Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ

Работа №84741

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы80
Год сдачи2016
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Условия укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста 6
1.2 Сущностные характеристики сенсорной комнаты как условия сохранения и
укрепления здоровья детей дошкольного возраста 13
Выводы по первой главе 23
II. ОПИСАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ
СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ 25
2.1 Организация исследования и характеристика выборки 25
2.2 Методы исследования 26
III. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ЭЛЕМЕНТОВ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ 28
3.1 Анализ результатов констатирующей диагностики здоровья детей
дошкольного возраста 28
3.2 Анализ системы работы по укреплению здоровья детей подготовительной
к школе группы с использованием элементов сенсорной комнаты 39
3.3 Результаты эффективности работы по укреплению здоровья детей 45
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность проблемы укрепления и сохранения здоровья дошкольников обусловлена следующими фактами. Во - первых, дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии ребенка. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья и долголетия, выносливости и сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Во — вторых, дошкольный возраст - период подготовки ребенка к обучению в школе. От того уровня, на котором будет находиться физическое и психическое здоровье дошкольника, будет зависеть успешность его обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам. В - третьих, дошкольный возраст — сензитивный период для формирования правильных привычек в отношении своего здоровья, формирования правильного представления о здоровье и здоровом образе жизни, которые будут способствовать сохранению и укреплению здоровья.
Сохранение и укрепление здоровья детей входит в число ведущих задач дошкольных образовательных учреждений, согласно основным нормативным документам, регламентирующим дошкольное образование
(Закон об Образовании [12], ФГОС ДО [33], Программа «От рождения до школы» [22]).
Сенсорная комната является организованным особым образом пространством, элементы которого активизируют психическое развитие ребенка, содействует преодолению негативных эмоций, восстанавливает душевное равновесие и укрепляет здоровье. Элементы сенсорной комнаты являются важным инструментом в работе психолога, логопеда, педагогов с детьми.
использования элементов сенсорной комнаты для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста
Объект исследования: здоровье детей 4 - 7 лет
Предмет исследования: влияние сенсорной комнаты на здоровье детей 4 - 7 лет
Гипотеза исследования состоит в том, что систематические занятия в сенсорной комнате будут способствовать сохранению и укреплению здоровья дошкольников
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
2. Проанализировать роль сенсорной комнаты в сохранении и укреплении здоровья дошкольников.
3. Провести констатирующий эксперимент, выявив уровень здоровья дошкольников в группе ДОУ.
4. Провести формирующий эксперимент в форме занятий в сенсорной комнате.
5. Провести контрольный эксперимент, сопоставив уровни здоровья дошкольников до и после занятий в сенсорной комнате.
6. Провести сравнительный психологический анализ результатов исследования и сделать выводы.
Теоретико-методологическая база исследования: идеи Ю. Ф.
Змановского, Н. Н.Алямовской, Т. Казаковцевой о воспитании здорового ребенка, субъектно-деятельностный подход (Л.С.Выготский [8], А.Н.Леонтьев [17], С.Л.Рубинштейн [ 27])
2. Анкетирование родителей и педагогов. Использование метода экспертных оценок тревожности дошкольника.
Выборка исследования: Базой исследования послужило Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №52 «Сказка» города Набережные Челны». В выборке исследуемых 12 мальчиков и 18 девочек. 23 ребенка воспитываются в полных семьях, 7 в неполных. 13 детей воспитываются в семьях с 2 детьми, 3 - с тремя детьми, 14 детей единственные в семье.
Этапы исследования
1. Этап аналитического обзора теоретических аспектов проблемы.
2. Этап констатирующего экспериента, на котором выявляется актуальный уровень здоровья дошкольников.
3. Этап формирующего эксперимента, на котором проводятся занятия в сенсорной комнате.
4. Этап контрольного эксперимента, на котором повторно замеряется уровень здоровья дошкольников.
5. Завершающий этап, на котором анализируются результаты и формулируются выводы.
Новизна исследования заключается в системном подходе к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста с использованием элементов сенсорной комнаты, в оптимальном сочетании педагогических и здоровьесберегающих технологий.
Моя работа имеет практическую значимость, потому что материалы
исследования могут быть использованы воспитателями и мед.персоналом
дошкольных учебных учреждений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе анализа документации ДОУ №52 «Сказка» по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей, мы выяснили, что первостепенной задачей детсада на протяжении многих лет является задача охраны жизни и здоровья детей, их физического развития.
Родители воспитанников высоко оценивают деятельность сотрудников ДОУ. Большинство выпускников ДОУ обучаются в средней образовательной школе № 1 на «хорошо» и «отлично».
Для диагностики психического здоровья мы провели исследование тревожности детей. Для выявления актуального уровня тревожности исследуемых дошкольников использовали графическую методику «Кактус», модификации Панфилова М.А. Методику мы проводили индивидуально с каждым ребенком в свободное от занятий время. У 5 мальчиков и 9 девочек выявлен высокий уровень тревожности. Дошкольников со средним уровнем тревожности в группе 4 мальчика и 6 девочек Дошкольников со средним уровнем тревожности в группе 4 мальчика и 6 девочек. 3 мальчика и 3 девочки имеют низкий уровень тревожности.
В результате констатирующей диагностики мы можем заключить о том, что:
- высокий уровень тревожности у 5 мальчиков и 9 девочек (по
результатам трех методик);
- средний уровень тревожности у 4 мальчиков и 6 девочек (по
результатам методики «Кактус» и опроса педагогов), 4 мальчиков и 5 девочек (по результатам опроса родителей);
- низкий уровень тревожности у 3 мальчиков и 3 девочек (по результатам методики «Кактус» и опроса педагогов), 3 мальчиков и 4 девочек (по результатам опроса родителей).
Исходя из медицинских карт обследования детей, предложенных педагогам и родителям анкет, анализ заболеваемости детей дошкольного возраста в ДОУ показывает, что первое место занимают болезни органов дыхания (уровень заболеваемости острыми респираторными инфекциями высок - 63%), на втором месте стоят паразитарные и инфекционные болезни, а затем - аллергические заболевания и болезни органов пищеварения.
Для диагностики уровня заболеваемости мы проводили анализ посещения детьми ДОУ и анализ частоты заболеваемости, который показал что уровень заболеваемости детей экспериментальной и контрольной групп достаточно высокий.
На формирующем этапе мы провели цикл занятий, которые были построены с учетом возрастных особенностей детей. Всего было проведено 10 занятий.
После реализации программы мы провели контрольную диагностику, которая показала эффективность проведенной программы мероприятий в сенсорной комнате.
После сравнения результатов тестов на констатирующем и контрольном этапах мы выявили, что в исследуемой группе детей наблюдается более высокое снижение уровня заболеваемости за полгода, чем в контрольной группе. Также по результатам сравнения констатирующей и контрольной диагностик мы выявили значительную положительную динамику в снижении тревожности дошкольников.



1. Алямовская В. Г. Программа «Здоровье» [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http ://ds88.edubratsk.ru/index.php/obrazovatelnaya-
deyatelnost/144-oisanie-programmy-zdorove-alyamovskoj-v-g
2. Алямовская В. Г. Программа «Здоровье» [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http ://ds88.edubratsk.ru/index.php/obrazovatelnaya-
deyatelnost/144-oisanie-programmy-zdorove-alyamovskoj-v-g
3. Аушева Н.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ / Современные проблемы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста: перспективы и пути решения»: сборник трудов всероссийской с международным участием научно-практической конференции. (Волгоград, 15-16 октября 2015 года / ФГБОУ ВПО «ВГАФК»).
- Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК». - 2015. - 364 с.- С. 117 -120
4. Аушева Н.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ / Современные проблемы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста: перспективы и пути решения»: сборник трудов всероссийской с международным участием научно-практической конференции. (Волгоград, 15-16 октября 2015 года / ФГБОУ ВПО «ВГАФК»).
- Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК». - 2015. - 364 с.- С. 117 -120
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2011. - 400 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2011. - 400 с.
7. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Возрастная психология, психология развития. - .: ВШЭ, - 2012
8. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Возрастная психология, психология развития. - .: ВШЭ, - 2012 
9. Браудо Т.Е., Кириченко Ю.А. Методическое пособие по
использованию сенсорной комнаты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rehabmedical.ru/stati/posobie-po-ispolzovaniju-sensornoj-komnaty.html
10. Браудо Т.Е., Кириченко Ю.А. Методическое пособие по
использованию сенсорной комнаты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rehabmedical.ru/stati/posobie-po-ispolzovaniju-sensomoj-komnaty.html
11. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: Феномен здоровья в культуре, психологической науке и обыденном сознании.
- М.: Издательский центр “Академия”, 2011. — 352 с.
12. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: Феномен здоровья в культуре, психологической науке и обыденном сознании.
- М.: Издательский центр “Академия”, 2011. — 352 с.
13. Величко О. А. Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ / О. А. Величко // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 49-51
14. Величко О. А. Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ / О. А. Величко // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 49-51
ребенка Учебное
15. Выготский.
// Хрестоматия
пособие
для
Л.С. Проблема культурного развития
возрастной
Сост.
по
психологии.
Л.
М.
студентов:
Под ред. Д. И. Фельдштейна.— Издание 4-е, практической психологии, 2011.—400 с.- С. 175 - 204
Л.С. Проблема культурного развития возрастной Сост.
дополненное. М.:
Семенюк/
Институт
16. Выготский.
// Хрестоматия
пособие
для
по
психологии.
ребенка
Учебное
Л.
студентов:
Под ред. Д. И. Фельдштейна.— Издание 4-е, практической психологии, 2011.—400 с.- С. 175 - 204
М.
Семенюк/
дополненное. М.:
Институт






















17. Высоцкая Т.А. Методологические основы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни участников образовательного процесса http://www.rae.ru/monographs/204-6347
18. Высоцкая Т.А. Методологические основы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни участников образовательного процесса http://www.rae.ru/monographs/204-6347
19. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология/ И.В.
Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин - М., Академия, 2011. - 329 с.
20. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология/ И.В.
Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин - М., Академия, 2011. - 329 с.
21. Ермолаева Е.А. Использование сенсорной комнаты для сохранения психологического здоровья детей- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://open-lesson.net/2212/
22. Ермолаева Е.А. Использование сенсорной комнаты для сохранения психологического здоровья детей- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://open-lesson.net/2212/
23. Закон РФ «Об образовании» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:БЬр://минобрнауки.рф/%О0%В4%О0%ВЕ%О0%ВА%В1%83%О0%В C%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D 1 %8B/2974
24. Закон РФ «Об образовании» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:БЬр://минобрнауки.рф/%О0%В4%О0%ВЕ%О0%ВА%В1%83%О0%В C%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D 1 %8B/2974
25. Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната - волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. Б. Баряевой. - СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2011.
26. Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната - волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. Б. Баряевой. - СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2011.
27. Каменская В.Г. Котова С.А. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие/ Под ред. Н.А Ноткиной. - СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. - 224с.
28. Каменская В.Г. Котова С.А. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие/ Под ред. Н.А Ноткиной. - СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. - 224с.
29. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:
Практические рекомендации. - 4-е изд. - М.: АРКТИ, 2011. - 80 с.
30. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:
Практические рекомендации. - 4-е изд. - М.: АРКТИ, 2011. - 80 с.
31. Кочмарева Т. А. Коррекционно-развивающее занятие с
комплексным использованием интерактивного оборудования сенсорной комнаты. КГКСКОУ "Коррекционная школа-интернат для детей-сирот г. Артема", 2014 - 16 с.
32. Кочмарева Т. А. Коррекционно-развивающее занятие с
комплексным использованием интерактивного оборудования сенсорной комнаты. КГКСКОУ "Коррекционная школа-интернат для детей-сирот г. Артема", 2014 - 16 с.
33. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте
// Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное
пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк/
Под ред. Д. И. Фельдштейна.— Издание 4-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 2011.—400 с.- С. 48 - 54
34. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте
// Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное
пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк/
Под ред. Д. И. Фельдштейна.— Издание 4-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 2011.—400 с.- С. 48 - 54
35. Лисина М.И. Общение у детей первых семи лет жизни //
Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное
пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк/
Под ред. Д. И. Фельдштейна.— Издание 4-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 2011.—400 с.- С. 136 - 143


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ