Объект исследования - Акционерное общество «Азык» (г. Казань).
Основной вид деятельности - розничная торговля, преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах.
Проведен анализ системы управления персоналом.
Указаны пути совершенствования моделей поведения руководителей в процессе управления персоналом.
Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Теоретические основы формирования модели поведения руководителей в процессе управления персоналом………………………….5
1.1. Понятие и сущность управления персоналом……………………………5
1.2. Основные модели поведения руководителей в процессе
управления персоналом……………………………………………….…….….13
1.3. Личностные качества эффективного руководителя……………….…….20
Глава 2. Анализ методов управления персоналом в АО «Азык»………………………………………………………………………....…24
2.1. Общая характеристика АО «Азык»………………………………………24
2.2. Анализ системы управления персоналом АО «Азык»………………….27
Глава 3. Пути совершенствования моделей поведения руководителей в процессе управления персоналом в АО «Азык»…….…………………...…..33
Заключение………………………………………………………………………36
Список литературы………………………………………………………………38
Роль персонала организации имеет важнейшее значение для успеха организации, поскольку в настоящее время человеческий капитал является одним из факторов ее конкурентоспособности и развития. Такая ситуация создает проблемы с мотивацией персонала, которая в значительной мере зависит от выбранных руководителями моделей поведения.
Для эффективного функционирования организации необходимым представляется установление строгой иерархии должностей, постоянное совершенствование системы вознаграждения в соответствии с качеством выполненных работ, уровнем квалификации, стажа и т.д.; все это формируется в зависимости от существующего в организации стиля руководства. В условиях современности, когда сотрудник является главным ресурсом организации, чрезвычайно важно осознавать потребности не только производства, но, в первую очередь, персонала. А это возможно лишь при функционировании универсальной модели поведения менеджеров, которые в состоянии учитывать интересы как предприятия, так и работника, и, следовательно, найти универсальную систему управления, а также систему мотивации. Таким образом, тема курсовой работы является актуальной как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Цель исследования – совершенствование моделей поведения руководителей в процессе управления персоналом.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику понятию и сущности управления персоналом;
2. Определить основные модели поведения руководителей в процессе
управления персоналом;
3. Выявить личностные качества эффективного руководителя;
4. Проанализировать системы управления персоналом АО «Азык»;
5. Предложить пути совершенствования моделей поведения руководителей в процессе управления персоналом в АО «Азык».
Объект исследования - система управления персоналом в АО «Азык»
Предмет исследования – модели поведения руководителей в процессе управления персоналом в АО «Азык».
Исследованием проблем системы управления персоналом, стиля руководства, моделями поведения руководителей в процессе управления организацией занимались таки исследователи как Д.Макгрегор, К.Лайкерт,
Р. Беннетт, Х.Т. Грэхэм, А.А. Лобанов, А.Клочков, Е.П. Ильин, С.Иванова,
П. Ф. Друкер, Д. А. Макьярелло.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. Основная часть представлена двумя главами. Содержание курсовой работы, включая список литературы, изложено на 39 страницах.
Управление персоналом организации – комплексная деятельность руководителя, главной целью которой является удовлетворение основных потребностей организации за счет обеспечения ее квалифицированными, лояльными и мотивированными работниками.
Модель поведения руководителя в процессе управления персоналом во многом определяет эффективность использования человеческого потенциала как один из важнейших ресурсов организации. Стиль руководства и успешность руководителя во многом зависит от личностных особенностей конкретного менеджера, от его компетентности и опыта.
Нет идеальной модели поведения, важно найти универсальную модель, которая включает в себя несколько различных подходов и применяется в зависимости от ситуации, уровня развития коллектива, личностных особенностей менеджера и т.д.
В результате анализа эффективности системы управления АО «Азык» были выявлены следующие недостатки:
- отсутствие возможностей для карьерного роста работников;
- непрозрачная и неадекватная мотивация персонала;
- недоверие к руководителям отделений в части принятия самостоятельных решений;
- повышение мотивация персонала проводится в неполной мере.
С целью совершенствования моделей поведения руководителей в процессе управления персоналом в АО «Азык» предложено провести следующие мероприятия:
- руководителям подразделений необходимо посещать учебные курсы по вопросам руководства, эффективного управления и подбора персонала;
- совершенствование системы мотивации сотрудников;
- внесение изменений в должностные инструкции руководителей, увеличение полномочий в принятии собственных решений;
- создание условий для развития и карьерного роста;
- использование услуги «тайный покупатель».
Таким образом, цель исследования достигнута, а задачи выполнены.
1. Азоев, Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы: учебное пособие [Текст] /Г.Л. Азоев, А.П. Челенков. М.: Гос. ун-т управления, 2000. - 254 с
2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами [Текст]/М. Армстронг. – СПб.: Питер, 2009. – 832 с.
3. Астахова Т. Человеческий ресурс и человеческий капитал [Текст]/ Т. Астахова, Е.Толкачева // журнал «Управление человеческим потенциалом».- 2006, N4.- С.16-23
4. Афлетунова Г.Э. Система управление персоналом / Г.Э. Афлетунова // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. - 2015. - № 8. - С. 93-97., с. 93
5. Базаров Т.Ю. Управление персоналом [Текст]/Т.Ю. Базаров. – 8-е изд. – М.: Академия, 2010. – 224 с.
6. Бендас, Т. В. Психология лидерства : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. В. Бендас. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 502 с.
7. Буланов В. Человеческий капитал как форма проявления человеческого потенциала [Текст]/ В. Буланов, Е.Катаецева // Общество и экономика. – 2011. - № 1. – С. 13 – 22.
8. Виноградова С. Н. Организация и технология торговли [Текст].—Мн.: Высш. школа, 2007., 110
9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Издательство "Магистр", 2014 – 576 с.
10. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Издательство "Магистр", 2014 – 576 с.
11. Волкова В.Н. Основы теории систем и системного анализа [Текст] / В.Н. Волкова, А.А. Денисов. - М., 2010 – 679 с
12. Гогитидзе М.В. Концепция корпоративного управления человеческим капиталом [Текст]/ М.В. Гогитидзе// журнал « Проблемы современной экономики».- 2010, N 3 (35).-С. 19-23
13. Гончаров В. И. Менеджмент [Текст]: Учебное пособие, Мн.: Мисанта, 2009. 624 стр 25
14. Грэхем X.T. Управление человеческими ресурсами [Текст]/ Грэхем X.T., Беннетт Р. //перевод с англ. под редакцией Т.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина. М.: ЮНИТИ, 2003.-598с
15. Дафт Р. Л. Менеджмент [Текст]/ Р.Л. Дафт.– СПб.: ПИТЕР, 2009. – 864 с.
16. Емельянов, С. М. Управление конфликтами в организации : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. М. Емельянов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 219 с.
17. Еникеева Г.А. Материальное стимулирование как фактор устойчивого развития кооперативной торговли: Монография [Текст]/ Г.А. Еникеева, Г.А. Польская.- Белгород: Кооперативное образование, 2007
18. Зайцева Т.В., Зуб А.Т. Управление персоналом [Текст]/ Т.В. Зайцева, А.Т. Зуб. – М., 2009.– 336 с.
19. Зуб, А. Т. Принятие управленческих решений : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Т. Зуб. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 332 с.
20. Иванцевич Дж. Человеческие ресурсы управления. – М. : Дело, 1993.
21. Кибанов А. Я. Основы управления персоналом : учебник. – М. : ИНФРА-М, 2005
22. Ковалев Л.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства [Текст]. М.: Политиздат. 2010. 189 с
23. Кови С. Лидерство, основанное на принципах. – Пер. с англ [Текст]/ С. Кови. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 302 с.
24. Котлер Ф. Основы маркетинга [Текст].—М.: Прогресс, 2009., 36
25. Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель.. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе [Текст]. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Дело. 2009. 234 с.
26. Курамшина М.А. Исследование современных методов 74 управления персоналом в ресторанном бизнесе / М.А. Курамшина // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 4 (60). - С. 370- 365., с.34
27. Маслов В.И. Стратегическое управление персоналом в XXI веке [Текст]/ В.И. Маслов - М.: Эксмо, 2008. – 216 с.
28. Маслова Н.В. Стратегическое управление персоналом организации / Н.В. Маслова // Мир экономики и права. - 2013. - № 1-2. - С. 27-29., с.27
29. Мескон М.Х., М. Альберт, Ф. Хедоури. Основы менеджмента [Текст]. М., "Дело", 2010. 654 с., 65
30. Мильнер Б. З. Теория организации: учебник [Текст]/ Б. З. Мильнер. 2-е изд. перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2002. 480 с.
31. Москвин, С. Н. Управление человеческими ресурсами в образовательной организации : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / С. Н. Москвин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 142 с.
32. Назаренко А.В., Лаврик В.В. Личностно-профессиональный потенциал руководителя // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-professionalnyy-potentsial-rukovoditelya (дата обращения: 07.02.2022)
33. Проблемы управления персоналом организации / под ред. Р. М. Кочетковой. – Ульяновск : УлГТУ, 2017. – 90 с.
34. Психология лидерства: лидерство в социальных организациях : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / А. С. Чернышев [и др.] ; под общ. ред. А. С. Чернышева. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 159 с.
35. Пугачев, В. П. Управление персоналом организации: практикум : учеб. пособие для академического бакалавриата / В. П. Пугачев. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 280 с.
36. С. О. Пожарский Лидерский потенциал руководителей коммерческих структур: сущность и оценка // Менеджмент социальных и экономических систем. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/liderskiy-potentsial-rukovoditeley-kommercheskih-struktur-suschnost-i-otsenka (дата обращения: 07.02.2022)
37. Савельев Д.А. Современные критерии оценки эффективности работы персонала компании / Д.А. Савельев // Вопросы региональной экономики. - 2015. - Т. 23. - № 2. - С. 38-44., с.124
38. Светкин М. Руководитель и персонал. // Стандарты качества. 2005. № 1
39. Словарь-справочник менеджера [Текст]/ Под ред. М.Г. Лапусты.-М., 2016 г.
40. Смирнова В.В. Руководитель на новом месте. Формула успеха [Текст]. Изд. «Вершина» - 2007г.
41. Стиль и методы руководства [Текст]: Сборник /сост. Попов С., Подволкий Г., М.: Московский рабочий, 2010. 189 с.
42. Татарников Е.А. Управление персоналом: Учеб. пособие [Текст]/ Е.А. Татарников. М.: РИОР, 2005. - 96 с.
43. Трудовой Кодекс Российской Федерации [Текст]. М.: Велби, 2012.- 216с.
44. Устинкин С.В., Лапидус В.А., Шунина А.А. Основы менеджмента. (Проблемы совершенствования менеджмента в государственных организациях) [Текст]. Изд. Нижегородский государственный университет» - 2000г, 79
45. https://1prime.ru/society/20210307/833183456.html