ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЦ РАБОТАЮЩИХ В СФЕРЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ
|
Введение 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
КОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Изучение коррупционного поведения в отечественной и
зарубежной литературе 6
1.2. Понятие морали. Понимание коррупционного поведения как
аморального вида поведения 13
1.3. Социально-психологические особенности лиц, работающих в
сфере обслуживания 26
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1. Описание выборки 30
2.2. Организация исследования 30
2.3. Математические методы исследования 38
III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРУПЦИОННОГО
ПОВЕДЕНИЯ ЛИЦ РАБОТАЮЩИХ В СФЕРЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ 40
3.1. Анализ результатов особенностей коррупционного поведения у
мужчин 40
3.2. Изучение особенностей коррупционного поведения у
женщин 43
3.3. Сравнительный анализ особенностей коррупционного поведения в
сфере обслуживания 45
Выводы и рекомендации 49
Заключение 51
Список литературы 54
Приложение
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
КОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Изучение коррупционного поведения в отечественной и
зарубежной литературе 6
1.2. Понятие морали. Понимание коррупционного поведения как
аморального вида поведения 13
1.3. Социально-психологические особенности лиц, работающих в
сфере обслуживания 26
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1. Описание выборки 30
2.2. Организация исследования 30
2.3. Математические методы исследования 38
III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРУПЦИОННОГО
ПОВЕДЕНИЯ ЛИЦ РАБОТАЮЩИХ В СФЕРЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ 40
3.1. Анализ результатов особенностей коррупционного поведения у
мужчин 40
3.2. Изучение особенностей коррупционного поведения у
женщин 43
3.3. Сравнительный анализ особенностей коррупционного поведения в
сфере обслуживания 45
Выводы и рекомендации 49
Заключение 51
Список литературы 54
Приложение
Актуальность. Проблема коррупции, как в нашей стране, так и во всем мире давно приобрела статус актуальной научной проблемы. Многочисленные исследования посвящены экономическим, правовым и социальным аспектам коррупции. В то же время психологические исследования можно пересчитать по пальцам. Такое положение дел объясняется, прежде всего, методологическими трудностями, с которыми сталкивается исследователь психологических аспектов коррупции. Если юридический аспект коррупционного поведения вполне сносно трактуется на юридическом языке, то в психологии отсутствует вообще какая-нибудь объяснительная модель данного феномена [6].
Проблема изучения коррупционного поведения - это сравнительно новая научная проблема, носящая комплексный, междисциплинарный характер. Многочисленные исследования посвящены экономическим, правовым и социальным аспектам коррупции и коррупционного поведения личности (С.В. Алексеев [1], Ю.Ю. Болдырев [4], О.В. Ванновская [6], В.Л. Васильев [7], А.Л. Журавлев [15], Л.М. Закирова [18,19], М.М. Решетников [37], Л.В. Уварова [43], А.В. Юревич [47] и др.).
Коррупция - явление сложное, противоречивое, многоаспектное. Выявить характер проявления, степень распространенности коррупции непросто. Объясняется это не только тем, что она носит скрытый, латентный характер и не поддается официальному статистическому учету, но и тем, что формы, способы коррупционных сделок постоянно видоизменяются, приобретают порою весьма изощренные, трудноуловимые формы.
И, тем не менее, в последние годы исследователи, особенно социологи, все активнее обращаются к изучению различных аспектов этого сложного явления, используя социологические методы. В основном это анализ государственных и законодательных актов, анализ документов, статистических материалов, опросы населения, экспертов, представителей хозяйствующих субъектов и т.п. В основе многих исследований лежит субъективное измерение коррупции - восприятие коррупционных явлений различными слоями населения, представителями бизнеса, других социальных групп.
Исходя из актуальности проблемы, выбрана тема дипломной работы «Психологические аспекты коррупционного поведения лиц работающих в сфере обслуживания».
Цель исследования: изучить психологические аспекты
коррупционного поведения лиц работающих в сфере обслуживания.
Объект исследования: 40 мужчин в возрасте 35-55 лет, 40 женщин в возрасте 35-55 лет. Периодизация по Э. Эриксону.
Предмет исследования: коррупционное поведение.
Гипотеза исследования: существуют различия в особенностях
коррупционного поведения у мужчин и женщин.
В соответствии с объектом, предметом и целью поставлены задачи:
1. Рассмотреть изучение коррупционного поведения в отечественной и зарубежной литературе;
2. Рассмотреть понятие морали. Понимание коррупционного поведения как аморального вида поведения;
3. Выявить социально-психологические особенности лиц, работающих в сфере обслуживания;
4. Провести сравнительный анализ коррупционного поведения у мужчин и женщин, работающих в сфере обслуживания.
Методы исследования:
- теоретические: метод теоретического анализа и синтеза (для изучения отечественной и зарубежной литературы), метод сопоставления, систематизация полученных результатов;
- эмпирические: «опросник терминальных ценностей» (И.Г. Сенин), «методика диагностики социально-психологических установок личности в
мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потемкиной), коэффициент
корреляции Пирсона, t-стьюдента.
Практическая значимость работы: результаты исследования могут быть применены на практике психолога.
База исследования: Турагентство «Алые паруса» г. Набережные Челны.
Проблема изучения коррупционного поведения - это сравнительно новая научная проблема, носящая комплексный, междисциплинарный характер. Многочисленные исследования посвящены экономическим, правовым и социальным аспектам коррупции и коррупционного поведения личности (С.В. Алексеев [1], Ю.Ю. Болдырев [4], О.В. Ванновская [6], В.Л. Васильев [7], А.Л. Журавлев [15], Л.М. Закирова [18,19], М.М. Решетников [37], Л.В. Уварова [43], А.В. Юревич [47] и др.).
Коррупция - явление сложное, противоречивое, многоаспектное. Выявить характер проявления, степень распространенности коррупции непросто. Объясняется это не только тем, что она носит скрытый, латентный характер и не поддается официальному статистическому учету, но и тем, что формы, способы коррупционных сделок постоянно видоизменяются, приобретают порою весьма изощренные, трудноуловимые формы.
И, тем не менее, в последние годы исследователи, особенно социологи, все активнее обращаются к изучению различных аспектов этого сложного явления, используя социологические методы. В основном это анализ государственных и законодательных актов, анализ документов, статистических материалов, опросы населения, экспертов, представителей хозяйствующих субъектов и т.п. В основе многих исследований лежит субъективное измерение коррупции - восприятие коррупционных явлений различными слоями населения, представителями бизнеса, других социальных групп.
Исходя из актуальности проблемы, выбрана тема дипломной работы «Психологические аспекты коррупционного поведения лиц работающих в сфере обслуживания».
Цель исследования: изучить психологические аспекты
коррупционного поведения лиц работающих в сфере обслуживания.
Объект исследования: 40 мужчин в возрасте 35-55 лет, 40 женщин в возрасте 35-55 лет. Периодизация по Э. Эриксону.
Предмет исследования: коррупционное поведение.
Гипотеза исследования: существуют различия в особенностях
коррупционного поведения у мужчин и женщин.
В соответствии с объектом, предметом и целью поставлены задачи:
1. Рассмотреть изучение коррупционного поведения в отечественной и зарубежной литературе;
2. Рассмотреть понятие морали. Понимание коррупционного поведения как аморального вида поведения;
3. Выявить социально-психологические особенности лиц, работающих в сфере обслуживания;
4. Провести сравнительный анализ коррупционного поведения у мужчин и женщин, работающих в сфере обслуживания.
Методы исследования:
- теоретические: метод теоретического анализа и синтеза (для изучения отечественной и зарубежной литературы), метод сопоставления, систематизация полученных результатов;
- эмпирические: «опросник терминальных ценностей» (И.Г. Сенин), «методика диагностики социально-психологических установок личности в
мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потемкиной), коэффициент
корреляции Пирсона, t-стьюдента.
Практическая значимость работы: результаты исследования могут быть применены на практике психолога.
База исследования: Турагентство «Алые паруса» г. Набережные Челны.
В ходе работы нами были достигнуты задачи, поставленные в начале исследования. Мы изучили литературу по теме исследования, рассмотрели теоретические аспекты проблемы.
Подобрали методики для исследования коррупционного поведения лиц работающих в сфере обслуживания.
Провели сравнительный анализ результатов исследования и сформулировали выводы.
Нами был проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования, и согласно данному анализу изучения феномена коррупции с позиции психологии состоит в наличии методологической трудности определения феноменологической структуры коррупции и коррупционного поведения. С точки зрения социальной нормы коррупция рассматривается как вид девиантного поведения, которое определяется соответствием или несоответствием тех или иных поступков профессиональным нормам или социальным ожиданиям. Однако критерии определения девиантного поведения в психологических исследованиях неоднозначны и часто вызывают разногласия и споры. В этом и заключается одна из сложностей психологических исследований коррупции. Граница межу нормой и отклонением достаточно размыта и зависит от того, кто и кому дает поведенческую оценку, а также от контекста общественных норм. Для исследования были использованы методики, позволяющие исследовать особенности коррупционного поведения лиц работающих в сфере обслуживания.
Отношение личности к субъектам социального окружения определяется в структуре направленности ценностными ориентациями, они же являются регуляторами поведения личности. Мотивационно¬ценностная сфера личности, являющаяся составляющей содержательной стороны направленности личности, формируется в процессе деятельности путем отражения и заимствование социальных ценностей. Очевидно, что для коррупциогенной личности характерно преобладание материальных, а не духовных ценностей личности, что предопределяет ее выбор в ситуации конфликта интересов между личными и общественно значимыми интересами в пользу личных интересов. Таким образом, ради удовлетворения своих потребностей человек совершает коррупционную деятельность.
Полученные результаты по методике терминальных ценностей свидетельствуют о том, что семейная жизнь, общественная жизнь, собственный престиж, активные социальные контакты, развитие себя, сохранение собственной индивидуальности более выражены у женщин. Для мужчин представляют ценность такие категории как профессиональная жизнь, общественная жизнь, уважение, материальное положение, активные социальные контакты, развитие себя, сохранение собственной индивидуальности. В целом, по результатам исследования, можем говорить о том, что терминальные ценности мужчин и женщин работающих в сфере обслуживания отличаются.
При анализе результатов методики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере показано, что и женщины и мужчины склонны к альтруизму, однако у мужчин данный показатель более выражен, при этом степень различия достоверна при р=0,05. Что касается установок, то и у мужчин и у женщин более выраженными являются установки на результат, хотя мужчины в отличие от женщин (р=0,01) проявляют стремление к итогу, и могут показывать более высокие результаты своей деятельности.
Существуют особенности взаимосвязи между терминальными ценностями и социально-психологическими установками лиц работающих в сфере обслуживания. Обследуемые стремятся добиться результата в своей деятельности наперекор всему - суматохе, препятствиям, поражениям и т.д.
Они могут могут стоят в рядах самых надежных сотрудников. Но они могут из-за стремления к достижению результата забыть обо всем остальном - например, кому-то невольно нанести вред или сделать дело быстро, но может пострадать, к примеру, качественно, внешний вид.
Респоденты все свое время тратят на то, чтобы что-то сделать, не жалея своего свободного времени, выходных, отпуска и т.д. У сотрудников есть установка на власть. Они хотят ощущать контроль над другими людьми и на многое готовы ради этого. Желание иметь власть в самостоятельности принятия решений, влиять на выполнение работы, иметь возможность развиваться и самосовершенствоваться. Они могут оказаться в последствии тиранами, но могут и стать хорошим руководителем.
Итак, в процессе анализа эмпирических данных тестирования мужчин и женщин работающих в сфере обслуживания по проблеме исследования подтвердились выдвинутая гипотеза, а именно: существуют различия в особенностях коррупционного поведения у мужчин и женщин.
Подобрали методики для исследования коррупционного поведения лиц работающих в сфере обслуживания.
Провели сравнительный анализ результатов исследования и сформулировали выводы.
Нами был проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования, и согласно данному анализу изучения феномена коррупции с позиции психологии состоит в наличии методологической трудности определения феноменологической структуры коррупции и коррупционного поведения. С точки зрения социальной нормы коррупция рассматривается как вид девиантного поведения, которое определяется соответствием или несоответствием тех или иных поступков профессиональным нормам или социальным ожиданиям. Однако критерии определения девиантного поведения в психологических исследованиях неоднозначны и часто вызывают разногласия и споры. В этом и заключается одна из сложностей психологических исследований коррупции. Граница межу нормой и отклонением достаточно размыта и зависит от того, кто и кому дает поведенческую оценку, а также от контекста общественных норм. Для исследования были использованы методики, позволяющие исследовать особенности коррупционного поведения лиц работающих в сфере обслуживания.
Отношение личности к субъектам социального окружения определяется в структуре направленности ценностными ориентациями, они же являются регуляторами поведения личности. Мотивационно¬ценностная сфера личности, являющаяся составляющей содержательной стороны направленности личности, формируется в процессе деятельности путем отражения и заимствование социальных ценностей. Очевидно, что для коррупциогенной личности характерно преобладание материальных, а не духовных ценностей личности, что предопределяет ее выбор в ситуации конфликта интересов между личными и общественно значимыми интересами в пользу личных интересов. Таким образом, ради удовлетворения своих потребностей человек совершает коррупционную деятельность.
Полученные результаты по методике терминальных ценностей свидетельствуют о том, что семейная жизнь, общественная жизнь, собственный престиж, активные социальные контакты, развитие себя, сохранение собственной индивидуальности более выражены у женщин. Для мужчин представляют ценность такие категории как профессиональная жизнь, общественная жизнь, уважение, материальное положение, активные социальные контакты, развитие себя, сохранение собственной индивидуальности. В целом, по результатам исследования, можем говорить о том, что терминальные ценности мужчин и женщин работающих в сфере обслуживания отличаются.
При анализе результатов методики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере показано, что и женщины и мужчины склонны к альтруизму, однако у мужчин данный показатель более выражен, при этом степень различия достоверна при р=0,05. Что касается установок, то и у мужчин и у женщин более выраженными являются установки на результат, хотя мужчины в отличие от женщин (р=0,01) проявляют стремление к итогу, и могут показывать более высокие результаты своей деятельности.
Существуют особенности взаимосвязи между терминальными ценностями и социально-психологическими установками лиц работающих в сфере обслуживания. Обследуемые стремятся добиться результата в своей деятельности наперекор всему - суматохе, препятствиям, поражениям и т.д.
Они могут могут стоят в рядах самых надежных сотрудников. Но они могут из-за стремления к достижению результата забыть обо всем остальном - например, кому-то невольно нанести вред или сделать дело быстро, но может пострадать, к примеру, качественно, внешний вид.
Респоденты все свое время тратят на то, чтобы что-то сделать, не жалея своего свободного времени, выходных, отпуска и т.д. У сотрудников есть установка на власть. Они хотят ощущать контроль над другими людьми и на многое готовы ради этого. Желание иметь власть в самостоятельности принятия решений, влиять на выполнение работы, иметь возможность развиваться и самосовершенствоваться. Они могут оказаться в последствии тиранами, но могут и стать хорошим руководителем.
Итак, в процессе анализа эмпирических данных тестирования мужчин и женщин работающих в сфере обслуживания по проблеме исследования подтвердились выдвинутая гипотеза, а именно: существуют различия в особенностях коррупционного поведения у мужчин и женщин.
Подобные работы
- Управление предупреждением коррупции в органах местного самоуправления
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021



