Борьба с преступностью в Республике Татарстан
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 6
1.1. Понятие преступности 6
1.2. Общая характеристика преступности в Республике Татарстан 14
1.3. Детерминанты преступности в Республике Татарстан 23
1.4. Динамика преступности в Республике Татарстан 35
Глава 2. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 46
2.1. Правовое регулирование борьбы с преступностью
в Республике Татарстан 46
2.2. Общесоциальные меры борьбы с преступностью
в Республике Татарстан 57
2.3. Специальные меры борьбы с преступностью
в Республике Татарстан 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 6
1.1. Понятие преступности 6
1.2. Общая характеристика преступности в Республике Татарстан 14
1.3. Детерминанты преступности в Республике Татарстан 23
1.4. Динамика преступности в Республике Татарстан 35
Глава 2. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 46
2.1. Правовое регулирование борьбы с преступностью
в Республике Татарстан 46
2.2. Общесоциальные меры борьбы с преступностью
в Республике Татарстан 57
2.3. Специальные меры борьбы с преступностью
в Республике Татарстан 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проблема преступности традиционно занимает в общественном мнении
одно из ведущих мест среди наиболее острых социальных проблем. Традиционно принято считать, что наиболее опасным проявлением преступного
поведения в сфере социального управления определяется коррупция. В большинстве случаев она рассматривалась как совокупность преступлений или правонарушений, совершаемых должностными лицами органов государственной
власти и местного самоуправления для удовлетворения своих корыстных либо
иных личных интересов. Следует отметить, что преступность – явление социальное. Она существовала и существует только в различных объемах
(масштабах), сферах деятельности и уголовно наказуемых формах. Истинные
размеры преступности не поддаются измерению.
В последние десятилетия реформирования российской системы социального управления, как и во всем мире, наблюдаются тенденции глобализации,
роста и повышения общественной опасности преступности. О них косвенно
свидетельствуют регулярно публикуемые официальные статистические данные
государственных органов и неправительственных междунaродных организaций, а также проводимые криминологaми и другими специaлистами научные
исследования феномена преступности. В связи с этим проблема противодействия преступности стала предметом обсуждения на крупнейших междунaродных
форумах - Конгрессах Организации Объединенных Наций (далее по тексту –
ООН), а в последующем нашла свое отражение в принимаемых ими и другими
авторитетными международными организациями документах. Этим объясняется и тот факт, что научный интерес современных исследователей к проблемам противодействия преступности постоянно усиливается.
Согласно статистическим данным по Республике Татарстан за 2015 год
зарегистрировано 44781 преступлений. Действительно, в течение последнего
десятилетия в российской печати публикуются новые статистические данные о
состоянии преступности, результаты научных исследований по рассматриваемой проблеме, предлагаются правовые и иные меры по борьбе с преступностью, но они не в состоянии решить проблем российской правоохранительной системы. Поэтому изучение различных аспектов преступности в
общественной жизни и мер реагирования на него будет еще длительное время
оставаться чрезвычайно актуальным и практически значимым
Безусловно, становится значимым изучение особенностей проявления,
трансформации и распространения преступности в различных регионах обновляющегося Российского государства.
Цель дипломной работы – изучение борьбы с преступностью в
Республике Татарстан.
Достижению цели будут способствовать следующие задачи:
– проанализировать состояние преступности в Республике Татарстан за
период с 2007-2015 гг. ;
– выделить особенности личностных характеристик преступников;
– раскрыть причины преступности в Республике Татарстан;
– дать анализ правового регулирования противодействия преступности в
Республике Татарстан;
– рассмотреть общесоциальные и специальные меры противодействия
преступности в Республике Татарстан.
Объектом дипломной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с борьбой с преступностью в Республике Татарстан.
Предметом исследования выступили нормы права, направленные на
борьбу с преступностью в Республике Татарстан.
Методологической основой проведенного исследования явились общенаучный (диалектический), а также логический, сравнительно-правовой, системно
- структурный и некоторые другие частные методы научного познания.
Нормативную основу исследования составили Конституция Российской
Федерации1 (далее – Конституция РФ), Уголовный кодекс РФ, Кодекс Рос-
1
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. [ред. от 5 февраля 2014 г.] // Российская газета.
1993. 25 декабря; 2014. 10 февраля.6
сийской Федерации об административных правонарушениях2 (далее – КоАП
РФ), ряд федеральных законов РФ и других подзаконных актов).
Теоретическую основу дипломной работы оставили труды следующих
ученых: П.В. Агапова, Ю.В. Александрова, Ю.М. Антонян, Я.И. Гилинского,
А.И. Долговой, С.М. Иншакова, Л.Л. Кругликова, В.Н. Кудрявцева, П.А.
Кабанова, Н.А. Лопашенко, В.В. Лунева, В.Д. Малкова, Н.В. Мирошниченко,
Ю.П. Оноколова, Р.Ф. Хабриева, В.И. Шульга, В.Е. Эминова и др.
Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной практики судов Республики Татарстан.
одно из ведущих мест среди наиболее острых социальных проблем. Традиционно принято считать, что наиболее опасным проявлением преступного
поведения в сфере социального управления определяется коррупция. В большинстве случаев она рассматривалась как совокупность преступлений или правонарушений, совершаемых должностными лицами органов государственной
власти и местного самоуправления для удовлетворения своих корыстных либо
иных личных интересов. Следует отметить, что преступность – явление социальное. Она существовала и существует только в различных объемах
(масштабах), сферах деятельности и уголовно наказуемых формах. Истинные
размеры преступности не поддаются измерению.
В последние десятилетия реформирования российской системы социального управления, как и во всем мире, наблюдаются тенденции глобализации,
роста и повышения общественной опасности преступности. О них косвенно
свидетельствуют регулярно публикуемые официальные статистические данные
государственных органов и неправительственных междунaродных организaций, а также проводимые криминологaми и другими специaлистами научные
исследования феномена преступности. В связи с этим проблема противодействия преступности стала предметом обсуждения на крупнейших междунaродных
форумах - Конгрессах Организации Объединенных Наций (далее по тексту –
ООН), а в последующем нашла свое отражение в принимаемых ими и другими
авторитетными международными организациями документах. Этим объясняется и тот факт, что научный интерес современных исследователей к проблемам противодействия преступности постоянно усиливается.
Согласно статистическим данным по Республике Татарстан за 2015 год
зарегистрировано 44781 преступлений. Действительно, в течение последнего
десятилетия в российской печати публикуются новые статистические данные о
состоянии преступности, результаты научных исследований по рассматриваемой проблеме, предлагаются правовые и иные меры по борьбе с преступностью, но они не в состоянии решить проблем российской правоохранительной системы. Поэтому изучение различных аспектов преступности в
общественной жизни и мер реагирования на него будет еще длительное время
оставаться чрезвычайно актуальным и практически значимым
Безусловно, становится значимым изучение особенностей проявления,
трансформации и распространения преступности в различных регионах обновляющегося Российского государства.
Цель дипломной работы – изучение борьбы с преступностью в
Республике Татарстан.
Достижению цели будут способствовать следующие задачи:
– проанализировать состояние преступности в Республике Татарстан за
период с 2007-2015 гг. ;
– выделить особенности личностных характеристик преступников;
– раскрыть причины преступности в Республике Татарстан;
– дать анализ правового регулирования противодействия преступности в
Республике Татарстан;
– рассмотреть общесоциальные и специальные меры противодействия
преступности в Республике Татарстан.
Объектом дипломной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с борьбой с преступностью в Республике Татарстан.
Предметом исследования выступили нормы права, направленные на
борьбу с преступностью в Республике Татарстан.
Методологической основой проведенного исследования явились общенаучный (диалектический), а также логический, сравнительно-правовой, системно
- структурный и некоторые другие частные методы научного познания.
Нормативную основу исследования составили Конституция Российской
Федерации1 (далее – Конституция РФ), Уголовный кодекс РФ, Кодекс Рос-
1
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. [ред. от 5 февраля 2014 г.] // Российская газета.
1993. 25 декабря; 2014. 10 февраля.6
сийской Федерации об административных правонарушениях2 (далее – КоАП
РФ), ряд федеральных законов РФ и других подзаконных актов).
Теоретическую основу дипломной работы оставили труды следующих
ученых: П.В. Агапова, Ю.В. Александрова, Ю.М. Антонян, Я.И. Гилинского,
А.И. Долговой, С.М. Иншакова, Л.Л. Кругликова, В.Н. Кудрявцева, П.А.
Кабанова, Н.А. Лопашенко, В.В. Лунева, В.Д. Малкова, Н.В. Мирошниченко,
Ю.П. Оноколова, Р.Ф. Хабриева, В.И. Шульга, В.Е. Эминова и др.
Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной практики судов Республики Татарстан.
Анализ состояния преступности в Республике Татарстан за период с 2007-2015 гг. позволяет сделать вывод, что криминальная обстановка на территории республики за последние годы стабилизировалась. В частности, начиная с 2007 года, ежегодно отмечается планомерное снижение основных статистических показателей преступности: уменьшение, как удельного веса, так и количества совершенных тяжких и особо тяжких преступлений, снижение количества преступлений против личности, против собственности, а также преступлений, совершенных на улицах и в других общественных местах. Это является следствием объединенных усилий органов государственной власти и правоохранительных органов республики, которые дают положительный результат в сфере противодействия преступности.
Таким образом, отслеживаемое состояние криминальной ситуации с обеспечением адекватных мер превентивного характера позволит в ближайшие годы не только сохранить наметившиеся позитивные тенденции, но и добиться существенного улучшения показателей по приоритетным направлениям в оперативно-служебной деятельности ОВД Республики Татарстан.
Преступность как сложное социальное явление детерминируется иными явлениями, факторами, обстоятельствами, которые, в свою очередь, взаимодействуют друг с другом при активном влиянии самой преступности. Изучение и выявление причин и условий преступности, формирование целостной концепции причин и условий преступности имеет важное теоретическое и практическое значение, поскольку позволяет установить механизмы предупреждения преступлений и определить реальные причины конкретных преступлений. Под причинами преступности понимается совокупность социальных явлений и процессов, которые во взаимодействии с обстоятельствами, играющими роль условий, детерминируют существование преступности как социального явления, наличие отдельных составных ее частей, а на индивидуальном уровне - совершение конкретных преступлений.
К причинам преступности относятся социальные, экономические, психологические и другие объективно существующие факторы, которые порождают и постоянно воспроизводят преступность. Выделяют объективные и субъективные причины преступности. Объективные причины - социальные противоречия и экономические кризисы, политическая нестабильность в обществе, революции, изменения в правовой сфере. Субъективные причины преступности - это определенные элементы социальной психологии, характеризующиеся деформацией нравственных ценностей и искаженным правосознанием личности, совершающей правонарушения.
Проблемы противодействия преступности общие для всех регионов, не исключение это и для Республики Татарстан. В этих условиях особенно актуальны формирование и совершенствование нормативной правовой базы. Республика Татарстан принимает активное участие в нормативном правовом обеспечении законности, правопорядка и общественной безопасности.
Нормативно-правовая база в Татарстане, направленная на противодействие преступности, позволит:
- стабилизировать криминогенную обстановку в Республике Татарстан,
- нейтрализовать рост преступности и других негативных явлений по отдельным направлениям и тем самым создать условия для повышения реального уровня безопасности жизни населения;
- сократить смертность от ДТП, в том числе детской смертности;
- совершенствовать формы и методы работы органов исполнительной власти Республики Татарстан по профилактике терроризма и экстремизма, радикальных религиозных течений, проявлений ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости, противодействию этнической дискриминации на территории;
- сократить спрос на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы, а также формирования негативного отношения в обществе к немедицинскому потреблению наркотиков;
- совершенствовать инструменты и механизмы, в том числе правовые и организационные, направленные на противодействие коррупции;
- снизить количество обращений граждан по фактам нарушений законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей;
- снизить уровень потребления алкогольной продукции на душу населения.
На уровне общего предупреждения преступности определяются основные задачи этой деятельности и пути их решения в целом. На этом этапе должны предлагаться решения общесоциальных задач, признаваться приоритетная роль социальных детерминант в причинном комплексе преступности. Поскольку преступность - явление социальное и вызывается к жизни целым комплексом причин, прежде всего, хозяйственно-экономического и социального характера, то ее преодоление должно базироваться на решении глобальных хозяйственно-экономических проблем. Таким образом, общие (общесоциальные) меры противодействия преступ- ности охватывают крупные, имеющие долговременный характер виды социальной практики в самом широком смысле этого слова.
Специальная (криминологическая) профилактика включает меры, направленные именно на устранение, ослабление, нейтрализацию криминогенных факторов, исправление лиц, могущих совершить или уже совершивших преступления. Специальные криминологические меры предупреждения преступности осуществляются государственными органами.
Специальные меры противодействия преступности характеризуется совокупностью мер, специально направленных на устранение причин преступности или конкретных преступных проявлений. Масштаб их применения, как правило, намного меньше, чем у общесоциальных мер, хотя в некоторых случаях он приобретает значительные размеры и охватывает, например, целые отрасли народного хозяйства или распространяется на отдельные категории лиц (несовершеннолетних преступников, рецидивистов и т.д.). Объектами такого противодействия являются как преступность в целом, так и ее виды, а также отдельные преступления.
Таким образом, отслеживаемое состояние криминальной ситуации с обеспечением адекватных мер превентивного характера позволит в ближайшие годы не только сохранить наметившиеся позитивные тенденции, но и добиться существенного улучшения показателей по приоритетным направлениям в оперативно-служебной деятельности ОВД Республики Татарстан.
Преступность как сложное социальное явление детерминируется иными явлениями, факторами, обстоятельствами, которые, в свою очередь, взаимодействуют друг с другом при активном влиянии самой преступности. Изучение и выявление причин и условий преступности, формирование целостной концепции причин и условий преступности имеет важное теоретическое и практическое значение, поскольку позволяет установить механизмы предупреждения преступлений и определить реальные причины конкретных преступлений. Под причинами преступности понимается совокупность социальных явлений и процессов, которые во взаимодействии с обстоятельствами, играющими роль условий, детерминируют существование преступности как социального явления, наличие отдельных составных ее частей, а на индивидуальном уровне - совершение конкретных преступлений.
К причинам преступности относятся социальные, экономические, психологические и другие объективно существующие факторы, которые порождают и постоянно воспроизводят преступность. Выделяют объективные и субъективные причины преступности. Объективные причины - социальные противоречия и экономические кризисы, политическая нестабильность в обществе, революции, изменения в правовой сфере. Субъективные причины преступности - это определенные элементы социальной психологии, характеризующиеся деформацией нравственных ценностей и искаженным правосознанием личности, совершающей правонарушения.
Проблемы противодействия преступности общие для всех регионов, не исключение это и для Республики Татарстан. В этих условиях особенно актуальны формирование и совершенствование нормативной правовой базы. Республика Татарстан принимает активное участие в нормативном правовом обеспечении законности, правопорядка и общественной безопасности.
Нормативно-правовая база в Татарстане, направленная на противодействие преступности, позволит:
- стабилизировать криминогенную обстановку в Республике Татарстан,
- нейтрализовать рост преступности и других негативных явлений по отдельным направлениям и тем самым создать условия для повышения реального уровня безопасности жизни населения;
- сократить смертность от ДТП, в том числе детской смертности;
- совершенствовать формы и методы работы органов исполнительной власти Республики Татарстан по профилактике терроризма и экстремизма, радикальных религиозных течений, проявлений ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости, противодействию этнической дискриминации на территории;
- сократить спрос на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы, а также формирования негативного отношения в обществе к немедицинскому потреблению наркотиков;
- совершенствовать инструменты и механизмы, в том числе правовые и организационные, направленные на противодействие коррупции;
- снизить количество обращений граждан по фактам нарушений законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей;
- снизить уровень потребления алкогольной продукции на душу населения.
На уровне общего предупреждения преступности определяются основные задачи этой деятельности и пути их решения в целом. На этом этапе должны предлагаться решения общесоциальных задач, признаваться приоритетная роль социальных детерминант в причинном комплексе преступности. Поскольку преступность - явление социальное и вызывается к жизни целым комплексом причин, прежде всего, хозяйственно-экономического и социального характера, то ее преодоление должно базироваться на решении глобальных хозяйственно-экономических проблем. Таким образом, общие (общесоциальные) меры противодействия преступ- ности охватывают крупные, имеющие долговременный характер виды социальной практики в самом широком смысле этого слова.
Специальная (криминологическая) профилактика включает меры, направленные именно на устранение, ослабление, нейтрализацию криминогенных факторов, исправление лиц, могущих совершить или уже совершивших преступления. Специальные криминологические меры предупреждения преступности осуществляются государственными органами.
Специальные меры противодействия преступности характеризуется совокупностью мер, специально направленных на устранение причин преступности или конкретных преступных проявлений. Масштаб их применения, как правило, намного меньше, чем у общесоциальных мер, хотя в некоторых случаях он приобретает значительные размеры и охватывает, например, целые отрасли народного хозяйства или распространяется на отдельные категории лиц (несовершеннолетних преступников, рецидивистов и т.д.). Объектами такого противодействия являются как преступность в целом, так и ее виды, а также отдельные преступления.
Подобные работы
- КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖНЫХ ЛИДЕРОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА
Магистерская диссертация, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ В РЕГИОНЕ (на примере республики Татарстан)
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998 - АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, КАК БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ
(НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН).
Дипломные работы, ВКР, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2015 - ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В МИГРАЦИОННОЙ СРЕДЕ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - РЕГИОНАЛЬНЫЙ БРЕНДИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2025 - ПРОБЛЕМЫ ЭКСТРЕМИЗМА-ПРИЧИНЫ, ПУТИ ПРОФИЛАКТИКИ И БОРЬБЫ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Информационно - медийные механизмы противодействия экстремизму и терроризму
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2017 - ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРОЯВЛЕНИЯМ ЭКСТРЕМИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ КОМИССИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ) В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017



