Введение 4
1 Теоретические аспекты учета и анализа расходов на продажу
организации 7
1.1 Экономическая сущность, понятие и классификация расходов на
продажу организации 7
1.2 Особенности бухгалтерского учета расходов на продажу в
различных сферах деятельности 14
1.3 Учет расходов на продажу в соответствии с МСФО 18
1.4 Методика анализа расходов на продажу организации 22
2 Особенности учета и анализа расходов на продажу в организации ООО
«Ышаныч-Л» 30
2.1 Характеристика организации ООО «Ышаныч-Л» и анализ финансово-экономической деятельности 30
2.2 Организация бухгалтерского учета расходов на продажу в ООО
«Ышаныч-Л» 36
2.3 Анализ расходов на продажу организации ООО «Ышаныч-Л» 45
3 Рекомендации по совершенствованию учета расходов на продажу и их
оптимизации 55
3.1 Направления совершенствования учета и контроля расходов на
продажу 55
3.2 Разработка предложений, направленных на снижение расходов на
продажу 61
Заключение 74
Список использованных источников 78
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность дипломной работы заключается в том, что в условиях рыночной экономики для любой организации является необходимым рациональное управление ее ресурсами и хозяйственными процессами. В общем случае, рационально действующий хозяйствующий субъект имеет основной целью увеличение прибыли, поскольку именно прибыль является основным источником финансирования деятельности организации. В формировании прибыли организации участвуют расходы (в том числе расходы на продажу), уменьшая доходы и, тем самым, снижая величину финансового результата.
Расходы на продажу - один из главных оценочных показателей финансово-хозяйственной деятельности торговых предприятий. Расходами на продажу являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг. Состав расходов на продажу разнообразен и зависит от сферы деятельности организации, условий договоров, на основании которых осуществляется поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Анализ расходов на продажу в современных условиях является весьма актуальной проблемой для многих предприятий. Это вытекает из того, что прибыль является основополагающим стимулом деятельности любого предприятия, а также повышает покупательский спрос населения на продукцию предприятия. Уровень, динамика и структура издержек тесно связаны со всеми сторонами хозяйственной деятельности предприятия, с вопросами планирования и организации процесса, движения товаров из сферы производства в сферу потребления.
В условиях рыночной экономики, финансового кризиса, повышения конкуренции, проблема снижения расходов становится одной из актуальнейших задач для предприятия, так как именно снижение расходов является одним из главных источников роста прибыли организации.
Затраты, издержки, себестоимость являются важнейшими экономическими категориями. Их уровень во многом определяет величину прибыли и рентабельности предприятия, эффективность его хозяйственной деятельности. Снижение и оптимизация затрат являются одними из основных направлений совершенствования экономической деятельности каждого предприятия.
Объектом исследования в дипломной работе является Общество с ограниченной ответственностью «Ышаныч-Л».
Предметом исследования является бухгалтерский учет расходов на продажу.
Целью дипломной работы является разработка рекомендаций, направленных на снижение расходов на продажу и совершенствованию учета расходов на продажу организации.
Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть необходимость и сущность расходов на продажу в организации;
- изучить теоретические основы учета расходов на продажу;
- изучить методику анализа расходов на продажу в организации;
- изучить деятельность ООО «Ышаныч-Л»;
- провести анализ динамики, состава и структуры расходов на продажу в ООО «Ышаныч-Л»;
- выявить особенности бухгалтерского учета расходов на продажу на предприятии;
- провести факторный анализ влияния расходов на продажу организации на выручку.
Таким образом, управление затратами и расходами организации является одной из существенных задач менеджмента предприятия. Такое управление требует детального учета и анализа затрат и расходов.
Для предприятий сферы товарного обращения одной из важнейших задач является обеспечение своевременного, достоверного и полного учета и анализа фактических расходов и осуществление действенного контроля над использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Реализация этой задачи в значительной степени зависит от организации бухгалтерского учета, поскольку именно в системе бухгалтерского учета формируется большая часть информации о расходах, необходимой для принятия соответствующих управленческих решений.
Расходы на продажу участвуют в формировании финансового результата деятельности торгового предприятия. Поэтому для обеспечения достоверности информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, предприятия должны вести учет в строгом соответствии с нормативными документами.
При выполнении работы применялись такие методы исследования, как наблюдение, изучение и обобщение, анализ и синтез информации, группировки и сравнения и др.
В широком смысле понятие «расходы на продажу» представляет собой общее название затрат, связанных с реализацией продукции (товаров, работ, услуг). Для производственных предприятий такого рода затраты называются еще коммерческими или внепроизводственными расходами, а в части осуществления торговой деятельности - издержками обращения.
Состав расходов на продажу может быть разнообразным, это зависит от того, каким видом деятельности занимается организация, а также технологий производственного процесса и условий договоров.
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению, в организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены, в частности, следующие расходы (издержки обращения): на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные расходы.
В течение месяца издержки обращения торговой организации накапливаются по дебету счета 44 «Расходы на продажу, они отражаются в соответствующих статьях в том отчетном периоде, к которому они относятся независимо от их возникновения и сроков оплаты. В зависимости от учетной политики организации издержки обращения могут списываться полностью или частично. При частичном списании ежемесячному распределению подлежат расходы на транспортировку. Они подлежат распределению между проданным товаром и остатком товара на конец отчетного периода. Все остальные расходы, связанные с продажей товара, относятся на стоимость проданных товаров.
В соответствии с МСФО коммерческие расходы не рассматриваются как непосредственно связанные с приобретением и производством товаров, и, следовательно, не включаются в себестоимость производства. Отличительной особенностью МСФО от российских стандартов бухгалтерского учета является то, что отражение хозяйственных операций не связывается с наличием или отсутствием первичной документации, коммерческие расходы признаются по признаку начисления. Также МСФО не предполагает обязательного разделения расходов в отчете о финансовых результатах в зависимости от их функционального назначения и дает возможность выбора.
Основной целью анализа расходов на продажу в организации, как основного элемента текущих затрат торгового предприятия, является определение комплекса показателей, которые позволят оценить роль издержек обращения в системе формирования финансовых результатов. Для принятия управленческих решений по поводу закупки и сбыта товаров, финансов, инвестиций, необходима постоянная деловая осведомленность, аналитическое прочтение исходных данных в зависимости от цели анализа.
Исследуемая нами организация ООО «Ышаныч-Л» является коммерческой (торговой) организацией. ООО «Ышаныч-Л» зарегистрировано в качестве юридического лица Регистрационной палатой г. Набережные Челны от 30.01.2001 г. Основным видом деятельности компании является розничная торговля лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках).
Целью деятельности ООО «Ышаныч-Л» является удовлетворение потребностей населения в лекарственных препаратах и получение прибыли в интересах участников общества.
Проанализировав основные технико-экономические показатели ООО «Ышаныч-Л» за 2014-2016 гг., делаем вывод, что объем выручки в 2015 году увеличился на 37% от уровня 2014 года. Вследствие роста объемов продаж в 2016 году темп роста выручки составил 130,28% по отношению к 2015 году. Темп роста себестоимости продаж в динамике имеет тенденцию увеличения. Коммерческие и управленческие расходы также имеют тенденцию увеличения. В 2016 году причиной роста объема прибыли от продаж на 35,57% является опережающий темп роста выручки от темпа роста себестоимости продаж. В 2016 году продолжается увеличение объема чистой прибыли, вследствие чего наблюдается повышение рентабельности.
В результате хозяйственной деятельности в 2015 году произошло увеличение рентабельности продаж на 130,15% от уровня 2014 года, рентабельность собственного капитала - на 26,25%, рентабельности активов - на 80,97%. В 2016 году рентабельность продаж также увеличилась, но не значительно (на 4,06%), рентабельность собственного капитала осталась примерно на том же уровне, а вот рентабельность активов продолжила тенденцию увеличения (на 61,33%). Причиной увеличения показателей рентабельности является увеличение чистой прибыли ООО «Ышаныч-Л».
Система финансового учета расходов на продажу обеспечивает своевременное и полное отражение в учете понесенных расходов в соответствии с нормами законодательных документов. Элемент финансового учета расходов на продажу в учетной системе ООО «Ышаныч-Л» представляет собой подсистему, ориентированную на составление финансовой отчетности для внутренних и внешних пользователей, а также контроль показателей, на основании которых она сформирована. Финансовый учет отражает состояние расходов на продажу предприятия на основании свершившихся фактов хозяйственной жизни.
Одной из рекомендаций, связанных с совершенствованием бухгалтерского учета, является применение наиболее подходящего программного продукта, а также внедрение автоматизации учета и управления аптечной сетью, которая устраняет основную причину - слабый учет и фактическую бесконтрольность.
Программный продукт «1С:Розница 8. Аптека» предназначен для комплексной автоматизации торговой деятельности аптек, аптечных киосков и аптечных розничных сетей, ориентированных на продажу лекарственных средств, БАДов, средств гигиены, медицинских аппаратов и т.д.
Для любого функционирующего предприятия одним из главных вопросов является оптимизация расходов на продажу. Проведенный анализ во 2 главе показал, что расходы на рекламу составляют значительную часть издержек обращения.
Эффективность разработки и реализации рекламных проектов во многом зависит от качества, своевременности и достоверности представляемой информации.
Стремительное развитие сети Интернет, применение новейших технологий и коммуникаций в коммерческой деятельности и повседневной жизни обусловило возникновение новых экономических явлений, таких как электронная коммерция.
На разработку сайта для ООО «Ышаныч-Л» было затрачено 54242,87 руб. Чистый дисконтированный доход от реализации проекта будет равен 61817,94 рублей. Дисконтированный срок окупаемости проекта составит 6,5 месяца. Индекс рентабельности характеризует относительную прибыльность проекта и равен 1,14, что больше единицы, следовательно, проект эффективен.
Приведенные данные говорят о заметном экономическом эффекте от размещения сайта на сервере ООО «Ышаныч-Л», превышающем затраты на разработку и внедрение сайта.
Создание данного сайта направлено в первую очередь на получение дополнительной прибыли для аптеки, привлечение новых клиентов и увеличения объёма продаж.
Суммируя результаты, можно сделать вывод, что создание данного интернет ресурса является экономически выгодным для компании и окупится в кротчайшие сроки.