ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
|
Введение 3-6 стр.
Глава 1. Общие положения о малом и среднем предпринимательстве
1.1. История развития правового регулирования малого и среднего предпринимательства 7-11 стр.
1.2. Понятие, признаки и значение малого и среднего предпринимательства 12-20 стр.
1.3. Система источников правового регулирования малого и среднего
предпринимательства 21-28 стр.
Глава 2. Особенности публично-правового воздействия в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства
2.1. Особенности налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства 29-35 стр.
2.2. Особенности бухгалтерского учета субъектов малого и среднего предпринимательства 36-41 стр.
2.3. Особенности осуществления государственного контроля (надзора) в
отношении субъектов малого и среднего предпринимательства 42-50 стр.
Глава 3. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
3.1. Понятие и инфраструктура государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства 51-55 стр.
3.2. Направления государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства 56-68 стр.
3.3. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан 69-79 стр.
Заключение 80-82 стр.
Список использованных нормативно - правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 83-90
стр.
Глава 1. Общие положения о малом и среднем предпринимательстве
1.1. История развития правового регулирования малого и среднего предпринимательства 7-11 стр.
1.2. Понятие, признаки и значение малого и среднего предпринимательства 12-20 стр.
1.3. Система источников правового регулирования малого и среднего
предпринимательства 21-28 стр.
Глава 2. Особенности публично-правового воздействия в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства
2.1. Особенности налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства 29-35 стр.
2.2. Особенности бухгалтерского учета субъектов малого и среднего предпринимательства 36-41 стр.
2.3. Особенности осуществления государственного контроля (надзора) в
отношении субъектов малого и среднего предпринимательства 42-50 стр.
Глава 3. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
3.1. Понятие и инфраструктура государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства 51-55 стр.
3.2. Направления государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства 56-68 стр.
3.3. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан 69-79 стр.
Заключение 80-82 стр.
Список использованных нормативно - правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 83-90
стр.
Актуальность темы исследования. Во всех странах малый бизнес является важным институтом, обеспечивающим экономическое развитие и решение проблемы занятости населения. В Европе, США на долю малого и среднего предпринимательства приходится более 50% валового национального продукта, в Японии - 80%, Китае - 60%. Доля занятого в данном сегменте населения в странах ЕС - от 55 до 75%, в Японии - 70%, в США - 50%. В России рассматриваемые показатели составляют, соответственно, 21 и 25%. При этом количество малых и средних предприятий в России на 1000 человек населения в 2013 г. было равным 38,9, что сопоставимо с показателями зарубежных стран. Так, в Канаде данный показатель составил 40, в США - 20, в Японии - 45 предприятий, соответственно. Таким образом, в настоящее время институциональное развитие малого бизнеса в России по основным показателям значительно отстает от развитых стран мира.
Формирование института малого предпринимательства в России началось в 90-е гг. ХХ в., в условиях экономических реформ. Его развитию в тот период способствовала безработица, возникшая в результате негативных процессов, прежде всего, в промышленности, обеспечивающей занятость значительной части населения страны. Но, несмотря на государственную поддержку, рассматриваемый сегмент не занял соответствующее место в российской экономике, не обеспечил решения проблемы занятости, что особенно актуально для регионов. В федеральных округах имеет место сильная дифференциация в
уровне безработицы: наименьший уровень отмечен в Центральном
федеральном округе, наибольший - в Северо-Кавказском, причем этот разрыв в 2014 г. составил 8,2 подпункта. Следует отметить, что дифференциация между наиболее проблемными и самыми благополучными регионами почти 20- кратная.
Проблема занятости населения является государственной, решается как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Ее наличие свидетельствует о необходимости дальнейшего развития института малого предпринимательства с использованием как новых инструментов, так и совершенствованием механизма применения уже имеющихся. Основную роль в развитии института малого предпринимательства должны играть региональные и муниципальные программы финансовой поддержки. Учитывая дифференциацию в уровне экономического развития и налогового потенциала регионов, в настоящее время значительной частью субъектов Российской Федерации адекватная поддержка оказана быть не может. Кроме того, государственная финансовая поддержка малого бизнеса не всегда оказывается достаточной и эффективной в силу несовершенства самого механизма предоставления такой помощи, в частности, несовершенства оценки результативности и эффективности реализации программ поддержки, алгоритма отбора субъектов малого и среднего предпринимательства на получение государственного субсидирования и контроля за реализацией проектов получателей поддержки и т.д.
Обозначенные выше проблемы свидетельствуют об актуальности темы исследования, вызывают необходимость дальнейшего изучения особенностей института малого предпринимательства, а также необходимость разработки практических рекомендаций по расширению круга применяемых инструментов государственной поддержки и других форм стимулирующего воздействия государства.
Степень разработанности проблемы. Разработке теоретических и практических правовых аспектов малого и среднего предпринимательства посвящены работы отечественных ученых, таких как Н. В. Девятаева, Т. А.Базарнова, В.С. Белых, С.Э.Жилинский и др, правовым аспектам развития предпринимательства в целом посвящены работы таких отечественных и зарубежных ученых, как Л.И. Абалкин, В.С. Балабанов, П.Друкер, М.Г.
Лапуста, С. Майерс, Г. Марковиц, Ф.Х. Найт, А. Смит, Ж.Б. Сэй, Ф. Хайек, П.
Хоукен, Й. Шумпетер.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с особенностями функционирования, проблемами развития, правовым статусом субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предмет исследования - нормы законодательства Российской Федерации, регулирующие правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства.
Цель исследования. Целью настоящей квалификационной работы является формирование целостного представления о правовом положении субъектов малого и среднего предпринимательства, особенностях их функционирования и месте в системе субъектов предпринимательского права, а также выявление правовых проблем, возникающих в деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в России, и тенденций развития правового регулирования указанных субъектов. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) Изучить историю развития правового регулирования малого и среднего предпринимательства;
2) Рассмотреть понятие, признаки и значение малого и среднего предпринимательства;
3) Рассмотреть систему источников правового регулирования малого и среднего предпринимательства;
4) Изучить особенности налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства;
5) Исследовать особенности бухгалтерского учета субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) Рассмотреть особенности осуществления государственного контроля (надзора) в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства;
7) Изучит понятие и инфраструктуру государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
8) Изучить направления государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
9) Исследовать государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан.
Теоретическую основу данного исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых-правоведов. Методологическую основу исследования составляют общенаучные и специальные методы познания. Их применение в сочетании с разработками философских, социологических и юридических проблем позволило установить первостепенные направления конкретной практической деятельности специалистов законодательных органов при реализации задач, решение которых способствует развитию малого и среднего предпринимательства в России.
По своей структуре работа состоит из введения, основной части - трех глав, подразделенных на параграфы, заключения и списка использованных нормативно - правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы.
Формирование института малого предпринимательства в России началось в 90-е гг. ХХ в., в условиях экономических реформ. Его развитию в тот период способствовала безработица, возникшая в результате негативных процессов, прежде всего, в промышленности, обеспечивающей занятость значительной части населения страны. Но, несмотря на государственную поддержку, рассматриваемый сегмент не занял соответствующее место в российской экономике, не обеспечил решения проблемы занятости, что особенно актуально для регионов. В федеральных округах имеет место сильная дифференциация в
уровне безработицы: наименьший уровень отмечен в Центральном
федеральном округе, наибольший - в Северо-Кавказском, причем этот разрыв в 2014 г. составил 8,2 подпункта. Следует отметить, что дифференциация между наиболее проблемными и самыми благополучными регионами почти 20- кратная.
Проблема занятости населения является государственной, решается как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Ее наличие свидетельствует о необходимости дальнейшего развития института малого предпринимательства с использованием как новых инструментов, так и совершенствованием механизма применения уже имеющихся. Основную роль в развитии института малого предпринимательства должны играть региональные и муниципальные программы финансовой поддержки. Учитывая дифференциацию в уровне экономического развития и налогового потенциала регионов, в настоящее время значительной частью субъектов Российской Федерации адекватная поддержка оказана быть не может. Кроме того, государственная финансовая поддержка малого бизнеса не всегда оказывается достаточной и эффективной в силу несовершенства самого механизма предоставления такой помощи, в частности, несовершенства оценки результативности и эффективности реализации программ поддержки, алгоритма отбора субъектов малого и среднего предпринимательства на получение государственного субсидирования и контроля за реализацией проектов получателей поддержки и т.д.
Обозначенные выше проблемы свидетельствуют об актуальности темы исследования, вызывают необходимость дальнейшего изучения особенностей института малого предпринимательства, а также необходимость разработки практических рекомендаций по расширению круга применяемых инструментов государственной поддержки и других форм стимулирующего воздействия государства.
Степень разработанности проблемы. Разработке теоретических и практических правовых аспектов малого и среднего предпринимательства посвящены работы отечественных ученых, таких как Н. В. Девятаева, Т. А.Базарнова, В.С. Белых, С.Э.Жилинский и др, правовым аспектам развития предпринимательства в целом посвящены работы таких отечественных и зарубежных ученых, как Л.И. Абалкин, В.С. Балабанов, П.Друкер, М.Г.
Лапуста, С. Майерс, Г. Марковиц, Ф.Х. Найт, А. Смит, Ж.Б. Сэй, Ф. Хайек, П.
Хоукен, Й. Шумпетер.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с особенностями функционирования, проблемами развития, правовым статусом субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предмет исследования - нормы законодательства Российской Федерации, регулирующие правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства.
Цель исследования. Целью настоящей квалификационной работы является формирование целостного представления о правовом положении субъектов малого и среднего предпринимательства, особенностях их функционирования и месте в системе субъектов предпринимательского права, а также выявление правовых проблем, возникающих в деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в России, и тенденций развития правового регулирования указанных субъектов. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) Изучить историю развития правового регулирования малого и среднего предпринимательства;
2) Рассмотреть понятие, признаки и значение малого и среднего предпринимательства;
3) Рассмотреть систему источников правового регулирования малого и среднего предпринимательства;
4) Изучить особенности налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства;
5) Исследовать особенности бухгалтерского учета субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) Рассмотреть особенности осуществления государственного контроля (надзора) в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства;
7) Изучит понятие и инфраструктуру государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
8) Изучить направления государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
9) Исследовать государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан.
Теоретическую основу данного исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых-правоведов. Методологическую основу исследования составляют общенаучные и специальные методы познания. Их применение в сочетании с разработками философских, социологических и юридических проблем позволило установить первостепенные направления конкретной практической деятельности специалистов законодательных органов при реализации задач, решение которых способствует развитию малого и среднего предпринимательства в России.
По своей структуре работа состоит из введения, основной части - трех глав, подразделенных на параграфы, заключения и списка использованных нормативно - правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы.
Малое предпринимательство (бизнес) - важный и необходимый элемент рыночной экономики. В промышленно развитых странах Европы малый и средний бизнес играют ключевую роль в устойчивом росте национальной экономики и повышении благосостояния граждан. И не только. «Азиатское экономическое чудо» также во многом обязано малому предпринимательству. Почти все страны Юго-Восточной Азии (за исключением Северной Кореи) осуществляют беспрецедентную по своим масштабам поддержку малого бизнеса. По показателям динамики развития предпринимательства и темпам экономического роста они втрое превосходят европейские страны.
В Российской Федерации соответствующие показатели развития малого предпринимательства значительно ниже. Причины здесь разные. Практика показывает, что основными препятствиями на пути развития малого бизнеса в России являются прежде всего административные и экономические барьеры: коррупция и мздоимство чиновников через необоснованные проверки, бюрократизм, высокая арендная плата, дорогие банковские кредиты и т. д.
Несовершенство действующего законодательства также сдерживает развитие малого предпринимательства в России. Не случайно основным элементом современной государственной политики, проводимой в отношении российского малого предпринимательства, является нормативно-правовое обеспечение внешней среды малого бизнеса.
Малое предпринимательство (бизнес) - вид предпринимательской деятельности, а потому на него распространяются общие положения о предпринимательстве (п. 1 ст. 2 ГК). Однако малое предпринимательство как экономическая категория обладает совокупностью количественных и качественных показателей (признаков). С количественной точки зрения - это размеры малых предприятий, которые зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Создание
комплексной системы развития малого и среднего предпринимательства _ задача долговременная. Для ее реализации необходимы не только воля властей и наличие финансовых ресурсов, но определенный уровень развития предпринимательского сообщества и общества в целом, который характеризуется весом малого и среднего предпринимательства в экономике конкретной территории, механизмом выработки решений по регулированию вопросов, связанных с условиями развития бизнеса, уровнем осознания предпринимателями своей роли и места в экономическом развитии, готовностью властей к диалогу с бизнесом, отношением населения к предпринимательству вообще и к малому и среднему бизнесу в частности.
Необходимым элементом прогрессивного экономического развития государства является наличие в стране эффективно функционирующей системы малых и средних предприятий. В целях создания благоприятного климата для развития частного бизнеса, стимулирования предпринимательской инициативы населения в Российской Федерации реализуется комплекс мероприятий по поддержке малых (в том числе микро-) и средних предприятий.
Закон о МСП регулирует отношения, возникающие между юридическими, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Законодательством предусмотрены меры, обеспечивающие реализацию целей и принципов Закона о МСП: развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; имущественная, информационная, консультационная поддержка; поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Малые и средние предприятия в числе организационно-правовых форм юридических лиц в ГК РФ не указаны, несмотря на наличие в п. 3 ст. 2 Закона СССР от 4 июня 1990 г. № 1529-1 «О предприятиях в СССР», который утратил силу, положения о том, что в соответствии с объемами хозяйственного оборота предприятия и численностью его работников независимо от форм собственности оно может быть отнесено к малым предприятиям. Это следует признать правильным, поскольку утративший силу Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и действующий Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» рассчитаны на оказание поддержки малым и средним компаниям путем их включения в федеральные, региональные и муниципальные программы развития субъектов малого и среднего бизнеса.
Таким образом, на сегодняшний день поддержка малого и среднего предпринимательства является одной из наиболее важных задач государства. Реализация ее может осуществляться посредством единоразового пособия для открытия собственного бизнеса, путем целевых субсидий малому бизнесу или же через систему гарантийных фондов в каждом отдельно взятом регионе.
Согласно мнению специалистов, создание многочисленных программ поддержки малого бизнеса способно объединить не только усилия властей на ведомственном уровне, но и охватить региональные структуры. Следовательно, данная тактика может и должна привести к оформлению устойчивого делового климата в стране. Грамотная финансовая поддержка малого бизнеса является необходимым фактором для его развития и процветания.
В Российской Федерации соответствующие показатели развития малого предпринимательства значительно ниже. Причины здесь разные. Практика показывает, что основными препятствиями на пути развития малого бизнеса в России являются прежде всего административные и экономические барьеры: коррупция и мздоимство чиновников через необоснованные проверки, бюрократизм, высокая арендная плата, дорогие банковские кредиты и т. д.
Несовершенство действующего законодательства также сдерживает развитие малого предпринимательства в России. Не случайно основным элементом современной государственной политики, проводимой в отношении российского малого предпринимательства, является нормативно-правовое обеспечение внешней среды малого бизнеса.
Малое предпринимательство (бизнес) - вид предпринимательской деятельности, а потому на него распространяются общие положения о предпринимательстве (п. 1 ст. 2 ГК). Однако малое предпринимательство как экономическая категория обладает совокупностью количественных и качественных показателей (признаков). С количественной точки зрения - это размеры малых предприятий, которые зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Создание
комплексной системы развития малого и среднего предпринимательства _ задача долговременная. Для ее реализации необходимы не только воля властей и наличие финансовых ресурсов, но определенный уровень развития предпринимательского сообщества и общества в целом, который характеризуется весом малого и среднего предпринимательства в экономике конкретной территории, механизмом выработки решений по регулированию вопросов, связанных с условиями развития бизнеса, уровнем осознания предпринимателями своей роли и места в экономическом развитии, готовностью властей к диалогу с бизнесом, отношением населения к предпринимательству вообще и к малому и среднему бизнесу в частности.
Необходимым элементом прогрессивного экономического развития государства является наличие в стране эффективно функционирующей системы малых и средних предприятий. В целях создания благоприятного климата для развития частного бизнеса, стимулирования предпринимательской инициативы населения в Российской Федерации реализуется комплекс мероприятий по поддержке малых (в том числе микро-) и средних предприятий.
Закон о МСП регулирует отношения, возникающие между юридическими, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Законодательством предусмотрены меры, обеспечивающие реализацию целей и принципов Закона о МСП: развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; имущественная, информационная, консультационная поддержка; поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Малые и средние предприятия в числе организационно-правовых форм юридических лиц в ГК РФ не указаны, несмотря на наличие в п. 3 ст. 2 Закона СССР от 4 июня 1990 г. № 1529-1 «О предприятиях в СССР», который утратил силу, положения о том, что в соответствии с объемами хозяйственного оборота предприятия и численностью его работников независимо от форм собственности оно может быть отнесено к малым предприятиям. Это следует признать правильным, поскольку утративший силу Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и действующий Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» рассчитаны на оказание поддержки малым и средним компаниям путем их включения в федеральные, региональные и муниципальные программы развития субъектов малого и среднего бизнеса.
Таким образом, на сегодняшний день поддержка малого и среднего предпринимательства является одной из наиболее важных задач государства. Реализация ее может осуществляться посредством единоразового пособия для открытия собственного бизнеса, путем целевых субсидий малому бизнесу или же через систему гарантийных фондов в каждом отдельно взятом регионе.
Согласно мнению специалистов, создание многочисленных программ поддержки малого бизнеса способно объединить не только усилия властей на ведомственном уровне, но и охватить региональные структуры. Следовательно, данная тактика может и должна привести к оформлению устойчивого делового климата в стране. Грамотная финансовая поддержка малого бизнеса является необходимым фактором для его развития и процветания.
Подобные работы
- Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2019 - Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И
СРЕДНЕГО БИЗНЕСА (НА ПРИМЕРЕ ФИНАНСОВОЙ И
ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства
в России
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Тенденции и факторы, влияющие на развитие субъекта малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2024 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2016 - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Обеспечение соблюдения прав человека субъектами малого и среднего предпринимательства
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



