Специфика художественного образа в современной теледокументалистике
|
Оглавление
Введение ....................................................................3
Глава 1 СОВРЕМЕННАЯ ТЕЛЕДОКУМЕНТАЛИСТИКА: СТИЛИСТИКА,
ЖАНРЫ, СРЕДСТВА ЭКРАННОЙ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ..............................................................6
1.1 Телевизионный формат в документалистике..................................6
1.2 Жанровые границы в теледокументалистике.................................22
Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА И СРЕДСТВА ЕГО
ФОРМИРОВАНИЯ В ТЕЛЕДОКУМЕНТАЛИСТИКЕ.........................................31
2.1 Художественный образ как средство познания
действительности............................................................31
2.2 Особенности художественного образа в документальных телевизионных
фильмах «1 канала», «Россия», «ОТВ-прим».....................................45
Заключение..................................................................56
Список литературы...........................................................59
Введение ....................................................................3
Глава 1 СОВРЕМЕННАЯ ТЕЛЕДОКУМЕНТАЛИСТИКА: СТИЛИСТИКА,
ЖАНРЫ, СРЕДСТВА ЭКРАННОЙ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ..............................................................6
1.1 Телевизионный формат в документалистике..................................6
1.2 Жанровые границы в теледокументалистике.................................22
Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА И СРЕДСТВА ЕГО
ФОРМИРОВАНИЯ В ТЕЛЕДОКУМЕНТАЛИСТИКЕ.........................................31
2.1 Художественный образ как средство познания
действительности............................................................31
2.2 Особенности художественного образа в документальных телевизионных
фильмах «1 канала», «Россия», «ОТВ-прим».....................................45
Заключение..................................................................56
Список литературы...........................................................59
Введение
Отношение к документалистике в России начинает меняться. Еще десять
лет назад словосочетание «документальное кино» вызывало у зрителя только
раздражение или скуку. Антонимом документалистики выступало не игровое
кино, а развлекательное. На широкий экран выходили достойные ленты, но
число их было невелико, и до широкого зрителя они не доходили. Телевидение
предлагало лишь просмотр хроники в сопровождении не всегда выразительного
закадрового голоса.
Тем не менее, сегодня в кинотеатры регулярно попадают документальные
ленты достаточно высокого уровня, и у них нашлась своя аудитория. В
крупных городах документальное кино можно увидеть не только на
кинофестивалях, но и в прокате. В то же время телевидение оценило
потенциальную доходность таких лент. Но имея меньший бюджет за спиной и
отличную от кинозала аудиторию, теледокументалистика создала особую нишу
контента, который продолжает видоизменяться и искать себе форму.
Документальные циклы и передачи всегда зависели от конкретного
журналиста, который их представлял, наша действительность – не исключение.
Режиссёры и журналисты усвоили пример прокатного кино, вобрав в себя его
приемы, но будучи скованными экономическими и политическими факторами,
не смогли до конца организовать свою экосистему.
Актуальность исследовательской работы обусловлена растущим
вниманием к документальному кино, как среди телезрителя, так и среди
деятелей экрана. Выявление художественных средств, которые применяют
теледокументалисты сегодня, поможет понять вектор развития
документального кино на телеэкране и обнаружить слабые места, а также
проанализировать наиболее яркие примеры.
Объектом исследования были выбраны документальные программы,
циклы и фильмы «1 канала», телеканала «Россия» и «ОТВ-Прим», для оценки
контента федерального и местного уровня.
Предметом исследования выступят художественные средства, которые
используют журналисты и режиссеры для создания выразительного образа в
своих программах и фильмах.
Цель работы: определить критерии, по которым формируется
художественный образ в телевизионной документалистике, исходя из
проанализированного материала.
Для достижения поставленной цели нужно выполнить следующие задачи: - исследовать телевизионный формат в документалистике с момента его
зарождения, и проследить его эволюцию до наших дней; - определить жанровые границы телевизионного формата современности; - установить перечень средств выразительности, доступных режиссёру-
документалисту; - определить особенности художественного образа в документальных
программах и фильмах «1 канала», телеканала «Россия» и «ОТВ-Прим»;
Хронологические рамки исследования составляют период с 1 января
2016 года по 1 января 2017 года.
Методологической основой работы служат следующие методы:
исторический, логический, историко-генетический, статистический,
биографический, сравнительный и актуализационный.
В теоретическую базу входят труды Джулая Л., Фрумкина Г.М.,
Новиковой А.А., Липкова И.А., Кузнецова Г.В., Прожико Г.С., Вартанова А.С.,
которые исследовали средства экранной выразительности, историю
телевизионной документалистики и экранную реальность.
Работа имеет теоретическую и практическую значимость. Выводы,
полученные при изучении материала, могут быть использованы как
исследователями телевизионной действительности, так и деятелями экрана для
более эффективного использования художественных средств при создании
аудиовизуального высказывания.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка
использованных источников. Общий объем работы – 63 страницы.
В первой главе представлено историческое развитие
теледокументалистики на примере ее качественных изменений, а также система
жанров, которая сложилась в современной России.
Во второй главе мы классифицировали средства художественной
выразительности, которые доступны режиссёру-документалисту при создании
аудиовизуального высказывания. Затем, на проанализированном материале
телеканалов «Россия», «ОТВ-Прим» и «1 канал» мы вынесли критерии,
которые определяют художественный образ в современной телевизионной
документалистике.
В заключении обобщены теоретические сведения и определены выводы,
полученные в ходе написания выпускной квалификационной работы.
Отношение к документалистике в России начинает меняться. Еще десять
лет назад словосочетание «документальное кино» вызывало у зрителя только
раздражение или скуку. Антонимом документалистики выступало не игровое
кино, а развлекательное. На широкий экран выходили достойные ленты, но
число их было невелико, и до широкого зрителя они не доходили. Телевидение
предлагало лишь просмотр хроники в сопровождении не всегда выразительного
закадрового голоса.
Тем не менее, сегодня в кинотеатры регулярно попадают документальные
ленты достаточно высокого уровня, и у них нашлась своя аудитория. В
крупных городах документальное кино можно увидеть не только на
кинофестивалях, но и в прокате. В то же время телевидение оценило
потенциальную доходность таких лент. Но имея меньший бюджет за спиной и
отличную от кинозала аудиторию, теледокументалистика создала особую нишу
контента, который продолжает видоизменяться и искать себе форму.
Документальные циклы и передачи всегда зависели от конкретного
журналиста, который их представлял, наша действительность – не исключение.
Режиссёры и журналисты усвоили пример прокатного кино, вобрав в себя его
приемы, но будучи скованными экономическими и политическими факторами,
не смогли до конца организовать свою экосистему.
Актуальность исследовательской работы обусловлена растущим
вниманием к документальному кино, как среди телезрителя, так и среди
деятелей экрана. Выявление художественных средств, которые применяют
теледокументалисты сегодня, поможет понять вектор развития
документального кино на телеэкране и обнаружить слабые места, а также
проанализировать наиболее яркие примеры.
Объектом исследования были выбраны документальные программы,
циклы и фильмы «1 канала», телеканала «Россия» и «ОТВ-Прим», для оценки
контента федерального и местного уровня.
Предметом исследования выступят художественные средства, которые
используют журналисты и режиссеры для создания выразительного образа в
своих программах и фильмах.
Цель работы: определить критерии, по которым формируется
художественный образ в телевизионной документалистике, исходя из
проанализированного материала.
Для достижения поставленной цели нужно выполнить следующие задачи: - исследовать телевизионный формат в документалистике с момента его
зарождения, и проследить его эволюцию до наших дней; - определить жанровые границы телевизионного формата современности; - установить перечень средств выразительности, доступных режиссёру-
документалисту; - определить особенности художественного образа в документальных
программах и фильмах «1 канала», телеканала «Россия» и «ОТВ-Прим»;
Хронологические рамки исследования составляют период с 1 января
2016 года по 1 января 2017 года.
Методологической основой работы служат следующие методы:
исторический, логический, историко-генетический, статистический,
биографический, сравнительный и актуализационный.
В теоретическую базу входят труды Джулая Л., Фрумкина Г.М.,
Новиковой А.А., Липкова И.А., Кузнецова Г.В., Прожико Г.С., Вартанова А.С.,
которые исследовали средства экранной выразительности, историю
телевизионной документалистики и экранную реальность.
Работа имеет теоретическую и практическую значимость. Выводы,
полученные при изучении материала, могут быть использованы как
исследователями телевизионной действительности, так и деятелями экрана для
более эффективного использования художественных средств при создании
аудиовизуального высказывания.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка
использованных источников. Общий объем работы – 63 страницы.
В первой главе представлено историческое развитие
теледокументалистики на примере ее качественных изменений, а также система
жанров, которая сложилась в современной России.
Во второй главе мы классифицировали средства художественной
выразительности, которые доступны режиссёру-документалисту при создании
аудиовизуального высказывания. Затем, на проанализированном материале
телеканалов «Россия», «ОТВ-Прим» и «1 канал» мы вынесли критерии,
которые определяют художественный образ в современной телевизионной
документалистике.
В заключении обобщены теоретические сведения и определены выводы,
полученные в ходе написания выпускной квалификационной работы.
Заключение
Документалистика экрана всю свою историю боролась за самобытность,
постоянно обращаясь к кинематографу большого экрана, а также журналистике
пера и микрофона. Одновременно склоняясь к влиянию высокого стиля, драмы
и актерской игры, теледокументалистика училась говорить быстро, доступно и
сдержанно. Перетягивание одеяла, которое длилось на протяжении всего
существования документалистики на экране телевизора, закончилось разрывом
этого одеяла. Постмодернистская толерантность показала, что оба подхода
имеют свои сильные стороны и должны дополнять друг друга. Кино на
злободневную тему? Запросто. Философское эссе о смысле бытия? Пожалуйста.
Самое главное – помнить, что в фундаменте и того и другого должен быть
заложен факт.
Наиболее популярными в эпоху глобализации стали программы о
путешествиях. Экзотика всегда притягивала человека, но документалистика
позволяет осуществить виртуальное путешествие с одним особенным бонусом.
В каждое путешествие с тобой отправится твой соотечественник. Он или она не
просто сравнит мир странствий и мир обыденный, но сможет буквально
проверить собственную культуру на прочность, каким бы ни был результат.
На втором месте по объему контента располагается необычный жанр:
нечто среднее между докудрамой и байопиком. Исторически сложилось, что в
России для многих привлекателен образ трагического героя, и именно такой
образ ищут документалисты в тех людях, о которых они снимают фильмы.
Выбор художественных средств будет соответствующим: слёзы и смех, тяга
продемонстрировать любые противоположности в характере. За неимением
трагического на поверхности, авторы идут глубже в своих поисках:
домысливают гипотезы, ищут тайну там, где ее возможно и нет.
Режиссер-документалист работая на телевизионный экран должен
отвечать заявленным ожиданиям аудитории. Фильм должен быть понятен и
близок разным слоям населения одновременно. Это пугает режиссеров, но еще
больше пугает продюсеров. Отступая перед риском, создавать сложные,
многогранные метафоры и образы непросто. Режиссер документалист не может
превратить фильм в бурю эмоций, он выбирает информирование зрителя.
Поиски материала, который сможет произвести впечатление на аудиторию и
рассказать о жизни без прикрас, дают сложный эффект: выживают только
красноречивые и шокирующие факты, спорные истории берут неохотнее, они
достаются более талантливым и опытным мастерам.
Проанализировав контент ведущих федеральных каналов («Россия», «1
канал») и местное приморское СМИ («ОТВ-Прим»), прежде всего нужно
обратить внимание на то, что индустрия пытается говорить со зрителем
напрямую, но получается у нее это не убедительно, по инерции. Голос
доминирует как средство выразительности, голос человека заглушает все
остальные звуки нашего мира, не выходя за урбанистическую среду.
Множество авторов до сих пор воспринимают камеру как передатчик данных, а
не кисть художника, отказываясь работать со светом и тенью. Из-за
конкуренции с новостными выпусками, из-за нежелания тратить
дополнительное время на визуальный образ, режиссеры остаются верны лишь
букве: тексты, речи, записки - вот основная пища для художественных поисков.
Тем не менее примеры золотой середины есть. Примирить кропотливость
художественных элементов кино и фактическую основу могут многие опытные
журналисты. Но их авторитет завоеван годами труда на телеканалах. Даже
обладая теми же талантами, молодые режиссеры-журналисты не всегда готовы
рискнуть ввязываться в многолетнюю гонку за бюджет и экранное время.
И все-таки документальное кино отвоевывает число экранов у игрового.
В Европе и США это процесс проходил еще 20 лет назад. Тяга к фактам,
изложенным поэтическим языком, касалась не только кино; выросло целое
поколение, которое предпочло книги non-fiction художественным. Наше
телевидение все еще плохо понимает своего зрителя, руководствуясь образом,
сложенным в начале миллениума. Зритель готов к новым экспериментам и
более высокому уровню художественности в экранном произведении. Молодое
поколение авторов еще не успело войти в профессию, чтобы внести свой вклад,
освещая современность, а не раны и успехи прошлого страны.
Документалистика экрана всю свою историю боролась за самобытность,
постоянно обращаясь к кинематографу большого экрана, а также журналистике
пера и микрофона. Одновременно склоняясь к влиянию высокого стиля, драмы
и актерской игры, теледокументалистика училась говорить быстро, доступно и
сдержанно. Перетягивание одеяла, которое длилось на протяжении всего
существования документалистики на экране телевизора, закончилось разрывом
этого одеяла. Постмодернистская толерантность показала, что оба подхода
имеют свои сильные стороны и должны дополнять друг друга. Кино на
злободневную тему? Запросто. Философское эссе о смысле бытия? Пожалуйста.
Самое главное – помнить, что в фундаменте и того и другого должен быть
заложен факт.
Наиболее популярными в эпоху глобализации стали программы о
путешествиях. Экзотика всегда притягивала человека, но документалистика
позволяет осуществить виртуальное путешествие с одним особенным бонусом.
В каждое путешествие с тобой отправится твой соотечественник. Он или она не
просто сравнит мир странствий и мир обыденный, но сможет буквально
проверить собственную культуру на прочность, каким бы ни был результат.
На втором месте по объему контента располагается необычный жанр:
нечто среднее между докудрамой и байопиком. Исторически сложилось, что в
России для многих привлекателен образ трагического героя, и именно такой
образ ищут документалисты в тех людях, о которых они снимают фильмы.
Выбор художественных средств будет соответствующим: слёзы и смех, тяга
продемонстрировать любые противоположности в характере. За неимением
трагического на поверхности, авторы идут глубже в своих поисках:
домысливают гипотезы, ищут тайну там, где ее возможно и нет.
Режиссер-документалист работая на телевизионный экран должен
отвечать заявленным ожиданиям аудитории. Фильм должен быть понятен и
близок разным слоям населения одновременно. Это пугает режиссеров, но еще
больше пугает продюсеров. Отступая перед риском, создавать сложные,
многогранные метафоры и образы непросто. Режиссер документалист не может
превратить фильм в бурю эмоций, он выбирает информирование зрителя.
Поиски материала, который сможет произвести впечатление на аудиторию и
рассказать о жизни без прикрас, дают сложный эффект: выживают только
красноречивые и шокирующие факты, спорные истории берут неохотнее, они
достаются более талантливым и опытным мастерам.
Проанализировав контент ведущих федеральных каналов («Россия», «1
канал») и местное приморское СМИ («ОТВ-Прим»), прежде всего нужно
обратить внимание на то, что индустрия пытается говорить со зрителем
напрямую, но получается у нее это не убедительно, по инерции. Голос
доминирует как средство выразительности, голос человека заглушает все
остальные звуки нашего мира, не выходя за урбанистическую среду.
Множество авторов до сих пор воспринимают камеру как передатчик данных, а
не кисть художника, отказываясь работать со светом и тенью. Из-за
конкуренции с новостными выпусками, из-за нежелания тратить
дополнительное время на визуальный образ, режиссеры остаются верны лишь
букве: тексты, речи, записки - вот основная пища для художественных поисков.
Тем не менее примеры золотой середины есть. Примирить кропотливость
художественных элементов кино и фактическую основу могут многие опытные
журналисты. Но их авторитет завоеван годами труда на телеканалах. Даже
обладая теми же талантами, молодые режиссеры-журналисты не всегда готовы
рискнуть ввязываться в многолетнюю гонку за бюджет и экранное время.
И все-таки документальное кино отвоевывает число экранов у игрового.
В Европе и США это процесс проходил еще 20 лет назад. Тяга к фактам,
изложенным поэтическим языком, касалась не только кино; выросло целое
поколение, которое предпочло книги non-fiction художественным. Наше
телевидение все еще плохо понимает своего зрителя, руководствуясь образом,
сложенным в начале миллениума. Зритель готов к новым экспериментам и
более высокому уровню художественности в экранном произведении. Молодое
поколение авторов еще не успело войти в профессию, чтобы внести свой вклад,
освещая современность, а не раны и успехи прошлого страны.
Подобные работы
- Способы взаимодействия телевизионной и интернет-документалистики
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - СПЕЦИФИКА АВТОРСКОЙ ПОДАЧИ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО: РЕЖИССЕРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - Метод наблюдения в современной документалистике
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Эволюция телевизионной документалистики: мокьюментари, докудрама, трэш
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022 - Метод наблюдения в современной документалистике
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2016 - МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТ «ПРОФЕССИОНАЛЫ»: ОПЫТ СОЗДАНИЯ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Фильм-портрет в кино- и тележурналистике
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - КУЛЬТУРНЫЙ ПРОФИЛЬ ГОРОДА КАК ОСНОВА ТЕЛЕДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - Специфика поликодовых журналистских произведений Л. Г. Парфенова
Авторефераты (РГБ), журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2021



