличий от неосознаваемых непроизвольных, непреднамеренных речевых проявлений позволит целесообразно подходить как к моделированию порождающих процессов речи, так и к созданию эффективных технологий формирования речевых операций и действий человека.
Важной задачей данного исследования является анализ взглядов психологов и психолингвистов на речевую деятельность и эволюцию предмета исследования психолингвистики, составляющим компонентом которого является речевая деятельность; выяснение современного понимания феномена «речевая деятельность».
Анализ научных источников показал, что начиная с шестидесятых годов прошлого века на базе модели иерархического строения речевой деятельности, предложенной А. А. Леонтьевым, и содержания многих других психологических исследований Н. И. Жинкина, И. А. Зимней, Л. С. Выготского, В. фон Гумбольдта и др. возникает новая отрасль психологического знания - теория речевой деятельности, предметом которой становятся, с одной стороны, речевые операции и действия, а с другой – структура процессов речедеятельности и речевосприятия в их соотнесенности со структурой языка.
Актуальность данного исследования обусловлена анализом и систематизацией подходов исследователей к проблеме разграничения понятий «язык» и «мышление».
Цель исследования — произвести анализ соотношения понятий язык и мышление. Данная цель предполагает решение следующих задач:
• проанализировать теоретические подходы к явлению понятий «язык» и «речь»;
• описать специфику понимания языка и речи в современной лингвистической парадигме;
• описать соотношение понятий «язык» и «мышление» в современной психилингвистической теории.
Объект исследования — язык и мышление.
Предмет исследования — анализ соотношения понятий язык и мышление.
Методы исследования: анализ отечественной и зарубежной философской, лингвистической, психолого-педагогической, методической литературы по проблемам научного поиска.
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав подходы исследователей к проблеме разграничения языка и речи, было установлено, что такой подход оказался полезным как в теоретическом, так и в практическом планах. Без учета соотношения языка и речи не могут быть решены многие лингвистические проблемы, в частности, проблема развития языка (язык не только порождает речь, но и изменяется под её влиянием) или теория формирования лексических значений, лексико-семантических категорий (синонимы, антонимы, энантиосемия т.д.).
В то же время, исследовав специфику соотношения мышления и языка, можно сделать вывод, что данные две категории взаимосвязаны, т.к. без мышления не возникла бы речь, а без языка человек бы не имел знаков, которыми бы мог осуществлять процесс мышления.
С помощью языка человек не только получает обобщенные знания, но и разделяет явления действительности на составные элементы, классифицирует их. Такое разделение действительности происходит с помощью дискретных единиц — слов, а классификация — как с помощью слов (родовидовые отношения и др.), так и с помощью грамматических форм (части речи, суффиксы и т.д.).
Если процесс познания осуществляется, как правило, от конкретного наблюдения к абстрактному мышлению, то язык дает возможность сначала ознакомиться с абстрактными понятиями, а затем переходить к их конкретизации, что ускоряет процесс познания и умственного развития человека в целом.



1. Ахманова, О.С. О психолингвистике. М.: – Изд-во МГУ. 1958. 64 с.
2. Берсиров, Б. М., Берсирова, С. А. Лингвистическая концепция Августа Шлейхера. Натурализм. М.: – Вестник науки Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований имени Т.М. Керашева. 2020. № 22 (46). С. 11-18.
3. Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии. Мышление и речь: [собр. соч. в 6-ти т.]. М.: – Педагогика. 1982. Т. 2. 361 с.
4. Гальперин, П. Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: – «Книжный дом «Университет». 2000.
5. Гумбольдт, В. фон. Концепция общего языкознания: цели, содержание, структура: избранные переводы. М.: – URSS, cop. 2017. 494 с.
6. Евдокимов, Ю. И. О современных воззрениях на происхождение речи и языка: краткие заметки. М.: – Современные гуманитарные исследования. 2020. № 4 (95). С. 35-38.
7. Ельмслев, Л. Пролегомены к теории языка. Пер. с англ. В. А. Звегинцев и др. М.: – URSS. 2005. 243 с.
8. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. Воронеж. – НПО “МОДЭК”. 2001. 432 с.
9. Кацнельсон, С. Д. Общее и типологическое языкознание. 2-е изд. М.: – Либроком, cop. 2009. 343 с.
10. Кириллова, Т. С., Кошелева О. Н. Некоторые аспекты лингвистической концепции Фердинанда де Соссюра. М.: – Проблемы теории и практики современной науки. 2018. С. 129-132.
11. Кубрякова, Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности. М.: – Наука. 1986.
12. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Психология". 4-е изд. М.: – Academia: Смысл. 2005.
13. Олешкова, А. М. Языковая теория Н. Хомского: философский аспект. М.: – Гуманитарный научный вестник. 2020. № 8. С. 138-143.
14. Пауль, Г. Принципы истории языка = Prinzipien der Sprachgeschichte. Пер. с нем. Ю. Н. Афонькина, С. Д. Кацнельсона, И. А. Перельмутера; под ред. А. А. Холодовича; вступ. ст. С. Д. Кацнельсона. 2-е изд. М.: – URSS. 2014. 338 с.
15. Соссюр, Ф. де. Курс общей лингвистики. Пер. фр. А. М. Сухотина; под ред. и с примеч. Р. О. Шор. 7-е изд. М.: – URSS. 2016. 269 с.
16. Ушакова, Т. Н. Психолингвистика. СПб.: – Психология. 2000.
17. Хромов, С. С. Общее языкознание: лекции. М.: – ЕАОИ. 2011.
18. Щерба, Л. В. Избранные работы по русскому языку. М.: – Флинта: Наука. 2016. 347 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ