Было проведен экспериментально исследование.
Есть доклад и презентация к защите.
Выборка: 10 обучающихся 6-го класса «А» (девочки) составили экспериментальную группу.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы изучения обучения декоративной обработки бумаги на уроках технологии 6
1.1 Общая характеристика техник декоративной обработки бумаги 6
1.2 Методы и приемы обучения декоративной обработки бумаги на уроках технологии 15
Выводы по первой главе 24
2 Опытно-педагогическая работа по обучению декоративной обработке бумаги в технике коллажа на уроках технологии 25
2.1 Описание техники, эскизов и материалов 25
2.2. Разработка технологической карты творческого продукта 28
2.3 Анализ результатов опытно-педагогической работы по обучению декоративной обработке бумаги в технике коллажа на уроках технологии 34
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Особый интерес представляют уроки технологии по обучению декоративной обработке бумаги. На таких уроках учащиеся узнают новые техники работы с бумагой, получают навыки декорирования их бумаги, знакомятся с техниками декоративной обработки бумаги. Работа в разных техниках на уроках технологии по декоративной обработке бумаги имеет большой воспитательный потенциал.
Степень изученности проблемы. Сущность декоративной обработки бумаги охарактеризованы в работах Б.Г. Гагарина, М. Семеновой, Н.В. Сыровой, Ю.В. Терентьевой и др. Описание техник декоративной обработки бумаги дано И.А. Агаповой, В.В. Гончар, О.Б. Коноваловой и др. Методические аспекты изучения проблемы обучения декоративной обработке учащихся на уроках технологии раскрыты В.Н. Молотовой, А.С. Нечаевой, Т.А. Новиченко и др.
Проблема исследования: заключается в разработке технологической карты обучения учащихся декоративной обработке бумаги в технике коллажа на уроках технологии в основной школе.
Объект исследования: процесс обучения обучающихся декоративной обработке бумаги в технике коллажа на уроках технологии в основной школе.
Предмет исследования: обучение декоративной обработке бумаги в технике коллажа на уроках технологии в основной школе.
Цель исследования – выявить условия обучения декоративной обработке бумаги в технике коллажа на уроках технологии в основной школе.
Гипотеза исследования: обучение декоративной обработке бумаги в технике коллажа на уроках технологии в основной школе способствует развитию художественного творчества обучающихся.
Задачи исследования:
1. Раскрыть психолого-педагогические аспекты изучения проблемы обучения декоративной обработке бумаги в технике коллажа на уроках технологии в основной школе.
2. Проанализировать и раскрыть методы и приемы обучения декоративной обработке бумаги на уроках технологии в основной школе.
3. Разработать технологический процесс обучения декоративной обработке бумаги в технике коллажа на уроках технологии в основной школе.
Методы исследования: теоретические – изучение анализ научно-методической литературы, синтез и обобщение; выполнение творческого продукта.
Теоретическое значение исследования заключается в том, что на основе анализа научных источников дана характеристика техникам декоративной обработки бумаги, определены условия обучения декоративной обработки бумаги на уроках технологии в основной школе.
Практическое значение исследования заключается в том, что разработанная технологическая карта процесса создания творческого продукта в технике коллажа может быть использована учителями технологии на уроках по обучению декоративной обработке бумаги.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы позволили выявить положительную динамику в развитии художественного творчества у обучающихся 6-го класса входе овладения навыками декоративной обработки бумаги в технике коллажа – создания абстрактной аппликации из цветной бумаги и картона. В целом результаты диагностики показали, что развитие художественного творчества у обучающихся находится на высоком и среднем уровнях. Обучающиеся проявляли оригинальность и вариативность в изготовлении коллажа из бумаги на заданную тему, также некоторые из обучающихся подходили вариативно к выбору материала для создания изделия. Все это служит основанием для вывода о том, что после получения навыков на уроке технологии по декоративной обработке бумаги, у обучающихся значительно повысился уровень развития художественно-творческих способностей, повысился уровень интереса к декоративной обработке бумаги в технике коллажа.
Общие рекомендации по декоративной обработке бумаги в технике коллажа следующие:
1) Для начала вам нужен набросок рисунка. Без него хорошего коллажа не получится. Потренируйтесь на пейзажах – горы, поля, лес вдалеке или одинокое дерево на переднем плане.
2) Разрежьте цветную бумагу на кусочки разной геометрической формы и распределите их по цветам в разные файлы (это для удобства хранения): все красные оттенки в один файл, все синие – в другой, все разноцветье – в третий и так далее. Когда вам нужно будет заклеить небо, вы точно знаете, в каком файле искать голубые оттенки.
3) Используйте для работ плотную бумагу, например, акварельную. Во-первых, она хорошо держит форму, а во-вторых, вам может понадобиться добавить в картину акварельных штрихов. В картине из журнальных кусочков хорошо приживаются и краски.
4) Цветную бумагу и картон можно резать, а можно и рвать. Рваный край отлично выглядит в пейзажных коллажах-зарисовках.
5) Клей можно наносить на фон и сразу приклеивать кусочки бумаги. А можно пропитать клеем губку и просто дотрагиваться обрезком бумаги до губки перед приклеиванием. Нет правильной и неправильной последовательности приклеивания кусочков. Ориентируйтесь на свою картину и свое желание.
6) Кусочки можно приклеивать друг на друга, не особо заботясь о точности, и даже оставляя между кусочками зазоры – техника коллажа не особо придирчива к таким мелочам.
7) В конце работу лучше покрыть лаком и заключить работу под стекло, размещать лучше на теневой стороне стены, чтобы картина не выцветала.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Агапова, И. А. Поделки из бумаги : оригами и другие игрушки из бумаги и картона / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Москва : ЛАДА, 2017. – 192 с.
2. Бахтина, Л. Б. Изготовление фоторамок в технике оригами / Л. Б. Бахтина // В сборнике: Актуальные вопросы и тенденции развития предметной области «Технология». Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Отв. редактор М. Г. Корецкий, сост. Н. П. Шпаков. – Москва, 2021. – С. 24-31.
3. Биндюкова, О. В. Волшебный мир оригами / О. В. Биндюкова // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2013. – № T5. – С. 276-280.
4. Быстрицкая, А. И. Бумажная филигрань / А. И. Быстрицкая. – 2-е изд. – Москва : Айрис-пресс, 2018. – 128 с. –
5. Вешкина, О. Б. Декупаж : креативная техника для хобби и творчества / О. Б. Вешкина. – Москва : Эксмо, 2018. – 64 с.
6. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги // справочник / Б. Г Гагарин. – Ташкент : Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988. – 121 с.
7. Гвоздик, Ю. В. Как научиться декоративной обработке бумаги? / Ю. В. Гвоздик // Образование и воспитание. – 2016. – № 5 (10). – С. 39-40.
8. Годицкая, О. П. Изучение основ дизайнерского мастерства через ознакомление с техникой «Бумагопластика» : [создание объемных и рельефных изделий из бумаги] / О. П. Годицкая // Открытый урок. – 2015. – № 2. – С. 67 – 74.
9. Гончар, В. В. Модульное оригами / В. В. Гончар. – Москва : Айрис-пресс, 2017. – 112 с.
10. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – Москва : Айрис Пресс, 2012. – 169 с.
11. Ершова, Е. С. Развитие творческих и специальных способностей обучающихся системы дополнительного образования в предметной области «Технология»: автореф. дис.…канд. пед. наук. / Е. С. Ершова. – Москва,, 2011. – 25 с.
12. Зеленова, С. В. Анализ формы целлюлозных волокон в структуре бумажного листа / С. В. Зеленова, Я. В. Казаков, В. И. Комаров / Новые достижения химии и химической технологии растительного сырья: материалы II Всероссийской конф. – Барнаул : Изд-во Алт. Ун-та, 2005. – Книга I. – 223 с.
13. Зацепина, Н. П. Развитие мелкой моторики детей на факультативе «бумагопластика» / Н. П. Зацепина // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен. – 2019. – С. 159-163.
14. Каримбекова, К. К. Появление бумаги и возникновение оригами / К. К. Каримбекова // Известия Кыргызской академии образования. – 2013. – № 2 (26). – С. 57-59.
15. Коновалова, О. Б. Кинетические поверхности оригами в дизайне / О. Б. Коновалова // Дизайн и технологии. – 2020. – № 75 (117). – С. 25-29.
16. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» / Г. М. Логвиненко. – Москва : Владос, 2017. – 144 с.
17. Медкова, Е. Коллаж как мышление: новые тенденции в изобразительном искусстве XX века / Е. Медкова // Искусство. – 2013. – № 5. – С. 36 – 47.
18. Молотова, В. Н. Декоративно-прикладное искусство : учебное пособие : [история прикладных искусств и народных промыслов] / В. Н. Молотова. – Москва : ФОРУМ, 2017. – 272 с.
19. Мощенская, Л. А. Аппликация из бумаги «Зимний сад»: техника складывания, скручивания / Л. А. Мощенская // Внешкольник. – 2015. – № 1. – С. 25-29.
20. Нижибицкий, О. Н. Художественная обработка материалов : учебное пособие / О. Н. Нижибицкий. – Санкт-Петербург : Политехника, 2011. – 211 с.
21. Нечаева, А. С. Значение разнообразия техник работы с бумагой на уроках технологии / А. С. Нечаева // В сборнике : Научные исследования современных ученых. XXV Международная научно-практическая конференция. – 2017. – С. 366-368.
22. Новиченко, Т. А. Художественная обработка бумаги / Т. А. Новиченко // Концепт. – 2017. – №3. – С. 126-128.
23. Образовательная программа «Художественное образование» : комплексная : возраст обучающихся 1–11 классы / И. Г. Холина, И. М. Макарова, И. А. Гапич, А. Н. Коренкова и др. // Дополнительные образовательные программы. Прилож. к ж-лу Внешкольник. – 2016. – № 6. – С. 3 – 48.
24. Перервенко, С. А. Бумажное конструирование как основа для 3D-моделирования / С. А. Перервенко // В сборнике : Актуальные проблемы художественного образования в условиях реализации ФГОС. материалы международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 174-178.
25. Перышкина, Л. А. Работа с бумагой на уроках технологии / Л. А. Перышкина // Меридиан. – 2020. – №». – С. 87-88.
26. Полынская, И. Н. Обучение младших школьников основам конструирования / И. Н. Полынская // Педагогика, психология, общество: перспективы развития / Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Чебоксары, 2020. – С. 111-115.
27. Полынская, И. Н. Художественно-образное мышление как один из аспектов формирования творческих способностей будущего учителя изобразительного искусства / И. Н. Полынская // Перспективы науки и образования. – 2020. – № 2 (44). – С. 120-137.
28. Пономарев, Я. А. Психология творческого мышления / Я. А. Пономарев. – Москва : Просвещение, 2000. – 351 с.
29. Пуленко, О. Р. Создание объемных моделей из бумаги на уроках художественного конструирования / О. Р. Пуленко // Концепт. – 2018. – №2 – С. 163-165.
30. Резниченко, Г. В. Работа с бумагой : учебно-методическое издание / Г. В. Резниченко. – Тернопіль : Навчальна книга – Богдан, 2012. – 56 с.
31. Семенова, М. Работа в смешанной технике: [применение смешанной техники на занятиях акварельной живописью] / М. Семенова // Юный художник. – 2016. – № 3. – С. 40-42.
32. Сердюк, О. Б. Образная система оригами: трансформация символических значений / О. Б. Сердюк // Университетский научный журнал. –2020. –№ 57. – С. 28-37.
33. Соколов, М. В. Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 03.11 «Изобразительное искусство и черчение» / М. В. Соколов, М. С. Соколова. – Москва : Владос, 2016. – 399 с.
34. Соснина, Е. Е. Техника фроттаж на уроках изобразительного искусства в начальных классах общеобразовательной школы / Е. Е. Соснина // В сборнике : XXI Всероссийская студенческая научнопрактическая конференция Нижневартовского государственного университета. Сборник статей конференции. – Нижневартовск, 2019. – С. 221-223.
35. Сырова, Н. В. Роль оригами в формировании специализированных навыков будущих дизайнеров / Н. В. Сырова // В сборнике : Теория и практика образования в современном мире. Материалы VI Международной научной конференции. – 2014. – С. 335-337.
36. Терентьева, Ю. В. Методика обучения декоративно-прикладному искусству / Ю. В. Терентьева. – Москва : Инфра-М, 2015. – 285 с.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. ФГОС ООО. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
38. Шаньков, М. Контраст как средство выразительности / М. Шаньков // Юный художник. – 2018. – № 5. – С. 37-41.
39. Черныш, И. Удивительная бумага / И. Черныш. – Москва : АСТПРЕСС, 2020. – 160 с.
40. Хуснетдинова, Э. И. Польза модульного оригами для всестороннего развития детей / Э. И. Хуснетдинова // В сборнике : Педагогика и психология: перспективы развития. Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 66-67.