ВВЕДЕНИЕ 4
1. Основные понятия о себестоимости и управление ею 7
1.1 Общее понятие себестоимости. Состав и ее виды 7
1.2 Структура себестоимости перевозок грузовым автомобильным
транспортом 9
1.3 Основы управления затратами 15
2. Характеристика и анализ деятельности ПАО «КАМАЗ» 15
2.1 Общая характеристика ПАО «КАМАЗ» 19
2.2 Анализ финансово - хозяйственной деятельности ПАО
«КАМАЗ» 28
2.3 Анализ себестоимости грузоперевозки 50
3. Управление себестоимостью международных перевозок в ПАО
«КАМАЗ» 56
3.1 Описание проекта 56
3.2 Оценка эффективности мероприятия 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
На сегодняшний день автомобильный транспорт играет ведущую роль в удовлетворении потребностей населения. В том числе и отрасль грузовых перевозок значима для транспортировки грузов по различным маршрутам.
Актуальность изучения данной темы предопределена тем, что запросы потребителей в сфере грузовых перевозок растут, в связи с этим, увеличивается количество предприятий, оказывающих соответствующие услуги, и каждое автотранспортное предприятие стремится к минимизации расходов, связанных с грузовыми перевозками.
Себестоимость перевозок характеризует предельный размер эксплуатационных расходов, т.е. расходов непосредственно связанных с перевозочным процессом, приходящихся на единицу перевозок [2].
Цель выпускной квалификационной работы - управление
себестоимостью международных перевозок в ПАО «КАМАЗ».
Были выделены следующие задачи:
- Изучить теоретический материал по теме работы. Дать определение понятию «себестоимость», описать её состав и виды, показать структуру себестоимости грузовых перевозок, дать классификацию статей затрат себестоимости, выделить основные задачи и этапы управления затратами и описать способы снижения себестоимости;
- Представить общую характеристику ПАО «КАМАЗ», провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и анализ калькуляции себестоимости грузоперевозки;
- Предложить мероприятие по повышению эффективности деятельности;
- Дать оценку экономической эффективности проекта.
Объект исследования выпускной квалификационной работы - Публичное акционерное общество «КАМАЗ», предмет - калькуляция себестоимости грузоперевозки.
В настоящее время в условиях жесткой конкурентной борьбы малого и среднего бизнеса грузоперевозок, острой проблемой остается оптимизация основных статей расходования по основным пунктам себестоимости.
Целью анализа себестоимости грузоперевозок является, полное и достоверное определение фактических затрат, связанных с перевозкой грузов, исчисление фактической себестоимости, а также их оптимизация.
Данные учета себестоимости используются также для оценки и анализа выполнения плана, определения результатов деятельности предприятия (прибыли и рентабельности), выполнения плановых заданий, структурными подразделениями предприятия, определения фактической эффективности организационно-технических мероприятий по развитию и совершенствованию производства в планово-экономических и аналитических расчетах.
В связи с этим должна быть реализована сопоставимость плановых и фактических данных в отношении состава и классификации затрат, объектов и единиц калькулирования, методов распределения затрат по периодам и т.д. [7].
Как известно, к основным статьям затрат на эксплуатацию автотранспортных предприятий можно отнести: затраты на топливо, затраты на техническое обслуживание и ремонт, затраты на запчасти, затраты на шины, затраты на горюче - смазочные материалы и другие затраты.
Основными источниками теоретического материала послужили работы авторов А.С.Бакаев, С.Н. Петренко, М.И. Бухалков, Т.Р. Карлин, В.Э. Керимов, Л.Б. Мироткин, А.М. Петрова, Ю.А.Хегай, М.И. Трубочкина, С.В. Милославская, А.А. Евсеева и др.
В процессе анализа были использованы разработки по анализу финансово хозяйственной деятельности под редакцией Донцовой Л.В., Савицкой Г.В. и Вахрушиной М.А. и др.
Также в работе были применены нормативно правовые акты, уставные документы и бухгалтерская отчетность ПАО «КАМАЗ» и электронно-библиотечные системы.
Структура данной работы представлена введением, тремя главами, разбитыми на подглавы, заключением, и списком использованной литературы. Первая глава - теоретический материал по теме работы. Вторая глава содержит общую характеристику предприятия, анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и анализ использования основных средств. Третья глава содержит проект уменьшению себестоимости грузовой перевозки ПАО «КАМАЗ».
В выпускной квалификационной работе решались следующие задачи:
- Изучить теоретический материал по теме работы. Дать определение понятию «себестоимость», описать её состав и виды, показать структуру себестоимости грузовых перевозок, дать классификацию статей затрат себестоимости, выделить основные задачи и этапы управления затратами и описать способы снижения себестоимости;
- Представить общую характеристику ПАО «КАМАЗ», провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и анализ калькуляции себестоимости грузоперевозки;
- Предложить мероприятие по повышению эффективности деятельности;
- Дать оценку экономической эффективности проекта.
Была изучена деятельность ПАО «КАМАЗ», дана общая характеристика экономического состояния предприятия, а также изучено и проанализировано фактическое состояние предприятия.
Проведенный анализ технико-экономических показателей ПАО
«КАМАЗ» выявил:
- присутствие тенденции увеличения стоимости имущества с годами;
- зависимость предприятия от заемных источников финансирования, что увеличивает финансовый риск и снижает финансовую устойчивость и платежеспособность;
- не ликвидность бухгалтерского баланса предприятия за 2014 - 2016 гг.;
- наличие реальной возможности предприятия в ближайшее время восстановить платежеспособность.
Изучение структуры себестоимости грузоперевозки позволило выявить основные факторы, влияющие на её стоимость:
Внешние факторы - климатические и дорожные условия;
70
Переменные затрат - топливо, смазочные материалы, шины, запасные части, затраты на транспортное обслуживание и ремонт
- Постоянные затраты - содержание производственно - технической базы и инфраструктуры различных видов транспорта (арендную плату), накладные и прочие расходы.
- Тарифы на дополнительные работы и услуги, связанные с перевозками.
И дополнительно при международных перевозках:
- Хранение в пунктах перевалки грузов, терминалах, складах временного хранения и т.д.;
- Перевозку грузов до погранпереходов, портов или до транспортных средств, следующих за границу, погрузку;
- Перевозку международным транспортом;
- Страхование и таможенное декларирование, таможенные пошлины, налоги и сборы.
Анализ себестоимости грузоперевозки, организуемой ООМиМП, выявил тенденцию к повышению её стоимости с каждым последующим годом. Основные затраты при составлении калькуляции грузоперевозки приходятся на ГСМ с весом 31,6% в общем объёме и амортизационные затраты 27,24%.
Данный проект предлагает для выполнения международных перевозок ввести информационную систему «DTL.ru», т.е. тем самым сократить себестоимость грузоперевозок путём внедрения новой системы.
Оценка экономической эффективности разработанного проекта показала, что все финансовые показатели удовлетворяют требуемым значениям. Чистый доход за расчетный период 4 месяца составит 3418060 рублей, чистый дисконтированный доход - 3294733 рублей. При этом срок окупаемости составляет 1 месяц 7 дней, а срок окупаемости с учетом дисконтирования - 1 месяц 8 дней. Можно сделать вывод, что предложенный проект является прибыльным и его можно реализовать.