ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО - ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ 10
1.1 История основания Ханты - Мансийского автономного округа 10
1.2. Общая характеристика Ханты - Мансийского автономного округа -
Югры 11
1.3. Влияние нефте - газового комплекса на формирование эколого -
экономической ситуации в Ханты - Мансийском автономоном округе - Югре 27
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ВЛАСТИ В ХАНТЫ - МАНСИЙСКОМ
АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ 31
2.1. Система органов государственной власти в Югре 31
2.2 Организация местного самоуправления муниципального образования. 41
2.3. Внешние экономические и политические связи Ханты - Мансийского
округа - Югры 47
ГЛАВА 3. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ХМАО - ЮГРЕ 52
3.1. Государственное регулирование этноконфессиональных процессов в
автономном округе 53
3.2. Религиозный фактор в деятельности национально-культурных
объединений Югры 60
3.3 Культ Югры и формирование территориального патриотизма.
66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ
Региональные политические системы в Российской Федерации практически не изучаются и этим объясняется актуальность работы.
Сам термин «политическая система» был введен в 50 - 60-х годах ХХ века. До этого для описания властных отношений применялись понятия "тип правления", "система правления". Однако, процессы развития общества привели к тому, что гражданин стал не только подчиняться, но и влиять на государство, создавая партии, движения, ассоциации и т.д. Власть перестала быть монополией государства и приняла сложный вид.
Политической системой называют упорядоченную на основе права и иных социальных норм совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в рамках которой проходит политическая жизнь и реализуется политическая власть. Основными элементами политической системы общества являются:
• Институционный (организационный) элемент - выражает внешние проявления политической системы, в него входят те организации и объединения людей, которые вовне представляют политическую систему (государственные органы, общественные объединения, политические партии). Этот элемент является главным в политической системе, он придает ей устойчивость, формирует ее нормативную основу;
• Нормативный элемент - это нормативные основы деятельности политической системы (нормы права, политические нормы, политические обычаи и традиции);
• Функциональный элемент - показывает, как функционируют на практике элементы политической системы (политические действия, политические процессы, акты реализации функций, присущих структурным элементам политической системы);
• Идеологический элемент - включает в себя теории, представления об обществе и путях его развития, различные политические доктрины, а также политическую культуру и, прежде всего, политическое сознание в обществе;
• Коммуникативный элемент - представляет собой каналы, по которым до общества доводится информация о деятельности различных компонентов политической системы, о решениях, принимаемых теми или иными органами (включает в себя все виды СМИ).
По другой классификации, характерными элементами структуры политической системы общества являются:
• совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения);
• политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;
• политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;
• политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;
• политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений.
В современной политической науке существует ряд теорий политической системы общества, наибольшее распространение среди которых получили теории трех американских ученых: Д. Истона, Г. Алмонда и К. Дойча.
Так, Д. Истон в работах «Политическая система» (1953), «Модель для политического исследования» (1960) и «Системный анализ политической жизни» (1965) предложил вневременную модель политической системы, не зависящую от каких-либо социально-экономических или культурных детерминант и построенную путем выделения ее наиболее общих и универсальных зависимостей. Не давая возможности соотнести развитие политической системы с понятием «общественный прогресс», такой подход тем не менее позволил выявить ряд более универсальных отличий жизнедеятельности политической системы.
Чисто содержательно Истон рассматривал политическую систему как совокупность разнообразных, взаимосвязанных видов деятельности, которые влияют на принятие и исполнение решений. При этом сущность политической системы он усматривал в целенаправленном распределении соответствующих ценностей, которые и делали возможной взаимосвязь всех человеческих действий, направляя их на задачи управления. Широта признания ценностей власти со стороны общества признавалась основной предпосылкой жизнестойкости системы. В то же время задача политической системы состояла в обеспечении самосохранения, поддержании собственной жизнедеятельности, стабилизации своего положения при помощи деформирующих факторов.
Последователь Истона и сторонник структурно-функционального подхода Г. Алмонд развивал несколько иной подход к рассмотрению политической системы. По его мнению, главным для нее является не целевой характер функционирования (т.е. распределение властных ценностей), а обеспечение легитимности принуждения, направленного на стабилизацию власти и общества. В этом смысле для анализа системы недостаточно рассматривать взаимодействия лишь институциональных структур.
Принципиальное значение приобретают неформальные (неинституциональные) образования. Соединить же воедино все эти элементы и обеспечить их взаимодействие в целях стабилизации политических порядков могла только политическая культура, которая и занимала в структуре политической системы центральное место. Как полагал Алмонд, «политическая система состоит из взаимодействующих между собой ролей, структур и подсистем и лежащей в их основе культуры». В силу этого и ослабление политической системы наступало прежде всего вследствие ослабления институтов, обеспечивающих социализацию граждан, воспроизводство определенной политической культуры, ввиду нарушения коммуникаций между обществом и государством.
Принципиально иной подход в трактовке политической системы был предложен К. Дойчем, разработавшим ее информационно-кибернетическую модель. В книге «Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля» (1963) он рассмотрел политическую систему как сложную совокупность информационных потоков и коммуникативных связей, определяемых уровнями тех или иных политических агентов, исполняемыми ими ролями, решаемыми задачами, особенностями процессов переработки, передачи и хранения цепи сообщений, а также другими причинами и факторами.
Дойч исходил из того, что политическая система представляет собой целенаправленно организованную совокупность информационных связей, направленных в конечном счете на управление и целенаправленное регулирование политических объектов. При этом он различал личные (персональные и неформальные) коммуникации; коммуникации, осуществляемые посредством организаций (правительством, партиями, лоббистскими структурами), и коммуникации, проходящие через специальные структуры - печатные или электронные СМИ.
Так же этим вопросом занимались: Людвиг фон Берталанфи, Чарльз Эндрейн и Клод Леви - Стросс; наши соотечественники: Ф.А. Бурлацкий, А.А. Галкин, А.И. Соловьев, Б.А. Исаев и другие.
Актуальность темы обусловлена прежде всего особенностями региона, а так же тем, что развитие округа Югры не должно основываться только на природной, сырьевой базе - а должно иметь альтернативные пути движения и развития региона. Так же новизна исследования заключается в том, что работа посвящена региональной политической системе, о которых мало что известно.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра входит в число наиболее динамично развивающихся российских регионов с привлекательным инвестиционным климатом. Округ прочно удерживает 2-е место после Москвы по объёмам капитальных вложений среди субъектов Российской Федерации.
В настоящее время главной задачей социально-экономической политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является реализация основных приоритетных программ, к ним следует отнести выполнение социальных обязательств перед гражданами, повышения качества жизни населения, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизацию внутреннего спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес. Основу экономики округа составляет промышленность, базирующаяся на эксплуатации месторождений нефти и газа.
Ханты-Мансийский автономный округ обладает высоким инвестиционным потенциалом. Рациональное сочетание возможностей федерального и регионального законодательства в области инвестиционной политики позволило создать условия для формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе и привлечения инвестиций в реальный производственный сектор. Это говорит о больших перспективах развития инвестиционного и финансового рынков, как внутреннего, так и внешнего значения. Об этом дает основания полагать то, что администрация округа заинтересована в привлечении в экономику региона как отечественных, так и зарубежных инвестиций. Для создания благоприятного инвестиционного климата в регионе Администрация округа ведет работу по формированию правовой базы, стимулированию разведки и разработки новых месторождений полезных ископаемых.
Формирование нормативно-правовой базы по созданию привлекательного инвестиционного климата на территории округа - одна из важнейших задач, решению которой уделяет внимание Губернатор и депутаты Думы автономного округа. Разрабатываемые нормативные акты должны быть посвящены закреплению правовых начал функционирования экономической системы региона на принципах и условиях проведения рыночной политики.
Объектом исследования является политическая система Ханты- Мансийского автономного округа - Югры.
Предметом исследования являются политические процессы в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре как одном из субъектов Российской Федерации, характеризующие политическое управление регионом и механизм осуществления политической власти.
Цель данной работы - выявить характерные особенности политической системы Ханты - Мансийского Автономного Округа в начале XXI века.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Определить историко - географические особенности образования ХМАО- Югры;
- Проанализировать систему власти в ХМАО;
- Выявить содержание основных региональных политических процессов в ХМАО - Югре;
- Рассмотреть феномен формирования регионального патриотизма на примере Югры.
Теоретической основой исследования служили научные труды исследователей политических систем Д. Истона, Г. Алмонда, К. Дойча, а также наших соотечественников, посвященные проблемам, анализу сложившейся ситуации и достижениям в автономном округе, таких как Аксенова А.А., Тюгашев Е.А,, Выдрина Г. А., Попков Ю.В., Мюллер И.Б. и другие.
Источниковой базой исследования выступили работы классиков политологии по проблемам политических систем, а также данные исследований социально-экономической и политической ситуации в Ханты- Мансийском автономном округе - Югра.
В ходе исследования были использованы такие методы, как анализ, синтез, диалектический, исторический, опрос общественного мнения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемых источников и литературы и приложений.
Интерес к данной теме заключается в том, что на данный момент времени в России приоритетное значение приобрело стимулирование развития регионов.
На сегодняшний день Ханты-Мансийский автономный округ - это перспективный, развивающийся высокими темпами регион. В связи с этим, в ближайшем будущем не предвидится никаких проблем с развитием региона, в связи с богатыми природными и рекреационными ресурсами, иностранными капиталовложениями (внешнеэкономическая деятельность) и стремительно набирающему популярность этническому туризму, который, в свою очередь, привлекает не только жителей нашей страны, но и туристов со всего мира.
Югра является регионом - донором, одним из наиболее богатых регионов нашей страны. Нефте - и - газо - добыча и затем обработка, электроэнергетика занимают первые строчки по количеству добытого в округе сырья. Наиболее крупные акционерные нефтяные компании, которые занимаются добычей нефти и газа: «ЛУКойл — Западная Сибирь», «Газпром трансгаз Югорск», «Сургутнефтегаз», «Юкос», «Тюменская нефтяная компания», «Сиданко», «Славнефть».
Это говорит о больших перспективах развития инвестиционного и финансового рынков, как внутреннего, так и внешнего значения. Об этом дает основания полагать то, что администрация округа заинтересована в привлечении в экономику региона как отечественных, так и зарубежных инвестиций. Для создания благоприятного инвестиционного климата в регионе Администрация округа ведет работу по формированию правовой базы, стимулированию разведки и разработки новых месторождений полезных ископаемых.
Происходит возрастание значимости мобилизации региональных внутренних ресурсов, где важнейшим выступают из которых управление социально-экономическим и политическим развитием региона.
Ханты-Мансийский автономный округ обладает высоким инвестиционным потенциалом. Рациональное сочетание возможностей федерального и регионального законодательства в области инвестиционной политики позволило создать условия для формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе и привлечения инвестиций в реальный производственный сектор.
Закрепленные в Конституции Российской Федерации принципы организации местного самоуправления в настоящее время получают дальнейшее развитие в Федеральном законодательстве, в Конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, в их законодательстве, что на мой взгляд должно обеспечить постепенное реформирование, возможно модернизацию системы государственного устройства страны на принципах демократии и народовластия.
Формирование нормативно-правовой базы по созданию привлекательного инвестиционного климата на территории округа - одна из важнейших задач, решению которой уделяет внимание Губернатор и депутаты Думы автономного округа. Разрабатываемые нормативные акты должны быть посвящены закреплению правовых начал функционирования экономической системы региона на принципах и условиях проведения рыночной политики.
Претворение в жизнь федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» — не только вопрос эффективности работы местных органов власти, но и вопрос политической стабильности в стране.
Политическую элиту ХМАО составляют в первую очередь губернатор, кем на данный момент является Комарова Наталья Владимировна - представитель «Единой России», члены Правительства ХМАО, депутаты Думы Ханты - Мансийского округа, в числе которых есть представители коренных малочисленных народов Севера, Судебные органы, которые играют важную роль в управлении регионом. Названные политические субъекты в решающей степени определяют характер и направление развития региональной политической системы Югры, одновременно являясь ее важнейшими институциональными элементами.
На сегодняшний день округ стремительно развивается, благодаря широкой поддержке со стороны как Правительства РФ так и Правительства, собственно Югры. Немаловажную роль играет поддержка коренных малочисленных народов «Ханты-Мансийский автономный округ. -Югра является местом исконного проживания коренных малочисленных народов».
Определение коренных малочисленных народов, для которых территория автономного округа является местом исконного проживания, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.» , реализации целевых и государственных программ.
Идеология Югры является региональной идеологией, и она не отдает предпочтения ни одному этносу или конфессии. Пропагандируемый органами государственного управления в автономном округе культ Югры - это не культ обских угров. Это культ Югорской земли и всех тех, кто связали с ней свою судьбу, надеясь на лучшее будущее.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, цель - выявить характерные особенности политической системы Ханты - Мансийского автономного округа в начале XXI века достигнута.
1. Источники
1.1. Аппарат Губернатора Ханты - Мансийского автономного округа.
[электронный ресурс] //Режим доступа:
http://www.stategovernor.admhmao.ru: свободный. Дата обращения 21.04.2016.
1.2. Избирательная комиссия ХМАО ЮГРА. [электронный ресурс] //Режим доступа: ikhmao@admhmao.ru: свободный. Дата обращения 4.03.2016.
1.3. Местное самоуправление и конституционное правосудие (часть 2). [электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.yabloko.ru/municipal/library/Mestnoe_samoupravlenie_constitu zionnoe_pravosudie_constitutsionalizatsya_munitsipalnoj_demokratii_rossii -2: свободный. Дата обращения 30.04.2016.
1.4. О статусе и границах муниципальных образований ХМАО - Югры // Единая справочная служба «Кодекс» и «Техэксперт» [электронный ресурс] //Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/411702335: свободный. Дата обращения 24.04.2016.
1.5. Официальный сайт Администрации Ханты - Мансийского автономного округа [электронный ресурс] Режим доступа http://www.admhmao.ru/wps/portal/hmao/ob_okruge/obschie_svedenyia/:: свободный. Дата обращения 24.04.2016.
1.6. Официальный сайт Думы Ханты - Мансийского автономного округа [электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.dumahmao.ru: свободный. Дата обращения 11.04.2016.
1.7. Официальный сайт Ханты - Мансийского автономного округа - Югры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.admhmao.ru/wps/portal/hmao, - Проверено 24.04.2016.
1.8. Прокуратура Ханты - Мансийского автономного округа. [электронный
ресурс] //Режим доступа:
http://www.admhmao.ru/wps/portal/hmao/organy_vlasti/sudebnye/prokuratu ra: свободный. Дата обращения 10.04.2016.
1.9. Региональное отделение партии «Единая Россия» в Ханты - Мансийском автономном округе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hmao.er.ru/, - Проверено 30.04.2016.
1.10. Сайт Конституции Российской Федерации. [электронный ресурс]
//Режим доступа: http://constitution.garant.ru/region/ustav_ugri/:
свободный. Дата обращения 30.04.2016.
1.11. Режим доступа: http://constitution.garant.ru/region/ustav ugri/chapter/9/, - Проверено 26.04.2016.
1.12. Окружная социологическая служба / Югра, ХМАО, социология, аналитика, онлайн опросы / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.xn--80af3b0c.xn--80asehdb/ , Проверено 1.05.2016.
1.13. Прокуратура Ханты - Мансийского автономного округа. [электронный
ресурс] //Режим доступа:
http://www.admhmao.ru/wps/portal/hmao/organy_vlasti/sudebnye/prokuratu ra: свободный. Дата обращения 10.04.2016.
1.14. Социологическая служба Ханты - Мансийского автономного округа - Югры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--80af3b0c.xn-- 80asehdb/, - Проверено 24.04.2016.
1.15. Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры (с изменениями и дополнениями) Югры [электронный ресурс] // Режим доступа: http://constitution.garant.ru/region/ustav_ugri/:
свободный. Дата обращения 30.04.2016.
2. Литература
2.1. Бакулин В.В., Козин В.В., Орлова Т.К., Смирнов И.И., Элерт Н.Н. «География Ханты-Мансийского автономного округа»: Учебное пособие для 8-9х классов. - Москва: Экопрос, 1996 г.
2.2. Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 9-е издание, стереотип. - Москва: Дрофа, 2004 .
2.3. Большаков А. Г. Политический конфликт / А. Г. Большаков // Категории политической науки : очерки / А. Г. Большаков, В. Ю. Дубровин, О. И. Зазнаев, Н. П. Игнатьев, М. Ю. Несмелова, С. А. Сергеев, М. Х. Фарукшин ; под ред. М. Х. Фарукшина. - Казань., 2007. - Гл. 8. - С. 237-273.
2.4. Гурвич И.Г. Гистологические основы биологии// Избранные труды: (Теоретические и экспериментальные исследования). - М., 1977. - с.87.
2.5. Добринский Л.Н, Плотников В.В. Экология ХМАО. - Тюмень: СофтДизайн, 1997.
2.6. Дзятковкая, Е. Н. Югра- моё наследие : 2 класс : региональный учебник для учащихся по экологическому и этнокультурному образованию / Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный. - Ханты-Мансийск, 2015. - с. 143 .
2.7. Западная Сибирь: История поиска (две части). Публицистический научно - популярный сборник / ред. - составитель Л.В. Цареградская. - Екатеринбург, 2008 г.
2.8. История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до конца XX века: хрестоматия. Екатеринбург, 1999. - с. 304.
2.9. История Югорской земли в документах (с древнейших времён до 1917 года)., 2005. [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.db.inforeg.ru/Inet/GetEzineByID/269708: свободный. Дата обращения 20.04.2016.
2.10. Косиков И., Косикова Л. Ханты - Мансийского автономного округа. Модель этнологического мониторинга. - М., 1998).
2.11. Котельникова Г. Н.; Грошева Т.А.,. Мищенко В.А, Семенов А. Н., Семенова В.В. - Ханты-Мансийск : РИО ИРО. - 2014. - № 1 (32) . - 226 с.
2.12. Корепанов Г.С. Предисловие// Социокультурная динамика Ханты - Мансийского автономного округа сегодня и в перспективе XXI века: Федеральный и региональный аспекты: Сб. тез. к Всероссийской науч. - практ. конф. Секция 1-2. - Сургут, 1998. - с.3.
2.13. Кузеев Р.Г. Демократия. Гражданственность. Этничность. - М., 1999). - с.91.
2.14. Куриков В. ХМАО: с верой и надеждой в третье тысячелетие. - Екатеринбург: ИД «Зевс», 2000.
2.15. Мархинин В.В., Удалова И.В.Этнос в ситуации выбора будущего: (По материалам социологического исследования образа жизни хантов, манси и ненцев Нижневартовского района Ханты - Мансийского автономного округа). - Новосибирск, 1993.
2.16. Макаркин А. Война между «севером» и «югом». Или как повысить рейтинг в пять раз// Политика. - 2001. - № 9.
2.17. Пугачев В., Соловьев А. Введение в политологию // Библиотека Гумер - Политология. [электронный ресурс] Режим доступа: http://socio.escience.ifmo.ru/matherials/217/: свободный. Дата обращения 10.04.2016.
2.18. Рекомендации конференции// Социокультурная динамика Ханты - Мансийского автономного округа сегодня и в перспективе XXI века: Федеральный и региональный аспекты: Сб. докл. - с 188.
2.19. Северный регион: экономика и социокультурная динамика. - Сургут, 2000:Социокультурная динамика Ханты - Мансийского автономного округа сегодня и в перспективе ХХ1в : Федеральный и региональный аспекты: Сб. докл. Всероссийск. научн.- практ. конф. - Сургут, 1999.
2.20. Сергеев, М. Х. Фарукшин ; под ред. М. Х. Фарукшина. - Казань., 2007. - Гл. 8. - С. 237-273.
2.21. Старков В. Д., Тюлькова Л. А. Геологическая история и минеральные богатства Тюменской земли. - Тюмень: ИПП «Тюмень», 1996.
2.22. Чиркин В.Е. Предметы ведения федерации и ее субъектов:
разграничение, сотрудничество, субсидарность // Государство и право.
- 2005. - №5. - с. 5 - 12.
2.23. Черняк Я.С. Проблемы гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в социокультурном пространстве северного города: (На материалах Ханты - Мансийского автономного округа): Автореф. дис... канд. филос. наук, - М., 1999.; Черняк Я.С. Этносы и конфессии в социокультурном пространстве северного города. - М., 1999.
2.24. Шашков А.Т. История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: Учеб. для старших классов. Екатеринбург: НПМП "Волот", 1999. с.- 472.
2.25. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра в цифрах, 2013 год: краткий статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре, 2014. [Ханты-Мансийск, 2014]. 229 с.
2.26. ХМАО - Югра: Обские угры. Под ред. А. Щукина. - Тюмень: ИФО «Тюмень», 2005.
2.27. ХМАО - Югра: Сказание о земле Югорской. Под ред. А. Щукина. - Тюмень: ИФО «Тюмень», 2005.
3. Электронный ресурс
3.1. Аборигенов ХМАО решили поддержать на федеральном уровне // информационное агентство «Служба новостей "ЮграРКО"» от 25 апреля 2016. [электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.ugrapro.ru: свободный. Дата обращения 29.04.2016.
3.2. Губернаторы «тюменской матрешки» вошли в рейтинг лучших лоббистов // интернет - газета Znak [электронный ресурс] //Режим доступа: https://www.znak.com: свободный. Дата обращения 29.04.2016.
3.3. Деловой журнал Neftegaz.RU [Электронный ресурс] : [web-сайт] / Добыча нефти в Тюменской области за 1-й квартал 2016 г выросла на 11% до 3 млн т. - 2016. - Режим доступа: http://neftegaz.ru/ news/ctg/dobycha/. - Загл. С экрана. - 28.04.2016.
3.4. Деловой журнал Neftegaz.RU [Электронный ресурс] : [web-сайт] / Газпром в 2016 г планирует направить на реализацию проектов в ХМАО 12,8 млрд руб. - 2016. - Режим доступа: http://neftegaz.ru/ news/ctg/dobycha/. - Загл. С экрана. - 24.03.2016.
3.5. Информационное агентство Югра PRO [Электронный ресурс] : [web- сайт] / В Ханты-Мансийск в 2016 приехало 2296 иностранных граждан
- это целая армия людей. Работы нет, а они прибывают . - 2016. - Режим доступа: http://www.ugrapro.ru/category/politics/. - Загл. с экрана.
- 23.04.2016.
3.6. Информационный портал «Страна. Ru». [электронный ресурс] Режим доступаhttp://strana.ru/places/25870/info:: свободный. Дата обращения 14.03.2016.
3.7. Информационное агентство REGNUM. [электронный ресурс] //Режим доступа: http://regnum.ru/news/economy/59722.html: свободный. Дата обращения 17.04.2016.
3.8. ИнфоТЭК: статистика, документы, факты. 2000. . [электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.geogmap.ru/sydols-243-8.html : свободный. Дата обращения 17.04.2016.
3.9. Молдаханова Т.А. Деятельность ассоциации «Спасение Югры» по сохранению духовной культуры коренных народов//Коренные народы. Нефть. Закон. - с. 110.
3.10. Политическая система // Справочник юриста [электронный ресурс] Режим доступа: http://sudru.ru/: свободный. Дата обращения 10.04.2016
3.11. Понятие и основные элементы политической системы общества // Информационный ресурс Студопедия. Орг - 2014 -2016 год. [электронный ресурс] Режим доступа: http://studopedia.org/8- 187229.html: свободный. Дата обращения 20.03.2016.
3.12. Основные теории политических систем // Гуманитарно - правовой портал PSYERA. [электронный ресурс] Режим доступа: http://psyera.ru/osnovnye-teorii-politicheskih-sistem_8559.htm: свободный. Дата обращения 20.04.2016.
3.13. Российское Информационное «Агенство URA.Ru» [электронный ресурс] //Режим доступа: http://ura.ru/story/203: свободный. Дата обращения 11.05.2016.
3.14. Сопочин Л. Кто нас спасет кроме Торума?// Новости Югры. - 1995. - 28 февр.
3.15. Федеральная служба государственной статистики - Россат.
[электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/popula tion/demography/: свободный. Дата обращения 24.04.2016.
3.16. ХМАО - Югра: Обские угры. Под ред. А. Щукина. - г. Тюмень: ИФО «Тюмень», 2005. [электронный ресурс] Режим доступа: http://ek.mubis.ru/: свободный. Дата обращения 20.04.2016.
4. Справочная литература
4.1. Атлас - путеводитель «Окно в Югру». 1930 - 2005. [авт. - сост. В.М. Куриков]. - Екатеринбург, 2005. С 116, 117.
4.2. Западная Сибирь: История поиска (две части). Публицистический
научно - популярный сборник / ред. - составитель Л.В. Цареградская. - Екатеринбург, 2008. [электронный ресурс] Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2012/01/11/istoriya-khmao-s- drevnosti-do-nashikh-dney-chast-1: свободный. Дата обращения
20.04.2016.
4.3. Зубайдуллин А.А. Современное общество и природа. Кризис взаимоотношений// Религия и экология: Материал научно - практической конференции 19 декабря 1997. - Мегион, 1998. - с. 16.
4.4. Коренные малочисленные народы Севера Ханты - Мансийского автономного округа: (Опыт - проблемы - перспективы): Информационный сборник. - Ханты - Мансийск, 2001. - с.28.
4.5. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу// Полн. собр. соч. - Т.24. - с.131.
4.6. Люби и знай свой край родной. Электронный атлас: [электронный ресурс] : Электрон. текст. дан. - Ханты-Мансийск: ОАО НПЦ Мониторинг: ООО Сибпромкомплекс, 2004. - 1 электрон. оптич. диск (СТ)-ИОМ):цв. - (Ханты - Мансийский автономный округ - Югра. Для средней школы). - Загл. с этикетки диска. Режим доступа: school8.admsurgut.ru/win/download/763/: свободный. Дата обращения 21.04.2016.
4.7. Макаркин А. Война между «севером» и «югом». Или как повысить рейтинг в пять раз// Политика. - 2001. - № 9.
4.8. Мюллер И.Б.. Нравы и обычаи остяков. [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.db.inforeg.ru/Inet/GetEzineByID/269733: свободный. Дата обращения 20.04.2016.
4.9. О генетической концепции системного подхода // Фофанов В.П. Социальная деятельность как система. - Новосибирск, 1981.
4.10. Российский энциклопедический словарь. Москва. Научное издание
«Большая Российская энциклопедия.» 2000. Часть 1 и Часть 2.
4.11. Тузиков А.Р Роль идеологии в управлении социально - политическими процессами современности// Социальное управление: Теория и практика: Тезисы докладов и сообщений республиканской научно - практической конференции. - Казань, 1997. - с. 17-18.
4.12. Электронное издание: ХМАО - Югра. Комитет по информационным ресурсам,2010 г
4.13. Электронное издание: энциклопедия ХМАО - Югра, 2009. с - 32.
4.14. Экономическая библиотека. [электронный ресурс] Режим доступа: http://econom-lib.ru/4-38.php: свободный. Дата обращения 14.03.2016.
4.15. Энциклопедия ХМАО - Югра, 2009. [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.encyclopedia.ru/cat/online/detail/38085/: свободный. Дата обращения 20.04.2016.