ИНСТИТУТ РЕАДМИССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
|
Введение 3
Глава I. Реадмиссия: понятие и общая характеристика 7
§ 1. Правовое содержание понятия реадмиссии 7
§ 2. Место реадмиссии в системе международного права 9
§3. Деятельность Комиссии международного права ООН по
реадмиссии 13
Глава II. Правовое регулирование реадмиссии 19
§ 1. Содержание соглашений о реадмиссии 19
§ 2. Обеспечение прав человека при реадмиссии 24
§ 3. Международно-правовые проблемы, связанные с реадмиссией... 30
Глава III. Реадмиссия в практике Российской Федерации 43
§1. Сотрудничество Российской Федерации и Европейского Союза по реадмиссии 43
§2. Сотрудничество Российской Федерации и государств-участников
СНГ по реадмиссии 54
Заключение 67
Список используемой литературы
Глава I. Реадмиссия: понятие и общая характеристика 7
§ 1. Правовое содержание понятия реадмиссии 7
§ 2. Место реадмиссии в системе международного права 9
§3. Деятельность Комиссии международного права ООН по
реадмиссии 13
Глава II. Правовое регулирование реадмиссии 19
§ 1. Содержание соглашений о реадмиссии 19
§ 2. Обеспечение прав человека при реадмиссии 24
§ 3. Международно-правовые проблемы, связанные с реадмиссией... 30
Глава III. Реадмиссия в практике Российской Федерации 43
§1. Сотрудничество Российской Федерации и Европейского Союза по реадмиссии 43
§2. Сотрудничество Российской Федерации и государств-участников
СНГ по реадмиссии 54
Заключение 67
Список используемой литературы
Актуальность темы. Слово «реадмиссия» заимствовано из английского языка и происходит от глагола to readmit, что означает принимать назад. Сегодня все больше государств на ряду с давно известными видами принудительного возвращения незаконных мигрантов (например, административным выдворением, депортацией) применяют реадмиссию, имеющую свои отличительные' особенности.
Специфика реадмиссии в сравнении с синонимичными терминами (административное выдворение, депортация, удаление, возвращение и т.д.) заключается в том, что, во-первых, процедура реадмиссия осуществляется на основании подписанного соглашения о реадмиссии между заинтересованными сторонами; во-вторых, реадмиссия нежелательного лица может осуществляться в государство его гражданства, в государство его места жительства или в третье государство, с территории которого лицо въехало в государство, решающее прибегнуть к процедуре реадмиссии; в-третьих, на практике, прежде чем реализовать реадмиссию государства согласовывают возможность применения и осуществления реадмиссии в каждом конкретном случае путем направления запросов о реадмиссии.
Появление такого вида принудительного возвращения незаконных мигрантов, как реадмиссия, можно объяснить следующим образом. Как известно, в международном праве закреплено фундаментальное право любого лица покидать любую страну, включая свою собственную, а также право на возвращение в страну своего происхождения. Обязанность же государства принимать назад собственных граждан выводится путем толкования из вышеуказанных прав, закрепленных в международных документах. При этом, в международном праве отсутствует прямое закрепление обязанности государств принимать назад в порядке реадмиссии граждан третьих стран, въехавших в другое государство с их территории. Данный пробел призваны восполнить соглашения о реадмиссии, заключаемые государствами.
Основное назначение соглашении о реадмиссии заключается в облегчении или упрощении процедуры возвращения нежелательного лица в государство его гражданства, постоянного места жительства или в третье государство, с территории которого лицо прибыло. Также среди основных мотивов заключения соглашений о реадмиссии между государствами можно указать борьбу с незаконной миграцией и ее последствиями.
О значимости развития сотрудничества государств по реадмиссии, свидетельствует и работа Комиссии международного права ООН по теме «Высылка». С 2000 по 2012 гг. Комиссия международного права ООН разрабатывала Проект статей по высылке, в котором в частности содержится положение о реадмиссии.
Применение государствами реадмиссии на практике можно проиллюстрировать с помощью статистических данных, представленных на официальном сайте ФМС России и касающихся применения реадмиссии во исполнение Соглашения между Российской Федерацией и Европейским Сообществом о реадмиссии: «с начала реализации Соглашения между Россией и Европейским Союзом о реадмиссии (с октября 2007 г.) по состоянию на 29 марта 2015 г. в ФМС России поступило 9452 ходатайства о реадмиссии лиц, предположительно являющихся гражданами России. Отклонены без рассмотрения 2007 ходатайства (12,5%). Из рассмотренных 7445 (87,5%) ходатайства о
реадмиссии удовлетворено более половины: 4561 (60,1%). Отклонено без
удовлетворения 2884 ходатайств о реадмиссии (38,7%) по причине не подтверждения наличия гражданства Российской Федерации».
Несмотря на важность заключения соглашений о реадмиссии, государства могут столкнуться с рядом проблем, как при заключении таких соглашений, так и во время их реализации. Например, с нежеланием государств происхождения мигрантов заключать соглашения о реадмиссии из-за опасений потери поступления доходов от их заработка за рубежом, либо ухудшения ситуации на рынке труда; с финансовыми затратами на осуществления реадмиссии; с трудностями в установлении личности лица, подлежащего реадмиссии.
Кроме вышеобозначенных проблем, реадмиссия поднимает ряд вопросов общетеоретического порядка, как например, соотношение прав человека и обязанности государств принять назад собственных граждан, правомерность высылки (реадмиссии) лиц, которым отказано в получении статуса беженца.
Европейские государства первыми стали заключать соглашения о реадмиссии, начиная с XIX века. В связи с этим, становление и развитие сотрудничества по заключению соглашений о реадмиссии и историческом контексте рассматривается с позиции становления и развития взаимодействия именно государсв Европы в области урегулирования удаления нежелательных лиц с территории путем использования реадмиссии. Государства иных регионов начали заключать соглашения о реадмиссии ещё позже. Например, государства-участники Содружества Независимых государств начали заключать соглашения о реадмиссии по инициативе России только в начале XXI века.
Для России тема настоящего исследования особенно актуальна ещё и потому, что для России как социального государства важно применение более гуманных способов возвращения иностранных граждан в государство, с территории которого они въехали в Россию, а именно применение реадмиссии. Также Россия заинтересована в заключении соглашений о реадмиссии со всеми государствами- участниками СНГ, так как большой объем миграции осуществляется в России либо как в конечный пункт назначения вне зависимости от причин миграций, либо как в страну транзита с последующим перемещением в иной конечный пункт назначения.
Объектом исследования выступают международно-правовые отношения по поводу заключения соглашений о реадмиссии и последующей их реализации на практике, возникающие между государствами, в том числе в рамках международных организаций.
Предмет исследования составляет специфика реадмиссии как способа удаления незаконных мигрантов с территории государства, место реадмиссии в системе международного права и особенности международно-правового регулирования и практического применения реадмиссии в Европейском Союзе, в Содружестве Независимых Государств и Российской Федерацией.
Цель работы является выяснение специфики реадмиссии и раскрытие места института реадмиссии в международном праве с особенным вниманием к праву и практике Европейского Союза, Содружества Независимых Государств и Российской Федерации.
В ходе исследования нужно будет решить следующие задачи:
1) установить, что собой представляет реадмиссия и что отличает реадмиссию от сходных механизмов, используемых в миграционной сфере;
2) охарактеризовать деятельность Комиссии международного права ООН по реадмиссии;
3) раскрыть основное содержание соглашений о реадмисси и основное назначение их заключения;
4) выявить основные' теоретические и практические проблемы, возникающие при осуществлении реадмиссии;
5) определить место реадмиссии в системе международного права;
6) выявить особенности международно-правового регулирования и практического применения реадмиссии в рамках Европейского Союза;
7) обозначить особенности регулирования реадмиссии в рамках СНГ.
Методологическую основу данной работы составили положения общенаучного метода познания. Данное исследование базируется на общефилософском, теоретическом, эмпирическом методе (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), а также на традиционно-правовом методе исследования (формально-логический, сравнительного правоведения).
Специфика реадмиссии в сравнении с синонимичными терминами (административное выдворение, депортация, удаление, возвращение и т.д.) заключается в том, что, во-первых, процедура реадмиссия осуществляется на основании подписанного соглашения о реадмиссии между заинтересованными сторонами; во-вторых, реадмиссия нежелательного лица может осуществляться в государство его гражданства, в государство его места жительства или в третье государство, с территории которого лицо въехало в государство, решающее прибегнуть к процедуре реадмиссии; в-третьих, на практике, прежде чем реализовать реадмиссию государства согласовывают возможность применения и осуществления реадмиссии в каждом конкретном случае путем направления запросов о реадмиссии.
Появление такого вида принудительного возвращения незаконных мигрантов, как реадмиссия, можно объяснить следующим образом. Как известно, в международном праве закреплено фундаментальное право любого лица покидать любую страну, включая свою собственную, а также право на возвращение в страну своего происхождения. Обязанность же государства принимать назад собственных граждан выводится путем толкования из вышеуказанных прав, закрепленных в международных документах. При этом, в международном праве отсутствует прямое закрепление обязанности государств принимать назад в порядке реадмиссии граждан третьих стран, въехавших в другое государство с их территории. Данный пробел призваны восполнить соглашения о реадмиссии, заключаемые государствами.
Основное назначение соглашении о реадмиссии заключается в облегчении или упрощении процедуры возвращения нежелательного лица в государство его гражданства, постоянного места жительства или в третье государство, с территории которого лицо прибыло. Также среди основных мотивов заключения соглашений о реадмиссии между государствами можно указать борьбу с незаконной миграцией и ее последствиями.
О значимости развития сотрудничества государств по реадмиссии, свидетельствует и работа Комиссии международного права ООН по теме «Высылка». С 2000 по 2012 гг. Комиссия международного права ООН разрабатывала Проект статей по высылке, в котором в частности содержится положение о реадмиссии.
Применение государствами реадмиссии на практике можно проиллюстрировать с помощью статистических данных, представленных на официальном сайте ФМС России и касающихся применения реадмиссии во исполнение Соглашения между Российской Федерацией и Европейским Сообществом о реадмиссии: «с начала реализации Соглашения между Россией и Европейским Союзом о реадмиссии (с октября 2007 г.) по состоянию на 29 марта 2015 г. в ФМС России поступило 9452 ходатайства о реадмиссии лиц, предположительно являющихся гражданами России. Отклонены без рассмотрения 2007 ходатайства (12,5%). Из рассмотренных 7445 (87,5%) ходатайства о
реадмиссии удовлетворено более половины: 4561 (60,1%). Отклонено без
удовлетворения 2884 ходатайств о реадмиссии (38,7%) по причине не подтверждения наличия гражданства Российской Федерации».
Несмотря на важность заключения соглашений о реадмиссии, государства могут столкнуться с рядом проблем, как при заключении таких соглашений, так и во время их реализации. Например, с нежеланием государств происхождения мигрантов заключать соглашения о реадмиссии из-за опасений потери поступления доходов от их заработка за рубежом, либо ухудшения ситуации на рынке труда; с финансовыми затратами на осуществления реадмиссии; с трудностями в установлении личности лица, подлежащего реадмиссии.
Кроме вышеобозначенных проблем, реадмиссия поднимает ряд вопросов общетеоретического порядка, как например, соотношение прав человека и обязанности государств принять назад собственных граждан, правомерность высылки (реадмиссии) лиц, которым отказано в получении статуса беженца.
Европейские государства первыми стали заключать соглашения о реадмиссии, начиная с XIX века. В связи с этим, становление и развитие сотрудничества по заключению соглашений о реадмиссии и историческом контексте рассматривается с позиции становления и развития взаимодействия именно государсв Европы в области урегулирования удаления нежелательных лиц с территории путем использования реадмиссии. Государства иных регионов начали заключать соглашения о реадмиссии ещё позже. Например, государства-участники Содружества Независимых государств начали заключать соглашения о реадмиссии по инициативе России только в начале XXI века.
Для России тема настоящего исследования особенно актуальна ещё и потому, что для России как социального государства важно применение более гуманных способов возвращения иностранных граждан в государство, с территории которого они въехали в Россию, а именно применение реадмиссии. Также Россия заинтересована в заключении соглашений о реадмиссии со всеми государствами- участниками СНГ, так как большой объем миграции осуществляется в России либо как в конечный пункт назначения вне зависимости от причин миграций, либо как в страну транзита с последующим перемещением в иной конечный пункт назначения.
Объектом исследования выступают международно-правовые отношения по поводу заключения соглашений о реадмиссии и последующей их реализации на практике, возникающие между государствами, в том числе в рамках международных организаций.
Предмет исследования составляет специфика реадмиссии как способа удаления незаконных мигрантов с территории государства, место реадмиссии в системе международного права и особенности международно-правового регулирования и практического применения реадмиссии в Европейском Союзе, в Содружестве Независимых Государств и Российской Федерацией.
Цель работы является выяснение специфики реадмиссии и раскрытие места института реадмиссии в международном праве с особенным вниманием к праву и практике Европейского Союза, Содружества Независимых Государств и Российской Федерации.
В ходе исследования нужно будет решить следующие задачи:
1) установить, что собой представляет реадмиссия и что отличает реадмиссию от сходных механизмов, используемых в миграционной сфере;
2) охарактеризовать деятельность Комиссии международного права ООН по реадмиссии;
3) раскрыть основное содержание соглашений о реадмисси и основное назначение их заключения;
4) выявить основные' теоретические и практические проблемы, возникающие при осуществлении реадмиссии;
5) определить место реадмиссии в системе международного права;
6) выявить особенности международно-правового регулирования и практического применения реадмиссии в рамках Европейского Союза;
7) обозначить особенности регулирования реадмиссии в рамках СНГ.
Методологическую основу данной работы составили положения общенаучного метода познания. Данное исследование базируется на общефилософском, теоретическом, эмпирическом методе (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), а также на традиционно-правовом методе исследования (формально-логический, сравнительного правоведения).
На сегодняшний день, наравне с применением государствами хорошо и давно известных процедур принудительного возвращения незаконных мигрантов (административного выдворения, депортации и иных), все больше государств прибегают к использованию реадмиссии, имеющей свои отличительные черты.
В ходе работы был проведен анализ правового регулирования и практики реадмиссии государствами, в том числе в рамках международных организаций, а также уделено внимание определению места реадмиссии в системе международного права. Исходя из этого можно понять, что определение реадмиссии: одно, выдвигается с позиции содержания правоотношений, другое - с позиции места в системе международного права.
С позиции места в системе международного права, реадмиссия - это формирующийся институт международно-правового регулирования миграции, нормы которого регулируют процедуру реадмиссии, включая прием, возврат и транзит лиц, незаконно находящихся на территории одного из договаривающихся государств.
С позиции содержания правоотношений, реадмиссия представляет собой организационно-правовой механизм, позволяющий государствам,
заключившим соглашения о реадмиссии, осуществлять процедуру возвращения (передачу и прием) лиц (граждан государств сторон, граждан третьих стран и лиц без гражданства) при обнаружении факта отсутствия или утраты ими законных оснований въезда, пребывания и проживания в принимающем государстве, в государства их гражданства, государства их постоянного места жительства или в третьи государства, с территории которым они прибыли. Практика применения термина реадмиссия не носит абсолютно или полностью систематического характера, что может быть объяснено продолжающимся совершенствованием сотрудничества государств в этом направлении.
Специфика реадмиссии в сравнении со сходными механизмами (административное выдворение, депортация, удаление, возвращение и т.д.) заключается в следующем: во-первых, процедура реадмиссии осуществляется на основании подписанного соглашения о реадмиссии между заинтересованными государствами; во-вторых, реадмиссия нежелательного лица может осуществляться в государство его гражданства, в государство его постоянного места жительства или в третье государство, с территории которого лицо въехало в государство, решающего прибегнуть к процедуре реадмиссии; в-третьих, прежде чем реализовать реадмиссию на практике государства согласовывают возможность применения и осуществления реадмиссии в каждом конкретном случае путем направления запросов о реадмиссии.
Как было отмечено выше, для применения процедуры реадмиссии государства заключают соответствующие соглашения, которые имеют схожую между собой структуру. К данным соглашениям о реадмиссии государства также принимают исполнительные протоколы о порядке их реализации, которые более подробно, чем в соглашениях, раскрывают процедурные моменты.
Вопросу о реадмиссии ещё с 1998 г. уделяет большое внимание Комиссия международного права ООН, которая разработала Проект статей по высылке, очерчивающий специфику высылки, в частности реадмиссии, и содержащий статью, посвященную непосредственно реадмиссии.
Было установлено, что основное назначение соглашений о реадмиссии - облегчение или упрощение процедуры возвращения лица в государство его гражданства или государство его постоянного места жительства. Соглашения о реадмиссии заключаются государствами также во исполнение такой цели, как повышение уровня контроля над миграционными потоками и уменьшения случаев нелегальной миграции, в целях борьбы с незаконной миграцией (ее последствиями), удаления нежелательных лиц с территории государства.
При этом заключение соглашений о реадмиссии между государствами не гарантирует его реализации на практике. Это связано с тем, что как в процессе заключения соглашений о реадмиссии, так и в процессе их реализации государства могут столкнуться со следующими препятствиями: финансовые затраты; трудности в установлении личности лица, подлежащего реадмиссии; нежелание стран происхождения заключать соглашения о реадмиссии и т.д.
Кроме обозначенных, реадмиссия ставит перед государствами проблемы общетеоретического порядка, имеющие конкретные практические последствия: соотношение прав человека и обязанности государств принять назад собственных граждан, а также правомерность высылки (реадмиссии) лиц, которым отказано в получении статуса беженца.
Относительно соглашения прав человека и обязанности государств принимать назад собственных граждан необходимо узнать, что в международном праве содержится фундаментальное право любого лица покидать любую страну, включая свою собственную, а также право на возвращение в страну своего происхождения. Обязанность государства принять назад собственных граждан выводится из вышеуказанных прав, закрепленных в международных документах. Но в международном праве отсутствует закрепление обязанности государств принимать в порядке реадмиссии граждан третьих стран. Данный пробел призваны восполнить соглашения о реадмиссии, заключаемые государствами.
Если говорить ещё об одной проблеме общетеоретического порядка - правомерности применения процедуры реадмиссии к лицам, которым отказано в получении статуса беженца, - то необходимо оговориться, что в случае, когда государством, в котором лицо ходатайствует о получении статуса беженца, установлено отсутствие оснований для предоставления такого статуса, возвращение и принятие государствами гражданства, постоянного места жительства или третьей страной таких лиц, осуществляется без различия на категории возвращаемых лиц, то есть не получившие статус беженца лица приравниваются к незаконным мигрантам. При этом государства должны соблюдать принцип безопасной третьей страны.
Сегодня регулирование реадмиссии осуществляется преимущественно на двусторонней основе. На международном уровне нет документа, универсального характера относительно международно-правового регулирования реадмиссии, однако есть некоторые региональные наработки. В этой работе было уделено внимание рассмотрению правовых наработок в области реадмиссии, а также практики применения и заключения соглашений о реадмиссии в рамках ЕС и СНГ.
По результатам исследования, было установлено, что первые соглашения о реадмиссии стали заключаться европейскими государствами ещё с XIX века. Наиболее ранние соглашения о реадмиссии (начала XIX в.) отличались от современных тех, что основной их целью была высылка нежелательных лиц, а не повышение уровня контроля над миграционными потоками и уменьшение случаев нелегальной миграции. В послевоенный период (с 1945 г.) в
соглашениях о реадмиссии европейских государств все чаще стали появляться положения о реадмиссии граждан третьих стран, что не было характерно для ранних соглашений. С принятием Амстердамского договора государствами- участниками ЕС предоставили компетенцию по заключению соглашений о реадмиссии с третьими странами также ЕС.
Также было установлено, что развитие сферы международно-правового регулирования миграции в ЕС шло по пути объединения государств и расширения свободы пространства передвижения лиц, в СНГ же ситуация иная, - поиск способов сохранения свободы передвижения лиц, существовавшей в СССР.
Первоначально в ЕС только государства-члены могли заключать соглашения о реадмиссии, с принятием Амстердамского договора ЕС также приобрел данное право. Сегодня заключение соглашений о реадмиссии относится к совместной компетенции государств-членов и ЕС.
В работе было уточнено, что в отличие от СНГ, для побуждения третьих стран к заключению соглашений о реадмиссии, ЕС применяет следующую практику - предоставление различных льгот и преимуществ, например, увязка подписания и реализации в дальнейшем соглашений о реадмиссии с упрощением визового режима, с предоставлением ЕС финансовой и технической помощи, с развитием сотрудничества в иных областях, развитие которых интересно третьим странам.
При этом положения соглашений о реадмиссии, заключаемых ЕС с третьими странами, реализуются на двусторонней основе между конкретным государством-членом и третьей страной, путем подписания исполнительного протокола вышеназванными субъектами. В СНГ соглашения о реадмиссии заключаются исключительно государствами-участниками.
Изначально соглашения о реадмиссии в СНГ стали заключаться по инициативе России во исполнение Соглашения между Российской Федерации и Европейским Сообществом 2006 г. При этом, прямой взаимосвязи между соглашениями, заключаемыми государствами-участниками СНГ и Соглашением Российской Федерации и Европейским Союзом в соглашениях не содержится, то есть исполнение соглашений о реадмиссии не обусловлено формально положениями Соглашения Российской Федерации и Европейским Союзом.
Но есть надежда на то, что государства-участники СНГ станут ещё больше внимания уделять возможности применения реадмиссии на практике к незаконным мигрантам, основывая свои решения по их высылке не только на основании защиты государственных интересов и государственного суверенитета, но и на соблюдении и уважении основных прав человека.
В ходе работы был проведен анализ правового регулирования и практики реадмиссии государствами, в том числе в рамках международных организаций, а также уделено внимание определению места реадмиссии в системе международного права. Исходя из этого можно понять, что определение реадмиссии: одно, выдвигается с позиции содержания правоотношений, другое - с позиции места в системе международного права.
С позиции места в системе международного права, реадмиссия - это формирующийся институт международно-правового регулирования миграции, нормы которого регулируют процедуру реадмиссии, включая прием, возврат и транзит лиц, незаконно находящихся на территории одного из договаривающихся государств.
С позиции содержания правоотношений, реадмиссия представляет собой организационно-правовой механизм, позволяющий государствам,
заключившим соглашения о реадмиссии, осуществлять процедуру возвращения (передачу и прием) лиц (граждан государств сторон, граждан третьих стран и лиц без гражданства) при обнаружении факта отсутствия или утраты ими законных оснований въезда, пребывания и проживания в принимающем государстве, в государства их гражданства, государства их постоянного места жительства или в третьи государства, с территории которым они прибыли. Практика применения термина реадмиссия не носит абсолютно или полностью систематического характера, что может быть объяснено продолжающимся совершенствованием сотрудничества государств в этом направлении.
Специфика реадмиссии в сравнении со сходными механизмами (административное выдворение, депортация, удаление, возвращение и т.д.) заключается в следующем: во-первых, процедура реадмиссии осуществляется на основании подписанного соглашения о реадмиссии между заинтересованными государствами; во-вторых, реадмиссия нежелательного лица может осуществляться в государство его гражданства, в государство его постоянного места жительства или в третье государство, с территории которого лицо въехало в государство, решающего прибегнуть к процедуре реадмиссии; в-третьих, прежде чем реализовать реадмиссию на практике государства согласовывают возможность применения и осуществления реадмиссии в каждом конкретном случае путем направления запросов о реадмиссии.
Как было отмечено выше, для применения процедуры реадмиссии государства заключают соответствующие соглашения, которые имеют схожую между собой структуру. К данным соглашениям о реадмиссии государства также принимают исполнительные протоколы о порядке их реализации, которые более подробно, чем в соглашениях, раскрывают процедурные моменты.
Вопросу о реадмиссии ещё с 1998 г. уделяет большое внимание Комиссия международного права ООН, которая разработала Проект статей по высылке, очерчивающий специфику высылки, в частности реадмиссии, и содержащий статью, посвященную непосредственно реадмиссии.
Было установлено, что основное назначение соглашений о реадмиссии - облегчение или упрощение процедуры возвращения лица в государство его гражданства или государство его постоянного места жительства. Соглашения о реадмиссии заключаются государствами также во исполнение такой цели, как повышение уровня контроля над миграционными потоками и уменьшения случаев нелегальной миграции, в целях борьбы с незаконной миграцией (ее последствиями), удаления нежелательных лиц с территории государства.
При этом заключение соглашений о реадмиссии между государствами не гарантирует его реализации на практике. Это связано с тем, что как в процессе заключения соглашений о реадмиссии, так и в процессе их реализации государства могут столкнуться со следующими препятствиями: финансовые затраты; трудности в установлении личности лица, подлежащего реадмиссии; нежелание стран происхождения заключать соглашения о реадмиссии и т.д.
Кроме обозначенных, реадмиссия ставит перед государствами проблемы общетеоретического порядка, имеющие конкретные практические последствия: соотношение прав человека и обязанности государств принять назад собственных граждан, а также правомерность высылки (реадмиссии) лиц, которым отказано в получении статуса беженца.
Относительно соглашения прав человека и обязанности государств принимать назад собственных граждан необходимо узнать, что в международном праве содержится фундаментальное право любого лица покидать любую страну, включая свою собственную, а также право на возвращение в страну своего происхождения. Обязанность государства принять назад собственных граждан выводится из вышеуказанных прав, закрепленных в международных документах. Но в международном праве отсутствует закрепление обязанности государств принимать в порядке реадмиссии граждан третьих стран. Данный пробел призваны восполнить соглашения о реадмиссии, заключаемые государствами.
Если говорить ещё об одной проблеме общетеоретического порядка - правомерности применения процедуры реадмиссии к лицам, которым отказано в получении статуса беженца, - то необходимо оговориться, что в случае, когда государством, в котором лицо ходатайствует о получении статуса беженца, установлено отсутствие оснований для предоставления такого статуса, возвращение и принятие государствами гражданства, постоянного места жительства или третьей страной таких лиц, осуществляется без различия на категории возвращаемых лиц, то есть не получившие статус беженца лица приравниваются к незаконным мигрантам. При этом государства должны соблюдать принцип безопасной третьей страны.
Сегодня регулирование реадмиссии осуществляется преимущественно на двусторонней основе. На международном уровне нет документа, универсального характера относительно международно-правового регулирования реадмиссии, однако есть некоторые региональные наработки. В этой работе было уделено внимание рассмотрению правовых наработок в области реадмиссии, а также практики применения и заключения соглашений о реадмиссии в рамках ЕС и СНГ.
По результатам исследования, было установлено, что первые соглашения о реадмиссии стали заключаться европейскими государствами ещё с XIX века. Наиболее ранние соглашения о реадмиссии (начала XIX в.) отличались от современных тех, что основной их целью была высылка нежелательных лиц, а не повышение уровня контроля над миграционными потоками и уменьшение случаев нелегальной миграции. В послевоенный период (с 1945 г.) в
соглашениях о реадмиссии европейских государств все чаще стали появляться положения о реадмиссии граждан третьих стран, что не было характерно для ранних соглашений. С принятием Амстердамского договора государствами- участниками ЕС предоставили компетенцию по заключению соглашений о реадмиссии с третьими странами также ЕС.
Также было установлено, что развитие сферы международно-правового регулирования миграции в ЕС шло по пути объединения государств и расширения свободы пространства передвижения лиц, в СНГ же ситуация иная, - поиск способов сохранения свободы передвижения лиц, существовавшей в СССР.
Первоначально в ЕС только государства-члены могли заключать соглашения о реадмиссии, с принятием Амстердамского договора ЕС также приобрел данное право. Сегодня заключение соглашений о реадмиссии относится к совместной компетенции государств-членов и ЕС.
В работе было уточнено, что в отличие от СНГ, для побуждения третьих стран к заключению соглашений о реадмиссии, ЕС применяет следующую практику - предоставление различных льгот и преимуществ, например, увязка подписания и реализации в дальнейшем соглашений о реадмиссии с упрощением визового режима, с предоставлением ЕС финансовой и технической помощи, с развитием сотрудничества в иных областях, развитие которых интересно третьим странам.
При этом положения соглашений о реадмиссии, заключаемых ЕС с третьими странами, реализуются на двусторонней основе между конкретным государством-членом и третьей страной, путем подписания исполнительного протокола вышеназванными субъектами. В СНГ соглашения о реадмиссии заключаются исключительно государствами-участниками.
Изначально соглашения о реадмиссии в СНГ стали заключаться по инициативе России во исполнение Соглашения между Российской Федерации и Европейским Сообществом 2006 г. При этом, прямой взаимосвязи между соглашениями, заключаемыми государствами-участниками СНГ и Соглашением Российской Федерации и Европейским Союзом в соглашениях не содержится, то есть исполнение соглашений о реадмиссии не обусловлено формально положениями Соглашения Российской Федерации и Европейским Союзом.
Но есть надежда на то, что государства-участники СНГ станут ещё больше внимания уделять возможности применения реадмиссии на практике к незаконным мигрантам, основывая свои решения по их высылке не только на основании защиты государственных интересов и государственного суверенитета, но и на соблюдении и уважении основных прав человека.
Подобные работы
- Административно-правовое регулирование реадмиссии в Российской Федерации: теоретические и правовые проблемы реализации (Московский Университет МВД России)
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - СТАТУС И ЗАЩИТА БЕЖЕНЦЕВ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - КОНСУЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И КОНСУЛЬСКОЕ ПРАВО
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - Участие стран АТР в международных договорах по вопросам трудовой миграции: современное состояние
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Миграция как элемент реализации конституционного
права человека и гражданина на свободу передвижения
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Правовое положение иностранных граждан в зарубежных странах
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ИНЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОГО ПЕРСОНАЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2020 - Административное выдворение и депортация иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации(РАНХ и ГС)
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021



