Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика художественного образа в современной теледокументалистике

Работа №8533

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы60 страниц
Год сдачи2017
Стоимость2900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
778
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление

Введение ....................................................................3
Глава 1 СОВРЕМЕННАЯ ТЕЛЕДОКУМЕНТАЛИСТИКА: СТИЛИСТИКА,
ЖАНРЫ, СРЕДСТВА ЭКРАННОЙ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ..............................................................6
1.1 Телевизионный формат в документалистике..................................6
1.2 Жанровые границы в теледокументалистике.................................22
Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА И СРЕДСТВА ЕГО
ФОРМИРОВАНИЯ В ТЕЛЕДОКУМЕНТАЛИСТИКЕ.........................................31
2.1 Художественный образ как средство познания
действительности............................................................31
2.2 Особенности художественного образа в документальных телевизионных
фильмах «1 канала», «Россия», «ОТВ-прим».....................................45
Заключение..................................................................56
Список литературы...........................................................59

Введение

Отношение к документалистике в России начинает меняться. Еще десять
лет назад словосочетание «документальное кино» вызывало у зрителя только
раздражение или скуку. Антонимом документалистики выступало не игровое
кино, а развлекательное. На широкий экран выходили достойные ленты, но
число их было невелико, и до широкого зрителя они не доходили. Телевидение
предлагало лишь просмотр хроники в сопровождении не всегда выразительного
закадрового голоса.
Тем не менее, сегодня в кинотеатры регулярно попадают документальные
ленты достаточно высокого уровня, и у них нашлась своя аудитория. В
крупных городах документальное кино можно увидеть не только на
кинофестивалях, но и в прокате. В то же время телевидение оценило
потенциальную доходность таких лент. Но имея меньший бюджет за спиной и
отличную от кинозала аудиторию, теледокументалистика создала особую нишу
контента, который продолжает видоизменяться и искать себе форму.
Документальные циклы и передачи всегда зависели от конкретного
журналиста, который их представлял, наша действительность – не исключение.
Режиссёры и журналисты усвоили пример прокатного кино, вобрав в себя его
приемы, но будучи скованными экономическими и политическими факторами,
не смогли до конца организовать свою экосистему.
Актуальность исследовательской работы обусловлена растущим
вниманием к документальному кино, как среди телезрителя, так и среди
деятелей экрана. Выявление художественных средств, которые применяют
теледокументалисты сегодня, поможет понять вектор развития
документального кино на телеэкране и обнаружить слабые места, а также
проанализировать наиболее яркие примеры.
Объектом исследования были выбраны документальные программы,
циклы и фильмы «1 канала», телеканала «Россия» и «ОТВ-Прим», для оценки
контента федерального и местного уровня.

Предметом исследования выступят художественные средства, которые
используют журналисты и режиссеры для создания выразительного образа в
своих программах и фильмах.
Цель работы: определить критерии, по которым формируется
художественный образ в телевизионной документалистике, исходя из
проанализированного материала.
Для достижения поставленной цели нужно выполнить следующие задачи: - исследовать телевизионный формат в документалистике с момента его
зарождения, и проследить его эволюцию до наших дней; - определить жанровые границы телевизионного формата современности; - установить перечень средств выразительности, доступных режиссёру-
документалисту; - определить особенности художественного образа в документальных
программах и фильмах «1 канала», телеканала «Россия» и «ОТВ-Прим»;
Хронологические рамки исследования составляют период с 1 января
2016 года по 1 января 2017 года.
Методологической основой работы служат следующие методы:
исторический, логический, историко-генетический, статистический,
биографический, сравнительный и актуализационный.
В теоретическую базу входят труды Джулая Л., Фрумкина Г.М.,
Новиковой А.А., Липкова И.А., Кузнецова Г.В., Прожико Г.С., Вартанова А.С.,
которые исследовали средства экранной выразительности, историю
телевизионной документалистики и экранную реальность.
Работа имеет теоретическую и практическую значимость. Выводы,
полученные при изучении материала, могут быть использованы как
исследователями телевизионной действительности, так и деятелями экрана для
более эффективного использования художественных средств при создании
аудиовизуального высказывания.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка
использованных источников. Общий объем работы – 63 страницы.
В первой главе представлено историческое развитие
теледокументалистики на примере ее качественных изменений, а также система
жанров, которая сложилась в современной России.
Во второй главе мы классифицировали средства художественной
выразительности, которые доступны режиссёру-документалисту при создании
аудиовизуального высказывания. Затем, на проанализированном материале
телеканалов «Россия», «ОТВ-Прим» и «1 канал» мы вынесли критерии,
которые определяют художественный образ в современной телевизионной
документалистике.
В заключении обобщены теоретические сведения и определены выводы,
полученные в ходе написания выпускной квалификационной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Заключение

Документалистика экрана всю свою историю боролась за самобытность,
постоянно обращаясь к кинематографу большого экрана, а также журналистике
пера и микрофона. Одновременно склоняясь к влиянию высокого стиля, драмы
и актерской игры, теледокументалистика училась говорить быстро, доступно и
сдержанно. Перетягивание одеяла, которое длилось на протяжении всего
существования документалистики на экране телевизора, закончилось разрывом
этого одеяла. Постмодернистская толерантность показала, что оба подхода
имеют свои сильные стороны и должны дополнять друг друга. Кино на
злободневную тему? Запросто. Философское эссе о смысле бытия? Пожалуйста.
Самое главное – помнить, что в фундаменте и того и другого должен быть
заложен факт.
Наиболее популярными в эпоху глобализации стали программы о
путешествиях. Экзотика всегда притягивала человека, но документалистика
позволяет осуществить виртуальное путешествие с одним особенным бонусом.
В каждое путешествие с тобой отправится твой соотечественник. Он или она не
просто сравнит мир странствий и мир обыденный, но сможет буквально
проверить собственную культуру на прочность, каким бы ни был результат.
На втором месте по объему контента располагается необычный жанр:
нечто среднее между докудрамой и байопиком. Исторически сложилось, что в
России для многих привлекателен образ трагического героя, и именно такой
образ ищут документалисты в тех людях, о которых они снимают фильмы.
Выбор художественных средств будет соответствующим: слёзы и смех, тяга
продемонстрировать любые противоположности в характере. За неимением
трагического на поверхности, авторы идут глубже в своих поисках:
домысливают гипотезы, ищут тайну там, где ее возможно и нет.
Режиссер-документалист работая на телевизионный экран должен
отвечать заявленным ожиданиям аудитории. Фильм должен быть понятен и
близок разным слоям населения одновременно. Это пугает режиссеров, но еще
больше пугает продюсеров. Отступая перед риском, создавать сложные,
многогранные метафоры и образы непросто. Режиссер документалист не может
превратить фильм в бурю эмоций, он выбирает информирование зрителя.
Поиски материала, который сможет произвести впечатление на аудиторию и
рассказать о жизни без прикрас, дают сложный эффект: выживают только
красноречивые и шокирующие факты, спорные истории берут неохотнее, они
достаются более талантливым и опытным мастерам.
Проанализировав контент ведущих федеральных каналов («Россия», «1
канал») и местное приморское СМИ («ОТВ-Прим»), прежде всего нужно
обратить внимание на то, что индустрия пытается говорить со зрителем
напрямую, но получается у нее это не убедительно, по инерции. Голос
доминирует как средство выразительности, голос человека заглушает все
остальные звуки нашего мира, не выходя за урбанистическую среду.
Множество авторов до сих пор воспринимают камеру как передатчик данных, а
не кисть художника, отказываясь работать со светом и тенью. Из-за
конкуренции с новостными выпусками, из-за нежелания тратить
дополнительное время на визуальный образ, режиссеры остаются верны лишь
букве: тексты, речи, записки - вот основная пища для художественных поисков.
Тем не менее примеры золотой середины есть. Примирить кропотливость
художественных элементов кино и фактическую основу могут многие опытные
журналисты. Но их авторитет завоеван годами труда на телеканалах. Даже
обладая теми же талантами, молодые режиссеры-журналисты не всегда готовы
рискнуть ввязываться в многолетнюю гонку за бюджет и экранное время.
И все-таки документальное кино отвоевывает число экранов у игрового.
В Европе и США это процесс проходил еще 20 лет назад. Тяга к фактам,
изложенным поэтическим языком, касалась не только кино; выросло целое
поколение, которое предпочло книги non-fiction художественным. Наше
телевидение все еще плохо понимает своего зрителя, руководствуясь образом,
сложенным в начале миллениума. Зритель готов к новым экспериментам и
более высокому уровню художественности в экранном произведении. Молодое
поколение авторов еще не успело войти в профессию, чтобы внести свой вклад,
освещая современность, а не раны и успехи прошлого страны.


Список литературы

Учебники, учебные пособия

1. Беляев И.К. Введение в режиссуру. Курс для документалистов. Части 1 и
2 : учебник. / И.К. Беляев. – М. : Институт повышения квалификации
работников телевидения и радиовещания, 1998. – 81 с. (1часть), 157 с. (2
часть)
2. Брессон Р. Заметки о кинематографе : учебное пособие. / Р. Брессон. – М.
: Rosebud Publishing, 2017. – 100 с.
3. Бровченко Г.Н.Телевизионная журналистика : учебник для студентов
вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика». /
Р.А. Борецкий, Г.Н. Бровченко, М.Е. Голдовская. – М. : Издательство
Московского университета, 2002. – 299 с.
4. Бэдли Х. Техника документального кинофильма : учебное пособие. / пер.
с англ. Ю. Л. Шер. М. : Искусство, 1972. – 240 с.
5. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: На
телевизионных подмостках : учебное пособие. / А.С. Вартанов. – М. :
КДУ; Высшая школа, 2003. – 320 с.
6. Вулф В. Кинематограф: учебное пособие / В. Вулф. – М. : Ад Маргинем
Пресс, 2014. – 31 с.
7. Голядкин Н. А. История отечественного и зарубежного телевидения :
учебное пособие / Н. А. Голядкин. – М. : Аспект Пресс, 2014. – 190 с.
8. Делез Ж. Кино : учебное пособие. / Ж. Делез. – М. : Ад Маргинем Пресс,
2016. – 560 с.
9. Джулай Л. Документальное кино – искусство следующего тысячелетия :
интервью с Дмитрием Алексеевичем Луньковым / Л. Джулай. – М. :
Искусство Кино, 1998. – 4 с.
10.Дрейер К.Т. О кино: статьи и интервью : учебное пособие / К.Т. Дрейер. – М. : Новое издательство, 2016. – 140 с.
11.Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ : учебное пособие. / Г.В.
Кузнецов. – М. : Издательство Московского университета, 2004. – 355 с.
12.Кузнецов Г.В. Телевизионная журналистика : учебник для вузов. / под
ред. В.Л. Цвик. – М. : Издательство Московского университета «Высшая
школа», 2002. – 304 с.
13.Липков А.И. Проблемы художественного воздействия: принцип
аттракциона : учебное пособие. / А.И. Липков. – М. : Наука, 1990. – 238 с.
14.Максимов А.М. Журналист ТВ? Это просто! : учебное пособие / А.М.
Максимов. – СПб. : Питер, 2017. – 352 с.
15.Манскова Е.А. Современная российская теледокументалистика: динамика
жанров и средств экранной выразительности : учебник для вузов. – СПб,
2009. – 23 с.
16.Муратов С.А. Документальный телефильм. Незаконченная биография :
учебное пособие. / Л.Л. Шульская. – М. : Икар, 2009. – 363 с.
17.Муратов С.А. Телевизионная журналистика. Телевидение в поисках
телевидения : учебное пособие для вузов / С. А. Муратов. – 3-е изд., испр.
и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 278 с.
18.Новикова А.А. Телевизионная реальность: экранная интерпретация
действительности : учебное пособие. / А. А. Новикова. – М. : Изд. дом
Высшей школы экономики, 2013. – 236 с.
19.О’Махоуни М. Сергей Эйзенштейн : биография / М. О’Махоуни. – М. :
Ад Маргинем Пресс, 2016. – 50 с.
20.Прожико Г.С. Концепция реальности в экранном документе : учебное
пособие. / Г.С. Прожико. – М. : ВГИК, 2004. – 454 с.
21.Самарцев О.Р. Современное телевидение. Генезис идей и технологий :
учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 42.03.03
Журналистика / О. Р. Самарцев. – Ульяновск: УлГУ, 2016. – 112 с.
22.Уолтер Р. Сценарное мастерство кино- и теледраматургия как искусство,
ремесло и бизнес : реферат книги. / Р. Уолтер. – М. : Институт
повышения квалификации, 1993. – 62 с.
23.Фрейлих С.И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского : учебник
для вузов / С.И. Фрейлих. – М. : Академический проект, 2015. – 509 с.
24.Фрумкин Г.М. Телевизионная режиссура. Введение в профессию:
учебное пособие для вузов. / Г.М. Фрумкин. – М : Академический
Проект, 2009. – 137 с.
25.Хагенер М. Эльзессер Т. Теория кино. Глаз, эмоции, тело : учебное
пособие. / М. Эльзессер Т Хагенер. – СПб. : Сеанс, 2016. – 440 с.
26.Хейфиц Е.И. О кино: учебное пособие. / Е.И. Хейфиц – М. : Исскуство,
1966. – 232 с.
27.Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика :
учебное пособие / В. Л. Цвик. – М. : Аспект Пресс, 2004. – 382 с.
28.Шергова К.А. Становление жанров документального телекино (1960-е – начало 2000-х гг.) : учебник для вузов. – М. : Академия медиаиндустрии,
2016. – 127 с.

Электронные ресурсы. Интернет

1. 12 советов по созданию документального кино от Майкла Мура
[Электронный ресурс] // tvkinoradio.ru : информационный сайт. – Режим

доступа: https://tvkinoradio.ru/article/article9026-12-sovetov-po-sozdaniyu-
dokumentalnogo-kino-ot-majkla-mura (дата обращения 05.02.2017)
2. Документальное кино [Электронный ресурс] // «1 канал» : официальный
сайт телеканала. – Режим доступа: https://www.1tv.ru/doc (дата обращения
25.02.17)
3. Документальное кино. Второе пришествие [Электронный ресурс] //
Вертов.ru : информационный сайт. – Режим доступа:
http://www.vertov.ru/news/7/ (дата обращения 08.02.2017)
4. «Мы» : документальный фильм. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=8Hx6oJs9DlQ (дата обращения
01.01.2017)
5. «Обыкновенный фашизм» : документальный фильм. [Электронный
ресурс] / Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=3XkYpjJT3fs
(дата обращения 10.04.2017)
6. «Падение династии» : документальный фильм. [Электронный ресурс] //
«#МузейЦСДФ» : интернет-музей. Режим доступа:
https://csdfmuseum.ru/films/16-Падение-династии-Романовых (дата
обращения 10.02.2017)
7. Еврейское счастье [Электронный ресурс] // «1 канал» : официальный сайт
телеканала. – Режим доступа: https://www.1tv.ru/shows/ puteshestviya-
urganta-i-poznera/evreyskoe-schaste (дата обращения 13.02.17)
8. Непутевые заметки [Электронный ресурс] // «1 канал» : официальный
сайт телеканала. – Режим доступа: https://www.1tv.ru/shows/neputevye-
zametki (дата обращения 13.02.17)
9. Открытие Китая [Электронный ресурс] // «1 канал» : официальный сайт
телеканала. – Режим доступа: https://www.1tv.ru/shows/otkrytie-kitaya (дата
обращения 18.02.17)
10. Прагматическая конвенция в биографической теледокументалистике
[Электронный ресурс] // cyberleninka.ru : научная электронная
библиотека. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/
pragmaticheskaya-konventsiya-v-biograficheskoy-teledokumentalistike (дата
обращения 10.05.2017)
11. «Боевой Киносборник» : серия фильмов. [Электронный ресурс] / Режим
доступа:
https://www.youtube.com/playlist?list=PLS17Z5ul93xEAA8pJQD3xzDBxzTr
TR0ix (дата обращения 20.03.2017)
12. Сложно ли быть Михалковым? [Электронный ресурс] // «Россия» :
официальный сайт телеканала. – Режим доступа:
https://russia.tv/video/index/menu_id/266/ (дата обращения 06.03.17)
13. Эволюция жанров телевизионного документального фильма: выбор
исследовательского подхода [Электронный ресурс] // «Академия
медиаиндустрии» : информационный сайт. – Режим доступа:
http://www.ipk.ru/index.php?id=1881 (дата обращения 21.05.2017)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ