ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.1. Общие положения и вопросы распределительной логистики 9
1.2. Посредники распределительной логистики 14
1.3. Особенности деятельности дилеров 22
2. АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ООО
«НЕФТЕПРОДУКТТРЕЙД» 26
2.1. Основные технико-экономические показатели предприятия 26
2.2. Анализ системы распределения ООО «НефтеПродуктТрейд» 35
2.3. Анализ эффективности управления распределением в ООО
«НефтеПродуктТрейд» 44
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛОГИСТИКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ООО «НЕФТЕПРОДУКТТРЕЙД» 56
3.1. Мероприятия по совершенствованию распределительной логистики 56
3.2. Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию распределительной логистики 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ
На сегодняшний день, в условиях углубления и развития рыночных отношений, глобализации и усиления конкуренции на товарных рынках происходят значительные изменения в каналах распределения товаров, представляющих собой сложные экономические системы, как правило, включающие в себя, значительное число участников.
Экономика на современном этапе развития - экономика информационного общества, основанная на знаниях. Принятие первоосновы знаний в обеспечении экономического развития определяет особый статус информации среди прочих ресурсов производства.
Бизнес, точнее его организация имеет сетевую структуру, которая предстает одновременно как самостоятельная черта и как следствие информатизации экономики. Сеть становиться признаком введения границ между централизацией и децентрализацией управления. По сетевому принципу предприятия строят как свои внутренние, так и свои внешние связи.
В настоящее время происходит повышение роли услуг при всё большей ориентации бизнеса на клиента. Удовлетворение интересов потребителя предстает главным принципом развития бизнеса и достижения его коммерческих результатов, что на практике обеспечивается отказом от стандартных решений в пользу индивидуальных.
Особенностью современного бизнеса стал переход от удовлетворения разовых требований клиентов к работе в режиме аккумулирования и исполнения заказов. В этих условиях своевременная и качественная реакция на потребности клиентов обеспечивается созданием систем комплексного обслуживания.
В настоящее время общемировыми тенденциями являются: компьютеризация логистических процессов распределения товаров,
перманентные изменения во вкусах и предпочтениях потребителей, развитие сетевой розничной торговли, все более активное использование торговыми посредниками современных информационных технологий, изменение структуры каналов сбыта, что в итоге приводит к перераспределению полномочий в каналах, к ослаблению в распределении товаров позиций производителей часто и за счет средств потребителей. Перед производителями товаров все более отчетливо встает проблема повышения своей значимости в каналах распределения продукции.
Современные коммерческие отношения в значительной степени формируются в условиях неопределенности. В связи с этим, чтобы добиться успеха в предпринимательской деятельности недостаточно использовать маркетинговый подход. Требуются высокоэффективные способы и методы управления процессами на предприятии.
Функциональной подсистемой логистики здесь является распределительная логистика. Она предполагает не только физическое перемещение различных ресурсов в области распределения и сбыта, но и к организации и обеспечения так называемого логистического сервиса, что на практике дает значительную эффективность на предприятии. Также она повышает конкурентоспособность организации на рынке.
Цель исследования – разработка мероприятий по совершенствованию распределительной логистики организации на локальном рынке.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты распределительной системы нефтепродуктов
2. Провести анализ существующей системы распределения в организации
3. Разработать предложения по совершенствованию организации системы распределения на основе применения логистических подходов.
Предметом исследования является система распределения ООО
«НефтеПродуктТрейд».
В качестве объекта исследования выступает торговая компания ООО
«НефтеПродуктТрейд».
При проведении исследования применялся комплексный системный анализ, экономико–статистические методы, методы обобщения, анализа, синтеза и другие.
Информационной базой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики, материалы периодической печати, официальные сайты ведущих розничных торговых операторов. В работе использованы данные, предоставленные информационно–аналитическими агентствами и компанией ООО «НефтеПродуктТрейд».
Структура и объем исследования соответствуют содержанию исследовательских задач. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы работы, сформулированы цели и задачи, определены предмет и объект исследования, обоснована научная новизна, теоретическая значимость исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические проблемы логистической организации системы распределения торговых предприятий. Обоснована необходимость логистизации распределительной деятельности и выявлены предпосылки формирования интеграционных процессов розничных торговых предприятий с партнерами в системе товародвижения.
Во второй главе выявлена специфика системы распределения организации на примере торгового предприятия, проведена оценка эффективности логистики распределения предприятия.
В третьей главе даны рекомендации по совершенствованию системы распределения торговой фирмы, проведена оценка эффективности разработанных проектных мероприятий.
В заключении обобщаются результаты проведенного исследования, определяются области их применения и направления дальнейшего развития.
Проведенное в работе исследование базировалось на научных положениях общей теории логистики на работах таких ученых, как: Е.С. Акопова, Б.А. Аникин, И.Д., Афанасенко, В.В. Борисова, А.М. Гаджинский, М. Джиллингем, Д., на исследованиях ученых в области логистизации розничной сетевой торговли: П. Кален, О.А. Кролли, Л.А.Мясникова, О.А. Новиков, В.А. Нос, Э. Ньюмен, А.В. Парфенов и др.
Роль распределительной логистики в жизнедеятельности предприятия, особенно торговых очень велика. Деятельность логистических служб оказывает непосредственно влияние не только на управление логистическими процессами, но и формирование портфеля заказов предприятия, а через эту функцию на разработку ассортимента программы производства и соответствующей стратегии. От эффективности логистической системы во многом зависит улучшение планирования загрузки производственных или инфраструктурных мощностей, соблюдение и повышение дисциплины поставок, сокращение сбытовых расходов и в конечном счете общее повышение эффективности предприятия.
Конечной целью движения любого материального потока является его потребление, которое может быть производственным - в качестве средств или орудий труда, или непроизводственным - на личное потребление и потребление на предприятиях непроизводственной сферы. Поставщик и потребитель материального потока являются двумя микрологическими системами, связанными между собой логистическим каналом (каналом распределения).
Логистический канал - множество посредников, обеспечивающих движение материального потока от производителя к потребителю. После того, как сделан выбор конкретных посредников, логистический канал превращается в логистическую цепь. Логистические каналы бывают с прямыми связями (без участия оптово-посреднических фирм) и без прямых связей (с участием посредников) - более предпочтительную. При выборе канала распределения выбирают складскую или транзитную форму товародвижения. Каналы распределения строятся с созданием распределительного центра в месте производства или в месте потребления продукции.
Объединение комплекса мер по доведению продукции от
производителя к потребителю обеспечивает значительное повышение эффективности деятельности предприятия. Эффективное решение задач во многом зависит от структуры логистической системы, который должна отражаться спецификой каждого конкретного производства, характера реализуемой продукции, положение предприятия на рынке и ряд других аспектов.
В работе проведен анализ финансового состояния предприятия ООО
«НефтеПродуктТрейд», показано, что для улучшения финансово- хозяйственной деятельности предприятия представляется необходимым снижение затрат, увеличение оборачиваемости активов и как следствие, повышение рентабельности.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы, в соответствии с ее целью, была собрана и систематизирована информация по теоретическому обоснованию и методологии функционирования производственной логистической системы; на основе анализа производственной деятельности исследуемого предприятия, были
разработаны предложения по повышению эффективности управления логистическими системами О݀О݀О «НефтеПродуктТрейд».
По данной работе можно сделать ряд выводов:
1. В последнее время специалисты по логистике являются наиболее востребованными в секторе экономики, примерно 80% заявок на подбор квалифицированного производственного персонала приходится именно на них. Становится все более очевидным, что конкурентное преимущество исходит из способности к комбинированию сети связанных организаций, которую в настоящее время называют логистической системой. Это фундаментальный сдвиг от традиционно поддерживаемого взгляда на бизнес с точки зрения отдельной фирмы. Становится все более очевидным, что рынки становятся все более изменчивыми и, следовательно, менее предсказуемыми и, следовательно, потребность в адаптивном реагировании возросла.
2. Рассмотрев основные принципы функционирования логистической системы, можно сделать следующий вывод: реализация этих принципов ведет к уменьшению объемов всех видов запасов, снижению неравномерности материальных потоков, а, следовательно, к сокращению затрат на хранение и перемещение материальных ресурсов и готовой продукции. Помимо этого повышается сбалансированность в управлении хозяйственной деятельностью. Ритмичность функционирования структур и подразделений, входящих в логистическую систему, приобретает устойчивый характер.
3. Для автоматизации управления логистическими процессами на ООО
«НефтеПродуктТрейд݀», связывающими работников и отделы предприятия между собой, а также с заказчиками, поставщиками материальных ресурсов, поставщиками информации, и т.д. необходим программный комплекс. Новый продукт направлен на то, чтобы оптимизировать совместную работу с партнерами компании и уменьшить их расходы.
Специально для проекта был разработан механизм оценки его эффективности. Причём дана оценка не только коммерческой, но и общественной эффективности проекта. При оценке коммерческой эффективности большое внимание было уделено неопределённостям и рискам неполучения запланированных доходов. В целом анализ экономической эффективности показал:
Проект общественно эффективен. То есть социально-экономические последствия реализации проекта для общества в целом положительны.
3. Для того чтобы разработать собственное программное обеспечение для решения логистических задач, необходимы логисты которые должны знать возможности существующего программного обеспечения, перспективы его развития, характер его продвижения на отечественный рынок; уметь выбрать необходимое программное обеспечение с учетом решаемых задач, располагаемых финансовых, временных и интеллектуальных ресурсов; уметь
применять выбранное программное обеспечение, критически оценивать
полученные результаты и эффективность функционирования, как программного обеспечения, так и самого пользователя при работе с ним.
В результате проведенного анализа деятельности О݀О݀О
«НефтеПродуктТрейд݀» выявили наиболее проблемные места, по которым был разработан комплекс мероприятий, направленный на совершенствование процесса распределения и укрепление финансового состояния организации. Предприятию предложено изменить метод выбора поставщиков, с целью повышения качества поставок. Также предложена автоматизация процесса распределения для снижения стоимости поставок и снижения трудозатрат.
Предложенный инвестиционный проект эффективен и окупаем.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2009 N 6-ФКЗ, от 30.12.2009 № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 2010.- №7.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. – М.: Издательство «Омега–Л», 2007. – 307 с.
3. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 № 127–ФЗ (ред. от 19.07.2010) // Собрание законодательства РФ, 28.10.2002. – № 43/ – ст. 4190.
4. Абрютина, М.С. Анализ финансово–экономической деятельности предприятия / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2010. – 398 с. – ISBN 5–8018–0037–9.
5. Большаков, Л.Г. База знаний компании в области логистики и управления цепями поставок / Л.Г. Большаков // Логистика и управление цепями поставок.
– 2010. – № 4 – С.7.
6. Бочкарева, Т.А. Экономический анализ / Т.А. Бочкарева, В.В. Рубанова.
– Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2012. – 453 с. – ISBN 978–7823–0560–4.
7. Брагин, Л.А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация / Л.А. Брагин, Т.П. Данько. – М.: ИНФРА–М, 2010. – 560 с. – ISBN. 5–16–000101–8.
8. Гаджинский, А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных заведений / А.М. Гаджинский. – М.: Дашков и К, 2011. – 228 с.
– ISBN: 978–5–394–00886–3.
9. Лайсонс, К. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок / К. Лайсонс, М. Джиллинген. – М.: ИНФРФ–М, 2011. – 798 c. – ISBN: 5–16– 002255–4.
10. Лескова, В.А. Определение оптимального размера партии / В.А. Лескова
// Экономический анализ: теория и практика – 2010. – №29. – С. 42.
11. Логистика: учебник / под ред. Аникина Б.А. – М.: ИНФРА–М, 2012. – 172 с. – ISBN 978–5–94280–332–2.
12. Логистика и управление розничными продажами / под ред. Дж.Ферни и Ли Спаркса. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2012.
–245 с. – ISBN: 978–5–379–00303–6.
13. Мате, Э. Логистика / Э. Мате, Д. Тиксье. – М.: ОЛМА–ПРЕСС Инвест, 2012. –318 с. – ISBN 5–7654–2377–9.
14. Миротин, Л.Б. Логистика для предпринимателя / Л.Б. Миротин, Х.Э. Тышбаев. – М.: ИНФРА–М, 2010. –269 с. – ISBN 5–482–00348–5.
15. Михайлова, О.И. Введение в логистику / О.И. Михайлова. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2009. – 645 с. – ISBN 978–5–17–053018–2.
16. Неруш, Ю.М. Логистика: учебник для вузов / Ю.М. Неруш. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 517 с. – ISBN 5–238–00108–8.
17. Неруш, Ю.М. Логистика: учебник для вузов/ Ю.М. Неруш. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2005. – 252 с. – ISBN 5–16–002240–6.
18. Нечаев, А.И. Оптимизация снабжения предприятия на основе электронных закупок / А.И. Нечаев // Вестник государственного университета управления. – 2012. – № 5. – С. 17.
19. Нечаев, А.И. Оптимизация планирования закупок товаров при ограниченном бюджете / А.И. Нечаев //Логистика и управление цепями поставок. – 2011. – № 4 – С. 41–50.
20. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая. – М: Инфра – М, 2010. – 560 с. – ISBN: 978–5–16–003428–7.
21. Саврасов, А.В. Логистическая система – основа создания эффективно действующих предприятий / А.В. Саврасов // Вестник машиностроения – 2011. – № 6. – С. 32–40.
22. Саврасов, А.В. Сущность и задачи закупочной логистики / А.В. Саврасов // Справочник экономиста. – 2010. – №12. – С. 9–15.
23. Табурчак, П.П. Организация производства: учеб. пособие для вузов /
под ред. П.П. Табурчака, В.М. Тумина, В.М. Будыхо. – СПб.: Химиздат, 2007.
– 320 с. – ISBN 5–93808–051–7.
24. Чудаков, Ф.Д. Логистика: учебник / Ф.Д. Чудаков. – М.: Издательство РДЛ, 2006. – 380 с. – ISBN 5–94727–232–6.
25. Управление производством / под ред. Н.А. Соломатина. - М.: Инфра–М, 2009. – 669 с. – ISBN 5–222–05906–5.
26. Улюкаев, А.М. Управление цепями поставок / А.М. Улюкаев //
Логистика и управление цепями поставок. – 2006. – № 5 – С. 6–12.
27. Федотова, М.А. Финансовый анализ / М.А. Федотова. – М.: Экоперспектива, 2012. – 210 с. – ISBN: 5–279–02270–5.
28. Хазанович, Э.С. Управление материальными ресурсами: учебник / Э.С. Хазанович, В.Н. Шестаков. – М.: Экономика, 2016. – 157 с. – ISBN 978–5– 406–03134–6.
29. Шукаев, А. Оптимизационные методы финансового управления ростом производства / А. Шукаев // Финансовый менеджмент. – 2011. – №5. – С. 3– 13.
30. Шукаев, А.И. Модели планирования закупок материальных ресурсов / А. И. Шукаев // Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. – № 3. – С. 39–54.
31. Щиборщ, К.Р. Управление запасами на промышленном предприятии /
К.Р. Щиборщ // Финансовый менеджмент – 2011. – №1. – С. 39–44.
32. Виссема, Х. Управление закупками: децентрализация управления // Менеджмент в России и за рубежом. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/press/management – Дата обращения: 13.01.16.
33. Владимирова, И.Г. Организационные структуры управления закупками.
– Режим доступа: http://www.mcpg.ru – Дата обращения: 17.01.16.
34. Гончарук, В.А. Развитие закупок предприятия. – Режим доступа: http://www.user.cityline.ru/ ~itbcons – Дата обращения: 21.01.16.
35. Грушенко В.И., Фомченкова Л.В., Халдеев В.Т. Разработка организационной структуры управления закупками на предприятии в условиях экономического кризиса // Проблемы теории и практики управления. – 2010. – №11. – Режим доступа: http://www.ptpu.ru – Дата обращения: 14.01.16.
36. Кузнецов А.И. Организационная структура отдела закупок предприятия с позиций обеспечения выживания. – Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_31 /article_311 – Дата обращения: 13.01.16.
37. Муравьев С.В. Экспресс–анализ структур управления закупками предприятия // Корпоративный менеджмент. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/strategy/ orgstr/express_struct.shtml – Дата обращения: 10.01.16.
38. Ованесов А. Структура закупочной деятельности компании – вопрос для бизнеса актуальный // ПроИнвест Консалтинг. – Режим доступа: http://www.strategy.ru/ publish/48.doc – Дата обращения: 19.01.16.
39. Орлов А.И. Организационные структуры и механизмы управления распределением // Русский бизнес–клуб. – Режим доступа: http://rbclub.ru – Дата обращения: 08.01.16.
40. Шарафанова Е. Организационная структура как инструмент управления распределением: тенденции XX века // Персонал–микс. – Режим доступа: http://www.hrm.ru – Дата обращения: 08.01.16.