Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА СТРАТЕГИЮ ПОВЕДЕНИЯ В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Работа №84394

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы77
Год сдачи2016
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
201
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
I. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В СЕМЬЕ 6
1.1 Сущность и понятие ценностных ориентаций 6
1.2 Виды ценностных ориентаций и стратегий поведения 9
1.3 Формирование ценностных ориентаций и стратегий поведения 12
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 26
II. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1 Описание выборки 29
2.2 Организация исследования и описание методик исследования 29
2.3 Методы математической обработки результатов 33
III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И
СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ 36
3.1 Изучение ценностных ориентаций и стратегий поведения 36
3.2 Влияние пола и типа семьи на ценностные ориентации 38
ВЫВОДЫ 44
РЕКОМЕНДАЦИИ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования: Семья является важнейшей социальной средой формирования личности и основным институтом психологической поддержки и воспитания, отвечающее не только за социальное воспроизводство, но и за воссоздание определенного образа жизни, образа мыслей и отношений. Поэтому общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье, а следовательно, — благополучной [33; с.35].
Проблемы семьи всегда были в центре внимания социальных психологов. В последние годы как отмечают многие советские социологи и демографы, в развитии института семьи в нашей стране наблюдается ряд негативных явлений — растёт число одиноких, увеличивается число разводов и т. д. [33; с.35]. Всё это требует более глубокого понимания процессов, происходящих в современной семье, с целью использования этих знаний как для оптимизации межличностных отношений семьи при оказании консультативной помощи, так и при подготовке молодёжи к браку. Поэтому изучение этой проблемы влияния ценностных ориентаций на стратегию поведения в семейных отношениях сегодня становится особенно актуальной.
Современный этап развития общества характеризуется качественно новым состоянием всех сфер общественной жизни. Глубокому переосмыслению в общественном сознании подвергается система ценностей. В связи с этим ориентация на ценности становится актуальной проблемой. Ценностные ориентации личности выступают важнейшим фактором мотивации поведения человека и лежат в основе его социальных поступков. Содержание и уровень развития личностных ценностей определяют меру социализации и степени вхождения индивида в систему социальных учреждений и общностей. В силу этого ценностные ориентации являются одной из самых приоритетных областей изучения психологии, социологии, политологии и других наук, изучающих человека и общество.
Стоит отметить, что супружеские отношения достаточно сложны в плане изучения, так как имеют слишком личный и интимный характер. Многие партнеры не желают посвящать исследователей в свои семейные проблемы даже при обещанной конфиденциальности данных. Тем не менее, выявление особенностей выбора стратегий поведения в той или иной сфере конфликтов смогут помочь определить профилактику семейных отношений.
Объект исследования: молодые и пожилые семьи.
Предмет исследования: ценностные ориентации и стратегии поведения в семье.
Цель исследования: Изучение ценностных ориентации и стратегии поведения человека в семье.
Задачи исследования:
1) Проанализировать литературу по проблеме «ценностных ориентаций и стратегий поведения» в семейных отношениях.
2) Изучить виды ценностных ориентаций в семье.
3) Выявить особенности стратегий поведения у супругов.
4) Изучить взаимосвязь ценностных ориентаций и стратегий поведения.
5) Выявить влияние пола и типа семьи на ценностные ориентации.
Гипотеза: Мы предполагаем, что терминальные ценности будут зависеть от пола и типа семьи.
Были использованы методики:
1) Методика диагностики к конфликтному поведению К. Томаса.
2) Опросник терминальных ценностей И. Г. Сенин.
Новизна исследования состоит в том, что мы рассмотрим ценностные ориентации и стратегии поведения у молодых семей и у пожилых. Это нам даст ясное представление о том, какие ценности и стратегии поведения в
семье актуальны у молодых семей по сравнению с парами, прожившими в браке несколько десятилетий.
Практическая значимость: полученные результаты могут быть
использованы в практической и консультационной деятельности психологов.
Теоретическая значимость: полученные результаты могут быть
использованы в составлении рекомендаций для профилактики семейных отношений.
Методологическая основа: Подходы к определению «ценностные ориентации» рассматривают в своих работах такие исследователи, как Ядов В. А. [38], Столович Л. Н., Каган М. С. [17], Коршунов А. М., Лапин Н. И. [19]. Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций современной молодёжи, рассматривали такие учёные, как Широких О. Б. [12], Гербарт И. Ф.[11], Ушинский К. Д., Добролюбов Н. А.[13], Локк Д.[21]. Стратегиями поведения занимались такие учёные, как К. Томас, Р. Килмен, Бойко В. В. [7], Леонов Н. И. [20], Анцупов А. Я. [2], Васелюк Ф. Е. [9], В. А. Сысенко.
Апробация результатов была представлена на итоговой студенческой научно-практической конференции КФУ (2016).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Было проведено эмпирическое исследование с целью изучения ценностных ориентаций и стратегий поведения человека в семье.
Ценность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям [51].
С. В. Ковалев (1987, 1988) предлагает следующую классификацию типов взаимодействия и сотрудничества в семье [18;c.52]:
1) сотрудничество,
2) паритетные отношения,
3) соревнование,
4) конкуренция,
5) антагонизм.
В рамках европейской культуры к основным ценностям относятся успех в работе, материальный достаток, свобода самовыражения, демократия, патриотизм и т. д. Среди ценностей называются: образование, труд, культура, мораль. Определена высшая ценность - человек. В ходе экспериментального исследования выявилось, что наиболее актуальными ценностями для молодых семей являются высокое материальное положение и достижения, а для пожилых семей наиболее характерной ценностью является высокое материальное положение.
В молодых семьях реже всего супруги используют такие стратегии поведения в конфликте, как избегание (16,7 %) и приспособление (13,3 %). В большей степени супруги прибегают к таким стратегиям, как соперничество (20 %) и сотрудничество (20 %). Наиболее часто супруги в молодых семьях используют такую стратегию поведения, как компромисс (30 %).
Пожилые семьи реже всего прибегают к таким стратегиям поведения, как избегание (13,3 %) и соперничество (13,3 %). В большей степени супруги используют компромисс (23,3 %) и сотрудничество (20 %). Наиболее
актуальной стратегией для пожилых семей является приспособление (30 %).
Влияние пола прослеживается по шкалам профессиональная жизнь, обучение и образование, увлечение, высокое материальное положение и развитие себя.
Показатель по шкале профессиональная жизнь у женщин выше, чем у мужчин. Высокий балл по данному показателю говорит о высокой значимости для женщины сферы её профессиональной деятельности. Такие люди отдают много времени своей работе, включаются в решение всех производственных проблем, считая при этом, что профессиональная деятельность является главным содержанием жизни человека.
По шкале обучение и образование также высший показатель принадлежит женщинам. Высокий балл по данному показателю отражает стремление женщин к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора. Такие люди считают, как правило, что самое главное в жизни — это учиться и получать новые знания.
Аналогичная ситуация наблюдается по шкалам увлечение, высокое материальное положение и развитие себя.
Высокий балл по показателю увлечение говорит о том, что основное место в жизни человека занимает его увлечение, хобби. Такие люди, как правило, отдают своему увлечению все свободное время и считают, что без увлечения жизнь человека во многом неполноценна.
иметь работу или профессию, гарантирующую высокую зарплату, другие виды материальных благ. Испытуемые с высоким баллом по этому показателю часто бывают склонны к смене полученной специальности, если она не приносит желаемого уровня материального благополучия.
Развитие себя выражается в стремлении к наиболее полной реализации своих способностей в сфере профессиональной жизни и к повышению своей профессиональной квалификации. Для испытуемых с высоким баллом по данному показателю характерна особая заинтересованность в информации о своих профессиональных способностях и возможностях их развития. Подобные результаты могут объясняться тем, что в современном обществе женщины не желают уступать мужчинам в чём-либо, поэтому стремятся добиться успеха во всех сферах жизни.
Влияние типа семьи прослеживается по шкалам избегание, увлечение, развитие себя и достижения.
Показатель избегание у пожилых семей выше, чем у молодых. Для стиля избегание характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Человек в такой семье не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для выработки решения или уклоняется от решения конфликта. Для этого используются уход от проблемы (выход из комнаты, смена темы и т.д.), игнорирование ее, перекладывание ответственности за решение на другого, отсрочка решения и т.п.
По шкале увлечение высший балл принадлежит молодым семьям. Высокий балл по этому показателю говорит о том, что основное место в жизни этих семей занимает их увлечение, хобби. Такие люди, как правило, отдают своему увлечению все свободное время и считают, что без увлечения жизнь человека во многом неполноценна.
У молодых семей также обнаружились высокие показатели по шкалам развитие себя и достижения.
человека в объективной информации об особенностях своего характера, своих способностях, других характеристиках своей личности. Такие люди, как правило, стремятся к самосовершенствованию, считая при этом, что потенциальные возможности человека почти не ограничены и что в первую очередь в жизни необходимо добиваться наиболее полной их реализации.
Высокий балл по показателю достижения говорит о стремлении человека к постижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды жизни. Такие люди, как правило, тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели на каждом ее этапе и считая, что главное — добиться этих целей. Кроме того, часто большое количество жизненных достижений служит для таких людей основанием для высокой самооценки.
По данным результатам можно сделать вывод, что молодые семьи уделяют больше внимания своему саморазвитию, своим достижениям и хобби.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Терминальные ценности зависят от пола и типа семьи.
На наш взгляд, целесообразно дальнейшее исследование данной темы. Имеет смысл провести исследование на расширенной выборке с целью подтверждения полученных в данной работе результатов.



1. Авсиевич М. Т., Мельник Л. И. Супружеские конфликты и пути их преодоления. - М.: Материал в помощь лектору, 1988. - 22 с.
2. Анцупов А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов - М.: ЮНИТИ. - 1999.
3. Афанасьева Т. М. Семья: учебное пособие для 9-10 кл.сред.шк. - 2е изд, перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1988. - 285 с.
4. Баева Л. В. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории: монография. - Астрахань, 2004.
5. Баскакова М. Е. Мужчины и женщины в системе образования / Гендерные аспекты экономической отдачи платного высшего образования. - 2002.
6. Богданов Г. Т., Богданович Л. А., Полеев А. М. И др. Супружеская жизнь: гармония и конфликты / Сост. Л. А. Богданович. - 2е изд. - М.: Профиздат, 1991. - 175 с.
7. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Филин, 1996. - 472 с.
8. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989.
9. Васелюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Издательство Московского университета, 1984.
10. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. / Пер. с чеш. / Общ. ред. и предисл. М. С. Мацковского. - М.: Прогресс, 1988. - 138 с.
11. Гербарт И. Ф. Теория управления, обучения и нравстенного воспитания [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://www.coolreferat.com
12. Гребенников И. В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для пед. ин- тов. - М.: Просвещение, 1991. - 157 с.
13. Добролюбов Н. А. Основные законы воспитания [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //www. rulex. ru/01050509. htm
14. Дружинин В. Н. Психология семьи - М., 1993.
15. Еникеева Д. Несчастливый брак. - М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998. - 224 с.
16.Зритнева Е. И., Клушина Н. П. Семьеведение: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. и специальности «Соц. работа» / Е. И. Зритнева, Н. П. Клушина. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 246 с.
17. Каган М. С. Философская теория ценностей [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/we/rfgan.html
18. Карабанова О. А. Психология семейных отношений: Учебное пособие. - Самара: Издательсто СИОКПП, 2001. - 122 с.
19. Лапин Н. И. О многом и едином в российской трансформации [Текст] / Н. И. Лапин журнал «Общественные науки и современность» - №2, 2002.
20. Леонов Н. И. Конфликтология: Учеб. пособие / Н. И. Леонов. - 2е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006.
21. Локк Д. Мысли о воспитании [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //www. epwr. ru/quotauthor/txt 3 0. php
22. Молочкова И. В. Психологическое сопроождение профессионального развития педагога: Учебное пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. - 130 с.
23. Нижегородова Л. А. Психология супружества: теория и практика: учебно-методическое пособие / Л. А. Нижегородова. - Челябинск: РЕК- ПОЛ, 2009. - 152 с.
24. Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А. А. Прохожева. Изд.2 / М.: Изд-во РАГС, 2005, 344 с.
25. Разумовская Т. Узы брака, узы свободы. - М.: Мол. Гвардия, 1990. - 222 с.
26. Райгородский Д. Я. Психология семьи: учеб. пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. - Самара: Издательский Дом «БАХРАМ-М». 2002. - 752 с.
27. Серый А. В., Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности /
Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский государственный
университет, 1999 - 92 с.
28. «Социальное воспитание детей, подростков, молодёжи: проблемы формирования социального интеллекта детей-сирот» / Под общ. ред. И. Ф. Головановой, к.п.н. - СПб.:Изд-во, 2014. - с. 111.
29. Хорни К. Наши внутренние конфликты. - СПб, 1997.
30. Хохолуш М. С. Развитие ценностных ориентаций студентов в процессе самостоятельной работы // Гуманитарные научные исследования. 2015. №5
31. Целуйко В. М. Быть вместе нельзя расставаться. Как спасти отношения - Москва: АСТ, Хранитель, 2008. - 254 с.
32. Широких О. Б. Ценностные ориентации профессионально личностной подготовки учителя в России [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http: //nauka-pedago gika. com/
33. Шмелёв А. Г. Острые углы семейного круга. М., 1986. С. 35-38.
34. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекции - М.: Апрель - Пресс, Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2007. - 512 с.
35.Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи 3е изд. - Спб.: Питер, 2002. - 656 с.: ил. - (Золотой фонд психотерапии)
36. Юркевич Н. Г., Красовский А. С., Бурова С. Н. и др. Этика и психология семейной жизни: кн. для учителя. - Мн.: Нар. асвета, 1989 - 286 с.
37. Юрчук В. В. Современный словарь по психологии. - Мн.: Элайда, 2000. - 704 с.
38. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методические проблемы социальной психологии. М., 1975.
39. http://world-psychology.ru/oprosnik-k-tomasa-stil-povedeniya-v-konflikte- 2/
40. http://www.acme-alr.com/?p=386#.V04GZGhki71
41. http://studopedia.ru/8 47206 dispersionniy-analiz.html
42. http://studopedia.ru/15_42467 _strategii-povedeniya-v-konflikte.html
43. http://litresp.ru/chitat/ru/B/bse-bse/boljshaya-sovetskaya-enciklopediya- ko/2473
44. http://studopedia.ru/12 244431 metodi-statisticheskoy-obrabotki- dannih.html
45. ru.wikipedia. org/wiki/Корреляция
46. http: //dic. academic. ru/dic. nsf/enc 1p/23582
47. http://shine-lady.com/otnosheniya/muzhchina-zhenshina/96-kak- nauchitsya-nahodit-kompromissu
48. studopedia.ru/10_155740_metodi-analiza-dokumentov.html
49. Yamal-obr.ru/articles/religiya-i-cennostniy-mir-molodezhi/
50.Studopedia.ru/10_231030_priroda_tsennostey-i-ih-rol-v-sotsialno- gumanitarnom-poznanii.html
51.Ru. Wikipedia.org/wiki/Ценность


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ