Государственное и муниципальное управление: Теория и практика (Система государственного и муниципального управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Введение 3
1. Правовые основы государственного управления по законодательству России 5
1.1. Понятие государственного управления 5
1.2. Нормативно-правовое регулирование государственного управления 10
2. Местное самоуправление в системе власти 15
2.1. Общая характеристика местного самоуправления 15
2.2. Правовые основы осуществления местного самоуправления 19
3. Понятие и принципы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления 23
Заключение 27
Библиографический список 30
На фоне повышения значимости государственного управления не уменьшается значимость местного самоуправления, но особую актуальность приобретает построение взаимодействия между местными и государственными органами, которые формально являются независимыми и создаваемыми для решения различных вопросов.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что оптимальной системы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления до настоящего времени не найдено. Сохраняется актуальность исследования в аспекте поиска путей повышения статуса органов местного самоуправления, условий, при которых местные органы смогут решать вопросы местного уровня полностью самостоятельно, то есть будет реализован принцип независимости органов местного самоуправления, принцип народовластия на местах и принцип реальной отделенности местных органов власти от государственных органов, которые не будут влиять на принимаемые решения и определять их.
Исследование причин возникновения подобной ситуации, а также степени воздействия, которая оказывается в рамках государственного управления на местные власти, представляется необходимым для формирования представления о системе управления в целом.
Изложенное выше позволяет сделать вывод об актуальности темы, выбранной для исследования в рамках курсовой работы.
Целью данной работы является изучение сущности государственного управления и местного самоуправления, их сопоставление и выявление характера взаимодействия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие государственного управления;
проанализировать нормы права, на основании которых осуществляется регулирование государственного управления;
дать общую характеристику местного самоуправления;
исследовать правовые основы осуществления местного самоуправления;
охарактеризовать сущность взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.
Объектом исследования в данной работе являются общественные отношения, возникающие в процессе построения системы государственного управления и местного самоуправления.
Предмет – положения действующего законодательства, а также теоретические воззрения на сущность государственного управления, местного самоуправления и принципов, на которых базируется построение взаимоотношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Работа состоит из настоящего введения, основной части, в которую вошли три главы, заключения и библиографического списка.
Местное самоуправление в России определено как самостоятельное, отделенное от государственной власти и ориентированное на решение вопросов местного значения. Построение системы органов местного самоуправления не предполагает наличия вертикали власти, потому что они создаются в пределах определенного муниципального образования и для целей решения вопросов именно этой территории. Решение вопросов местного значения осуществляется децентрализованно и без прямого вмешательства со стороны органов государственной власти.
Правовые основы деятельности органов местного самоуправления определяются непосредственно в законе. Состав законодательства, в соответствии с которым осуществляют деятельность органы местного самоуправления и, соответственно, выполнятся функция управления на местах, несколько шире, чем состав законодательства, определяющего осуществление государственного управления. Утверждение основывается на толковании положений законодательства, в соответствии с которым для регулирования правоотношений подлежат применению муниципальные правовые акты, потому что они не применяются для непосредственной регламентации государственного управления.
Субъекты Российской Федерации в отношении органов местного самоуправления наделены полномочиями по осуществлению правового регулирования вопросов деятельности, по установлению границ муниципальных образований и присвоения (изменения, прекращения) статуса муниципального образования, а также контрольными функциями.
При осуществлении контроля государственные органы субъектов Российской Федерации вправе проверять соблюдение органами местного самоуправления действующего законодательства. Вторая, самая существенная в области контроля функция – это контроль над формированием и расходованием бюджетных средств с целью пресечения попыток их нецелевого использования.
Во взаимоотношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления просматривается наличие определенной подчиненности и зависимости. Органы государственной власти в значительной мере воздействуют, в том числе при помощи норм права на деятельность органов местного самоуправления, но при этом не ограничивают их самостоятельности и не предопределяют решение вопросов местного значения, исходя из иных, кроме как интересы населения, ориентиров.
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст (ред. от 01.07.2020 г.) // Собр. законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ // Собр. законодательства РФ. – 2020. – № 11. – Ст. 1416.
3. Европейская хартия местного самоуправления: совершено в Страсбурге 15.10.1985 // Собр. законодательства РФ. – 1998. – № 36. – Ст. 4466.
4. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ // Собр. законодательства РФ. – 2020. – № 45. – Ст. 7061.
5. О международных договорах Российской Федерации: федер. закон от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ (ред. от 08.12.2020 г.) // Собр. законодательства РФ. – 1995. – № 29. – Ст. 2757.
6. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федер. закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 21.12.2021 г.) // Собр. законодательства РФ. – 1999. – № 42. – Ст. 5005.
7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021 г.) // Собр. законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.
8. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021 г.) // Собр. законодательства РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.
9. Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований: федер. закон от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ (ред. от 01.07.2021 г.) // Собр. законодательства РФ. – 2011. – № 7. – Ст. 903.
10. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 26 (ч. I). – Ст. 3378.
Научная и учебная литература
11. Аверьянова О.В. Понятие законности и система средств обеспечения законности в государственном управлении // Ленинградский юридический журнал. – 2019. – № 2 (56). – С. 112-119.
12. Беженцев А.А. Елистратов Аркадий Иванович: концептуальная теория классика и современная наука административного права // Вестник Уфимского юридического института МВД России. – 2020. – № 1. – С. 74-81.
13. Бондарева В.О., Новикова И.В. Понятие государственного управления // Наука. Образование. Инновации. Сборник научных трудов по материалам XV Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 27-30.
14. Игнатенко В.В., Васильева Н.В. К вопросу об определении компетенции органов местного самоуправления по вопросам местных налогов // Личность, общество и государство в правовом измерении. Материалы национальной научно-практической конференции. – Иркутск, 2021. – С. 48-53.
15. Логинова Е.С. Законность в государственном управлении: понятие, принципы, способы и средства обеспечения // Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России. – 2019. – № 2 (13). – С. 95-99.
16. Тимурханов Э.Р. Государственное управление: понятие и эффективность // Актуальные исследования. – 2021. – № 42 (69). – С. 48-54.
17. Фазлиева Л.К. Вопросы местного значения и вопросы ведения местного самоуправления: категориальное соотношение и содержание понятий // Юристъ-Правоведъ. – 2020. – № 1 (92). – С. 26-30.
18. Шепилова А.Р. Понятие и цели государственного управления // Современные научные исследования и инновации. – 2021. – № 6 (122).