ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСЕКТЫ ПРОДВИЖЕНИЯ СРЕДСТВАМИ PR В
СФЕРЕ ФЭШН-ИНДУСТРИИ 6
1.1. Научные подходы к понятию «продвижение» 6
1.2. Методы, средства и технологии в PR-продвижении 15
1.3. Особенности продвижения торгового предприятия в сфере фэшн-
индустрии 23
2. АНАЛИЗ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «BEFREE»
И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ PR-ПРОЕКТА 32
2.1. Краткая характеристика торгового предприятия «Befree» 32
2.2. Анализ PR-деятельности и конкурентного окружения 39
2.3. Разработка PR-мероприятия «День открытых дверей» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУР 69
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время вопросы продвижения торговых предприятий все чаще поднимаются в качестве приоритетных во многих организациях, особенно в сфере розничной торговли. Чтобы потребитель был заинтересован той или иной организацией, он должен обладать подробной информацией о товарах и ценах, поэтому торговые предприятия используют различные PR-средства для установления с ним контакта, а в дальнейшим - долгосрочных партнерских взаимоотношений. Поэтому эффективные PR- мероприятия так важны среди конкурентных организаций.
Актуальность темы обуславливается тем, что в условиях постоянного увеличения количества конкурентных торговых предприятий организации стремятся максимально привлечь потенциальную аудиторию к своему товару или услугам, удерживая её при минимальных затратах. В данном случае PR становится эффективным средством повышении конкурентоспособности товаров и организации в целом. Специалисты по связям с общественностью широко исследуют эту многоаспектную проблему со специалистами из других областей (реклама, маркетинг, управление качеством, менеджмент и др.), занимаются формированием и обеспечением конкурентоспособности.
Объектом исследования является PR - продвижение торгового предприятия в фэшн - индустрии.
Предметом исследования являются PR - средства в продвижении торгового предприятия «Befree» г. Набережные Челны.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в систематизации и применении на практике теоретических знаний при разработке PR-мероприятия по продвижению торгового предприятия «Befree».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты продвижения средствами PR в сфере фэнш - индустрии;
- охарактеризовать деятельность торгового предприятия «Befree»;
- проанализировать PR-деятельность и конкурентное окружение организации;
- разработать PR- мероприятие «День открытых дверей» для торгового предприятия «Befree».
Теоретической базой исследования послужили работы российских и зарубежных экспертов в области PR-продвижения. В числе наиболее используемых авторов можно отметить Жан-Жака Ламбена. В его мультиатрибутивной модели формируются показатели конкурентоспособности, имеющие решающее значение для достижения успеха на рассматриваемом рынке. Далее подробно рассмотрена классификация PR-средств М.А Шишкиной, в которой вся совокупность социальных технологий, составляющих PR, автор делит на две большие взаимосвязанные группы: устроительный, неинформационный PR и информационный PR.
Эмпирическую базу исследования составили анкеты, документы, регламентирующие деятельность организации, материалы исследования, нормативные документы компании.
Методами исследования послужили: теоретический анализ литературных источников; анализ документации; метод SWOT-анализа - данный инструмент очень наглядно систематизирует всю информацию о внутренней и внешней среде любой организации и метод анкетирования - психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов.
Практическая значимость работы заключается в разработке материалов для реализации PR-мероприятия. Которые были внедрены и реализованы с максимальной эффективностью.
ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении были определены цель и задачи исследования, описаны теоретическая и эмпирическая базы, обозначены методы исследования, а также рассмотрена практическая значимость данной работы.
Первая глава «Теоретические аспекты продвижения средствами PR в сфере фэнш-индустрии» посвящена изучению научных подходов к понятию «продвижение», а также описанию методов, средств, технологий в PR- продвижении, в частности особенностям продвижения торгового предприятия в сфере фэнш-индустрии.
Вторая глава «Анализ PR-деятельности торгового предприятии «Befree» и рекомендации для разработки PR-мероприятия» содержит краткую характеристику предприятия «Befree», анализ PR-деятельности предприятия и его конкурентного окружения. Теоретический материал первой главы послужил основой для подготовки рекомендаций по продвижению торгового предприятия «Befree» в рамках реализации PR- мероприятия «День открытых дверей».
В заключении подведены итоги написания выпускной квалификационной работы, сформулированы основные выводы.
Список использованной литературы состоит из 51 источника. Приложения представлены на 13 листах.
Для привлечения покупателей, увеличения продаж, поддержания и укрепления имиджа предприятия, PR-специалисты применяют различные средства продвижения товара или услуги на рынок. Необходимость продвижения обусловлена тем, чтобы потребители приобрели именно товар определенного торгового предприятия. Для этого специалисты в области рекламы и связей с общественностью прибегают к различным PR-средствам продвижения, одним из которых будет разработка и реализация PR- мероприятие.
Актуальность темы обусловлена тем, что в условиях постоянного увеличения количества конкурентных торговых предприятий организации стремятся максимально привлечь потенциальную аудиторию. В данном случае PR становится эффективным средством в повышении конкурентоспособности товаров и организации в целом.
В первой части выпускной квалификационной работы «Теоретические аспекты продвижения средствами PR в сфере фэшн-индустрии» рассматривались научные подходы к понятию «продвижение», методы, средства и технологии в PR-продвижении и особенности продвижения торгового предприятия именно в сфере фэшн - индустрии. Можно отметить, что PR в качестве средства продвижения торгового предприятия преследует двоякую цель: активацию потребительского спроса и поддержание благоприятного отношения к компании. Выявлены каналы продвижения, которые будут предложены для использования в предложенном PR- мероприятии. В пункте 1.2 рассмотрены классификации средств PR таких учёных как С.О. Емельянова, В.А. Полторак и М.А. Шишкиной. PR воздействует на целевую аудиторию, используя целый ряд различных методов, средств и технологий. Подобные методы заимствованы у различных наук, такие как: социология, психология, маркетинг. Некоторые формы PR могут выступать так же средствами PR, эту особенность очень эффективно и выигрышно применять на практике. Также при разработке PR- технологии входят три этапа: теоретический, методический и процедурный. Исследование теоретических аспектов деятельности по связям с общественностью в модной индустрии позволило выявить ряд основных особенностей PR в сфере fashion-рынка, а именно: функция паблик рилэйшнз в модной индустрии заключается в создании вокруг бренда особого информационного, делающего его желанным и востребованным в сознании потребителей; ключевыми инструментами PR-деятельности на данном рынке становятся технологии эмоционального вовлечения целевой аудитории в жизнь бренда, позволяющие в условиях жесткой конкуренции, выстроить долговременные, прочные и доверительные отношения.
Во второй главе «Анализ PR-деятельности торгового предприятия «Befree» и рекомендации для разработки PR-мероприяия» были изучены краткая характеристика торгового предприятия «Befree», анализ PR- деятельности и конкурентное окружение. Теоретический материал первой главы послужил основой для подготовки рекомендаций по продвижению торгового предприятия «Befree» в рамках реализации PR-мероприятия «День открытых дверей».
Были разработаны рекомендации по проведению данного PR- мероприятия, а именно: рекламные носители, выбранные на основе проведенного анализа, методом анкетирования («Вконтакте», «Instagram» и официальном сайте «Befree»); праздничное оформление торгового предприятия «Befree»; сотрудничество с другими предприятиями, носящие развлекательный характер и раздаточные презенты. Данные рекомендации направлены на освещение целевой аудитории о новой площадке предприятия, увеличения количества покупателей, которые позволят повысить эффективность функционирования организации в целом. Как показала практическая часть исследования, при минимальных статистических расчетах и затратах, стоит ожидать положительный вариант развития ситуации. PR-мероприятия - эффективный инструмент PR, который особенно важен при работе с партнерами, корпоративными клиентами и инвесторами и без которого не обходится ни одна PR программа. День открытых дверей является одним из самых распространенных мероприятий PR, который представляет собой презентацию компании. Это непосредственный контакт с целевой аудиторией, он позволяет установить новые и развить существующие контакты, сформировать в глазах присутствующих положительный имидж компании, увеличить количество потенциальных клиентов.
1. Алёшина, И.В. Связи с общественностью -PR [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://dedovkgu.narod.ru/bib/aljoshina.htm#_Toc102034601
(Дата обращения 12.03.2017)
2. Бифри. Бренд. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wiki.wildberries.ru/brands/befree(Дата обращения 1.04.2017)
3. Бифри сайт, раздел нововведений [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.befree.ru/lookboo Приглашение в мир
цивилизованных рыночных и общественных отношений: Учебное пособие. - М.: ИМА-пресс, 2014. - 152 с.
5. Брендинг и методы продвижения компании [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://yeella.com/seo/post/brending-i-metody-prodvizheniya-
brenda-kompanii-v-internete(Дата обращения 10.05.2017)
6. Бронникова Т.С. Маркетинг: Продвижение товаров. Стратегия коммуникаций и стимулирования. - М, 2015.
7. Гусева Т.С. Семиотический анализ логотипов конкурентных брендов ТЦ "Торговый квартал" в г. Набережные Челны. Всероссийская научно - практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "IX КАМСКИЕ ЧТЕНИЯ" 21.04.2017г.
8. Горячева О.Н., Гусева Т.С. Конкурентная среда магазина мототехники. Современное общество, образование и наука: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 марта 2015 г.: в 16 частях. Часть 11. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. -С. 28-30.
9. Гуманитарно - правовой портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psyera.ru/4099/ponyatie-zadachi-i-formy-prodvizheniya(Дата обращения 20.03.2017)
10. Гусева Т.С. Разработка медиаплана в рамках рекламной кампании на примере торгового предприятия «Befree». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.teleskop-journal.spb.ru//?cat=30&type=by_theme&value=25(Дата обращения 26.03.2017)
11. Джефкинс, Ф. Паблик рилейшнз: Учеб. Пособие для вузов / Ф. Джефкинс, Д. Ядин / Пер. с англ. Под ред. Б.Л. Еремишина. - М.: ЮНИТИДАНА, 2015 - 416 с.
12. Журнал-онлайн «Выбирай» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://chelny.vibirai.ru/articles/v_tc_sunrise_city_otkrylsya_bolshoy_magazin_befree-2202588(Дата обращения 30.04.2017)
13. Закон РФ «О защите прав потребителей» с изменениями от 05.05.2014 N 112-ФЗ
14. Закон РФ «О защите конкуренции» с изменениями от 21.07.2014 N 265-ФЗ
15. Интернет-журнал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.business.ru/article/708-7-sposobov-prodvijeniya-novogo-tovara-v- internete(Дата обращения 18.03.2017)
16. Иссерс, О.С. Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью» / О.С. Иссерс. - М.: Флинта: Наука, 2016. - 224 с.
17. Коллаборации и их актуальность в настоящее время.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
http://www.moda.ru/content/id/28454/17463(Дата обращения 14.03.2016)
18. Кондратьев Э.В. , Абрамов. Р.Н. Связи с общественностью: учебное пособие для высшей школы. - Изд.4-е, испр. и доп. - М.: Академический проект, 2016. - 432 с.
19. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. - М.: Рефл-бук, 2016. - 528 с.
20. Котлер Ф. «Маркетинг 3.0» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://brandenso.com/marketing-3-0-in-moscow(Дата обращения 10.04.17)
21. Кочеткова А.В., Филиппов В.Н., Скворцов Я.Л., Тарасов А.С. Теория и практика связей с общественностью. - СПб.: Питер, 2015. - 240 с.
22. Кошелев А.Н. PR-проектирование: от идеи до воплощения в реальность. - М.: Дашков и К, 2015. - 304 с.
23. Кто виноват и что делать: как выживают фэшн - ритейлеры в кризис? [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://new- retail.ru/business/meropriyatiya/kto_vinovat_i_chto_delat_kak_vyzhivayut_feshn_ riteylery_v_krizis9537/ (Дата обращения 20.02.2017)
24. Кузнецов В.Ф. . Связи с общественностью теория и технологии : учеб.для вузов по специальности "Связи с общественностью" / В. Ф. Кузнецов ; М. Аспект Пресс, 2016. -218 с.
25. MadeinRussia: продвижение российских модных брендов. URL:
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://newretail.ru/business/meropriyatiya/made_in_russia_prodvizheniemodnyk h_brend166// (Дата обращения 5.01.2017)
26. Макарова Т.Н. Ивашова А.Ю. Маркетинговые инновации как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия // Новая газета. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: orelgiet.ru/monah/90.mi.pdf (дата обращения 1.01.2017).
27. Маркетинг - стратегия luxury брендов в кризис.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://lenta.ru/articles/2014/10/22/marketing/(Дата обращения 20.02.2017)
28. Михайлова Е. Роль выставки в системе интегрированных маркетинговых коммуникаций // Материалы конференции «Маркетинг и бизнес-коммуникации». М., 2015. - 322 с.
29. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. - М.: ЮНИТИ, 2014 - 232 с.
30. Мультиатрибутивная модель продукта [Электронный ресурс].
Режим доступа http://marketopedia.ru/87 -multiatributivnaya-model-
produkta.html (Дата обращения 18.05.17)
31. Наука о рекламе, маркетинге и PR. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.advertology.ru(Дата обращения 7.11.16)
32. Немов Р.С. Психология. - М.: Владос, 2014. - с.214
33. Организация и проведение мероприятий в PR-кампании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib- comm/pr/main_events.htm(Дата обращения 10.05.2017)
34. Основные состовляющие комплекса продвижения товара.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.webstarstudio.eom/marketing/theor/gos/3.htm (Дата обращения
10.04.17)
35. Оценка эффективности маркетинга и рекламы. Лидовская О.П. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://books.google.ru/books htm (Дата обращения 24.05.17)
36. Паблик Рилейшнз. Классификация PR - средств М.А Шишкиной
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://marinashishkina.ru/uploads/pdf/216.pdf(дата обращения 1.04.2017).
37. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. Издание 2-е, исправленное. - М.: Рефл-бук, 2015. - 624 с.
38. PR. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.grandars.ru/student/marketing/pr.html(Дата обращения 20.12.16)
39. Creative Cube [Электронный ресурс] Маркетинг и брендинг:
Неспортивная молодежь. Производители спорттоваров перебегают на Life Style. 2014. Режим доступа: http://creativecube.ru/ads/marketing-i-
brending/nesportivnaya-molodezh-proizvoditeli-sporttovarov-perebegayut-na- life-style/ (дата обращения 10.01.2017).
40. Survio [Электронный ресурс] Онлайн - система для создания опросов. Режим доступа: https://www.survio.com/ru/(Дата обращения 1.10.2016)
41. Тангейт М. Построение бренда в сфере моды. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - С. 22
42. Тимофеев М. Связи с общественностью (паблик рилейшнз). - М: Издательство РИОР, 2015.
43. Толковый словарь. Маркетинг [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://marketing.academic.ru/(Дата обращения 18.03.2017)
44. Fashion-бренды в социальных сетях. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.cossa.ru/aia/93362/(Дата обращения 13.03.2017)
45. Файловый архив [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/2957230/(Дата обращения 26.02.2017)
46. Что спасет продажи в период приближающейся рецессии?
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://lenta.ru/articles/2014/10/22/marketing/(Дата обращения 20.02.2017)
47. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. «Связи с общественностью: теория и практика». - М., Дело, 6-е издание, 2015 г., с.182
48. Шаги по PR продвижению [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.webmechta.com/poznay-mir/863-pr-prodvizhenie(Дата обращения 20.03.2017)
49. Шив И.Д. Курс МВА по маркетингу. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. - 716 с.
50. Шишкин Д.П., Гавра Д.П., Бровко С.Л. PR-кампании: методология и технология: Учеб. пособие. - СПб.: Роза мира, 2015. - 187 с.
51. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. - М.: Омега- Л,2015. - 567 с.