Введение 2
Глава 1. Роль и значение разработки стратегии и развития для повышения эффективности работы в гостиничном предприятии 6
1.1. Общее понятие о стратегическом управлении в гостинице 6
1.2. Система стратегического управления 13
1.3. Виды стратегий, применяемых в современных гостиницах 20
Глава 2. Анализ зарубежного и отечественного опыта использования методов стратегического управления в России и за рубежом 27
2.1. Анализ зарубежного опыта 27
2.2. Анализ российского опыта 33
2.3. Общая характеристика отеля Ривьера г. Казань 35
Глава 3. Разработка стратегии и развития гостиничного предприятия на примере отеля Ривьера 46
3.1. Пути совершенствования развития отеля Ривьера г. Казань 46
3.2. Экономическая эффективность разработанных рекомендаций 59
Заключение 68
Список использованной литературы 71
Приложения
В современных условиях экономического развития сфера гостиничного бизнеса представляет собой важнейший элемент инфраструктуры туристского рынка, играющий одну из важных задач в повышении эффективности общественного производства и соответственно росте жизненного уровня населения. Сфера гостиничного бизнеса образует сложный комплекс, включающие различные отрасли, подотрасли и виды деятельности, направленные на удовлетворение различных потребностей туристов, в частности в размещении, отдыхе, проведении досуга, и создание необходимых для этого условия.
В настоящее время индустрия гостеприимства является одной из наиболее динамично развивающихся, перспективных и доходных отраслей мирового хозяйства. Отрасль гостиничного хозяйства как вид экономической деятельности направлена на предоставление потребителям таких услуг, как размещение, проведение досуга и питание в гостиницах, кемпингах, мотелях, общежитиях и т.д. Туристы стремятся приобретать услуги высокого качества, которые соответствуют требованиям мирового уровня. Сравнение характеристик предоставляемых услуг зарубежных и отечественных гостиниц связано с ростом числа посещений отечественными туристами зарубежных стран государств с целью отдыха. В результате выявляется недостаточно высокий уровень качества обслуживания гостей в России.
Сфера гостиничного бизнеса включает различные профессиональные сферы деятельности: туристический бизнес, гостиничный и ресторанный бизнес, индустрию отдыха и развлечений, организацию конференций, семинаров и выставок, спортивную, музейно-выставочную, экскурсионную деятельность, а также сферу профессионального образования в области гостеприимства. Маркетинговая деятельность в гостиничном бизнесе, являющаяся важнейшей функцией в сфере гостиничного бизнеса, направлена на обеспечение устойчивого, конкурентоспособного функционирования предприятий размещения и развитие того или иного субъекта маркетинговой системы на гостиничном хозяйственном рынке с учетом состояния внутренней и внешней среды. В этом смысле маркетинговая деятельность в гостиничном бизнесе предполагает проведение маркетинговых исследований, на основе которых осуществляется разработка стратегии и программы мероприятий, направленные на повышение эффективности функционирования гостиничного бизнеса, его производительности и всестороннее удовлетворение потребностей конечного потребителя услуг.
Стратегия маркетинга гостиничного бизнеса предполагает формирование целей, достижение их и решения задач гостиничного бизнеса, по каждому отдельному рынку, по каждому отдельному гостиничному продукту на определенный период времени. Стратегия разрабатывается с целью осуществления коммерческой деятельности в полном соответствии с рыночной ситуацией и возможностями гостиничного бизнеса.
Стратегия гостиничного бизнеса разрабатывается исходя из проведенных исследований и прогнозирования конъюнктуры рынка гостиничных услуг, изучения потребностей потребителей, изучения существующего гостиничного продукта, конкурентов и других элементов рыночного хозяйства. Эти положения определили актуальность данного исследования.
Объектом исследования выступает гостиницы РТ.
Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе разработки маркетинговой стратегии гостиниц РТ.
Целью написания работы является оценка маркетинговой стратегии гостиницы.
В ходе написания выпускной квалификационной работы ставились следующие задачи для достижения поставленной цели:
1) рассмотреть теоретические основы маркетинговой стратегии предприятий индустрии гостеприимства, охарактеризовать основные подходы к разработке маркетинговой стратегии гостиничных предприятий, представить виды маркетинговых стратегий;
2) проанализировать деятельность отеля «Ривьера» на основе общей характеристики гостиничного предприятия, организационной структуры, основных подразделений, проведения анализа предлагаемых услуг, потребителей, конкурентов, загрузки номерного фонда, расчета экономических показателей;
3) разработать основные положения маркетинговой стратегии, направленные на развитие исследуемого предприятия, включающие расширение ассортимента дополнительных услуг, повышение качества обслуживания, разработка ценовой политики и политики продвижения гостиницы и ее услуг, провести оценку эффективности внедрения предложенных рекомендаций посредством планирования затрат и доходов.
В ходе написания работы использовались следующие источники: учебная литература профессора, доктора экономических наук Чудновского А.Д., Сенина В.С., Исмаева Д.К., зарубежного автора Уокера Дж.Р.; периодические издания, в которых отражалась информация о развитии изучаемого предприятия; документы по сертификации, лицензированию и стандартизации в туризме; различные отчеты, документы предприятия.
Специфика маркетинга услуг обусловливается особенностями рынка услуг и типичными чертами самих услуг. Важно четко определить свои позиции на целевом рынке для проведения результативной политики продвижения услуг и создания благоприятных условий для продаж.
Можно выделить следующую классификацию услуг:
1) предоставляемые на основании применения оборудования или труда;
2) требующие наличия потребителя;
3) удовлетворяющие частные потребности или потребности бизнеса;
4) услуги, оказываемые частными или общественными предприятиями.
Маркетинг в гостиничном бизнесе - это особый способ ведения бизнеса, при котором необходимо привлечь и попытаться удерживать выгодных клиентов. В гостиничном бизнесе экономика компании зависит в первую очередь от сезона, а потом уже от места расположения здания, уровня комфорта, а также от других особенностей.
Маркетинг в гостиничном бизнесе является очень важным инструментом, благодаря которому можно свести к минимуму влияние фактора сезонности, а не удобное расположение здания и другие недостатки можно превратить в преимущества.
Исследовать рынок необходимо для определения сегментов рынка, наиболее благоприятных для конкретного отеля и его продукта, но основные усилия должны быть сфокусированы на продвижении товара и его продаже.
Каждая гостиница должна точно определить тип клиентов, которых логичнее всего привлекать исходя из расположения и особенностей отеля, поэтому маркетинговые исследования начинаются задолго до открытия гостиницы и даже разработки проекта ее создания.
Гостиничный маркетинг может рассматриваться как цикл, который начинается с оценки существующих и потенциальных рынков гостиничной продукции.
Управление маркетингом - заключается в выполнении ряда задач для достижения желаемых уровней сбыта на разных рынках (обмена с целевыми рынками).
Предприниматели изучают запросы рынка и стараются максимально полно их удовлетворить. В этом случае компании ориентируются на потребителей. Но в большинстве случаев потребители сами не знают, чего они хотят. В этом случае производителям приходится выявлять скрытые потребности потребителей и создавать товары способные их удовлетворить. Например, скольким из нас 30 лет назад нужны были мобильные телефоны и круглосуточный доступ в интернет.
Из сущности маркетинга гостиничных услуг вытекают основные принципы, которые включают:
- Нацеленность на достижение конечного практического результата производственно-сбытовой деятельности. Эффективная реализация услуг на рынке в намеченных количествах означает, по сути, овладение его определенной долей в соответствии с долговременной целью, намеченной предприятием. Концентрацию исследовательских, производственных и сбытовых усилий на решающих направлениях маркетинговой деятельности.
- Направленность гостиничного предприятия не на сиюминутный, а на долговременный результат маркетинговой работы. Это требует особого внимания к прогнозным исследованиям, разработки на основе их результатов товаров рыночной новизны, обеспечивающих высокоприбыльную хозяйственную деятельность.
Таким образом, планирование маркетинга как в других сферах, так и в сфере туризма представляет собой продолжающийся процесс, или цикл, состоящий из стадий анализа, планирования и контроля. Планирование маркетинга для предприятий сферы услуг является основной философией предпринимательства в условиях рыночных отношений. При правильной организации маркетинга предприятие может получить огромную прибыль, 69
завоевать спрос и получить хорошую репутацию. Правильно составленный план позволит увидеть все достижения, опасности, правильно спланировать бюджет и, как следствие, оставаться на высоте в любой ситуации.
Эффективность деятельности гостиницы характеризуется следующими показателями: номерным фондом, коэффициентом загрузки номерного фонда, классом обслуживания, набором дополнительных услуг.
Важный показатель эффективного функционирования гостиничного предприятия - персонифицированное взаимодействие с клиентом. Поэтому в работе по установлению такого взаимодействия важно учитывать такие показатели как:
- компетентность (гостиничный персонал любого уровня обладает необходимыми навыками и знаниями для оказания услуг);
- отзывчивость (адекватная реакция персонала на непривычные запросы);
- надежность (стабильность работы гостиничного предприятия);
- доступность (простота контакта с персоналом гостиницы);
- понимание (осознание специфических требований клиентов);
- доверие (репутация гостиницы);
- коммуникация (регулярное и своевременное извещение клиентов);
- осязаемость (внешняя притягательность формы, помещений, а также опрятность сотрудников);
- обходительность (внимательность, вежливость, дружелюбие).
1. Гражданский кодекс Российской Федерации
2. Жилищный кодекс Российской Федерации
3. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ
4. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»
5. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и проведении XXII Постановление Правительства РФ от 9 октября 2015 г. № 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»
6. Постановление Правительства от 15 апреля 2014 г. № 317 «Об
утверждении Государственной программы развития культуры и туризма в Российской Федерации на 2013-2020 г.г.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»
8. Приказ Минкультуры РФ от 11 июля 2014 года № 1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемая аккредитованными организациями» (зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2014 № 35473)
9. Приказ Минкультуры от 29.04.2015 N 1340 «Об утверждении порядка аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.10.2015 N 39191).
10. Правила бытового обслуживания населения в Российской
Федерации от 15 августа 1997 года № 1025 (в ред. Постановлений
Правительства РФ от 01.02.2005г. № 49). // «Собрание актов Президента и Правительства РФ». - 21.06.1993. - № 2. - Ст. 2263. // «Российские вести». 1993.- № 127. - 6 июля.
11. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» от 18 июля 2007 г. № 452. // «Собрание законодательства РФ». - 23.07.2007. -№ 30. -Ст. 3942; «Российская газета». -№ 159. -2007. - 25 июля.
12. Алфёров, А.В., Бездудная, А.Г. Методы маркетинговой деятельности в учреждениях среднего профессионального образования. - СПб.: СПбГИЭУ, 2004. - 155 с.
13. Ассэль Генри. Маркетинг: принципы и стратегии: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2001. - XII, - 804 с.
14. Береза, Е.Н. Формирование маркетинговой стратегии выхода предприятия на зарубежный рынок: Дис. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Санкт-Петербург, 2008. - 128 с.
15. Бондаренко Г.А. Гостиничное и ресторанное хозяйство. Учебно-практическое пособие. 2-е изд. Мн.: БГЭУ, 2009. - 349с.
16. Волгин А.П., Матирко В.И. и др. Управление персоналом в условиях рыночной экономики (опыт ФРГ). - М.: Дело, 2015.
17. Гайдаенко, Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс МВА. Принципы управленческих решений и российская практика / Т.А. Гайденко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2006. - 496 с. - (Полный курс МВА).
18. Голубков, Е.П. Основы маркетинга: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Финпресс», 2003. - 688 с.
19. Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства / М.: Academia, 2008. - 185 с.
20. Дихтль, Е., Хёршген, Х. Практический маркетинг: Учебное пособие. Пер. с нем. А.М. Макарова, Под ред. И.С. Минко. - М.: Высшая школа: ИНФРА-М, 1996. - 225 с., ил.
21. Дубинина Т.И., Яворская А.О. «Зарубежный опыт малых гостиниц». Методич. материалы. - 2007. - Вып. № 3. - 154 с.
22. Завгородняя, А.В., Ямпольская, Д.О. Маркетинговое планирование.
- СПб: Питер. - 2002. - 352 с. ил. - (серия «Маркетинг для профессионалов).
23. Звездова, А.Б., Туровская, М.С. Маркетинг: стратегия и
организация: Учебное пособие. Часть 1. - СПб.: Институт дополнительного профессионального образования службы занятости, 2006 - 91 с.
24. Звягинцев, В.Б. Разработка маркетинговой стратегии предприятия и контроль над ее реализацией. // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2005. - № 1. - С. 72-81.
25. Исмаев Д.К. Международное гостиничное хозяйство: по
материалам зарубежных публикаций. - М.: ВШТГ, 2008. - 86 с.
26. Катернюк, А.В. Основы современного маркетинга / А. В. Катернюк.
- Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 666с.: ил. - (Высшее образование).
27. Кибанов А.Я. Оценка экономической и социальной эффективности проекта совершенствования системы и технологии управления персоналом организации. Учебное пособие, Москва, Инфра-М 2014 г.
28. Ким, С.А. Маркетинг: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2008. - 240 с.
29. Котлер, Ф. Армстронг, Г., Сондерс, Д., Вонг, В. Основы маркетинга: Пер. с анг. - 2-е Европ. изд. - М.; СПб. Издательский дом «Вильямс», 2000 - 944 с.
30. Лин Ван дер Ваин. Гостиничный бизнес. Учебное пособие. Ростов- на-Дону, 2001. - 231 с.
31. Маркетинг. / Под ред. проф. Э.А. Уткина - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1998. - 320 с.
32. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. / Под общ. ред. Г.Л. Багиева. - СПб.: Питер, 2005. - 736 с.: ил. - (Серия «Учебники для вузов»).
33. Маркетинговая стратегия: курс MBA: пер. с анг. /О. Уолкер мл., Х. Бойд мл., Ж.-К. Ларше, Дж. Маллинз. - М.: Вершина, 2006. - 492 с.
34. Морозова, Г.А. Разработка маркетинговой стратегии. - Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2001. -
198 с.
35. Панкова Л.В. Особенности стратегического планирования на предприятии гостиничного хозяйства/ Л.В. Панкова СПб.: "Питер", 2010 - 222с.
36. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ. Приложение к газете "Финансовая Россия". - № 19. - 1997.
37. Райзберг, Б.А., Лозовский, Л.Ш., Стародубцева, Е.Б. Современный экономический словарь. - 4-е изд., перераб. И доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 480с.
38. Стратегический маркетинг: Учебное пособие / С.Г. Чувакова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2010. - 272 с.
39. Чернов, С.Е. Стратегический маркетинг информационно-консультационных услуг: Монография. - М.: ИПКгосслужбы, 2006. - 304 с.
40. Шонесси, Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход / Пер. с англ. под ред. Д.О. Ямпольской. - СПб.: Питер, 2002. - 864 с.
41. Щегорцов, В.А., Таран, В.А. Маркетинг: Учебник для вузов / Под ред. В.А. Щегорцова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 447 с.
42. http://www.kazanriviera.ru/