Введение 3
1. Теоретические основы обеспечения конкурентоспособности бренда 5
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности бренда 5
1.2 Методы оценки конкурентоспособности бренда 10
1.3 Маркетинг как инструмент повышения конкурентоспособности бренда 16
2. Анализ конкурентоспособности бренда предприятия ООО «Эко Строй ЛК» ... 24
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия
ООО «Эко Строй ЛК» 24
2.2 Оценка конкурентоспособности бренда предприятия ООО «Эко Строй ЛК» . 28
3. Проект программы маркетинга, направленной на повышение
конкурентоспособности бренда 36
3.1. Разработка программы маркетинга, направленной на повышение конкурентоспособности бренда предприятия ООО «Эко Строй ЛК» 36
3.2 Экономическое обоснование эффективности программы маркетинга,
направленной на повышение конкурентоспособности бренда предприятия ООО «Эко Строй ЛК» 45
Заключение
Литература
Актуальность темы исследования. Конечная цель фирмы - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы и от конкурентоспособности самого предприятия. В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.
Управление конкурентоспособностью бренда представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей по повышению конкурентоспособности организации.
Сущность конкурентоспособности организации - совокупность трудового и научно-производственного потенциала организации, способного создавать и производить продукцию определённого уровня конкурентоспособности. Сложность и многоаспектность, а также разрозненность качественных характеристик конкурентоспособности в существующих определениях требуют уточнения понятия конкурентоспособности. Оценка конкурентоспособности предприятия может прояснить сложившуюся ситуацию, определить его положение на рынке, выдвинуть решения назревших проблем в производстве, менеджменте или сбыте. Поэтому актуальность темы данной работы не вызывает сомнения.
Работы таких авторов как И.Л. Акуличева, Г.В. Астратовой, А.Б, Борисова, Г.А. Васильева, Е.Б. Герасимовой, В.В. Григорьева, В.А. Клюкаева и некоторых других, - посвящены анализу проблем обоснования и формирования конкурентоспособности.
Целью данной работы является анализ конкурентоспособности бренда предприятия ООО «Эко Строй ЛК» и разработка программы маркетинга, направленной на ее повышение.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы обеспечения конкурентоспособности бренда предприятия ООО «Эко Строй ЛК»;
2. рассмотреть методы оценки конкурентоспособности бренда предприятия ООО «Эко Строй ЛК»;
3. провести анализ конкурентоспособности бренда предприятия ООО «Эко Строй ЛК»;
4. разработать программу маркетинга, направленную на повышение конкурентоспособности бренда предприятия ООО «Эко Строй ЛК»;
5. провести экономическое обоснование эффективности проекта маркетинга, направленного на повышение конкурентоспособности бренда предприятия ООО «Эко Строй ЛК».
Объектом исследования в работе является предприятие ООО «Эко Строй ЛК».
Предметом исследования в работе является конкурентоспособность бренда.
Методологическую основу исследования составляют метод теоретического анализа: диалектический общенаучный метод, специальные методы
исследования: анализ, синтез и обобщение учебной экономической литературы, анализ законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих повышение конкурентоспособности предприятия ;
- метод анализа специальной литературы;
- частные научные методы: метод системного анализа.
Настоящая работа состоит: из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В настоящей работе определено, что современное предприятие должно быть в состоянии эффективно реагировать, приспосабливаться к изменениям внешнего окружения, чтобы обеспечить выживание и достижение поставленных целей. Для этого менеджмент организации должен снижать неопределенность положения предприятия в окружении, развивать адаптивность ее к изменениям внешней среды, вырабатывать и проводить политику взаимодействия организации с факторами внешней среды. При этом эффективное взаимодействие с окружением предполагает воздействие как на процессы внутри предприятия, так и на факторы внешней среды.
По результату исследования теоретических аспектов, мы пришли к выводу, что бренд - это сложный многоплановый феномен, социокультурный по происхождению и семиотический по природе, который используется в маркетинге и менеджменте с экономическими целями. Для определения конкурентной позиции предприятия особое внимание уделяется факторам его конкурентоспособности. Конкурентоспособность бренда можно определить как его способность конкурировать с другими брендами в сознании потенциального потребителя в заданный промежуток времени. Она отражает меру привлекательности бренда для целевой аудитории.
Нами определено, что существуют различные методы оценки конкурентоспособности бренда. Информация о степени конкурентоспособности бренда является важной для решения управленческих задач, поскольку дает текущее представление о внутреннем и внешнем положении бренда, позволяет планировать коммуникативную стратегию бренда и оценивать ее эффективность, способствует наиболее эффективному распределению ресурсов. Для повышения конкурентоспособности бренда существуют мероприятия. Таким образом, управление конкурентоспособностью бренда - это реализация мероприятий, направленных на увеличение доли рынка.
Нами проведена оценка конкурентоспособности бренда предприятия ООО «Эко Строй ЛК», которая показала сильные и слабые стороны.
Обеспечение конкурентоспособности предприятия предполагает необходимость ее количественной оценки, которая может быть получена различными как аналитическими, так и графическими методами. По результатам исследования было выявлено, что организация ООО «Эко Строй ЛК» более конкурентоспособна, чем предложенный конкурент по всем анализируемым параметрам.
Проведя анализ конкурентоспособности предприятия выявлено, что по отношению к аналитическому периоду прошлого года выручка от продаж снизилась на 497996 тыс. руб. (11,04%), производительность труда на предприятии снижается в 2015 году на 2459,15 тыс. руб./чел. (11,26%). Это говорит о необходимости принимать меры для повышения финансовых показателей.
Для повышения конкурентоспособности бренда предприятия нами разработан проект программы маркетинга. Обязательным элементом разработки проекта программы маркетинга являются организационные изменения в компании, способствующие более эффективной ее деятельности.
В результате проведенных исследований были выполнены поставленные задачи:
1. была поставлена задача рассмотреть теоретические основы обеспечения конкурентоспособности бренда. По результату исследования нами определено, что конкурентоспособность бренда можно определить как его способность конкурировать с другими брендами в сознании потенциального потребителя в заданный промежуток времени. Она отражает меру привлекательности бренда для целевой аудитории.
2. была поставлена задача рассмотреть методы оценки
конкурентоспособности бренда. По результату исследования нами определено, что используя методы оценки конкурентоспособности бренда можно объективно определить позицию, которую занимает тот или иной товар на рынке.
3. была поставлена задача провести анализ конкурентоспособности бренда предприятия ООО «Эко Строй ЛК». По результату исследования нами определено, что анализируемое предприятие ООО «Эко Строй ЛК» может конкурировать с другими предприятиями в аналогичной сфере деятельности по цене и качеству, маркетинговому потенциалу, доле рынка.
4. была поставлена задача разработать программу маркетинга, направленную на повышение конкурентоспособности бренда предприятия ООО «Эко Строй ЛК». По результату исследования нами составлена программа маркетинга, предложены рекомендации по улучшению конкурентоспособности предприятия. К предложенным рекомендациям относятся:
а) Расширение ассортимента реализуемых товаров; Для более эффективной работы ООО «Эко Строй ЛК» необходимо расширить ассортимент, так как данный ассортимент слишком узок, можно увеличить прибыль дополнив его.
б) Внести корректировки в ценовую политику предприятия, сделав уровень цен для потребителей наиболее доступным; Рекомендации ценовой политики направлены на сотрудничество с прорабами. В качестве корректировки в ценовую политику предприятия предлагается немного снизить цену и повысить потребительскую оценку. Последствием данного альтернативного поведения является сохранение доли рынка, краткосрочное снижение прибыли, далее - рост за счет увеличения продаж.
в) Разработать мероприятия, направленные на повышение эффективности коммуникационной политики. Важнейшим элементом коммуникационной политики предприятия является реклама, входящая в систему продвижения товаров и услуг. Смысл данной коммуникационной политики заключается в передаче информации от одного субъекта к другому.
5. провести социально-экономическое обоснование эффективности проекта маркетинга. Нами проведены экономические расчеты прогнозного баланса, которые показали целесообразность предложенных мероприятий.
В результате первого мероприятия расширится ходовой ассортимент товара сухих строительных смесей КНАУФ по более привлекательных ценам, прогноз выручки составит 7835,4 тыс. руб. в год., экономическое обоснование эффективности рекомендации заключается в повышении выручки на 19 %. Данное мероприятие принесет дополнительную выручку 1245,6 тыс. руб. Таким образом мы пришли к выводу о эффективности данного мероприятия.
В результате второго мероприятия, по которому предложено сотрудничество с прорабом, который будет приводить на предприятие новых дизайнеров и клиентов, прогноз выручки составит 67985,5 тыс. руб. в год., экономическое обоснование эффективности рекомендации заключается в повышении выручки на 10 %. Данное мероприятие принесет дополнительную выручку 5562,5 тыс. руб. Таким образом мы пришли к выводу о эффективности данного мероприятия.
Третье мероприятие по повышению эффективности коммуникационной политики основано на представление нового товара, расширение знаний потребителей о целях и способах возможного использования товара в обиходе, создание благоприятного впечатления о фирменной марке и самом товаре, активизация спроса, информация об изменениях условий, интересных для потребителей. Прогноз выручки составит 66749 тыс. руб. в год., экономическое обоснование эффективности рекомендации заключается в повышении выручки на 8 %. Данное мероприятие принесет дополнительную выручку 4944 тыс. руб. Таким образом мы пришли к выводу о эффективности данного мероприятия.
В результате всех предложенных мероприятий предприятие увеличит свою выручку от продажи товаров. Общий экономический эффект составит 11752,1 тыс. руб. в год.
1. Анин С. А. Конкуренция и эффективность инноваций в условиях рыночной экономики // Вестник Чувашского университета. - 2013. № - 1. - 205 с.
2. Ангелова О.Ю., Дмитриева Е.М. Стоимость бренда как фактор
конкурентоспособности / О.Ю. Ангелова, Е.М. Дмитриева // Концепт. - 2015. № -
2. - 87 с.
3. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление: учебное пособие / Аакер Д. СПб.: Питер, 2014. - 544 с.
4. Авдеева Т.В. Вариативная методика оценки бренда / Авдеева Т.В., Панько Ю.В. // Фундаментальные исследования. - 2015. № 9. - 100 с.
5. Ахматова М. Теоретические модели конкурентоспособности / Ахматова М., Попов Е. // Маркетинг. - 2013. № 4. - 105 с.
6. Баринов В. Развитие организации в конкурентной среде / Баринов В. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. № 6. - 56 с.
7. Богомолова И.П., Гаврилова З.В. Брендинг как инструмент управления конкурентоспособностью предприятий: монография / Богомолова И.П., Гаврилова
3. В.: Воронеж, 2014. - 112 с.
8. Васильева М., Надеин А. Брэнд - сердце бизнеса / Васильева М., Надеин А. // Рекламные идеи. - 2013. № 4. - 78 с.
9. Ватлин А.А. Внутренний брендинг как элемент корпоративной социальной ответственности на предприятии промышленного назначения / Ватлин А.А. // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. -
2014. № 11. - 185 с.
10. Васильева Е.П. Бренд как фактор конкурентоспособности предприятия / Е.П. Васильева // Тезисы докладов XVI межвузовской научной конференции молодых ученых (17-18 апр. 2013 г., Минск). - Редкол.: В.В. Манкевич (отв. ред.) [и др.]. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2013. - 240 с.
11. Валитов Ш.М. Управление конкурентными преимуществами при проведении промышленной политики: учебное пособие / Валитов Ш.М., Сафиуллин А. Р. // Федеральное агентство по образованию, Казанский гос. финансово-экон. ин-т. - Москва: Экономика, 2013. - 352 с.
12. Голубева Т.Г., Елисеев О.Н. Бенчмаркинг как эффективный инструмент управления организацией / Голубева Т.Г., Елисеев О.Н. // Качество. Инновации. Образование. - 2012. № 1. - 65 с.
13. Гришкова Н.С. Стратегии управления брендом как составляющие бренд- менеджмента / Гришкова Н.С. // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2014. № 3. - 245 с.
14. Гурина Д.А. Брендинг как фактор корпоративных конкурентных преимуществ в международном бизнесе / Гурина Д.А. // Международный бизнес. - 2011. №3. - 255 с.
15. Добрыднева С.Г. Система управления взаимоотношениями как инструмент усиления конкурентоспособности брендов массового потребления на развитых насыщенных рынках / С.Г. Добрытнева // Вестник Донского госуд. техн. ун-та. - 2011. - Т. 11. №5. - 775 с.
16. Ермолина Л.В. Значение стратегического управления в повышении конкурентоспособности предприятий и развитии экономики страны / Ермолина Л.В. // Вестник Самарского государственного университета. - 2015. № 2. - 255 с.
17. Ечка Е.М. Брендинг на современном этапе развития рыночной экономики: учебное пособие / Ечка Е.М. // Актуальные проблемы экономики, социологии и права в современных условиях: статьи и тезисы докладов. Пятигорск. - 2014. - 288 с.
18. Ечка Е.М. Развитие механизмов государственно-частного партнерства в рамках реализации концепции социальной ответственности бизнеса: предпосылки и барьеры // Наука в эпоху дисбалансов: сб. ст. Ч. 2. Киев: Центр научных публикаций. - 2014. - 352 с.
19. Иванцок Е.И. Основные аспекты конкурентоспособности брендов международных компаний: учебное пособие / Иванцок Е.И. // Аудит и финансовый анализ. - 2012. - № 6. - 382 с.
20. Котлер Ф., Вонг В., Армстронг Г. Основы маркетинга: учебное пособие / Котлер Ф., Вонг В., Армстронг Г. М.: Вильямс. - 2012. - 115 с.
21. Москвин В. А. Управление качеством в бизнесе: Рекомендации для
руководителей предприятий, банков, риск-менеджеров: производственно¬
практическое издание / Москвин В. А. М.: Финансы и статистика. - 2014. - 509 с.
22. Минько, Э. В. Качество и конкурентоспособность: производственно-практическое издание / Минько Э. В., Кричевский М. Л. - СПб.: Питер. - 2013. -
208 с.
23. Новикова У.И. Оценка влияния факторов внешней среды на формирование и дальнейшее развитие промышленных и потребительских брендов в Российской Федерации / Новикова У.И., Чернышёва Н.И., Колесникова Т.П. // Молодой ученый. - 2011. - № 2. Т.1. - 218 с.
24. Николаева И.П. Война брендов как форма конкурентной борьбы / Николаева И.П., Арманова Б.М. // Известия Волгоградского госуд. техн. ун-та. - 2011. - Т. 14. - №12. - 36 с.
25. Олехнович, Г. И. Конкурентные стратегии на мировых рынках: курс лекций / Олехнович Г. И. - М.: Издательство деловой и учебной литературы. -
2015. - 378 с.
26. Савельева Н.А. Управление конкурентоспособностью фирмы: учебник / Савельева Н.А. - Ростов н/Д: Феникс. - 2014. - 220 с.
27. Трифонов Е.В. О необходимости модернизации экономической цели развития общества / Трифонов Е.В. // Армия и общество. - 2014. - № 2. - 150 с.
28. Юн, Г. Б. Конкурсное производство: Учеб.-практ. пособие / Г. Б. Юн Г. Б., Воронова Ю. А., Григорьев. В. В - М.: Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации: Дело. - 2014. - 431 с.
29. Чернатони Л. Брендинг. Как создать мощный бренд: учебник / Лесли де Чернатони, Малькольм МакДональд; пер с англ. под ред. Б.Л. Еремина; предисл. Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2014. - 559 с.