Введение 2
Глава I. Теоретико-методологические подходы к исследованию межличностных конфликтов
1.1 Понятие "межличностный конфликт" 6
1.2. Причины и основные виды возникновения межличностных
конфликтов 10
Глава II. Теория компенсации как фактор возникновения межличностных конфликтов
2.1 История становления и развития теории компенсации 19
2.2 Обнаружение и применение теории компенсации на практике 40
Глава III. Исследование причин и результатов компенсации известных личностей.
3.1 Биографический метод исследования как способ 48
3.2 Изучение биографий известных личностей с признаками
компенсации 58
Заключение 66
Список литературы
В современном мире у каждого человека в различных сложных, конфликтных ситуациях срабатывают свои защитные механизмы. Среди них выделяют такие, как: отрицание, вытеснение, компенсация, регрессия, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование. Компенсация является одним из самых исследуемых в настоящее время способов защиты.
В данной работе автор старается раскрыть понятие “компенсация” и изучить его влияние на межличностные конфликты. В своем стремлении к компенсированию человек способен стать выдающейся личностью или, в противном случае, развить в себе нервозность, что, в свою очередь, приводит к высокой конфликтогенности. Как правило, человек начинает компенсировать то, что получил в недостаточном количестве, или не получил вовсе в детстве. Самая распространенная компенсация - компенсация недостатка любви и внимания родителей, которую человек старается восполнить в сознательном возрасте, что выражается следующими способами: чрезмерной любвеобильностью, агрессией, развитием синдрома дефицита внимания и так далее. Подобные способы компенсирования нередко приводят к межличностным конфликтам.
Актуальность исследования состоит в том, что так или иначе, ребенок в детстве подвергается стрессовым ситуациям и специфичному воспитанию. Это оставляет определенный след в жизни ребенка, который спустя годы может перерасти во внутриличностный конфликт, меняя восприятие мира. Человек, будучи существом социальным, должен общаться, ведь как известно, общение - основа цивилизации. В процессе общения и взаимоотношений между людьми рано или поздно возникают конфликты. Конфликты могут появиться как по причине несовпадения интересов и целей, так и из-за внутриличностных проблем. Именно внутриличностные причины конфликта между людьми исследованы меньше всего.
Автор этого исследования считает, что изучение данной темы может позволить лучше осознать важность правильного воспитания детей. Также, с помощью теории компенсации, можно лучше понимать поведение и действия любого человека в его сознательном возрасте. И, на основании полученной информации, научиться находить способ излечения конфликтогенных психологических проблем.
В данной работе приводятся результаты исследований таких ученых, как: З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, Л. Выготского, Э. Фромма, В. Сержантова, Р. Немова, Н. Гришиной, Л. Столяренко и других.
Термин "психологическая защита" был впервые использован Фрейдом.
Психологическая защита - это система регуляции, служащая устранению или сведению до минимума негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Психологическая защита направлена на сохранение стабильности самооценки личности, которая устраняет опасные для психики источники травмирующих переживаний.
Защитные механизмы - это совокупность психологических бессознательных действий, с целью защиты от таких переживаний, как конфликт, фрустрация, тревога и стресс.
Самыми часто изучаемыми защитными механизмами являются: отрицание, вытеснение, компенсация, регрессия, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование.
В настоящее время трудно недооценить понятие "психологическая защита" и виды защитных механизмов личностей, поскольку они окружают нас везде - как в семье, на работе, на учебе, повседневной жизни.
Так же как и Юнг, Адлер был одним из первых и наиболее талантливых учеников Фрейда. Адлер, как и многие безоговорочно признавал гениальность и авторитет З. Фрейда и готов был развивать его основные идеи, дополняя, корректируя или заменяя их собственными теоретическими и практическими поисками. Адлер стал основателем нового, социально-психологического подхода к исследованию психики человека. Именно в развитии новых идей своей концепции он и разошелся с Фрейдом. Его теория, изложенная в книгах «О нервном характере» (1912), «Теория и практика индивидуальной психологии» (1920), «Человекознание» (1927), «Смысл жизни» (1933), представляет собой совершенно новое направление, очень мало связанное с классическим психоанализом и составляющее целостную систему развития личности.
Л. Выготский создал общую психологическую концепцию, в которой раскрыл природу сознания, высших психических функций. Согласно ей, социальное взаимодействие взрослого и ребенка формирует психические функции. Его работа гласит, что обучение способствует развитию, а не наоборот.
Также Выготский создал новое направление в дефектологии, показав возможность компенсации дефекта за счет развития высших психических функций. В сфере научных интересов Л. Выготского был огромный спектр вопросов, нацеленных на аномальных детей, а именно на их изучение, развитие, обучение и воспитание. Наиболее значимыми являются проблемы, помогающие понять сущность и природу дефекта, возможности и особенности его компенсации и правильной организации изучения, обучения и воспитания ребенка.
Объект исследования - межличностные конфликты.
Предмет исследования - влияние компенсации и чувства компенсации на развитие межличностных конфликтов.
Цель исследования - определить влияние компенсации на развитие межличностных конфликтов.
Задачи исследования:
1) Раскрыть определение межличностных конфликтов.
2) Подробно изучить компенсацию как защитный механизм.
3) Выявить взаимосвязь межличностных конфликтов и компенсации.
4) Изучить источники применения биографического метода в анализе межличностных конфликтов.
5) Исследовать наличие признаков компенсации у известных личностей на с помощью биографического метода.
6) Определить влияние компенсации на жизни знаменитых людей.
В настоящей работе использовались следующие методы исследования: анализ документов и последующая дедукция. Общегуманитарный метод - функциональный, специфическим методом сбора информации был биографический метод.
Исследование источников показали, что данная тема была разработана лишь косвенно. Существует множество тестовых опросов, затрагивающих тему компенсации, однако опросы и исследования данной темы скорее затрагивали внутриличностную сторону этой проблемы, нежели межличностную. И несмотря на то, что истории известны определенные случаи, когда компенсация помогала человеку стать лучше, исследований на эту тему почти нет.
Компенсация - бессознательна и чаще всего проявляет себя в раннем детстве, память о котором оказывается почти полностью утрачена. В этом случае в основе комплекса лежит какое-либо сильное желание ребенка, которое не смогло осуществиться. Тяжелое травмирующее переживание подобно стене, отделяет его от сознания, что в итоге становится комплексом. Порой, комплексы могут проявляться спустя много лет, когда человек достигает взрослого возраста.
Данная работа состоит из введения, 3 глав, включающих 6 разделов, заключения и списка литературы в 34 пункта. Общий объем работы - 70 страниц.
Комплексами называют совокупность бессознательных представлений, эмоционально окрашенных воспоминаний, ассоциаций, которые возникают у человека в самом начале его жизненного пути и затем влияют на его мироощущение и поведение. Главной составляющей комплексов выступает страх. Возникнуть заболевание может из-за душевных травм и дискриминации в обществе. В дальнейшем комплекс неполноценности оказывает негативное влияние на социальную адаптацию личности, ее самочувствие.
Тот, кто безотчетно чувствует свою уязвимость, слабость, иными словами - неполноценность, подвержен комплексу. И то что в жизни он может принимать самые разные формы - мы часто встречаем на нашем пути.
Чаще всего комплекс направлен на себя. Это и комплекс неудачника, мешающий смелым творческим начинаниям. Это и комплекс бедняка, заставляющий выискивать оправдания своей непрактичности. Это и комплекс страдальца, побуждающий упиваться набитыми шишками. Это и комплекс "гадкого утенка", не позволяющий проявиться красоте, присущей каждому независимо от формы носа и длины ног, веса, строении фигуры.
Возможно избавление от комплекса компенсации при работе с психологом или психотерапевтом в любом возрасте, однако легче всего поддаются лечению дети, если их родители готовы идти на сотрудничество и менять стили воспитания детей.
Комплекс компенсации не развивается у детей, чьи родители помогают им в правильном формировании картины мира и базового умения прилагать усилия. В результате чего, личность научается воспринимать мир со всем его разнообразием, правильно ставить свои жизненные приоритеты и цели, оценивать пути их достижения и брать на себя ответственность за свои поступки.
Комплекс компенсации - «изобретение» человеческого общества, связанное с развитием речи и дискриминации не по признаку силы, а по другим признакам, сформированным в современном обществе и далеким от биологических.
Полная изоляция человека от себе подобных может дать профилактический эффект лишь до момента возвращения личности обратно в социальную среду.
Комплекс компенсации может развиться из чувства неполноценности у детей с физическими недостатками, при гиперопеке, осуществляемой родителями, а также в условиях недостатка заботы и любви по отношению к ребёнку в семье.
Исследования, проведенные в данной работе, показали, что компенсация оказывает огромное влияние на межличностные отношения. Человек, который деструктивно компенсирует то, чего недостало в детстве, вполне может стать инициатором конфликтов. Однако, конструктивная компенсация способна дать человеку сил, для развития и улучшения себя и окружающего мира.
Цель и задачи исследования были достигнуты, по мнению автора. Изучение межличностных конфликтов и компенсации позволили выявить их прямую связь. Однако, необходимы дальнейшие исследования, чтобы всесторонне изучить компенсаторные механизмы и возможные последствия, оставляющие отпечаток в жизни человека.
Компенсацию можно и нужно лечить, чтобы не допустить усиления его влияния на жизнь человека. Невозможно предугадать последствия, не вылеченного вовремя, комплекса.
1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 г.
2. Адлер А. Понять природу человека / Санкт-Петербург: Академический проект, 1997 г.
3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с нем. М.: Фонд “За экономическую грамотность”, 1995 г.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. / - М.: Наука, 1977 г.
5. Ананьев Б.Г. Психология человека. Избранное. / СПб., 1997.
6. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: Юнити, 2004 г.
7. Бюлов Б. Воспоминания./ - М.: Л. 1935 г.
8. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005 г.
9. Выготский Л.С. Основные проблемы современной дефектологии, Собр.соч. т. 3, М. 1983 г.
10. Выготский Л.С. Умственное развитие ребенка в процессе обучения / М.: Л.: 1935 г.
11. Выгодская Г.Л. Лифанова Т.М. Лев Семенович Выготский. Жизнь Деятельность. Штрихи к портрету. - М.: Смысл, 1996 г.
12. Годфруа Ж. Что такое психология. / - М.: Мир, 1990 г.
13. Гришина Н.В. Психология конфликта: Хрестоматия / - Санкт-
Петербург: Питер, 2005 г.
14. Журнал «Психология», - М, 2007 г.
15. Кашапов Р.Р. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха / - М. : Аст-ПРЕСС, 2000 г.
16. Козилова Л.В. Учебно-методическое пособие по дисциплине
«Конфликтология» / - М.: Директ-Медиа», 2014 г.
17. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб.
заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. / - М.:
Просвещение, 1994 г.
18. Общая психология: учеб. пособие / Л. А. Вайнштейн, [и др.]. - Минск: Тесей, 2005 г.
19. Рагнхильд Ф. фон Х. Теодор Рузвельт/ Фибиг фон Хазе Рагнхильд // Американские президенты: 41 исторический портрет от Джорджа Вашингтона до Билла Клинтона. - Ростов-н/Д: Феникс, 1997 г.
20. Розет И.М., Стремление к превосходству как одно из основных влечений / Психологический журнал. 1993 г. Том 14, № 6
21. Саблин В. С. , Слаква С.П. Психология человека / В.С. Саблин, С.П. Слаква / - М.: Экзамен, 2004 г.
22. Сегалин, Г.В. Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии) / - Санкт-Петербург: Л. - 1926 г.
23. Сержантов В.Ф. Характер и деструктивное поведение: феноменология предательства. 4.2.: Социальные и характерологические основы деструктивного поведения. / - СПб.: Ривьера, 1993 г.
24. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 16-е изд. Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2006 г.
25. Фрейд З. Введение в психоанализ / - Санкт-Петербург: Питер, 1917 г.
26. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. / - М.:
Республика, 1994 г.
27. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / - М.: Республика, 1994 г.
28. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основне положения,
исследования и применение / - Санкт-Петербург: Питер Пресс, 1997.
29. Шейнов В.П., Управление конфликтами / - Санкт-Петербург: Питер, 2014 г.
30. Шпигель. История./ № 3, 2013 г.
31. Щиголев, И. И. Психиатры об известных личностях / - Брянск: БГПУ. - 2003 г.
32. Юнг К.Г. Обзор теории комплексов / М.; Киев, 1997 г.
33. Allport G. The nature of prejudice. / - New York: Doubleday Anhor Books, 1958 г.
34. Clayton М. Elvis Presley: Unseen Archives / - Великобритания: Parragon, 2005 г.