“Ложь - утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно. В повседневной жизни ложью называют умышленную передачу фактической и эмоциональной информации (вербально или не вербально) с целью создания или поддержания в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает не соответствующим истине”.1
“Дезинформация - заведомо ложная информация, предоставляемая противнику или деловому партнёру для более эффективного ведения боевых действий, сотрудничества, проверки на утечку информации и направление её утечки, выявление потенциальных клиентов чёрного рынка”.2
Современные тенденции в эволюции (или деградации) мировых СМИ говорят о том, что визуальную информацию человек любит больше текстовой или любой другой. В связи с бурным развитием технологий, а значит и с темпом жизни, скорость потребления, в том числе и информации, должна быть максимальной. Для простого потребителя эти слова означают, что его будут “кормить” событиями СМИ столько раз в сутки, сколько ему (потребителю) захочется. Для акул пера и микрофона важнее состав той самой “пищи”, ведь чем проще, ярче и насыщеннее будет сюжет/фильм/фотография, тем с большей охотой ее “проглотит” обыватель.
Для нас, как для зрителя, встает вопрос о защите своего восприятия мира и мыслей. Как известно, кто информирован, тот вооружен. Вопросы регулирования потока информации стоят сегодня наиболее остро, таким образом, эта работа будет весьма актуальна.
Целью данной курсовой работы является помощь в анализе видео/фото материалов СМИ с целью более объективного отношения к ним. Для этого достаточно решить поставленные задачи:
1. Установить способы манипуляции в журналистских материалах;
2. Выявить устоявшиеся приемы и конструкции;
3. Найти штампы и слабые места;
Объектом исследования является русскоязычная фото и видео журналистика в России. Предметом исследования является типология фото и видео материалов российских СМИ.
Хронологические рамки исследования - начиная с 2008 и по сегодняшний день.
В ходе работы будут использованы описательный метод наравне с анализом прессы.
Современный мир стыдливо убеждает нас, что у каждого гражданина должно быть свое мнение по каждому вопросу, и этот гражданин начинает рассуждать тем пучком знаний, что гордо вручило ему СМИ. Результат, как правило, печален. Неумение “отделить зерна от плевел” весьма опасно и способно не только выставить вас в неудачном свете перед собеседником, но и привести к конфликтам, серьезность которых напрямую зависит от степени вашего “неумения”.
В первой главе данного текста речь пойдет о классических приемах журналистов, фотожурналистов, ведущих, режиссеров и монтажеров. Вторая глава посвящена нескольким конкретным примерам, способным закрепить в памяти те конструкции, которые наше подсознание “глотает”, не замечая угрозы. Так же во второй части содержится объяснение, почему нужно быть максимально осторожным с блогами тех или иных персон. Текст заключения обобщает принципы и законы манипуляции зрителем, а также создает вывод о тенденциях и степени важности защиты своего мнения.
Данный труд состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников и приложений в виде фотографий и скриншотов видео передач и документальных фильмов.
Подводя итоги, хочется повторить основные пункты, на которые был сделан упор в работе.
1. Нужно всегда критически относится к сюжету/материалу СМИ.
2. Помнить о собственном искреннем отношении к новости.
3. Не доверять слепо авторитетам.
4. Стараться заглушать эмоции, и рассматривать новость под сомнением.
5. Помнить об искусственности любого сюжета.
6. Фотографии и блоги - наиболее субъективные виды СМИ, с ними нужно быть максимально внимательными.
7. Смотреть на мир своими глазами в первую очередь.
Конечно, можно выделить еще множество пунктов и подпунктов, важно помнить о субъективности любого СМИ и автора материала в частности. Любая “объективная оценка” субъективна. Я не призываю ругать и обвинять СМИ во лжи на каждом шагу, не в коем случае. Я лишь прошу относиться серьезнее и вдумчивее к тому, что мы с вами смотрим.
Актуальность подобных исследований будет расти с каждым годом. Защита своего сознания медленно поднимается в списке приоритетов каждого человека. Интернет в скором времени начнет диктовать полную открытость для всех и каждого и вопрос, как же не потерять голову, будет становиться только острее.
Течение прогресса указывает нам на тот факт, что все становится максимально индивидуальным. Парадокс в том, что чем индивидуальнее становимся мы - тем объективнее становится окружающий мир. Необходимо учиться быть независимее, при этом не теряя гуманизма и сострадания к людям. В этом, кстати, и состоят главные принципы журналистики.
1. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие - М.: РИ-холдинг, 2000. С. 308.
2. Беспалова А.Г. И др. История мировой журналистики. - М. - Ростов-на-Дону: Изд. центр «МарТ», 2003. С. 140.
3. Сайт газеты “Коммерсант”. Статья под названием “Большинство граждан России оказались недовольны качеством услуг ЖКХ”, - URL: http://www.km.ru/nedvizhimost/2013/08/21/nedvizhimost/718881-bolshinstvo-grazhdan-rossii-okazalis-nedovolny-kachestvo (Дата обращения 02.06.2015).
4. Письма писателя Антона Павловича Чехова (1860—1904) к издателю и журналисту А. Ф. Суворину (7 января 1889 г.)
5. Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы. 1880 г. Русский вестник. С. 456
7. Сайт Тупичок Гоблина, - URL: http://oper.ru/ (Дата обращения 02,06,2015).6. Станислав Ежи Лец “Непричесанные мысли”. Прогресс. Москва. 1978 г. С. 78.
8. Сайт журнала Time. Person of the year, - URL: http://time.com/time-person-of-the-year-runner-up-vladimir-putin/ (Дата обращения 02,06,2015).
9. Сайт 24 канала. Украинский фотограф победил в престижном международном конкурсе, - URL: http://24tv.ua/ru/ukraina/ukrainskij_fotograf_pobedil_v_prestizhnom_mezhdunarodnom_konkurse/n542336 (Дата обращения 02,06,2015).
10. Зигмунд Фрейд. Я и Оно. Медиа Книга. 2012 г.
11. Зигмунд Фрейд. Тотем и табу. Аст. 2012 г.
13. Зигмунд Фрейд. Психология масс и анализ человеческого “Я”. Фолио. 2012 г.
14. Карл Юнг. Архетип и символ. Издательский дом - Renaissance IV Ewо-S&. 1991 г.
15. Карл Юнг. Красная книга. 2009 г.