Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Условия эффективности системы повышения квалификации работников промышленного предприятия (педагогический аспект)

Работа №85003

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы87
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
171
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы и технологии повышения квалификации кадров 5
1.1 Повышение квалификации кадров и экономическая эффективность
организации 5
1.2 Основные формы обучения в системе повышения квалификации в
условиях рыночной экономики 8
1.3 Проблемы подготовки и переподготовки кадров в РФ в современных
условиях 14
2. Анализ системы обучения и повышения квалификации кадров на
промышленном предприятии 22
2.1 Краткая характеристика промышленного предприятия 22
2.2 Анализ количественного и качественного состава персонала 31
2.3 Анализ основных этапов и методов повышения квалификации кадров 38
3. Основные направления совершенствования системы обучения и
повышения квалификации кадров в условиях рыночной экономии 45
3.1 Использование зарубежного опыта при организации процесса
обучения и повышение квалификации рабочих кадров 45
3.2 Экономическая эффективность повышения квалификации 47
3.3 Организационно-педагогические условия совершенствования системы
повышения квалификации 58
Заключение 78
Список использованной литературы

Актуальность выпускной квалификационной работы. Новые
организационные стратегии требуют внесения существенных корректив в систему кадрового менеджмента, и обучение персонала в этих условиях становится ключевым элементом процесса управления персоналом. Многие организации столкнулись с необходимостью искать наиболее действенные пути повышения производительности и эффективности труда. Теперь работодатели значительно больше заинтересованы в том, чтобы иметь
высококвалифицированный и компетентный персонал, способный создавать товары и услуги, которые могли бы успешно конкурировать с товарами и услугами, хлынувшими в нашу страну с Запада и с Востока.
Сегодня главной задачей является преодоление сложившихся в прошлом несоответствий в подготовке кадров по профессиям и сбалансированном удовлетворении потребностей конкретного производства с учетом перспектив его развития в высококвалифицированных работниках. Приоритетность вопросов обучения и развития кадров обусловлена происходящим сегодня в мировой практике процессом смены концептуального подхода к бизнес- образованию, то есть необходимостью максимальной направленности на конкретную, практическую подготовку и переподготовку работников в соответствии с их «точечной» специализацией.
Гуманизация образования и общества, быстрое обновление знаний, интеграция научных дисциплин ставят на первое место проблему подготовки специалистов, способных переключаться с одного вида профессиональной деятельности на другой, совмещать различные трудовые функции. Высококвалифицированному инженеру все чаще приходится принимать решения, требующие экономических знаний, знаний основ менеджмента и практического маркетинга, психологии и социологии. Изменения подобного рода влекут необходимость внесения корректив в систему профессиональной подготовки и обуславливают повышение значимости данного вопроса в рамках отдельно взятой организации.
Учитывая специфику российского рынка, особенностью которого являются быстрые и частые изменения внешней и внутренней среды предприятия, можно констатировать, что развитие системы профессионального обучения в организации определяет не только успешность ее развития, но и выживаемость. Сегодня не столько службы занятости, сколько руководство отдельного предприятия призвано решать вопросы: как в современных условиях организовать обучение, по каким профессиям вести подготовку и переподготовку, каким должно быть материально-техническое обеспечение, где найти источники финансирования.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является ПАО «Казанский оптико-механический завод».
Предметом исследования данной выпускной квалификационной работы является условия эффективности системы повышения квалификации работников промышленного предприятия.
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение условий эффективности системы повышения квалификации работников промышленного предприятия.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- раскрыть сущность и технологии повышения квалификации кадров;
- проанализировать системы обучения и повышения квалификации персонала на промышленном предприятии;
- рассмотреть основные направления совершенствования системы обучения и повышения квалификации кадров в условиях рыночной экономии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В завершении дипломной работы необходимо отметить, что цель исследования достигнута и поставленные во введении задачи решены.
Прежде всего, на основании изучения литературных источников были обозначены новые подходы к обучению. Важным итогом можно считать признание необходимости перестройки существующей системы непрерывного профессионального образования, в частности - учитывая специфику исследуемого предприятия - обоснование роли опережающей переподготовки рабочих кадров.
Произведенный в работе анализ качественного и количественного состава работников ПАО «Казанский оптико-механический завод» позволяет сделать следующие выводы:
-по сравнению с 2013 г. число обученных работников завода к 2015 г. выросло на 11% (272 против 244 человек). Так, на курсах целевого назначения квалификацию повысили 206 работников завода (против 100 человек в 2013 г.). Таким образом, выявлена некоторая положительная динамика;
-анализ данных по обучению с учетом затрат показал: в 2015 г. было уделено значительное внимание повышению квалификации, причем не только рабочих кадров (57 человек или 27%). Акцент был сделан на ИТР и специалистах, большая часть которых повышала квалификацию без отрыва от производства (62% по данному виду обучения). Совокупные расходы на обучение 441 работника составили 1344859 руб., при этом наиболее затратным для ПАО «КОМЗ» является обучение новых рабочих и рабочих за пределами предприятия. Поэтому число обученных таким образом не столь значительно (20 и 8 человек соответственно);
-рассчитанный по показателям движения кадров коэффициент покрытия потребности в рабочей силе, обусловленный реализацией программ обучения, в 2013 г. составил 17,7 %. В 2015 г. за счет обучения потребность в рабочих кадрах покрыта также лишь на 26,7% от желаемого уровня;
-о необходимости обучения свидетельствует тот факт, что на протяжении 2013, 2014 и 2015 годов средний разряд работ по основному и
вспомогательному производству выше среднего разряда рабочих. Хотя, как следует из анализа, разность между средним разрядом работ и рабочих постепенно уменьшается (2013 г. - 0,12, 2014 г. - 0,11, 2015 г. - 0,08). Произведенные расчеты подтвердили снижение количественной необходимости повышения квалификации рабочих кадров: в 2013 г. в обучении нуждались 188, в 2015 г. уже 117 рабочих предприятия.
Однако, несмотря на некоторые положительные тенденции и в целом удовлетворительное состояние системы обучения на ПАО «КОМЗ», ряд обстоятельств существенно затрудняет анализ потребности в обучении и видение перспектив развития кадров. В ходе исследования были выявлены пробелы в обеспечении необходимых условий и проведении обучающих мероприятий, то есть в работе собственно бюро обучения и всего отдела кадров:
1) Формально-технический подход к работе: сотрудники бюро отвечают исключительно за организацию процесса обучения, но неспособны четко выделить приоритеты в его содержании и направлении, то есть нерешенным остается вопрос о целостности программ и методик обучения кадров;
2) Отсутствие системного контроля знаний (если ведется, то
исключительно локальный, то есть на уровне отдельного цеха, отдела),
3) Не разработана методика объективной оценки эффективности обучения, которая строилась бы на анализе качественных изменений и улучшений в работе обученного персонала;
Все материалы по подготовке и переподготовке кадров имеются лишь на бумажных носителях (папки и подшивки без должной систематизации) - не создана единая компьютеризированная система учета обученных сотрудников, дающая возможности глубокого анализа тенденций и оперативного поиска нужных данных;
Преобладает количественный подход к изучению структуры прошедших подготовку и переподготовку работников (число обученных и сдавших на разряд, затраты и др.) вместо качественного анализа структуры, то есть:
- не ведется учет обученных кадров по полу, возрасту;
- нет данных об образовательных пропорциях персонала;
- не изучается профессионально-квалификационная динамика кадров (уровень квалификации, его изменения по категориям персонала, сведение их с информацией о должностном росте работников предприятия);
Таким образом, была установлена главная проблема в системе подготовки и переподготовки кадров ПАО «КОМЗ»: при анализе процессов обучения не задействуются качественные критерии его оценки, в работе бюро обучения кадров не хватает глубокого аналитического подхода. И, как следствие, не всегда возможно четко определить:
1) Оптимальный уровень затрат на подготовку и переподготовки кадров;
2) Потребности завода в обучении персонала и обеспечить их
удовлетворение в полном объеме;
3) Перспективы и основные стратегические направления работы по повышению эффективности обучения, своевременно реагировать на негативные тенденции в развитии процессов обучения и повышения квалификации.
Основу совершенствования механизма управления качеством рабочей силы составили два блока мероприятий: 1) организационные улучшения для более полного использования наличного качества рабочей силы; 2) структурные преобразования с целью укрепить экономическую базу обучения.
Первую группу составили мероприятия, главным образом ориентированные на индивидуализацию обучения, обеспечивающие дифференцированный подход, социальные и юридические гарантии обучающимся работникам:
-модульная система обучения;
-контракты на первичную подготовку выпускников, на целевую переподготовку и повышение квалификации работников, которым будет гарантирована занятость после обучения;
-расширение договорной двухэтапной системы подготовки высококвалифицированных кадров предприятия;
-внедрение автоматизированной программы подготовки и переподготовки кадров (с отражением неформальных данных о перспективах их обучения);
-социально-психологические исследования и опросы персонала об уровне и динамике их знаний, по результатам обучения с обязательной дальнейшей коррекцией содержания и организации обучающих программ.
Второй блок предусматривает создание: 1) временно созываемой комиссии для анализа профессионально-квалификационной структуры кадров и ее динамики, отбора высокоэффективных предложений и в целом рационализации использования персонала; 2) отдела профессионального развития.
Обзор литературы по оценке эффективности обучения подтвердил, что вопросы повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров должны быть включены в число экономических показателей, оценивающих работу ПАО «КОМЗ», а рассчитываемый эффект важно рассматривать как планируемый, составляющий фактор роста эффективности всего завода.
Таким образом, в работе предложено пересмотреть существующую на предприятии методику оценки результативности процесса СМК «Человеческие ресурсы» и перейти от формальных, количественных критериев оценки эффективности обучения к более информативным. Рекомендуется, в частности, использовать производственные и финансовые показатели отдачи от обучения, реально достигнутые при этом рабочие результаты.
То, что эффективность обучения кадров требует формализации, подтверждает заключительный раздел дипломной работы. В нем на материале предприятия апробировано несколько методик расчета экономической эффективности. Произведенные расчеты показали следующее:
В результате роста коэффициента квалификации рабочих ЦСП в 2015 г. достигнутая годовая экономия электроэнергии составила 6873687 кВт/ч.
В 2015 г. 150 рабочих основного производства повысили квалификацию, что обеспечило рост производительности труда в целом по заводу на 1,2 % (в результате условное высвобождение составило 30 человек).
Сравнение объема выработки в типографском цехе до и после обучения его 16 работников на курсах повышения квалификации показало, что в первом полугодии 2014 г. производительность одного рабочего (в денежном выражении) составляла 35,3 тыс. руб., а к 2015 г. возросла до 49 тыс. руб. Прирост произведенной продукции непосредственно за счет обучения оценен примерно в 5,3 -7,1 тыс. руб.
В течение 2015 г. организовано повышение квалификации 272 рабочих основного и вспомогательного производств ПАО «КОМЗ», в результате чего возможный рост производительности их труда рассчитан как равный 6,84%.
Как показал расчет экономической эффективности всех форм обучения рабочих, имевших место в 2015 г., вложенные в развитие персонала средства окупятся через 13,3 мес.
Предложенная в работе концепция комплексного анализа системы подготовки и переподготовки кадров, и, прежде всего, сами критерии и методы расчета эффективности обучения кадров могут иметь практическую значимость не только для бюро обучения ПАО «КОМЗ» и применяться в его дальнейшей работе - данные рекомендации и выводы полезны при обучении персонала других промышленных предприятий.
В завершении хотелось бы отметить, что проведенное исследование нельзя считать законченным решением проблемы обучения персонала, следовательно, вопросы профессионального развития, подготовки и переподготовки кадров нуждаются в дальнейшем изучении специалистами разного профиля. Неслучайно сегодня разработка новых методологических подходов, органично учитывающих сложную взаимозависимость экономических и социальных показателей деятельности работника, становится все более актуальной.



1. Базаров Т.Ю., Еремин Б. Л. Управление персоналом: Учебник для вузов- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2013. - 423 с
2. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 2014. - 216 с.
3. Богатко, А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъек- та[Текст] / А.Н. Богатко. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 206 с.
4. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Курс лекций / В.Р. Веснин. - М.: Зна-ние, 2014. - 472 с.
5. Веснин В.Р., Менеджмент персонала: Учебное пособие / В.Р. Веснин. - М.: Элит-2000, 2014. - 304 с.
6. Волкова Т.В. Как влияет стадия развития организации на ее кадровую политику? Что является обязательным условием успешного развития компании? // Справочник по управлению персоналом - 2014. - №11.
7. Генкин Б.М.,. Кононова Г.А., Кочетков В.И. и др. Основы управления персоналом: Учеб. для вузов - М.: Высшая школа, 2012. - 383 с
8. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник / И.Н. Герчикова. - М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2013. - 685 с.
9. Данилов Л.М. Социологическое исследование процесса переподготовки рабочих кадров // Профессиональная подготовка рабочих кадров: Тенденции и проблемы - М., 2014. - С. 40-41.
10. Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие./ А.П. Егошин - Н.Новгород: НИМБ, 2014. - 320 с.
11. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие - 4-е изд., Ми-нек: Новое издание, 2014. - 336 с.
12. Казанцев В.И. и др. Трудовое право: Учебник / В.И. Казанцев, С.Я. Казанцев, В.И. Васин - М.: Академия, 2013. - 288 с.
13. Казначейская Г.Б. Менеджмент: Учебник - 9-е изд. - Р и / Д.: Феникс, 2012. - 344 с.
14. Как выбрать обучающую компанию // Справочник кадровика, - 2015. - №3.
15. Кафидов, В.В. Управление персоналом: Учебное пособие для вузов. / В.В. Кафилов- М.: Академический Проект, 2014 - 217 с.
16. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учебник. - М.: ИН- ФРА-М, 2012. - 512 с.
17. Космарская Т.Н. Новые тенденции в развитии профессионального обучения кадров на производстве // Профессиональная подготовка рабочих кадров: Тенденции и проблемы - М.: 2012. - С. 52.
18. Кротова Н. В., Клеппер Е. В. Управление персоналом: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 320 с.
19. Кузнецов А.Ю. Подготовка и переподготовка персонала в России. М.: Издательство КАДРЫ, 2012 - 407 с.
20. Марр Р., Шмидт Т. Управление персоналом в условиях социальной ры-ночной экономики. - М.: МГУ, 2015 - 152 с.
21. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред, П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2014. - 312 с.
22. Мескон М., Основы менеджмента: Пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2012. - 704 с.
23. Мордовии, С.К. Управление персоналом: современная российская
практика / С.К. Мордовии - СПб.: Питер, 2014. - 288 с.
24. Не забывайте о тренингах. Кадры решают всё / Жур. Технологии и опыт, - 2014. - №5.
25. Оделов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом. М.: Финстатин- форм, 2012 - 878 с.
26. Папонова Н. Как организовать и внедрить внутренне обучение в компа-нии // Кадры предприятия. - 2013. - №9. - С.41-47.
27. Персонал учится, компания считает прибыль // Справочник по управле-нию персоналом, - 2014. - №2.
28. Потапов С.В Как управлять персоналом / С.В. Потапов. - М.: Изд-во Эксмо, 2014. - 144 с.
29. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник - М.: Даш-ков и К., 2014. - 300 с.
30. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом? / Э.Е. Старобинский. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Интел-Синтез, 2014. - 240 с.
31. Тимонов В. М. Как создать эффективную команду? // Справочник по управлению персоналом №9 2013 г. - С.12-27.
32. Торкал А. Воздействие технологических изменений на характер и организацию подготовки работников // Человек и труд, 2013, № 2, с. 106.
33. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 2012 - 336 с.
34. Управление знаниями персонала // Справочник кадровика - 2014. - №5
35. Управление персоналом организации. Учебник / под ред. А.Я.Кибанова. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 638 с.
36. Управление персоналом. Под. ред. С.И. Самыгина. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов Н/Д: «Феникс», 2014. 512 с.
37. Управление персоналом: Учебник для вузов / Пои ред. Т.Ю. Базарова, БЛ. Еремина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 560 с.
38. Федоров В.А. Аналитический обзор. Анализ и оценка существующей си-стемы профессиональной подготовки муниципальных кадров / Ред. В.В. Ванчугов. Институт экономики РАН. М., 2013.
39. Чему и где учиться, повышать квалификацию / Служба кадров, 2012 №8.
40. Шекиена В.С. Управление персоналом современной организации. -М.: 2014 - 300 с.
41. Шипилова О.А. На пути к совершенству: планирование обучения // Кадры предприятия. - 2015. - №1. - С.35-39.
42. Экономика трудовых ресурсов. Под ред. В.Д. Арещенко. - М.: Высшая школа, 2014 - 305 с.
43. Экономика: Учебное пособие для вузов / В.В. Адамчук, Т.П. Варна, В.В. Воротникова и др. Под ред. проф. В.В. Адамчука - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2015 - 254 с.
44. www.baigish.ru
45. www.garant.ru
46. www.rg.ru
47. www.legalquest.ru
48. www.bizneshaus.ru
49. chelny-m.com


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ