Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМЫ ЭКСТРЕМИЗМА-ПРИЧИНЫ, ПУТИ ПРОФИЛАКТИКИ И БОРЬБЫ

Работа №35421

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы66
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
508
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Общие вопросы экстремизма как социального явления 6
§1. Экстремизм: понятие и социальная природа 6
§2. Экстремизм в современной России: истоки, содержание, типология 12
Глава II. Профилактика экстремизма в современной России 21
§1. Методы противодействия экстремизму в государственной политике РФ..21
§2. Профилактика экстремизма в Республике Татарстан 29
Глава III. Экстремизм в условиях глобализации 37
§ 1. Правовая база международного сотрудничества в сфере борьбы с экстремизмом 37
§2. Межгосударственное сотрудничество и деятельность международных организаций по борьбе с экстремизмом 46
Заключение 53
Список использованной литературы

Актуальность проблемы борьбы с экстремизмом в настоящее время очевидна. В современном российском обществе отмечается значительный уровень распространенности экстремизма. Отрицая основные, конституционно закрепленные права и свободы граждан или выступая против сложившегося порядка осуществления властных отношений, экстремизм представляет собой социально опасный феномен.
Основываясь на разделении индивидов по признаку предписанного статуса (этнического, расового или иного), правый экстремизм ведет к разобщению, нарушению социальных связей и, в итоге, — к дезорганизации и расколу социума. Степень его опасности возрастает многократно в современном мультикультурном мире, когда интенсивные процессы миграции, развитие средств коммуникации и массовой информации приводят к все более усложняющемуся внутреннему многообразию обществ. Острота проблемы обусловлена целым спектром мотиваций, лежащих в основе действий лиц, осуществляющих акты экстремизма и терроризма.
На сегодняшний день обстановка в сфере межнациональных отношений в России далека от социального мира.
Все больше людей выказывают неприязнь по отношению к определенным этническим группам, что говорит о росте ксенофобских настроений и отрицательно сказывается на стабильности в государстве и обществе.
Социальная дезорганизация граждан, большое имущественное расслоение населения привели к тому, что социум перестал функционировать как единый организм, объединенный едиными целями, идеями, общими духовно - нравственными ценностями. Нарастала социальная напряженность, и появились группы.
В разных странах и в разные времена было дано много разных юридических и научных определений понятию «экстремизм». Единого определения на сегодняшний день не существует. Большой толковый словарь дает следующее определение экстремизму: экстремизм - это приверженность крайним взглядам и мерам. Однако оно не отражает сути этого явления. Ученые настаивают на том, что при определении экстремизма акцент должен делаться на действиях, а не на людях, потому что именование людей и группировок экстремистами довольно не однозначно, поскольку зависит от позиции и групповой принадлежности человека, использующего этот термин: одну и ту же группу одни могут называть экстремистами, а другие борцами за свободу.
Объект исследования - экстремизм как социально-политическое явление. Предмет выпускной квалификационной работы - социальная сущность, проявление и глубинные причины экстремизма в Российской Федерации и мире.
Целью исследования является проведение социологического анализа причин экстремизма.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
Изучить общие вопросы экстремизма как социального явления, а именно: рассмотреть понятие экстремизма и его социальную природу, исследовать экстремизм в современной России: истоки, содержание, типология. Охарактеризовать профилактику экстремизма в современной России, а именно: рассмотреть профилактику экстремизма в Республике Татарстан; исследовать методы противодействия экстремизму в государственной политике РФ. Рассмотреть экстремизм в условиях глобализации, а именно: изучить правовую базу международного сотрудничества в сфере борьбы с экстремизмом; исследовать межгосударственное сотрудничество и деятельность международных организаций по борьбе с экстремизмом.
При исследовании темы данной работы использовались такие методы как: сбор и изучение нормативных актов, литературы, исторический, статистический, сравнительно-правовой, структурно-системный методы изучения, метод анализа и синтеза.
Нормативную основу дипломной работы составили Конституция РФ, Уголовный Кодекс РФ, Закон о противодействии экстремизму, указы Президента и иные нормативные акты Российской Федерации.
В ходе выполнения данной работы были использованы труды таких видных ученых Авдеев Ю. И., Арсеньев В. В., Найденко В. Н., Красиков В. И. и других известных ученых—правоведов, специальная литература, материалы, опубликованные на страницах юридических изданий и периодической печати.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, состоящей из 3х глав, и 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема распространения экстремизма как общественно опасного и уголовно-правового явления поставила вопрос совершенствования национальной системы его предотвращения.
Эффективность противодействия экстремизму во многом зависит от качества координации правоохранительной деятельности. Координация должна быть более строгой в отношении процедур разработки и реализации согласованных решений. Этот процесс должен сопровождаться четким распределением ролей, использованием сил и средств, форм и методов работы, адекватных возникающим угрозам и тенденциям их развития. Сложная координация должна минимизировать экстремистскую преступность.
Таким образом, экстремизм как явление всегда сопровождается агрессивным поведением по отношению к своему объекту. В современный период мирового развития не существует «чистого» типа того или иного экстремизма, часто под маской культурных или духовных идей существует совершенно рациональная цель завоевания власти. Развитие экстремистских действий групп различных идеологических убеждений становится все более распространенным, и поэтому необходимо прийти к единой международной теоретической оценке такого явления, как экстремизм. Таким образом, ведущая роль в нейтрализации условий и причин, способствующих формированию и распространению религиозного экстремизма, отводится не только органам государственной власти, но и институтам гражданского общества.
Следует отметить четкую системную работу правоохранительных органов в сфере противодействия различным формам экстремизма и терроризма. Со стороны государства необходимо снизить уровень экономического неравенства и создать благоприятные социальные условия для населения. Кроме того, необходимо проводить четкую политику по национальному, культурному и этническому вопросу, основанную на принципах уважения и международного права. Реализация адресной молодежной государственной политики с целью вовлечения подрастающего поколения в систему общественных отношений и гражданского общества. Развитие и совершенствование системы образования, формирование условий не только для знаний, но и их применение в научной и практической деятельности при поддержке государства.
Учитывая серьезность проблемы, сегодня государство принимает целенаправленный комплекс мер по предотвращению дальнейшего распространения экстремистской идеологии. Важным шагом в этом направлении стало принятие в сентябре 2008 года Д.А. Медведев принял решение об образовании в структуре МВД, Департамента по противодействию экстремизму (в настоящее время это Главное управление по противодействию экстремизму) и в Центре обеспечения оперативной деятельности по противодействию экстремизму. В настоящее время центры противодействия экстремизму действуют во всех федеральных округах и субъектах Российской Федерации. Основными задачами управления являются:
- участие в формировании государственной политики в области противодействия экстремизму;
- совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере компетенции;
- организация борьбы с экстремистскими преступлениями;
- организационно-методическое руководство отделами по противодействию экстремизму главных управлений МВД России по федеральным округам, министерств внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управления внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, закрытые административные и территориальные образования, на особо важных и уязвимых участках.
Основные функции управления включают в себя:
- анализ и прогнозирование операционной ситуации в сфере деятельности;
- разработка предложений руководству МВД России по формированию и реализации государственной политики в сфере противодействия экстремизму;
- обобщение практики применения законодательства Российской Федерации в области выполняемых задач и разработка мероприятий по совершенствованию деятельности подчиненных подразделений;
- организация проведения оперативно-розыскных мероприятий, профилактических мероприятий по защите граждан от противоправных действий на установленной территории;
- обобщение передового опыта и помощь в его внедрении в органы внутренних дел нижестоящего уровня.
В ходе выполнения задач и функций Департамент взаимодействует с отделами Администрации Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, органами прокуратуры Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, федеральные органы государственной власти и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения, правоохранительные органы зарубежных стран, международные организации и средства массовой информации.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63- ФЗ [в ред. 23.04.2019] // Собрание законодательства Российской Федерации.
1996. - № 25. - Ст. 2954.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 № 174-ФЗ [в ред. от 17.04. 2019] // Российская газета. - 2001. - №52. -Ст.521.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ [в ред. от 23.04.2019] // Собрание законодательства Российской федерации. - 2002. - № 1. - Ст. 1.
5. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 января 1992 № 2202-1 [в ред. от 08.01.2019] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 47. - Ст. 4472.
6. О ратификации протокола о продлении Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года: федер. закон от 20 ноября 1999 г. № 203 - ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 47. - Ст.5621.
7. О ратификации соглашения об основных принципах военнотехнического сотрудничества между государствами - участниками договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года: федер. закон от 29 ноября 2001 № 159-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 49. - Ст. 4565.
8. Об общественных объединениях: федер. закон от 19 мая 1995 № 82-ФЗ [в ред. от 20.12.2017] // Собрание законодательства Российской федерации. - 1995. - № 21. - Ст. 1930.
9. О международных договорах Российской Федерации: федер. закон от 15 июля 1995 № 101-ФЗ [в ред. от 12.03.2014] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 29. - Ст. 2757.
10. Об обороне: федер. закон от 31 мая 1996 № 61-ФЗ [в ред. от
03.08.2018] // Собрание законодательства Российской федерации. - 1996. - № 23. - Ст. 2750.
11. О свободе совести и о религиозных объединениях: федер. закон от 26 сентября 1997 № 125-ФЗ [в ред. от 05.02.2018] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 39. - Ст. 4465.
12. О чрезвычайном положении: федер. конституционный закон от
28 мая 2001 № 3-ФКЗ [в ред. от 03.07.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 23. - Ст. 2277.
13. О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25 июля 2002 № 114-ФЗ [в ред. от 28.11.2018] // Собрании законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 30. - Ст. 3031.
14. О ратификации Устава организации договора о коллективной безопасности: федер. закон от 26 мая 2003 № 56-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 22. - Ст. 2061.
15. О ратификации соглашения о правовом статусе организации Договора о коллективной безопасности: федер. закон от 26 мая 2003 № 57-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 22. - Ст. 2062.
16. О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: указ Президента РФ от 18 апреля 1996 № 567 [в ред. от 07.12.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 17. - Ст. 1958.
17. О Стратегии национальной безопасности: указ Президента РФ от
29 декабря 2015 № 683 // Собрание законодательства Российской федерации. - 2016. - № 1. - Ст. 212.
18. О взаимодействии дежурных служб государственных органов в
области обмена оперативной информацией о преступлениях и чрезвычайных происшествиях, имеющих особую общественную значимость: приказ
Генпрокуратуры РФ № 54, МВД РФ № 308, ФСБ РФ № 144, МЧС РФ № 163, ФСКН РФ № 117, Следственного комитета при прокуратуре РФ № 40 от 03 апреля 2008 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 17. - Ст. 1958.
19. Об утверждении Инструкции о порядке предоставления органами ФСБ, ОВД РФ и ФСИН информации о преступлениях террористической направленности и результатах борьбы с терроризмом в аппарат
Национального антитеррористического комитета: зарегистр. в Минюсте России 05 декабря 2013 № 30544 // Российская газета. - № 282. - 2013. - апрель.
20. Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г.: заключ. в г. Страсбурге 20 апреля 1959 [в ред. от 17.03.1978] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 23. - Ст. 2349.
21. Европейская Конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г.: заключ. в г. Париже [в ред. от 20.09.2012] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 23. - Ст. 2348.
22. О концепции сотрудничества государств-участников содружества независимых государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма: решение совета глав государств СНГ. Принят в г. Казани 26 августа 2005 г. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М.,
2005. - Доступ из справ.—правовой системы «Консультант Плюс».
23. О Программе сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2011 - 2013 годы: решение Совета глав государств СНГ. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2010. - Доступ из справ.—правовой системы «Консультант Плюс».
24. Методические рекомендации по совершенствованию пропагандистской работы в сфере противодействия распространению идеологии терроризма в субъектах Российской Федерации, поступившее из национального антитеррористического комитета. Данные методические рекомендации рекомендуются для применения в практической деятельности (Профилактика терроризма и экстремизма). Режим доступа: Шр://1уо.§агап1га/#/ктё^ос^/7560/Акты органов власти.
25. Об утверждении государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы: постановление Кабинета Министров
Республики Татарстан от 16 октября 2013 № 764. Официальный портал правовой информации Республики Татарстан Режим доступа: http://pravo.tatarstan.ru. 21.11.2018. (дата посещения: 10.04.2019)
26. Реализация государственной национальной политики в РТ на 2014 - 2020 годы: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 1006 от 18 декабря 2013 [в ред. 19.12.2018]// Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - 2014. - № 12. - Ст. 0316.
27. О департаменте президента Республики Татарстан по вопросам внутренней политики (с изменениями на: 22.03.2018): Указ Президента Республики Татарстан // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - 2012. - № 83. - Ст. 2740.
28. О мерах по профилактике экстремизма (терроризма), межнациональных и межконфессиональных конфликтов: Методические рекомендации для глав сельских поселений Республики Татарстан // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - 2014. - № 87. - Ст. 2742.
II. Специальная литература
1. Авдеев Ю. И., Арсеньев В. В., Найденко В. Н. Концептуальные и правовые вопросы совершенствования противодействия экстремизму в Российской Федерации / Ю. И. Авдеев, В. В. Арсеньев // Вестник Московского университета. - Право. - 2013. - № 4. - С. 72-83.
2. Авдеев Ю.И., Арсеньев В.В., Найденко В.Н. Экстремизм в современной России: истоки, содержание, типология / Ю.И. Авдеев, В.В. Арсеньев, В.Н. Найденко // Социологическая наука и социальная практика.
— 2013. — № 3. — С. 77-91.
3. Аристархова Т.А. Основные черты и особенности молодежного экстремизма / Т.А. Аристархова //Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2014. — № 1-2. — С. 32-37.
4. Андриенко Ю.И. Национализм как фактор зарождения экстремизма / Ю.И. Андриенко // Проблемы правоохранительной деятельности. — 2014. — № 1. — С. 17-21.
5. Вехов И. В. Экстремизм как объект социологического исследования / И. В. Вехов // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2016. - № 111. - С.235-239.
6. Востриков П.П., Петрянин А.В. Концептуальные особенности
государственной политики противодействия экстремизму: теоретико
правовые аспекты / П.П. Востриков, А.В. Петрянин // Власть. - 2014. - №3. - С.101-105.
7. Галиев И.Ш. Об опыте взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и правоохранительных структур в профилактике экстремистской и террористической деятельности/ И.Ш. Галиев // КПЖ. - 2015. - №6-3. - С.12-16
8. Гринько С.Д. Основные направления и меры противодействия экстремизму в современной России / С.Д. Гринько // Вестник МГОУ. - 2018.
- №4. - С.153-156.
9. Добрынина Е. Семнадцатый год без революций. Россияне одержали над кризисом тихую победу, а новых переворотов не хотят/ Е. Добрынина. - Режим доступа: https://rg.ru/2017/12/21/issledovanie-rossiiane- vystupili-protiv-politicheskih-perevorotov.html (дата посещения 11.04.2019).
10. Дробижева Л. М., Паин Э. А. Социальные предпосылки распространения экстремизма и терроризма/ Л. М. Дробижева, Э. А. Паин //Социальные и психологические проблемы борьбы с международным терроризмом - 2013. - 185 с.
11. Киселева Е.Е. Государственная политика РФ по
противодействию экстремизму / Е.Е. Киселева // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 787-788.
12. Красиков В. И. В экстриме. Междисциплинарное философское исследование причин, форм и паттернов радикального сознания / В. И. Красиков - М. : Водолей, 2014. - 506 с.
13. Корнилов Т. А. Международное сотрудничество в сфере противодействия экстремизму/ Т. А. Корнилов // Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России. - 2014. - №3. - С.145-153.
14. Малышев С.Я. Правовая характеристика преступлений
экстремистской и террористической направленности/ С.Я. Малышев // Вестник УЮИ. - 2018. - №2 (80). - С.27-30.
15. Мохов В. Экстремизм в России: портрет явления / В. Мохов // Мир безопасности. - № 5/174. - 2015. - С.146-155.
16. Молодов О.Б. К вопросу о понятии и типологии экстремизма / О.Б. Молодов// Вестник БИСТ. - 2015. - №2. - С.78-82.
17. Петрянин А.В. Концептуальные особенности уголовно-правового противодействия экстремизму: теоретико-правовой аспект / А.В. Петрянин // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2014. - №24. - С. 153-159.
18. Пролетенкова С.Е. Административно-правовое регулирование противодействия религиозному экстремизму в Российской федерации: автореф. дис. ... д. ю.н. / Пролетенкова С.Е. - Москва, 2013. - С.46.
19. Романова Т.В., Петрова И.Н. Сущность и содержание понятия «экстремизм» и педагогические формы его профилактики в студенческой среде/ Т.В.Романова, И.Н. Петрова // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. -
2018. - №1 (97). - С. 117-123.
20. Сайфулин И.С. Взаимодействие принципов толерантности и факторов религиозного экстремизма в политической системе современной России / И.С. Сайфулин // Вестник ПАГС. - 2014. - № 5. - С. 114-119.
21. Славин Б. Ф. Проблемы политического экстремизма в политологии / Б. Ф. Славин // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. - 2018. - С.135-145.
22. Скребец Е.С. Международное сотрудничество по вопросам противодействия экстремизму в правоохранительной сфере/ Е.С. Скребец // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2017. - №4 (30). - С.64-69.
23. Старостина С.А. Актуальные проблемы противодействия религиозному экстремизму в России / С.А. Старостина С.В. Пилявец // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. Государство. Общество. Право. - 2014. - № 1. - (35). - С. 106169.
24. Султанов А.Р. Проблемы применения норм законодательства о противодействии экстремизму / А.Р. Султанов // Российская юстиция. — 2013. — № 9. — С. 66-68.
25. Рязанова С.В. Структура современного религиозного сознания: общее и особенное / С.В. Рязанова // Вестник НГУ. Серия: Философия. - 2015. - Т.10. - Вып. 3. - С. 197-204.
26. Якубова С.З. Феномен экстремизма в аспекте трансформаций общественного религиозного сознания: дис...к.ф.н. / С.З. Якубова . - Махачкала,2017. - 162 с.
27. В Татарстане в 2018 году выявили около 80 экстремистских и
террористических преступлений. Режим доступа:
https://tass.ru/politika/6049061 (дата посещения: 10.04.2019).
28. Материалы семинара Россия - Европол по проблеме «Терроризм и экстремизм в Интернете», прошедшего в ВИПК МВД России 25-28 ноября 2008 г. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2013. - Доступ из справ.—правовой системы «Консультант Плюс».
III. Материалы судебной практики
1. Постановление президиума по делу N 44-у-19. Обзор судебной
практики рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об
административных правонарушениях за первый квартал 2015 года: утв. на заседании Президиума Верховного Суда Республики Татарстан 20.05.2015 [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2015. - Доступ из справ.— правовой системы «Консультант Плюс».
2. Постановление Президиума Самарского областного суда от
08.02.2019 № 44у-32/2019 [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2019. - Доступ из справ.—правовой системы «Консультант Плюс».
3. Постановление Верховного суда Республики Татарстан от 10 ноября 2017 № 4а-1777/2017 [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2017. - Доступ из справ.—правовой системы «Консультант Плюс».


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ