Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЯЗЫКОВАЯ ИГРА В КОНТЕКСТЕ ДЕТСКОГО ПЕРИОДИЧЕСКОГО ИЗДАНИЯ

Работа №85521

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы59
Год сдачи2017
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
189
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СПЕЦИФИКА ДЕТСКИХ СМИ 7
1.1. Понятие детского периодического издания 7
1.2. Использование языковой игры в работе с аудиторией детского
периодического издания 17
ГЛАВА II. РАБОТА С АУДИТОРИЕЙ ДЕТСКИХ ПЕЧАТНЫХ СМИ
ПОСРЕДСТВОМ ПРИЁМОВ ЯЗЫКОВОЙ ИГРЫ 24
2.1 Приёмы языковой игры в литературно-художественном журнале
«Мурзилка» 26
2.2 Приёмы языковой игры в юмористическом журнале «Весёлые картинки» 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. В России детская печать является самостоятельным элементом общей системы СМИ. Ее специфика определена отчетливо выявленной возрастной ориентированностью на детскую аудиторию. В связи с этими в детской журналистике применяются особые, свойственные только ей специфические приемы представления реальности, собственноличные выразительные приемы, формы и методы контакта с аудиторией. Все это требует глубокого исследования, особенно в контексте динамично развивающихся средств массовой коммуникации.
Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, детская журналистика активно взаимодействует с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образование, наука, культура). В течение долгого времени основными функциями, исполняемыми детской журналистикой, оставались воспитательная, познавательная и социализирующая. Несмотря на это, в настоящее время эти функции отходят на второй план, а во многих случаях и вовсе не осуществляются. По мнению исследователей, современная детская журналистика взяла за основу американский образец подачи информации - преобладание комиксов в печатной социальной и политической действительности. Комиксы построены на примитивных стереотипах и способствуют формированию представлений (подобранных авторами) о чем угодно. Язык в процессе подобной стереотипизации крайне обедняется. Поэтому так важно исследовать феномен языковой игры - текстовую возможность привлечения и удержания внимания детской аудитории.
Для современной российской лингвистики характерно как использование текстов СМИ (наряду с художественными и другими текстами) в качестве источника языкового материала для изучения языковой игры, так и специальное рассмотрение специфики игровых приемов в СМИ с точки зрения их структуры, функций и дискурсивно-прагматической мотивированности.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ данной проблемы в работах таких авторов, как М.Н.Алексеева, Б.Ю.Грачевский, А.Н.Калмыков, Г.Л. Капустина, .А. Мягкова, ЛН.Нарочницкая, И.А.Руденко, Н.Э.Радлов, В.И.Соловьев, К.Ю.Новиков и др.
Объектом исследования данной дипломной работы являются тексты детских журналов, а предметом выступают приёмы языковой игры в детских журналах.
Целью дипломной работы является исследование применения приёмов языковой игры в литературно-художественном журнале «Мурзилка» и юмористическом журнале «Весёлые картинки».
Для достижения обозначенной цели в работе решаются следующие задачи:
1) рассмотреть понятие детского периодического издания;
2) выявить особенности воздействия редакции на аудиторию детского периодического издания;
3) рассмотреть феномен языковой игры в журналистских текстах для детей;
4) выявить и изучить приёмы языковой игры на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях в анализируемых детских СМИ.
Эмпирической базой исследования являются литературно-художественный журнал «Мурзилка» и юмористический журнал «Весёлые картинки» - по 12 номеров за 2016 год и по 4 номера за 2017 год.
Теоретической базой дипломной работы послужили исследования Акопова А.И., Руденко И.А., Капустиной Г.Л., Жуковой Д.А., Негрышевой А.А., Кулаковой Н.Л. и др.
Методологическая база. В данном исследовании мы использовали метод сплошной выборки, цитатно-иллюстративный метод, компаративистский (сравнительный) подход, метод анализа и интерпретации полученных данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в ходе разработки специальных курсов по детской журналистике, а также при создании печатных СМИ для детей.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, в каждой главе по 2 параграфа, заключения и списка литературы.
Во введении обозначена актуальность изучаемой темы, представлена степень ее научной разработанности, указан объект и предмет, цель, задачи, методы выпускной квалификационной работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы современной детской журналистики, а также содержание понятий «аудитория детского издания» и «языковая игра».
Во второй главе изучаются структурно-тематические особенности детских печатных СМИ и проводится анализ приёмов языковой игры в исследуемых детских печатных СМИ.
В заключении сделаны основные выводы по исследуемой проблеме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Детская журналистика - это особая область журналистского творчества, которая оказывает влияние на развитие детей и подростков. Этот факт отражается, прежде всего, в специфической целевой аудитории издания, на адресате - ребенке. Право на существование имеет лишь то издание, в котором издатели и авторы учитывают возрастные, а значит, психологические и эмоциональные особенности ребенка. От этого зависит читательский успех газеты или журнала, и, в конечном счете, его рыночная конкурентоспособность. Интересным элементом, привлекающим и удерживающим внимание ребенка, является языковая игра.
В современной науке языковая игра исследуется в различных аспектах - лингвистическом, культурологическом, коммуникативном, семиотическом и др. Многообразие подходов к данному феномену объясняется тем особым воздействием, которое имеют в современном социуме коммуникативные технологии с их богатым запасом вербально-выразительных средств. Средства массовой информации образуют сегодня универсальную коммуникативную среду, которая существует и развивается по своим законам и имеет специфические рычаги воздействия на мнение общественности, социальные институты и культуру в целом. Именно внутри данной гармоничной среды действует устойчивый «спрос и предложение» на языковую игру как на одно из средств массового коммуникативного влияния. В данном контексте актуальной исследовательской задачей оказывается исследование лингвистических приемов языковой игры. Широчайшее использование языковой игры в текстах масс-медиа стало, по утверждению С.И. Сметаниной, одной из ярких примет современного информационного пространства.
Под языковой игрой в данной работе мы понимаем варьирование языковых знаков (плана выражения или плана содержания) на различных языковых уровнях (лексическом, грамматическом, фонетическом) с целью удовлетворения гедонистической и эстетической функций, при условии наличия у реципиента достаточной коммуникативной и эмоциональной компетенции.
Для того чтобы в полной мере понять и оценить использование языковой игры в детских СМИ, необходимо иметь представление о понятии детского периодического издания, о его аудитории и самом феномене языковой игры, что мы и сделали в первой главе. Аудиторию исследуемых детских СМИ можно характеризовать как аудиторию с потребностью в рекреации. Еще раз подчеркиваем, что детская журналистика должна являться оригинальным фильтром на пути к сердцу и разуму подрастающего человека. Она должна создавать лучшие условия для совершенствования личности ребенка, его речевых умений.
Во второй главе мы рассмотрели приёмы языковой игры на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях в детских СМИ. Отметим, что ни один из номеров анализируемых детских журналов не обошелся без использования разнообразных приемов языковой игры. Основной целью языковой игры в исследуемых журналах явилось достижение комического эффекта
Изучив материалы журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» 2016 года и первого квартала 2017 года, можно отметить, что язык, которым написаны многие материалы, подвержен влиянию современных реалий - текст перестает быть важным источником информации, уступая место комиксам; в детских журналах всё больше развлекают детей и всё меньше обучают. Использование текстов различных жанров (стихи, загадки, скороговорки, рассказы, сказки и др.) обусловлено тем, что внимание детей неустойчиво, и необходима частая смена форм деятельности для того, чтобы ребенок не отвлекался. Но всё же главная роль в анализируемых детских СМИ отдана иллюстрациям.
Проведя языковой анализ литературно-художественного журнала «Мурзилка» за 2016 год и за первый квартал 2017 года, мы пришли к выводу, что наиболее часто используемым приёмом языковой игры является повтор - как лексический, так и синтаксический. Использование языковой игры в журнале носит не только развлекательную, но и образовательную функцию, например, повторы помогают ребёнку лучше запомнить материал, выучить слово, а метафора учит определять многозначность слова. Характерной стилистической чертой текстов в юмористическом журнале «Веселые картинки» является употребление слов в уменьшительно-ласкательном значении (некая стилизация текстов под детскую речь), одушевление растений и «очеловечивание» животных - такой прием помогает наладить контакт с детской аудиторией. В современных выпусках журнала наиболее часто используются приемы паронимии и омонимии. Нельзя не отметить сильное влияние современного языка на речь издания.
На фоне обширной визуализации и перехода на комиксы, языковая игра - это одна из возможностей привлечения и удержания внимания детей на тексте. Найденные и проанализированные приемы языковой игры подтверждают это.



Источники:
1. Мурзилка [Электронный ресурс]: сайт детского журнала. Электрон.дан. - М., 2006. - Режим доступа:https://murzilka.org.
2. Весёлые картинки [Электронный ресурс]: сайт детского
юмористического журнала. Электрон.дан. - М., 2007. - Режим доступа: http://www.veselyekartinki.ru.
Литература:
3. Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий / А.И. Акопов. - Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та,
2005. - 170с.
4. Алексеева М.Н. О публицистике детских журналов второй половины 20-х годов / М.Н. Алексеева // Вестник Моск. ун-та. - Сер.10. Журналистика - 1979. - № 1. - 157с.
5. Антонова С.Г. Редакторская подготовка изданий / С.Г.Антонова. - М.: Логос, 2004. - 230с.
6. Арзамасцева И.Н. Детская литература / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. - М., 2000. - 352с.
7. Беспалова А.Г. История мировой журналистики: учебник / Е.А. Корнилова, А.Г. Беспалова, А.П. Короченский. - М.: МарТ, 2003. - 289с.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Ин-т практ. психологии, 1997. - 230с.
9. Большакова Е. А. Взаимодействие с аудиторией в региональных
изданиях (на примере газет «Челябинский рабочий», «Губерния», «Южноуральская панорама»). Режим доступа:
http://journals.susu.ru/lcc/article/view/121/313 (дата обращения: 14.03.2017).
10. Вакурова Н.В. Типология жанров современной экранной продукции: учеб. пособие / Н.В. Вакурова, Л.Н. Московкин. - М., 2002. - 356с.
11. Воронова О.А. Журналистское произведение - итог и процесс нравственного выбора / О.А. Воронова // Вестник Моск. ун-та. - Сер.10. Журналистика. - 1992. - № 6. - С. 65-74.
12. Ворошилов В.В. Журналистика: курс лекций / В.В. Ворошилов. М.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. - 128с.
13. Ворошилов В.В. Журналистика: базовый курс / В.В.Ворошилов. - М.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 526с.
14. Горюнова Н.Л. Художественно-выразительные средства экрана: учебник / Н.Л. Горюнова. - М.: Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2000. - 39с.
15. Грачевский Б.Ю. Детское телевидение категорически
необходимо [Электронный ресурс]: интервью / Б.Ю. Грачевский. - Электрон.дан. - М., 2006. - Режим доступа: http://www.zarplata.ru. (дата
обращения: 31.03.2017).
16. Егоров В.В. Терминологический словарь телевидения /
В.В.Егоров. - М.: Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 1995. - 92с.
17. Егоров В.В. Телевидение: Страницы истории / В.В.Егоров. - М.: Аспект-Пресс, 2004. - 175с.
18. Жукова Д.А.Методы воздействия на общественное сознание в детских СМИ // Историческая и социально-образовательная мысль. 2010. № 4 (6). Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/metody-vozdeystviya-na-obschestvennoe-soznanie-v-detskih-smi (дата обращения: 14.03.2017).
19. Журавлева Е. Беспокойной ночи, малыши! Российские телеканалы могут лишиться лицензий за отсутствие детских программ [Электронный ресурс]: статья / Е.Журавлева. - Электрон.дан. - М., 2005. - Режим доступа:www.newizv.ru (дата обращения: 04.04.2017).
20. Засурский Я.Н. Система средств массовой информации России: учеб. пособие для вузов / Я.Н. Засурский, М.И. Алексеева, Л.Д. Болотова. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 259с.
21. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблема обучения. - М.: Русский язык, 2009. - 260с.
22. Калмыков А.Н. Интернет-журналистика / А.Н. Калмыкова, Л.В.Коханова. - М., 2005. - 325с.
23. Капустина Г.Л. Детская периодика сегодня: к вопросу о целевой аудитории [Текст] // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, май 2012 г.). Режим доступа: https://moluch.ru/conf7phil/archive/27/2275/ (дата обращения: 02.03.2017).
24. Капустина Г.Л. Современная детская газета как тип издания:
Автореферат дис. на соискание ученой степени канд. филол. н. специальность 10.01.10. - Воронеж, 2014. Режим доступа:
http://docplayer.ru/28511148-Kapustina-galina-leonidovna-sovremennaya-detskaya-gazeta-kak-tip-izdaniya-specialnost-zhurnalistika.html (дата обращения: 20.04.2017).
25. Кацев И.Г. История российского телевидения: 1907-2000 гг.: учебник для вузов / И.Г.Кацев. - М.: РГУ, 2004. - 256с.
26. Ким М.Н. Жанры современной журналистики / М.Н.Ким. - М.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. - 210с.
27. Кихтан В.Г. Информационные технологии в журналистике /
B. Г.Кихтан. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 160с.
28. Клушина Н.И. Общие особенности публицистического стиля / Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: Учебное пособие. - М., 2003. - 286с.
29. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: учебник для вузов /
C. Г.Корконосенко. - М.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 511с.
30. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики / И.В.Кузнецов. - М.: Флинта, 2006. - 410с.
31. Кузнецов Г.В. Телевизионная журналистика: учебник / Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. - М., 2003. - 324с.
32. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник / Г.В. Лазутина. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 240с.
33. Мягкова Л.А. Особенности и общие характеристики детских газет / Л.А. Мягкова // Вестн. Моск. ун-та. - Сер.10. Журналистика. - 2000. - № 5. - С. 48-52.
34. Мухина B. Возрастная психология. Феноменология развития. - М., 2010. - 300с.
35. Нарочницкая Н. Детям можно читать не всё [Электронный ресурс]: интервью / Н. Нарочницкая. - Электрон.дан. - М., 2007. - Режим доступа:www.narochnitskaia.ru (дата обращения: 02.05.2017).
36. Негрышев А.А. Языковая игра в СМИ: текстообразующие механизмы и дискурсивные функции (на материале газетных новостей). - Режим доступа:http://www.my-luni.ru/journal/clauses/98/ (дата обращения: 12.03.2017).
37. Новиков К.Ю. Психология детского радиовещания: науч.монография. - М.: ОЛМА-Пресс, 2006. - 198с.
38. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики: учеб.пособие для вузов / Р.П. Овсепян. - М.: Издат-во МГУ, 1999. - 237с.
39. Овчинников Р.А. Корпоративный веб-сайт на 100%. Требуйте от сайта большего!: учеб. пособие для вузов / Р.А. Овчинников, С.С. Сухов. - СПб.: Питер, 2010. - 320с.
40. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество: учеб. пособие для вузов / В.Ф. Олешко. - М.: РИП-холдинг, 2003. - 198с.
41. Олешко В.Ф. Психология журналистики: учеб. пособие для вузов / В.Ф. Олешко. - М.: Изд-во Михайлова В.А., 2006 - 214с.
42. О средствах массовой информации (Закон о СМИ): закон РФ от 27.12.1991г. // N 2124-1. - М.: Юрид.лит., 1993. - 61с.
43. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учеб. пособие
для вузов / Е.П.Прохоров. - М.: Аспект-пресс, 2007. - 448с.
44. Радлов Н.Э. Рисунок в детском журнале: статья / Н.Э. Радлов // Детская литература. - М., 1965. - №4. - С. 153-163.
45. Розенталь Д.Э. Словарь лингвистических терминов. - М., 2008. - 600с.
46. Российские СМИ в Интернете // Библиотека Центра
экстремальной журналистики. - М.: Аспект Пресс 2003. - 287с.
47. Руденко И.А. Детская и юношеская пресса / И.А. Руденко // Информационное пространство российского подростка в постсоветский период (социологический анализ). - М.:НИИ школ. технологий, 2006. - 320с.
48. Руденко И.А. Детская печать в России на современном этапе / И.А. Руденко // Вестн. Моск.ун-та. -Сер.10. Журналистика. - 1997. - № 5. -
С. 77-85.
49. Садков П. Почему детские шоу - такая редкость? [Электронный ресурс]: статья / П. Садков. - Электрон.дан. - М., 2008. - Режим доступа: www.kp.ru (дата обращения: 28.01.2017).
50. Саенкова Л.П. Молодёжная газета: возможность диалога с читателем / Л.П. Саенкова // Актуальные проблемы социально -гуманитарных и естественных наук: Тезисы науч.-практич. конф., посвященной 70-летию ун-та. - Минск: Наука, 1991. - 108с.
51. Санников В.З. Об истории и современном состоянии русской языковой игры. - М., 2009. - 120с.
52. Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. - М., 2009. - 130с.
53. Светловская Н.Н. Детская книга и детское чтение: учеб. пособие для вузов / Н.Н. Светловская. - М.: Академия, 1999. - 230с.
54. Свитич Л.Г. Социология журналистики: учеб. пособие для вузов / Л.Г.Свитич. - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2005. - 119с.
55. Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры. Динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века / С.И. Сметанина. -
СПб., 2002. - 200с.
56. Солганик Г.Я. Толковый словарь. Язык газеты, радио,
телевидения: учеб. пособие / Г.Я. Солганик. - М.: АСТ, 2002. - 752с.
57. Соловьев В.И. Редакционная подготовка периодических изданий / В.И.Соловьев. - М.: ПРЕССА, 2002. - 232с.
58. Суворов С. Как детские журналы приспосабливаются к взрослым правилам игры [Электронный ресурс]: статья / С. Суворов. - Электрон. дан. - СПб., 2007. - Режим доступа:http://www.lenizdat.ru (дата обращения: 04.04.2017).
59. Типология периодической печати: учеб. пособие для студентов вузов / М.Е. Аникина, В.В. Баранов, О.А. Воронова [и др.]; под ред. М.Б. Шкондина, Л.Л. Реснянской. - М.: Аспект-Пресс, 2007. - 236с.
60. Толоконников Н.Л. Из истории детской периодической печати. Журналы «Чиж» и «Ёж» / Н.Л. Толоконников // Начальная школа. - 1993. - № 5. - 98с.
61. Тулупов В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Новые тенденции в издании газет / Тулупов В.В. - Воронеж: Кварта, 2001. - 201с.
62. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка: Около 100000 слов / Д.Н. Ушаков. - М.: Аделант, 2013. - 800c.
63. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций: науч.монография. - М.: ОЛМА-Пресс 1995. - 423с.
64. Холмов М.И. Перед оком пристальной цензуры: Из истории дореволюционной детской журналистики // Вестн. Ленинград. ун-та. - Сер.8. Журналистика. - 1980. - № 3. - 80с.
65. Холмов М.И. Из истории появления детской газеты // Проблемы детской литературы. - Петрозаводск, 1979. - 95с.
66. Холмов М.И. Становление советской журналистики для детей / М.И.Холмов. - Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1983. - 207с.
67. Хубаев Г.Н. Информатика: учеб. пособие для вузов / Г.Н. Хубаев. - Ростов н/Д: МарТ, 2010. - 288с.
68. Цвик В.Л. Телевизионные новости России / В.Л. Цвик, Я.В. Назаров. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 205с.
69. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: учеб. пособие для вузов / В.Л. Цвик. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 382с.
70. Чуков П.И. Специализированные газеты как тип издания: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / Чуков П.И. - Ростов н/Д, 2004. - 202с.
71. Шигарева Ю. Телевидение России воспитывает патриотов США [Электронный ресурс]: статья / Ю. Шигарева. - Электрон.дан. - М., 2007. - Режим доступа:www.aif.ru (дата обращения: 03.05.2017).
72. Шкондин М.В. Типология периодической печати: учеб. пособие для вузов / М.В. Шкондин, Л.Л. Реснянская. - М.: Высш.шк., 2007. - 427с.
73. Шкондин М.В. Периодическая печать: системные основы типологии // Типология периодической печати / под ред. М.В. Шкондина и Л.Л. Реснянской. - М., 2009. - 98с.
74. Щеглова С.Н. Как изучать детство? Социологические методы исследования современных детей и современного детства: учеб. пособие /
С.Н. Щеглова. - М.: Юнпресс, 2000. - 72с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ