ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФРАНЧАЙЗИНГА В
ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА 7
1.1. Общие понятие франчайзинга и его виды 7
1.2. Законодательство Российской Федерации в области
франчайзинга 14
1.3. Особенности использования франчайзинга в туриндустрии,
преимущества и недостатки 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ ООО «СЕМЬ ЧУДЕС» 28
2.1. Характеристика компании «Слетать.ру» в качестве
франчайзера 28
2.2. Организация работы по франчайзингу в туристическом
агентстве ООО «Семь Чудес» 35
2.3. Роль туристической компании ООО «Семь Чудес» на
туристском рынке г. Казань 42
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ ООО «СЕМЬ ЧУДЕС» КАК УЧАСТНИКА ФРАНЧАЙЗИНГОВОЙ СЕТИ 49
3.1. Анализ туристических франшиз в России 49
3.2. Характеристика мероприятий, направленных на совершенствование деятельности туристической компании ООО «Семь Чудес» 56
3.3. Оценка эффективности предложенных мероприятий 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Сегодня туризм с уверенностью можно назвать одним из интенсивно развивающихся сегментов экономики. Динамика развития туризма сделала туризм движущий силой социально-экономического прогресса. И на сегодняшний день по данным Всемирной туристической организации (ВТО) объемы турбизнеса равны объему экспорта нефти, продуктов питания или автомобилей. Туризм стал одним из важнейших игроков на международной арене, и в тоже время является одним из главных источников доходов в развивающихся странах. В промышленно развитых странах туризм дает экономическое развитие во многих смежных отраслях, например, в строительстве или сельском хозяйстве.
Но, как и любой другой сфера бизнеса, туриндустрия для постоянного развития нуждается в поиске новых моделей предпринимательской деятельности.
Как известно, зачастую организация собственного дела традиционным путем сталкивается с достаточно сложной организацией. Как доказательство этого, мы можем принять во внимание общепризнанную статистику, из ста новых открывшихся предприятий, через пять лет на рынке остается только пять, остальные вынуждены закрыться.
Часто одним из способов уменьшения факторов риска является участие в совместном предприятии или объединение с компанией, которая уже прочно закрепилась на рынке, успешно реализует свои услуги либо свою продукцию. Компания имеет надежную систему финансового контроля и отлаженную систему производства товаров и услуг. Таким способом является франчайзинг.
Сегодня предприятий, работающие под марками и брендами известных российских и мировых компаний все чаще появляются на рынке.
В настоящее время франчайзинг - это эффективный инструмент развития малого бизнеса, так как предприятия, получая поддержку на основе франчайзинга, приобретают большую конкурентоспособность.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что сегодня очевидность внедрение франчайзинга на туристический рынок РФ становится более актуальной, так как франчайзинг получает все большее распространение в России. Отсюда следует, что необходимо выработать комплексное знания о нем.
Целью выпускной квалификационной работы является всесторонний анализ, изучение использования франчайзинга, как формы организации развития бизнеса в туристической отрасли, а также перспективы развития туристической компании, расположенной в отдельном регионе РФ.
В соответствии с целью, задачи выпускной квалификационной работы включают:
- изучение теоретических основ понятия и видов франчайзинга, выделение преимуществ и недостатков системы франчайзинга в туриндустрии;
- анализ туристической индустрии на современном этапе;
- анализ туристических франшиз в России;
- анализ работы туристической компании ООО «Семь Чудес» как участника франчайзинговой сети и разработка мероприятий по совершенствованию работы туристической компании ООО «Семь Чудес».
Объектом исследования выступает туристское агентство ООО «Семь Чудес».
Предметом исследования является применение франчайзинга в туристической отрасли.
При написании работы использовались следующие методы исследования: аналитический, сравнительный, метод обобщения.
Анализ данных при изучении деятельности туристической компании ООО «Семь Чудес» как участника франчайзинговой сети проводился за период с января 2015 года по июль 2015 года. Анализ основных показателей финансово-экономической деятельности компании ООО «Семь Чудес» проведен за период с июня 2014 года по июль 2015 года.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение, список использованной литературы и приложения.
В первой главе рассматриваются теоретические основы понятия «франчайзинг», его виды, особенности использования франчайзинга в туриндустрии, преимущества и недостатки вступления в франчайзинговую сеть, механизм формирования взаимодействий между франчайзером и франчази, законодательство Российской Федерации в области франчайзинга и правовое регулирование.
Во второй главе дается характеристика компании «Слетать.ру» в качестве франчайзера, дается общая характеристика туристического агентства ООО «Семь Чудес» и оценка его деятельности в качестве участника франчайзинговой сети. Так же представлен анализ туристского рынка города Казань и перспективы его развития.
В третий главе приведен анализ туристических франшиз в России, представлены предложения по увеличению объема продаж туристского продукта и предложения по привлечению новых клиентов и удержанию «старых» в туристической компании ООО «Семь Чудес». Дана оценка эффективности предложенных мероприятий.
Информационной базой выпускной квалификационной работы послужили: учебники, учебные пособия по теме исследования, нормативно-правовые акты, материалы периодической печати, ресурсы сети Интернет.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования туристической компанией ООО «Семь Чудес» разработанных предложений по развитию и совершенствованию деятельности туристического агентства, ставшего участником франчайзинговой сети.
Подводя итоги выпускной квалификационной работы, изучив теоретические аспекты и практическую значимость использования системы франчайзинга в туристической отрасли, сделанные выводы можно изложить следующим образом.
В первую очередь нами было изучено понятие «франчайзинг», установлен механизм франчайзинговых отношений, особенности использования франчайзинга в туриндустрии, выделены преимущества и недостатки.
Франчайзинг как вид предпринимательской деятельности имеет ряд преимуществ и недостатков. На наш взгляд наиболее важным из достоинств является то, что франчайзинг позволяет значительно расширить рынок сбыта туристической услуги, сохраняя при этом, независимость франчайзи как предпринимателя. Франчайзинг является инструментом для расширения возможностей малого бизнеса, предоставляя ему возможности крупных предприятий и туристических агентств. Таким образом, устойчивость предприятия на рынке резко повышается. Одним из существенных недостатков является ограничения ведения бизнеса.
Одним из факторов развития франчайзинга является сочетание стимула владельца туристической фирмы и управленческого мастерства крупного бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг представляет короткий путь к росту и эффективной деятельности предприятия, для франчайзера расширение сети путем продаж франшиз.
К сожалению, в России развитие франчайзинга не находит должной поддержки на государственном уровне. Российское законодательство в сфере франчайзинга основывается на заключении договора коммерческой концессии. Отметим, что Глава 54 ГК РФ затрагивает договор коммерческой концессии, но не отражает вопросы франчайзинга на территории России. Отсутствие российской нормативно-правовой базы являющейся регулятором франчайзинговых отношений сдерживает становление и развитие малого бизнеса по опыту зарубежных франчайзеров.
Несмотря на наличие отдельных тормозящих факторов, франчайзинг в целом, а так же в туристической сфере в России имеет успешное развитие. Зарубежный опыт ведения бизнеса по системе франчайзинга доказывает возможность эффективного использования данной системы и указывает на благоприятные перспективы его использования на территории России.
Проведя анализ организации деятельности туристической компании ООО «Семь Чудес» были сформулированы выводы о возможности вступления во франчайзинговую сеть «Слетать.ру». Туристической компания ООО «Семь Чудес» в качестве франчайзи удовлетворяет критериям отбора для компании «Слетать.ру», так как имеет опыт работы на туристском рынке, располагает знаниями о турпродукте, офис компании имеет удобное месторасположение и т.д.
Анализ вступления туристического агентства ООО «Семь Чудес» во франчайзинговую сеть компании «Слетать.ру» показал положительную динамику. Проведенные исследования показывают рост объема продаж после вступления ООО «Семь Чудес» во франчайзинговую сеть. Данный факт обуславливается узнаваемостью бренда «Слетать.ру», содействием в организации деятельности туристического агентства ООО «Семь Чудес» партнером-франчайзером (реклама, обучение и т.д), поступлением большого количества заявок с сайта компании «Слетать.ру» и из единого Call -центра.
Нами были рассмотрены варианты для привлечения новых клиентов и удержания постоянных клиентов туристической компании ООО «Семь Чудес» (фирменный офис продаж «Слетать.ру»). Для этого была разработана дисконтная бонусная программа «Любимый клиент», целью которой является повышение лояльности клиентов туристической фирмы ООО «Семь Чудес» (фирменный офис продаж «Слетать.ру»).
Так же были предложены мероприятия позволяющие оценить степень удовлетворенности качеством услуг клиентов турфирмы ООО «Семь Чудес» (фирменный офис продаж «Слетать.ру»), а именно проведение анкетирования среди потребителей.
Нами были предложены меры по стимулированию потребителей: проведение лотерей, организация презентаций предлагаемых услуг, возможность продажи турпакета в кредит или в рассрочку, вручение подарков клиентам, выдача клиентам туркупонов.
На наш взгляд, все вышеперечисленные мероприятия являются залогом привлечения новых клиентов, увеличение числа постоянных клиентов, расширения клиентской базы, повышения покупательского интереса клиента к компании, увеличения размера регулярных покупок, совершаемых клиентами, что в свою очередь приведет к росту объема продаж туристической компании ООО «Семь Чудес» (фирменный офис продаж «Слетать.ру») и увеличению прибыли предприятия.
На сегодняшний день достаточно значительное количество всех функционирующих туристических агентств России, реализуют свою деятельность под известным брендом, то есть осуществляют свою деятельность по системе франчайзинга. Так как в условиях жесточайшей конкуренции, нестабильности рынка валют и изменениями, происходящими на туристском рынке очень сложно организовывать эффективную и прибыльную работу туристического агентства.
Поэтому подводя итоги всему сказанному можно утверждать, что франчайзинг как форма организации развития бизнеса в туристической сфере представляет достаточный интерес и имеет перспективы развития в России. Роль франчайзинга в экономике любой страны в целом, в том числе в индустрии туризма чрезвычайно велика.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 07.02.2011) // КонсультантПлюс. ВерсияПроф - Электрон. дан. - [М, 2011].
2. Закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24 ноября 2006 года № 132-ФЗ
3. Постановление ГД ФС РФ от 26.11.2010 N 4532-5 ГД «О проекте Федерального закона N 392449-5 «О внесении изменений и дополнений в главу 54 Гражданского кодекса Российской Федерации» // КонсультантПлюс. ВерсияПроф - Электрон. дан. - [М, 2011].
4. Артеменков, И. А. Стоит начать с франчайзинга // Экономика и жизнь. - 2012. - № 6. - С. 22-26.
5. Батраченко Д.К.Анализ преимуществ и недостатков франчайзинга// Международный Научный Институт "Educatio"VII, 2014. - С.6
6. Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб.: Издательский торговый дом «Герда», 2013. - с. 49-50.
7. Бодина К.В. Проблемы развития франчайзинга как формы предпринимательской деятельности в России// Международный студенческий научный вестник.-2014. - № 1
8. Бондаренко, Ю. А. Франчайзинг и перспективы его развития в России // Финансы. - 2011. - № 3. - С. 20-27.
9. Васильев, Н. М. Франчайзинг и особенности его развития в России // Финансы. - 2012. - № 2. - С. 26-29.
10. Дж. Харрингтон. 7 элементов совершенства // Европейское качество. - 2015. - № 2. - с. 22 - 23.
11. Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент. Человек, стратегия, организация, процесс: Учебник для экономических специальностей вузов. М.: Изд-во МГУ, 2012. - с. 56-59
12. Деммель Д, Технологии нового мира. Теория и приложения, М: Мир,
2014. - с.331
13. Довгань, В.В., Франчайзинг: путь к расширению бизнеса:
(Организация, технология, методы, аспекты). Практическое пособие для предпринимателей. - Тольятти: Дока-Пресс, 2014. - 231 с.
14. Есютин, А. А., Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление: учебное пособие. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2011. - 424 с.
15. Жиков, Я. Л. Франшиза - начало успешного бизнеса // Управление компанией. - 2011. - № 1. - С. 10-11.
16.Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. - М.: 2012. - С. 321.
17. Иванов Г. Н. Франчайзинг // Настольный помощник турагента «Тонкости продаж». - 2010. - № 11. - С. 87.
18. Иншакова Е.И., Кудряшова И.В., Полякова Ю.В.. Иностранные франчайзинговые сети в России// Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3, Экон. Экол. -2014. -№ 1 (24)
19. Карпова Г. А. «Экономика современного туризма», Москва - Санкт- Петербург, 2013. - С.18 .
20. Кохно П. А., Микрюков В. А., Комаров С. Е. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2012. - с. 41-42.
21. Лебедев, В.И., Франчайзинг по-русски. Мифы и реальность. - СПб.: Вектор, 2011. - 160 с.
22. Ленц, Е. Брэнд или формат: проблема выбора // Бизнес-журнал. - 2013. - № 10. - С. 28-31.
23. Ливандовская, А.Д. Франчайзинг в России: состояние, проблемы и перспективы развития // Вестник ДВГАЭУ. - 2014. - № 3 (11). - С. 23¬
32.
24. Матанцев, А. Н., 600 способов продвижения торговой марки. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2013. - С. 352 .
25. Мендельсон М., Руководство по франчайзингу: пер. С англ. - М.: Соваминко, 2008. - С. 176 .
26. Маккоскер, К. Франчайзинг - пример взаимовыгодного сотрудничества предпринимателей // Малый бизнес, рынок и общество. - 2011. - №6. -
С. 85-91.
27. Марков, С. Франчайзинг: проблемы развития бизнеса // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - № 3. - С. 104-107.
28. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2014. - с. 61.
29. Митягин, В. Г. Правда о франчайзинге // Бизнес-журнал. - 2013. - № 17.
- С. 54-
30. Новосельцев, Р. П. Оценка коммерческой концессии // Хозяйство и право. - 2010. - № 6. - С. 16-21.
31.Орлова, О. Договор франчайзинга // Право и экономика. - 2012. - № 7. - С. 45-47.
32. Панина, М. Н. Фаза активного развития франчайзинга на российском рынке // Деньги. - 2011. - № 2. - С. 9.
33. Панюкова, В. В. Особенности развития франчайзинга на российском рынке // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - № 2. - С. 75-80.
34. Рыкова, И. В. За что платит франчайзи? // Бизнес для всех. - 2013. - № 10. - С. 8-12.
35. Савина А. В. Каталог франшиз: общественное питание, розничная торговля, услуги // Секрет фирмы. - 2014. - № 15. - С. 122-165.
36. Свиридов К.С. Туристская деятельность в России: Понятийный аппарат и организационно-правовые основы. - Краснодар: 2010. - С. 49
37. Суханов, В. А. Коммерческая концессия // Хозяйство и право. - 2012. - № 5. - С. 15-23.
38. Танавская, Л. В. С вывеской на перевес // Коммерсантъ. - 2011. - № 25.
- С. 17-21.
39. Тотьев, К. П. Коммерческая концессия // Известия делового мир. - 2014. - № 5. - С. 11-17.
40. Федотова И. Сава вукоев: «Клиент - ваша лучшая реклама» // Ресторанные ведомости. - 2013. - № 9. - с. 30 - 33.
41. Фролова В. Б. Франчайзинг как основа долгосрочного развития бизнеса // Концепт. - 2013. - № 11 (ноябрь).
42.Экнодносова, О. Г. Распространенность отечественных франчайзинговых туристских сетей в ЦФО РФ // Практический маркетинг. - 2014. - № 4. - С. 30-32.
43. Шейн, С., От мороженого к Интернету: Франчайзинг как инструмент развития и повышения прибыльности вашей компании / пер. с англ. О.В. Теплых; под науч. редакцией Е.Е. Козлова - Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2015. - С. 208.
44. Ахматова О. Т. Особенности развития франчайзинга на российском рынке. - Режим доступа: http://www.sellbrand.ru
45. Баканова С. Г. Франчайзинг в России: перспективы развития. - Режим доступа: http://www.sellbrand.ru
46. Великанова, О. О. Чем привлекателен франчайзинг? - Режим доступа: http ://www.konkurent.ru
47. Николаенко, А. Л. Секреты франчайзинга «по-русски» // Готовый бизнес в России. - Режим доступа: http://www.bportal.ru
48.Официальный сайт компании «Слетать.ру». - Режим доступа: http://sletat.ru/
49.Официальный сайт Международной Ассоциации Франчайзинга. - Режим доступа: http://www.franchise.org
50.Официальный сайт Российской Ассоциации Франчайзинга (РАФ). - Режим доступа: http://www.rarf.ru
51.Официальный сайт туроператора Pegas Touristik. - Режим доступа: https://pegast.ru/
52.Туристический портал TurProfi.ru- Режим доступа: http://profi.travel/