Введение 2
Глава 1.Теоретические аспекты исследования молодежи как фактора политического процесса 7
1.1. Молодежь как категория политической науки 7
1.2. Молодежь как субъект и объект современного политического
процесса 15
Глава 2.Институционализированные формы участия молодежи в российском политическом процессе 21
2.1 Государственная молодежная политика 21
2.2 Молодежные политические организации и движения в политическом
пространстве России 28
2.3 Молодежные форумы в политическом процессе современной
России 37
Глава 3. Участие молодежи Республики Татарстан в современном политическом процессе 44
3.1 Молодежные политические организации и движения в Республике Татарстан 44
3.2 Отношение молодежи города Набережные Челны к политическим процессам страны 50
Заключение 55
Список использованных источников и литературы 58
Приложения
Актуальность. Вопрос о роли молодежи в политическом процессе всегда занимал важное место и был актуальным, поскольку молодежь - это очень важный электоральный и социальный ресурс, который может быть использован как отдельными кандидатами, так и политическими партиями в целом. Актуальность этой проблемы можно определить следующими причинами: во-первых, в России молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет проживает более 25 млн. Во-вторых, молодежь - это та социальная группа, которая имеет огромные амбиции и будет решать будущее нашей страны.
В силу данных важных причин политические силы России, в основном, обращены на молодежь, на решение их проблем, на привлечение к политической жизни, и поэтому эта тема становится все более значимой.
Политическое участие - это действия, посредством которых рядовые члены общества влияют или пытаются оказать влияние на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.1Политическая среда давно уже определила, что в постоянно меняющемся мире преимуществ успех будет у тех, кто правильно использует молодежный потенциал, поэтому политическое участие молодежи очень важно для работы политической системы.
В начале ХХ1века заметно стало изучение проблем молодежи. Сейчас в России мы видим огромное расширение возможностей для развития молодежи в любой сфере жизни, и политика не стала исключением. Но на сегодняшний день в России разные группы молодежи имеют неодинаковую степень вовлеченности в политический процесс. Одна часть молодежи негативно настроена к политическим структурам, плохо воспринимает изменения в стране, не находит возможностей участия в политической сфере, поэтому пассивна. Другая часть молодежи имеет ярко выраженную политическую точку зрения, точно знает, чего хочет, и сделает все, что бы быть вовлеченной в процессы политической жизни страны.
На сегодняшний день существует множество способов выражения собственных политических взглядов, и кого-то они вполне устраивают, а кто- то считает, что они не до конца реализованы.
Несмотря на существующее мнение о «снижении интеллектуального и морального уровня молодежи, ее бездуховности»2можно сказать то, что молодежь - это огромная сила, которая сама должна реализовывать свой потенциал и может очень многое сделать для себя и для своей страны.
В последнее время молодые люди все чаще проявляют политическую активность под влиянием внутренних и внешних факторов.
Главными внутренними факторами повышения политической активности молодежи стали тяжелое финансовое положение молодых россиян, отсутствие перспектив на будущее и непопулярные социальные реформы, проводимые правительством РФ. Основной задачей на данный момент является усиление привлечения внимания молодежи к политическим процессам страны.
Среди внешних факторов, определяющих повышение политической активности молодежи, следует особо отметить «цветные» революции в странах СНГ. Молодежь - это будущее нашей страны. Воспитывая наше молодое поколение, мы создаем наше будущее.
Объект исследования - молодежь как участник политического процесса.
Предмет исследования - формы политической активности молодежи.
Цель работы - изучить основные формы и особенности участия молодежи в политических процессах современной России.
Для раскрытия цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение молодежи как категории политической науки.
2. Проанализировать цели, задачи и методы государственной молодежной политики.
3. Раскрыть основные формы и особенности участия российской молодежи в различных формах политического процесса.
4. Изучить молодежные политические организации и движения в Республике Татарстан как часть общероссийского политического процесса.
5. Выявить степень заинтересованности студенчества Набережных Челнов в политической деятельности.
Методологическую основу исследования составили труды российского социолога, доктора философских наук В.Т. Лисовского, доктора политических наук О.А. Киряковцевой, генерального директора Центра научной политической мысли и идеологии С.С. Сулакшина. Ими были рассмотрены вопросы о качествах молодежи, о их способностях и особенностях, а также идеалы и жизненные планы молодежи.
Для данной работы был проанализирован и изучен большой спектр документов и законов, касающихся молодежи: Федеральный закон «О государственной молодежной политике в Российской Федерации», Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", конституция Российской Федерации, Закон Республики Татарстан от 19 октября 1993 г. № 1983-XII «О молодежи и государственной молодежной политике в Республике Татарстан». На их основе были изучены вопросы о государственной поддержке молодежи, о раскрытии понятия «Молодежь», как отдельной категории, проведен анализ молодежных политических организаций на территории РФ и РТ.
Источниками для написания работы были исследования всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), касающиеся участия молодежи страны. Статистические данные по вопросам численности и структуры молодого населения России были извлечены из данных федеральной службы государственной статистики «РОССТАТ».
Новаторство данной работы заключается в том, что впервые было проведено исследование политических настроений студенческой молодежи Набережных Челнов - второго по величине города Республики Татарстан, длительное время являвшегося одним из самых молодых по среднему возрасту городов нашей страны. Для этого была разработана анкета и проведен опрос, результаты которого представлены в работе.
Практическая значимость исследования заключается в изучении участия молодежи в политических процессах страны и отношении молодого поколения к государственной власти. В данной работе предпринята попытка разбить существующие молодежные политические организации на классификации и рассказать о других способах участия в политических процессах. Результаты исследования могут быть полезны для органов государственной власти всех уровней для того, что бы проанализировать электоральное настроение молодежи.
Структура работы. Работа состоит из трех глав, включающих по 2¬3 параграфа, введения, заключения, списка литературы и приложения
Вопрос вовлечения молодежи в избирательный процесс является исключительно важным не только исходя из возможности использования этого ресурса в ходе избирательных компаний. Молодежь наследует все достижения и проблемы в развитии общества и государства, одновременно формируя в себе образ будущего страны.
Отсутствие должного внимания к вопросам политической социализации молодежи, недостаточное ее привлечение к участию в политическом процессе ведут к формированию субкультуры, настроенной враждебно по отношению к основам государства, политическим институтам, обществу.
Молодость-это то самое время, когда происходит выбор жизненных приоритетов и ориентиров. Существует большое количество определения «Молодежи», как отдельной категории. Почему ее выделяют как отдельную? Потому что молодежь, в силу возраста, амбициозна, активна, энергична и всегда готова к новым начинаниям. Для выделения молодежи из толпы, образуются молодежные субкультуры. С помощью них, молодые люди говорят о своих жизненных позициях.
Молодые люди, всегда ищут выгодное положение для своей жизни. С каждым годом число молодых людей в стране сокращается и многие выбирают учебу и работу за пределами Российской Федерации. Наша страна, до сих пор, борется за молодое поколение, улучшая систему образования и разрабатывая программы для поддержки молодежи.
Глубокие реформы происходящие в России привели к коренным изменениям в политической системе советского общества. ВЛКСМ, являвшийся одним из элементов этой системы, утратил роль важнейшего института проведения государственной молодежной политики, а также одного из немногих каналов проявления политической активности молодежи. С одной стороны, одним из несомненно положительных результатов данных процессов было развитие плюрализма в молодёжном движении, возникновение молодёжных общественных объединений, отстаивавших различные системы идейно-политических ценностей. С другой стороны, за весьма небольшой период распалась хотя и чётко идеологизированная, но всеобъемлющая и достаточно эффективная система государственной молодежной политики в СССР.
Принципиальное изменение отношения молодежи к политике, к институту выборов возможно лишь тогда, когда сама молодежь почувствует себя реальным участником и субъектом трансформационных процессов в стране. Это может произойти в том случае, когда государство реально, а не формально сделает приоритетной молодежную политику. Именно оно должно обеспечивать социализацию молодых людей в духе уважения к политическим институтам и механизмам политического участия.
Молодежь в политических процессах выступает в качестве объекта и субъекта, в зависимости от ситуации. Но чаще всего, выступает в качестве субъекта. Можно даже отметить то, что государство старается перевести молодежь из объекта политических процессов в субъект.
Субъектность молодежи формируют политические организации и объединения. Именно участвуя в мероприятиях и проектах объединений, молодые люди включаются в политическую деятельность страны. Молодежные движения или организации политической направленности, на самом деле созданы более взрослыми людьми для осуществления политических задач и целей и для реализации агитационной деятельности. Любая молодежная инициатива, для ее реализации и продолжения нуждается в определенных ресурсах и средствах, тем самым нужно искать эти ресурсы «со стороны».
Исследования 90-х годов показывают, что «тогдашняя молодежь была предоставлена сама себе, мало заинтересованная политикой и была слабо включена в общественно-политическую жизнь страны» На сегодняшний день можно наблюдать положительную тенденцию вовлечения молодежи в политические процессы. Создаются множество различных молодежных политических общественных организаций, молодежные парламенты. Здесь можно наблюдать заинтересованность двух сторон: молодежь реализует свои идеи, развивает свои качества, поднимается по карьерной лестнице, а власть, поддерживая талантливую молодежь, реализует программы, достигает своих целей. Все организации отличаются друг от друга и есть огромная возможность, найти то, что подходит по твоим политическим взглядам.
Молодежь в большей степени, чем представители старших возрастов, ориентировалась на поддержку партий, движений и лидеров, отстаивавших интересы рыночной экономики и политического либерализма. Это было связано с тем, что молодое поколение само в большей степени интериоризировало эти ценности, адаптировалось к новым социально-экономическим реалиям. В то же время, динамика изменений в политическом сознании молодёжи в целом корректировалось с такой динамикой у других социально-демографических групп.
Между тем в последние годы можно говорить о качественном улучшении деятельностных и волевых характеристик молодёжи:
- молодёжь легче, чем старшее поколение, адаптируется к новым социально-экономическим условиям. Для неё свойственна особая активность и развитии частного сектора экономики, престижных областях деятельности с высокой оплатой труда и высокими квалификационными требованиями. В молодёжной среде созревает мощный инновационный потенциал, растёт число молодых людей, выбирающих новаторство в качестве модели решения своих проблем;
- в молодёжной среде растёт самостоятельность, практичность и расчётливость, ответственность за свою судьбу, реальная оценка своих возможностей, мобильность, восприимчивость к новому, адаптивность к жизненным переменам;
- увеличивается престижность образования, растёт экономическая заинтересованность в сохранении своего здоровья, как основы материального благополучия;
- усиливаются патриотические настроения.
Для того чтобы позитивные тенденции были доминирующими, требуется активная воспитательная и пропагандистская работа. Кроме того, необходимо:
- заложить в основание инновационной активности ценности созидания, творчества и общественного служения;
- создать условия и систему специальных форм поддержки социально значимых инициатив молодёжи.
На сегодняшний день задача состоит в том, чтобы, совершенствуя и развивая как традиционные, так и инновационные институты социализации, добиться их разумного баланса и взаимодополнения.
В первой половине 90-х гг. происходило становление основ и институтов государственной молодежной политики в Российской Федерации. Государственная молодёжная политика - это внутренняя политика государства по регулированию отношений молодёжи и государства. За десятилетний период реализации сложились определённые тенденции в развитии государственной молодёжной политики. Формировались нормативные правовые основы государственной молодёжной политики. Осуществление целостной государственной молодёжной политики в России было признано одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства Указом Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики" от 16.09.1992 № 1075.
Наряду с молодежными политическими общественными организациями появляются молодежные форумы с большим количеством площадок, одной из которых является самая популярная политическая площадка. Там собирается активная молодежь, которая приезжает туда с идеями по изменению ситуаций в России. На форумах с молодыми людьми встречаются знаменитые политические деятели, обсуждают и ищут решения происходящим ситуациям в стране и в мире. Данные форумы каждый год набирают огромную популярность, показатель этого количество приезжающих на эти форумы.
Исследование, проведенное среди студентов, показывает нам, что стереотипы о молодежи, об их незаинтересованности в политике и агрессивном настрое против власти является ложным. Опрошенные студенты в большинстве активно не участвуют в политической жизни страны, но очень этого хотят, но опрошенная молодежь интересуется политическими ситуациями страны и мираи даже пишет проекты для изменения ситуации. Участвует в политических мероприятиях и ищет всевозможные варианты для продвижения своих идей. Знает политических лидеров, которые сейчас находятся во власти и на политической арене.
На сегодняшний день существует большое количество молодежных общественных организаций. Каждая из них самобытна и несет через всех свою идеологию. Объединения организуются на добровольческой основе, а причиной их формирование может послужить желание принести огромную пользу стране, городу, определенной местности. Благодаря разносторонности молодежных политических организаций, молодежь имеет права выбора той организации, которая подходит ей по ее политическим взгляда и взглядам на жизнь в целом. У каждой молодежной политической организации есть свои проекты по изменению ситуации в стране. Все проекты направлены на проблемы социальных групп, на проблемы, влияющие на ухудшение состояния страны. Проявляя свою инициативу в данной сфере, молодежь, как самая амбициозная и мобильная, развивает свои личные качества, повышают свой уровень знаний в политической области.
1.1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 [Текст] // Российская газета № 237, 25.12.1993.
1.2. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты : Аналитический доклад. Подготовлен в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Фридриха Эберта в Российской Федерации. - М., 2007.
1.3. Федеральный закон «О государственной молодежной политике в Российской Федерации».
2. Литература:
2.1. Бойченко А. В. Приоритетные направления реализации государственной молодежной политики // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 495-498.
2.2. Гацкова Е. И. Молодежь и современность. - М. «Инфра», 2001.
2.3. Гневашева В. А., Фальковская К. И. Эффективность молодёжной политики: проблема определения критериев (результаты экспертного опроса) // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание.Умение». — 2011. — № 6.
2.4. Гришин О. Е., Атаев Т. Б. Политическая видеореклама в Интернете как инструмент выражения политической позиции молодежи // YouthWorldPolitic. - 2013. - № 2. - С. 77-84.
2.5. Добреньков В.И., Елишев С.О. Основы политологии.
Консервативный взгляд. - М., 2013.
2.6. Ильинский И.М. О молодежной политике российского политического центризма. - М: Институт молодежи, 1999.
2.7. Ковлер А.И. Избирательные права российских граждан: нормы права и политическая практика (проблемы реализации избирательных прав граждан).- М.: ИРИС, 2006.
2.8. Коряковцева О. А. Развитие общественно-политической активности молодежи в условиях модернизации общества // Среднерусский вестник общественных наук. - 2009. - № 2. С. 117-122.
2.9. Котова К. А. Деятельность в региональных молодежных политических организациях: сравнительный анализ форм активности // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 4. - С. 307-309.
2.10. Лившиц РЛ. Молодое поколение не выбирает (отчуждение молодежи от политики в постсоветской России: причины и последствия). - 2002. - № 4(32). - С.52-60.
2.11. Лисовский В. Т. Методология и методика изучения идеалов и жизненных планов молодежи. Автореф. канд. дис. - Л., 1968.
2.12. Мангейм К. Диагноз нашего времени. Пер. с нем. и англ. М.: Юристъ, 1994. - 693 с.
2.13. Молодежь России: тенденции, перспективы. М.: Мол.гвардия, 1993. - 135 с.
2.14. Россия: иллюстрированная энциклопедия / Ю. А. Никифоров. — Москва: "ОЛМА-Пресс Образование", 2006. — 262 с.
2.15. Родзинский И.М. Молодежь как объект российских политических партий // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 1.
2.16. Социологический словарь проекта Socium, 2003 г.[Электронный ресурс] - Режим доступа:йй:р://ууу.рзуо111се.гиА1оуаг-з206.й1:т свободный.Проверенно 18.05.2016
2.17. Сулакшин С. С. Человек и государство: развитие и управление. М.: Наука и политика, 2014.- 113 с.
З.Электронные ресурсы:
3.1 Официальный сайт молодежного парламента при государственной думе РФ [Электронный ресурс]. - Режим
досту11а:ууу.пеураг1а1пеп1.гиЛуогкбрасе5А1еу/88свобод11ый. Проверено 18.05.2016
3.2 Официальный сайт Ассоциации молодежных правительств [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.molprav.ruсвободный. Проверено 18.05.2016
3.3 Официальный сайт «Молодой гвардии Единой России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.molgvardia.ruсвободный. Проверено 18.05.2016
3.4 Официальный сайт «Ленинского коммунистического союза молодежи РФ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.komsomolrf■ruсвободный. Проверено 18.05.2016
3.5 Официальный сайт политической организации «Лига справедливости» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.ligaspr.ruсвободный. Проверено 18.05.2016
3.6 Официальный сайт политической организации «Сталь» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.madeofsteel.ruсвободный. Проверено 18.05.2106
3.7 Официальный сайт политической организации «Наши» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.nashi.suсвободный. Проверено 18.05.2016
3.8 Официальный сайт организации «Молодые зеленые» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://greenparty.ruсвободный. Проверено 18.05.2016
3.9 Официальный сайт политической организации «ДА!» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://ru-daproject.livejournal.comсвободный. Проверено 18.05.2016
3.10 Официальный сайт политической партии «Народно-демократический союз молодежи» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.ndsm.suсвободный. Проверено 18.05.2016