Введение 3
Глава 1. Общие характеристика предпринимательской деятельности в сфере строительства 6
§ 1. Понятие и значение строительной деятельности 6
§ 2. Источники правового регулирования отношений, связанных с
осуществлением предпринимательской деятельности в сфере строительства 12
Глава 2. Частно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере строительства 24
§ 1. Гражданско-правовое положение субъектов предпринимательской
деятельности в сфере строительства 24
§ 2. Договорный режим осуществления предпринимательской деятельности в сфере строительства 30
§ 3. Гражданско-правовая ответственность при осуществлении
предпринимательской деятельности в сфере строительства 44
Глава 3. Публично-правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере строительства 47
§ 1. Публично-правовые стимулы и ограничения предпринимательской
деятельности в сфере строительства 47
§ 2. Публично-правовая ответственность при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере строительства 56
Заключение 78
Список использованных нормативно - правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 80
Строительная деятельность напрямую затрагивает отношения в различных сферах жизни общества (политические, социально-экономические и другие); она характеризуется своим многообразием, непосредственным влиянием на окружающую среду и на качество жизни населения, а потому нормативное регулирование многоступенчатого строительного процесса имеет комплексный межотраслевой характер.
Осуществление строительной деятельности требует соблюдения множества условий и норм, относящихся к различным отраслям права: это природопользование и охрана окружающей среды; обеспечение экологической и энергетической безопасности; охрана объектов культурного наследия и особых природных территорий и т. д. Нормы права, содержащие все эти требования, установлены, в частности, в Земельном, Водном и Лесном кодексах Российской Федерации1, в Федеральных законах от 17.11.1995 № 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" и от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и т. д. Данные нормы преимущественно касаются предметов совместного ведения со стороны Российской Федерации и ее субъектов. Российская Федерация предоставляет своим субъектам определенную свободу в регулировании градостроительных отношений, позволяя тем самым учесть региональную специфику среды обитания — социально-экономические особенности развития регионов, исторически сложившуюся застройку и самобытность местных населенных пунктов.
В условиях формирования и развития комплексной системы законодательства в сфере строительной деятельности, изучения градостроительного права как комплексной отрасли права , исследование вопросов правового регулирования строительной деятельности как разновидности предпринимательской деятельности является актуальным и своевременным.
Объектом данной выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, проявляющиеся в сфере функционирования института предпринимательской деятельности в сфере строительства.
Предмет данной выпускной квалификационной работы — нормы международно-правовых актов, национального законодательства, локально-правовые нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность в сфере строительства.
Среди ученых в разные годы занимавшихся проблемами изучения правового регулирования в области строительства следует отметить таких, как С.С. Алексеев, З.А. Астемиров, Б.Т. Базылев, С.Н. Братусь, Н.В. Витрук, В.Н. Кудрявцев, В.М. Лазарев, О.Э. Лейст, Н.С. Малеин, И.С. Самощенко, М.Х. Фарукшин, Р.Л. Хачатуров и др.
Целью квалификационной работы является разработка целостного представления о современном правовом регулировании предпринимательской деятельности в области строительства в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели намечены и последовательно решены следующие задачи:
- дать понятие и определить значение строительной деятельности;
- рассмотреть источники правового регулирования отношений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере строительства;
- определить гражданско-правовое положение субъектов предпринимательской деятельности в сфере строительства;
- проанализировать договорный режим осуществления
предпринимательской деятельности в сфере строительства;
- изучить гражданско-правовую ответственность при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере строительства;
- исследовать публично-правовые стимулы и ограничения предпринимательской деятельности в сфере строительства;
- рассмотреть публично-правовую ответственность при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере строительства.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили доктринальные исследования по теории права, по конституционному, административному, гражданскому и других отраслей юридической науки.
В процессе данного исследования нормативно-правовой базой были такие источники, как: Конституция Российской Федерации , Гражданский кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, иные законодательные и подзаконные нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Эмпирической основой исследования является практика Конституционного суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и др.
Методологическая основа исследования представлена совокупностью общенаучных и частно-научных методов. В процессе исследования применялись общетеоретические методы научного познания, к которым относятся анализ и синтез, дедукция и индукция, теоретическое моделирование.
Структура работы определяется целями и задачами исследования и отраженной в ней проблематики. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
В рамках проведенного исследования можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
Выдача разрешений на строительство (ввод объекта в эксплуатацию) - одна из цикла административно-разрешительных процедур, предшествующих началу (или окончанию) строительных работ. Разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Осуществление контроля за выполнением работ связано с невмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. Такая деятельность связана с объектом контроля, но не заменяет его.
Цель оперативно-хозяйственной деятельности сводится к тому, чтобы обеспечить надлежащее исполнение обязательства по выполнению строительных работ.
Содержание оперативно-хозяйственной деятельности можно свести к действиям по: а) организации проведения строительства на объекте; б) выбору методов и способов ведения работ; в) необходимости и периодичности доставки строительных материалов; г) проведению мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению безопасности строительных работ.
Контроль заказчиком срока выполнения работ может быть в том случае, если договором строительного подряда предусмотрен график выполнения. Заказчик вправе оценить только временные параметры выполнения подрядчиком действий, образующих содержание оперативно-хозяйственной деятельности, и соотнести это с объемом работ, подлежащих выполнению, и степенью готовности, что, по сути, можно рассматривать как предел допустимого вмешательства заказчика.
Что касается проверки качества выполняемых работ и предоставленных подрядчиком материалов, то она выполняется при проведении работ заказчиком визуально, для чего подрядчик обязан предоставить заказчику или его представителю доступ на объект строительства. Отсюда - лишь присутствие на объекте строительства заказчика и получение информации о ходе строительства, качестве применяемых и расходуемых материалов также можно считать пределом осуществления его контроля. Указания заказчика, обязательные для исполнения подрядчиком, не должны выходить за выделенные пределы.
Последнее, на что следует обратить внимание, - это юридический факт, который приводит к утрате права заказчика ссылаться на недостатки, если при осуществлении контроля о таких недостатках не было заявлено. Это право-прекращающий факт в виде бездействия заказчика после получения информации на объекте строительства об отступлениях подрядчика от условий договора строительного подряда относительно качества или иных недостатков работ. Особенность в том, что наступление этого юридического факта и, соответственно, правовые последствия зависят от того, правом или обязанностью обладает заказчик при осуществлении контроля над выполнением строительных работ. Бездействие заказчика имеет юридическое значение, если осуществление контроля изначально было обязанностью заказчика. Только в этом случае заказчик теряет право ссылаться в последующем на обнаруженные недостатки.
Если осуществление контроля договором строительного подряда предполагалось как право заказчика, то только тогда подрядчик, ненадлежащим образом выполнивший работы, не вправе ссылаться на то, что заказчик не осуществлял контроль над их выполнением.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2005 - № 1 (часть 1). - Ст. 16.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.01.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
4. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 50. - Ст. 5278.
5. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от
28.11.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 23. - Ст. 2381.
6. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от
30.12.2015) Собрание законодательства РФ. - 2001 г. - № 44. - Ст. 4147.
7. Федеральный закон от 17.11.1995 № 169-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «Об
архитектурной деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4473; Федеральный закон от
25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 26. - Ст. 2519.
8. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об
инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 9. - Ст.
1096.
9. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О
техническом регулировании" // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 52 (ч. 1). - Ст. 5140.
10. Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. - 2005. - № 1. - Ст. 40.
11. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О
саморегулируемых организациях" // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 49. - Ст. 6076.
12. Постановление Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 (ред. от 29.04.2014) "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 7. - Ст. 774.
13. СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные (приняты Постановлением Госстроя РФ от 23.06.2003 № 109) // М.: Госстрой России, ФГУП ЦПП, 2004.
14. СНиП 31-02-2001. Дома жилые одноквартирные (утв. Постановлением Госстроя РФ от 22.03.2001 № 35) // М.: Госстрой РФ, ГУП ЦПП, 2001
15. СНиП 31-03-2001. Производственные здания (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя РФ от 19.03.2001 № 20) // М.: ГУП ЦПП, Госстрой РФ, 2001.
2. Судебная и иная юридическая практика
16. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.01.2015 по делу № А13-7608/2014//СПС «КонсультантПлюс»
17. Постановление АС Северо-Западного округа от 30.04.2015 по делу № А13- 9810/2014//СПС «КонсультантПлюс»
18. Постановление АС Северо-Западного округа от 30.09.2014 по делу № А13- 2887/2014//СПС «КонсультантПлюс».
19. Постановление АС Северо-Западного округа от 30.09.2014 по делу № А13- 2887/2014//СПС «КонсультантПлюс»
20. Постановление ФАС Поволжского округа от 09.06.2014 по делу № А65- 24521/2013//СПС «КонсультантПлюс».
21. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2014 № 9- АД14-9//СПС «КонсультантПлюс.
22. Постановление АС Северо-Западного округа от 28.10.2014 по делу № А56- 3631/2014)//СПС «КонсультантПлюс».
23. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.03.2008 по делу № А42-4914/2007//СПС «КонсультантПлюс».
24. Постановление ФАС Поволжского округа от 13.01.2011 по делу № А65- 15101/2010//СПС «КонсультантПлюс.
25. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.01.2014 по делу № А33-13170/2013//СПС «КонсультантПлюс».
26. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.07.2012 по делу № А19-17882/2011//СПС «КонсультантПлюс.
27. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.08.2011 по делу № А51 -17337/2010//СПС «КонсультантПлюс».
28. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.03.2013 по делу № А70-7456/2012//СПС «КонсультантПлюс».
3. Специальная литература
1. Алексеев С.С. Структура советского права [Текст] / С. С. Алексеев. - М.: Юрид. лит., 1975. - 264 с.
2. Александров A.A. Особенности правового режима недвижимости в гражданском праве России (начало XX в. и современность) // Вестник Московского университета. Серия II. Право. 1996. - №6. С. 98-105.
3. Бандорин JI.E. Заложен фундамент градостроительства // ЭЖ-Юрист. 2015. № 32. С. 10-11.
4. Белякова А.М. Аренда земель сельскохозяйственного назначения условиях глобализации аграрной экономики // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2012. № 7 // СПС "КонсультантПлюс".
5. Беляева C.B. Предоставление земельных участков для сфошельсчва из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности // Законодательство и экономика. 2015. № 10. СПС КонсультантПлюс.
6. Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные
отношения // Государство и право. 2009. № 5. С. 104-109.
7. Братусь С.Н. Соотношение экономических и административно-правовых методов управления социалистическим производством. Материалы к научной конференции по проблемам совершенствования планомерной организации и управления социалистическим производством [Текст] / С. Н. Братусь. - Изд-во МГУ, 1965. - 7 с.
8. Бублик В.А. Публично- и частноправовые начала в гражданско-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности: Автореф. дисс.... докт. юрид. наук [Текст] / В.А. Бублик. - Екатеринбург, 2010. - 53 с.
9. Витрянский В.В. Договор в Гражданском кодексе России и практике его применения // Вестник гражданского права. 2007. № 2.
10. Ганеев Р.Р. О сущности градостроительного права и его связях с гражданским правом // Евразийский юридический журнал. - 2010. - № 2 (21). - С. 23-27.
11. Гарушин Д.В. Соотношение и правовая квалификация договоров простого товарищества, инвестиционного и девелоперского в гражданском праве Российской Федерации // Юрист. 2007. № 8. С. 20 - 24.
12. Гражданское право: учебник для вузов в трех частях. Часть первая / Под ред. В. П. Камышанского, Н. М. Коршунова, В. И. Иванова. - М.: Эксмо, 2009. - 704 с.
13. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т 1. / Е. Н. Абрамова, Н. Н. Аверченко, Ю. В. Байгушева [и др.]; под ред. А. П. Сергеева. - М.: ТК Велби, 2009. - 1008 с.
14. Гражданское право: Учебник. 2-е изд. Т. 1/ Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: БЕК, 1998. - 816 с.
15. Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т.1: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права / Отв. ред. Е.А. Суханов. - М.: Статут, 2010. - 958 с. С. 446.
16. Комаров Ю.Т. Новации и традиции в российском строительном
законодательстве // Жилищное строительство. 2011. .№3. СПС
«КонсультантПлюс».
17. Кукла М.Е. Заключение договора па торгах // Право и политика. 2012. № 3.
С. 139-149.
18. Курысь A.A., Тищенко С.Г. Концессия и концессионное право периода новой экономической политики (20 30-е годы XX в.) // Журнал российского права. 2013. № 10. С. 134-146.
19. Ладнова Е.С. Аренда и безвозмездное пользование: бухгалтерский учет и налоги. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2011. С.201.
20. Лисица В. Н. Организация органами местного самоуправления жилищного строительства: проблемы правореализации // Жилищное право, 2012, № U.C. 41¬52.
21. Лунина H.A. Разграничение государственной собственности на землю в Российской Федерации и бюджетная деятельность государства // Финансовое право, 2007, № U.C. 17-20.
22. Римское частное право / Под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. М.: Юристъ, 1996. С. 445 - 446.
23. Майфат А.В. Инвестиционные договоры: есть ли таковые? // Российский юридический журнал. 2012. № 3. С. 166 - 172.
24. Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008. 575 с.
25. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского. М.: Волтерс Клувер, 2006. 714 с.
26. Саитгалиев Т.М. Девелопмент и право // Предпринимательское право. 2007. № 2. С. 21 - 25.
27. Французский гражданский кодекс: Учебно-практический комментарий / Пер. с фр.: Ю. Гонгало, А. Грядов, К. Криеф-Семибко, С. Крохалев, Е. Кузнецов, И. Медведев, В. Ярков. М.: Проспект, 2008.
28. Савкин С.Ф. Споры, возникающие из правоотношений собственности и аренды (судебно-арбитражная практика). // Государство и право. - 2007. - №2. - С. 43-46.
29. Нерсесянц В.С. Философия права: либертатно-юридическая концепция // Вопросы философии. 2012. № 3. С. 3 - 15.
30. Оглобина О.М. Аренда и купля-продажа недвижимости: практическое пособие. - М., 2013. С. 12.
31. Шевченко Е.Е. Заключение гражданско-правовых договоров: проблемы теории и судебно-арбитражной практики. М.: Инфотропик Медиа, 2012;
32. Хаскельберг Б.Л., Ровный В.В. Консенсуальные и реальные договоры в гражданском праве. М., 2004. С. 19 - 25.