Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление дебиторской задолженностью на предприятии ООО ПО «ПластиК»

Работа №85327

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
168
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы управления дебиторской задолженностью
организации 6
1.1 Экономическая сущность дебиторской задолженности и ее
значение для управления современными предприятиями 6
1.2 Методы управления дебиторской задолженностью
организации 14
1.3 Роль анализа в управлении дебиторской задолженностью
организации 21
2 Анализ дебиторской задолженности ООО ПО «ПластиК» 30
2.1 Анализ динамики, состава и структуры дебиторской
задолженности 30
2.2 Анализ оборачиваемости и состояния дебиторской
задолженности 39
2.3 Анализ соотношения дебиторской и кредиторской задолженности.. 47
2.4 Прогнозирование состояния дебиторской задолженности ООО
«ПластиК» с применением методологии цепей Маркова 50
3 Рекомендации по совершенствованию управления дебиторской
задолженностью организации ООО ПО «ПластиК» 57
3.1 Предварительный анализ дебиторов на основе скоринговых
моделей 57
3.2 Мероприятия по оптимизации дебиторской
задолженностью 63
Заключение 69
Список использованных источников 75

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют

В современных экономических условиях большинство предприятий испытывают дефицит финансовых ресурсов, что актуализирует вопросы, связанные с их формированием, оптимальным размещением и эффективным использованием. Современное состояние взаимных расчетов предприятий характеризуется высокой долей дебиторской задолженности в структуре их оборотных активов, что может стать причиной снижения финансовой устойчивости и платежеспособности, увеличения затрат на взыскание долгов и, как следствие, уменьшения рентабельности используемого капитала.
В связи с этим совершенствование управления дебиторской задолженностью становится одной из важных задач финансового менеджмента и актуальной проблемой многих предприятий.
Практически у каждого предприятия, работающего с отсрочкой платежа за поставляемую и реализуемую продукцию (товары) имеются проблемы формирования и управления дебиторской задолженностью, среди которых чаще всего выделяют: недостаток достоверной информации о сроках погашения дебиторами своей задолженности; отсутствие организации работы по управлению дебиторской задолженностью, в частности не оценивается кредитоспособность потенциальных партнеров-дебиторов, и рассредоточенность функций по управлению дебиторской задолженностью между разными подразделениями предприятия.
Объектом исследования для написания дипломной работы является - ООО ПО «ПластиК».
Предметом исследования является дебиторская задолженность.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать рекомендации по совершенствованию управления дебиторской задолженностью на исследуемом предприятии ООО ПО «ПластиК».
В соответствии с поставленной целью в дипломной работе определены следующие задачи, которые на современном этапе развития экономики являются актуальными:
- изучить понятие и экономическое содержание дебиторской задолженности;
- рассмотреть методы управления дебиторской задолженностью;
- изучить методику анализа дебиторской задолженности и его роль в управлении ею;
- дать краткую характеристику деятельности предприятия ООО ПО «ПластиК»;
- проанализировать состояние дебиторской задолженности, ее динамику, состав и структуру на предприятии ООО ПО «ПластиК»;
- разработать рекомендации по совершенствованию управления дебиторской задолженностью.
При анализе дебиторской задолженности ООО ПО «ПластиК» применялись следующие методы исследования: анализ и синтез, дедукция и индукция, исторический, графический методы, анализ абсолютных и относительных показателей, горизонтальный и вертикальный анализ, трендовый анализ, факторный анализ.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью предприятия, в рамках которой дается понятие и определяется экономическая сущность дебиторской задолженности, характеризуются методы управления дебиторской задолженностью, рассматривается методика анализа дебиторской задолженности и приводятся формулы расчета основных показателей, характеризующих эффективность управления дебиторской задолженностью.
Во второй главе дается технико-экономическая характеристика ООО ПО «ПластиК», проводится анализ состояния, структуры и динамики дебиторской задолженности организации, оценивается оборачиваемость дебиторской задолженности, соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, проводится факторный анализ и выявляются основные проблемы управления дебиторской задолженностью.
В третьей главе предлагаются мероприятия по совершенствованию механизмов управления дебиторской задолженностью ООО ПО «ПластиК», которые включают как предварительный анализ дебиторов на основе скоринговых моделей, так и работу с имеющимися дебиторами.
В процессе написания данной выпускной квалификационной работы использовалась разнообразная учебная литература по управлению дебиторской задолженностью, а также нормативно-справочные материалы.
Результаты исследования могут быть использованы в текущей финансовой деятельности предприятия с целью улучшения управления дебиторской задолженности и оптимизации ее величины.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дебиторская задолженность представляет собой коммерческий кредит, предоставляемый компании-покупателю продавцом продукции, работ, услуг; также способствует реализации товара, ускоряя процесс рыночного обмена.
Предприятий, которые могут себе позволить рассчитываться по своим обязательствам перед поставщиками без каких-либо отсрочек платежей, крайне мало, именно поэтому проблема управление дебиторской задолженностью является актуальной на современном этапе развития экономических отношений.
Отсутствие на предприятии функции управления дебиторской задолженностью ведет к снижению оборачиваемости оборотных средств, ухудшению платежеспособности предприятия, финансовым потерям в результате не возврата долгов, а в худшем случае - к банкротству. Именно поэтому эффективное управление дебиторской задолженностью является важным аспектом деятельности финансовых менеджеров предприятий и признаком профессионализма финансовой службы компании.
Анализ дебиторской задолженности имеет большое значение в управлении предприятием. Информационной основой такого анализа является аналитический учет. Основной целью этого анализа является определение состояния дебиторской задолженности и выявление резервов повышения эффективности ее функционирования [3, 117 с.].
Основой анализа дебиторской задолженности является расчет показателей оборачиваемости дебиторской задолженности, а также группировка дебиторов по срокам возникновения просроченной задолженности.
При проведении анализа дебиторской задолженности необходимо не забывать о сбалансированности оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженностей. Так, если показатель оборачиваемости дебиторской задолженности ниже оборачиваемости кредиторской задолженности, то это приводит, как правило, к дефициту денежных средств на предприятии.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности
рассчитывается как отношение объема продаж за определенный период к средней величине дебиторской задолженности за данный период.
Величина данного коэффициента показывает: насколько верно разработана кредитная политика на предприятии по своевременному погашению дебиторской задолженности. Чем выше коэффициент оборачиваемости, тем быстрее дебиторская задолженность обращается в денежные средства, тем меньший период времени проходит между отгрузкой продукции потребителям и моментом их оплаты. Высокие значения этого показателя положительно отражаются на его ликвидности и платежеспособности.
Низкое значение коэффициента говорит о трудностях, возникающих в процессе погашения дебиторской задолженности, может сигнализировать о росте числа неплатежеспособных клиентов и других проблемах сбыта, но может быть связано и с переходом компании к более мягкой политике взаимоотношений с клиентами, направленной на расширение доли рынка. Чем ниже оборачиваемость дебиторской задолженности, тем выше будут потребности компании в оборотном капитале для расширения объема сбыта.
Средний срок погашения дебиторской задолженности или коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в днях рассчитывается как отношение числа дней в году к коэффициенту оборачиваемости дебиторской задолженности и определяет период времени, в течение которого предприятие фактически получает денежные средства от дебиторов. Безусловно, чем меньше значение данного показателя, тем в более выгодных условиях находится предприятие.
В дипломной работе велось исследование дебиторской задолженности на ООО ПО «ПластиК», основной вид деятельности которого производство пластиковых, алюминиевых окон и дверей, офисных перегородок, остекление лоджий и балконов, установка фасадных конструкций. Продукция компании поставляется в такие города как Волжск, Чебоксары, Ижевск, Казань, Елабуга, Заинск, Чистополь, Лениногорск, Зеленодольск, Бугульма, Альметьевск.
Анализ состояния дебиторской задолженности ООО ПО «ПластиК» свидетельствует о том, что за анализируемый период дебиторская задолженность организации увеличилась с 1953,45 тыс.руб. в 2014 году до 17593,2 тыс.руб. в 2016 году. Также произошли изменения в структуре средств в расчете, доля дебиторской задолженности в имуществе ООО ПО «ПластиК» возросла с 19,70% в 2014 году до 37,83% в 2016 году. Данные изменения произошли за счет увеличения счетов покупателями и заказчиками в 2015году на 255,57%, в 2016 году - 291,52%, роста суммы выданных авансов в 2015 году на 196,27%, в 2016 году на 700,38% и суммы задолженности прочих дебиторов в 2015 году на 501,42%, в 2016 году - 180,45%.
За анализируемый период показатель оборачиваемости дебиторской задолженности ООО ПО «ПластиК» снизился в 2015 году на 0,52 пункта, а в 2016 году - на 6,97 оборота. Период оборота соответственно увеличился в 2015 году на 0,89 дня, в 2016 году - на 18,87 дня и составил в 2016 году 42,05, что означает замедление оборота средств в расчетах организации, вследствие чего, длительность операционного цикла организации увеличилась в 2016 году на 28,08 дня.
Анализ дебиторской задолженности организации необходимо дополнять анализом кредиторской задолженности. Анализ соотношения дебиторской и кредиторской задолженности свидетельствует о повышении устойчивости финансового положения ООО ПО «ПластиК» и его деловой активности, так как коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности превышает коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности как в 2014 году, так и в 2015 и 2016 гг.
В настоящее время разработано достаточное количество методик анализа дебиторской задолженности, методических указаний по оптимизации её состава и структуры, методик по оценке стоимости дебиторской задолженности и эффективности инвестированных в нее денежных средств. Однако чрезвычайно разнообразный арсенал средств для анализа не обладает методологическим единством, а представляет собой лишь некоторые аспекты, которые рассматриваются обособленно и используются для разных целей в процессе управления дебиторской задолженностью.
Концепция методологии цепей Маркова, которая представляет собой интегрированный элемент механизма прогнозирования дебиторской задолженностью, основанный на комплексном подходе, в рамках которого учитываются фазы жизненного цикла и структура дебиторской задолженности по срокам её возникновения.
На текущую дату анализа выполненный прогноз с использованием цепей Марова показывает, что общая дебиторская задолженность в следующем периоде будет погашена лишь на 0,94 %, оставшиеся 6 % перейдут в категорию сомнительной. Таким образом, сумма сомнительной дебиторской задолженности составит 1 944 тыс.руб.
Таким Образом, в результате проведенного анализа было выявлено значительное увеличение дебиторской задолженности в исследуемой организации и возможность появления сомнительной дебиторской задолженности, это может поставить под удар финансовое состояние предприятия, так как может привести к банкротству и потере в управлении, свертыванию инвестиционных программ, необходимости брать в долг и прочее.
Таким образом, правильный выбор дебитора и анализ рисков сделки поможет избежать предприятию финансовых потерь и создаст условия для устойчивого развития на рынке.
Как правило, дебиторская задолженность, возникает, если товары (или услуги) реализованы, а денежные средства не получены либо перечислена предварительная оплата поставщику. Таким образом, дебиторская задолженность становится своего рода беспроцентным коммерческим кредитом для покупателей, и часто при наличии проблем у контрагента сроки получения этого долга растягиваются на длительное время, либо могут быть не получены даже после обращения в суд, ввиду невозможности истребования.
Для снижения рисков от подобного рода сделок, целесообразно проводить предварительный анализ кредитоспособности контрагентов, особенно если предприятие рассчитывает на длительные коммерческие отношения с ними или срок отсрочки платежа велик.
Как правило, оценка кредитоспособности предприятия основывается на анализе его финансового состояния и оценке несостоятельности. Для прогнозирования потенциального банкротства используются различные многофакторные модели, основанные на определении рейтингового показателя, такие как, модель Альтмана, Лиса, Тишоу, Таффлера и других экономистов.
Данные модели учитывают изменения в области финансового управления и экономики, но установленные достаточные значения рейтингового показателя не учитывают отраслевые особенности предприятий, а также макроэкономическую ситуацию. Для улучшения анализа кредитоспособности контрагентов необходимо, на наш взгляд, применять модели, сочетающие в себе не только количественные характеристики кредитоспособности, но и качественные.
Одним из эффективных инструментов анализа кредитоспособности предприятия являются скоринговые системы. Как правило, скоринговая модель базируется на совокупности оценочных показателей, которые позволяют многосторонне оценить финансовое и нефинансовое состояние контрагента, ее главной целью является увеличение информации о финансово-экономическом положении заемщиков. Скоринговая модель позволяет проанализировать реальное финансовое состояние, а также потенциал предприятий-контрагентов.
Предприятия могут самостоятельно ввести дополнительные качественные характеристики предприятий-контрагентов, которые они считают важными при управлении дебиторской задолженностью и оценить их с помощью метода экспертных оценок, далее полученные оценки используются при расчете интегрального показателя кредитоспособности, совместно с количественными показателями оценки финансового состояния.
После получения результатов контрагенту определяется один из трех классов кредитоспособности, определяющий степень кредитного риска и целесообразность предоставления коммерческих кредитов. Также рекомендуется на основе проведенного анализа ранжировать контрагентов по степени риска и объему сделок, и в зависимости от этого составить договор купли-продажи, в котором предусмотреть дополнительные условия при просрочке платежа.
Вторым, не менее важным, направлением работы с дебиторами является стимулирование поступлений денежных средств от дебиторов, в современной отечественной практике применяются следующие способы стимулирования:
- установление системы скидок за досрочную оплату поставок;
- своевременное напоминание о возникновении просроченной
задолженности и необходимости ее скорейшего погашения;
- разработка системы мотивации менеджеров по продажам и кредитных контролеров с акцентом на выполнении плана по поступлению денежных средств;
- подача судебных исков о признании покупателей, имеющих просроченную дебиторскую задолженность, банкротами.
Финансовый механизм факторинга предоставляет организации принципиально иные возможности для его развития. Факторинговая операция способствует экономии оборотных средств предприятия, отвлекаемых в расчеты, так как поставщик получает денежные средства еще до окончания расчетного периода от факторинговой компании.
Таким образом, грамотное управление дебиторской задолженностью обеспечивает, с одной стороны, увеличение объемов реализации, а с другой - получение дополнительной прибыли.



1 Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: учебник/ Л.Е. Басовский.- Москва: ИНФРА-М, 2014.- 240с.
2 Брусов П.Н. Финансовый менеджмент. Финансовое планирование: учеб. пособие для вузов/ П.Н. Брусов, Т.В. Филатова.- М.: КНОРУС, 2014.¬232с.
3 Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник для вузов/ Л.Т. Гиляровская, Д.В.Лысенко, Д.А.Ендовицкий.- М.:Веслби: Проспект, 2016.- 360с.
4 Дугельный А.П. Бюджетное управление предприятием: учебно-практическое пособие/ А.П. Дугельный, В.Ф. Комаров; Акад. нар.хоз-ва при Правительстве РФ- 2-е. изд. - Москва: Дело, 2015.- 432с.
5 Захаров В.Я. Антикризисное управление: теория и практика: учебное пособие для вузов/ В.Я. Захаров, А.О. Блинов, Д.В. Хавин.- Москва: ЮНИТИ - ДАНА, 2016.-288с.
6 Зимовец А.В. Краткосрочная финансовая политика/Конспект лекций. Таганрог: Издательство НОУ ВПО ТИУиЭ, 2014.- 54 с.
7 Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент: учебник - М.: Финансы и статистика, 2010. - 768 с.
8 Ковалев В.В. Как читать баланс: учебник - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 520 с.
9 Ковалев В.В. Управление активами фирмы: учеб.- практ. пособие для вузов/ В.В. Ковалев.- М.: Велби: Проспект, 2016.- 392с.
10 Ковалев В.В. Финансовая отчетность и ее анализ (основы балансоведения): учебное пособие - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2016. - 432 с.
11 Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры: учебник - М.: Финансы и статистика, 2016 - 560 с.
12 Когденко В.Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика: учеб. пособие для вузов/ В.Г. Когденко, М.В. Мельник, И.Л. Быковников.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.- 471с.
13 Колпакова Г.М. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. пособие для вузов/Г.М. Колпакова.- М.: Юрайт, 2014.- 538 с.
14 Корпоративные финансы: учебник для вузов/ под ред. М.В. Романовского, А.И. Вострокнутовой.- СПб.: Питер, 2011. - 592 с.
15 Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: учеб. пособие/ М.Н. Крейнина.- 2-е изд., перераб. и доп.- Москва: Дело и Сервис, 2016.- 400 с.
16 Лапуста М.Г. Финансы организаций (предприятий): учебник для вузов/ М.Г. Лапуста, Т.Ю. Мазурина, Л.Г.Скамай.- М.: ИНФРА-М, 2014.- 576 с.
17 Лобанова Е.Н. Финансовый менеджер/ Е.Н. Лобанова, М.А. Лимитовский; Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ, Школа финансового менеджмента.- Москва: Издательство- Консалтинговая Компания «ДеКА», 2015. - 397 с.
18 Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие - 5-е изд., перераб. и доп. - Минск: ООО «Новое знание», 2013. - 688 с.
19 Седова Е.И. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности. Оценка структуры имущества предприятия и источников его формирования // Консультант бухгалтера. - 2015. - № 11. - С.9-17.
20 Селезнева Н.Н. Финансовый анализ. Управление финансами: учебное пособие для вузов - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 639 с.
21 Справочник финансиста в формулах и примерах/ под. общ. ред. Е.Н. Ивановой, О.С. Илюшиной.- М.: Проф. изд., 2016.- 224с.
22 Финансовый менеджмент: теория и практика: учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. - 6-е издание, перераб. и доп. - М.: Изд-во Перспектива, 2014. - 574 с.
23 Финансовый менеджмент: учебник / Под ред. д.э.н., проф. А.М.
Ковалевой. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 284 с.
24 Хелферт Э. Техника финансового анализа: учебное пособие - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2016. - 663 с.
25 Шеремент А.Д. Бухгалтерский учет и анализ: учебник для вузов/ А.Д. Шеремент, Е.В.Старовойтова; под ред. А.Д. Шеремета.- Москва: ИНФРА-М,
2016. - 618с.
26 Шеремет А.Д. Методика финансового анализа: учебник - М.: ИНФРА-М, 2014. - 208 с.
27 Шредер Н.Г. Анализ финансовой отчетности - М.: Изд-во «Альфа- Пресс», 2015 - 176 с.
28 Экономика предприятия: учебник для вузов /Под ред. проф. В.Я. Горфенкеля, проф. В.А. Швандара. - 5-е издание, пер. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014. - 742 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ