Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ В ЛИНГВИСТИКЕ

Работа №84299

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

русский язык

Объем работы98
Год сдачи2016
Стоимость5730 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
186
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ
В ЛИНГВИСТИКЕ 9
1.1. О денотате глагола 9
1.2. Проблемы классификации глаголов в русской грамматической науке ... 16
1.3. Понятие глагола физического действия 22
1.4. Классификация глаголов физического действия в русской грамматике . 28
Выводы по I главе 39
ГЛАВА II. ГЛАГОЛЫ ФИЗИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
И.А. БУНИНА 41
2.1. Особенности идиостиля И.А. Бунина 41
2.2. Функционально-семантические особенности глаголов физического
действия в произведениях И.А. Бунина 48
2.3. Деривационные семантические изменения в структуре глаголов
физического действия в произведениях И.А. Бунина 58
Выводы по II главе 68
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАГОЛОВ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 71
3.1. Методические рекомендации по изучению глагольной лексики русского
языка в школе 71
3.2. Изучение глагола как самостоятельной части речи в 7 классе (на
материале произведений И.А. Бунина) 80
Выводы по III главе 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Актуальность исследования. Функционирование глаголов физического действия в художественном тексте - тема, относящаяся к области исследования произведений художественной литературы в аспекте лингвистического анализа структуры текста. Под функциональным подходом в лингвистическом анализе художественного текста понимают такой подход, при котором семантика и форма языковой единицы рассматриваются с точки зрения их текстообразующих функций. При выполнении данной функции, семантика и форма языковой единицы превращают её в средство по созданию художественного текста (художественное средство).
Исследователи A.A. Потебня [53], В.В. Виноградов [20], H.B. Щерба [72], Л.Ю. Максимов [41], Н.М. Шанский [68], H.A. Кожевникова [33], И.И. Бакланова [11] и другие представили в своих лингвистических работах классические образцы функционального подхода при анализе художественных текстов. На сегодняшний день благодаря развитию когнитивистики и становлению когнитивной лингвистики как отдельного направления в лингвистических исследованиях вопросы функционального подхода при анализе текстов сменяются когнитивно-концептуальным подходом.
При нём анализ текста производят с позиции знания интерпретаторов об авторах текста, о денотатах и инвенциях текста, о пресуппозиции текста, о причине избрания авторами тех либо иных композиций (диспозиций) текста и т.д., иными словами, обо всём том, что составляет дискурс текста, который создаётся вербализованными и невербализованными его составляющими. По мнению Л.В. Поповской, знание интерпретатора о семантике и форме языковой единицы как вербализованной составляющей дискурса и, соответственно, как художественного средства является знанием особенностей текстовой элокуции [Поповская 2006: 14].
Функционирование языковых единиц - это процесс актуализации и взаимодействия речевых единиц, классов и категорий той языковой системы, которой владеет каждый член данного языкового коллектива. Живые процессы функционирования осуществляются в речевой практике, но правила и типы функционирования языковых единиц относят к системам и нормам языка, к языковому строю (указывая на его активные, динамические компоненты). Именно данные правила и типы применяют для функционально-грамматических описаний. Конкретный факт речи здесь выступает как репрезентация и частная реализация описываемого типа, тенденции, правила и закономерности.
Как указывает А.В. Бондарко, понятия «функционирования языковых единиц» включают в себя:
- отбор говорящими (пишущими) средства, необходимого для передачи смыслов высказывания, что предполагает возможности отбора тех средств, которые в наивысшей степени соответствуют замыслу говорящего;
- взаимодействие структуры и функции единиц, которые относят к различным аспектам и уровням в языковой системе;
- преобразования функции - потенции в функцию, выступающую как достигаемая цель [Бондарко 1984: 39].
Обращение к глаголам физического действия обусловлено, прежде всего, тем, что они являются базовыми в произведениях художественной литературы. Кроме того, рассматриваемые формы глаголов характеризуются особыми функциями, приобретаемыми в определенных контекстных условиях. Под функцией в настоящей работе понимается предназначенность языкового элемента как части коммуникативного целого служению в предложении или в тексте.
Проблемы функционирования глаголов физического действия на уровне текста приобретают актуальность в связи с их выдвижением в качестве высших единиц в системе уровней языка. Выход за рамки отдельных предложений и изучение глаголов физического действия в связном тексте приводят к расширению знания о самих формах глагола, что позволяет выявлять их семантические и стилистические потенциальные составляющие. В последние десятилетия произошла актуализация интегрального подхода в изучении семантики, которая позволяет описать лексическую и грамматическую семантику принципиально одними и теми же научными словами, выявляя у них одни и те же смыслы.
В данном аспекте значимым является то, что художественные тексты, благодаря общему интересу лингвистики к изучению дискурса, рассматриваются как сложные знаки, которые выражают знание писателя о действительности, воплощенное в его произведениях как индивидуально-авторская картина мира. Благодаря возросшему интересу к изучению функционально-смысловых сторон языковых единиц внимание значительного числа учёных привлекают семантические классы русских глаголов. Именно глаголы физического действия способны обозначать не отдельное явление, а явление - ситуацию, явление - отношение, действие - отношение.
В научной литературе вопросы о выделении глаголов физического действия как самостоятельного лексико-семантического класса являются сложными и спорными. Исследователи, выделяющие их (работы P.M. Гайсиной [22], Э.В. Кузнецовой [37], Л.Г. Бабенко [10], И.Т. Вепревой [19] и др.), определяют данную категорию глаголов как лексико-семантическое поле, внутри которого разграничиваются, присутствуют менее крупные объединения (под-поля, лексико-семантические группы) глаголов. Глаголы физического действия рассматриваются или как самостоятельный объект изучения (работы Т.П. Акимовой [6], И.Ю. Андрианова [8], М.В. Румянцевой [61]), или в качестве составной части более крупного объединения (работы Л.Г.Бабенко [10], Л.М.Васильева [18], Р.М. Гайсиной [23] и др.).
Как указывает Р.М. Гайсина, «данная группа глаголов представляет собой область пересечения нескольких лексико-семантических групп - глаголов поведения, чувства, речи - с семантическим полем глаголов физического действия» [Гайсина 1981: 104]. Сложная семантическая структура, возможное определение одних и тех же лексем и в качестве глагола физического действия, и в качестве глагола речи, эмоциональных состояний, поведения оставляют вопросы о том, какие глаголы образуют группу физического действия, актуальными и дискуссионными.
Изучение глаголов на материале художественной литературы представляется важным и необходимым, так как это позволяет, с одной стороны, раскрывать закономерности в функционировании языковой системы, а с другой - видеть особенности авторского стиля, индивидуальные речевые употребления языковых единиц. В данной ситуации наибольший интерес представляют произведения русской литературы первой половины XX столетия, отражающие важнейший период в истории страны.
Коренное преобразование общественных устоев определенным образом повлияло на отношения между людьми во всех сферах жизни, что стимулировало необходимость осмысления этих процессов выдающимися художниками слова и не могло не отражаться в их произведениях, в которых на языковом уровне отмечено активное употребление соответствующих средств для описания человеческих отношений. Обращение к текстам классика русской литературы - И.А. Бунина - помогает воссоздавать широкую картину отношений между людьми, выявлять особенности использования языковых средств.
Таким образом, актуальность данного исследования связана с необходимостью более глубокого проникновения в систему приёмов известного писателя. Установление особенностей функционирования слова как единицы лексикона и выявление роли слова на пути к пониманию текста позволяет осуществить многоаспектный, многоуровневый анализ глагольных лексем в плане языкового и речевого потенциала в идиостиле И.А.Бунина.
Объект исследования - глагольная лексика, используемая для передачи физического действия.
Предмет исследования - функционально-семантические свойства глаголов, выражающих физическое действие в художественном дискурсе И.А. Бунина.
Цель исследования - описание глагольных лексем с позиции индивидуально-авторского знания, с последовательным учётом особенностей в процессе функционирования глаголов физического действия в ткани художественного произведения и исследованием глубинного механизма при функционировании слова.
Задачи исследования:
1) рассмотреть теоретические проблемы исследования глаголов в современной лингвистике;
2) выявить особенности функционирования глаголов физического действия в произведениях И.А. Бунина;
3) разработать методические рекомендации по изучению глагольной лексики русского языка в средней общеобразовательной школе (на материале произведений И.А. Бунина).
При выполнении поставленных целей и задач в рамках настоящего исследования использовались следующие методы: описательный,
включающий наблюдение и интерпретацию языковых единиц; компонентный анализ; контекстуальный анализ, раскрывающий изменение смысловой структуры глаголов физического действия; приемы количественного анализа.
Материалом исследования послужили глаголы физического действия в произведениях И.А. Бунина, извлеченные методом сплошной выборки. Основными единицами наблюдения являются глагольные словоформы, зафиксированные в высказываниях, равных предложениям. Основными источниками языкового материала являются рассказы и повести писателя И.А. Бунина за 1890 - 1949 гг.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что в работе рассмотрены глаголы как средства выражения физического действия в произведениях И.А. Бунина; выявлено семантическое изменение в смысловых структурах функционирующих глаголов физического действия, которые отражают общеязыковую закономерность и индивидуально-авторское употребление.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Реконструкция семантической структуры глаголов физического действия, сложившейся в языке, и сопоставление этой структуры со смысловой структурой глагольных словоформ, функционирующих в контексте, дали возможность выявить закономерности реализации категориально-лексической семы «физические действия». В произведениях писателя И.А. Бунина наиболее употребительными являются глаголы физического действия, которые обозначают эмоционально-оценочные отношения и их внешние проявления. Эмоционально-оценочные отношения имеют, как правило, положительный характер.
В рамках настоящего исследования нами установлено, что физические действия в произведениях И.А. Бунина выражены чаще всего глаголами, употребленными в основном лексическом значении, реже - глаголами других лексико-семантических групп в результате семантической деривации, в составе глагольно-именных сочетаний и в формулах речевого этикета. В основных лексических значениях физические действия чаще всего выражены глаголами эмоционально-оценочного отношения любит / полюбит, нравится / понравится, ненавидеть и др., а также глаголами внешнего проявления отношения целовать / поцеловать, обнимать / обнять и глаголами контакта познакомиться, жениться.
Глаголы физического действия представлены лексемами, которые обозначают действия с позитивной коннотацией. Автор употребляет глаголы, которые обозначают интенсивные позитивные действия: любить / полюбить, влюбляться / влюбиться, и глаголы, обозначающие интенсивные отрицательные эмоционально-оценочные отношения: ненавидеть,
возненавидеть, презирать.
Интегральная сема «способ внешнего проявления отношения» может реализоваться в дифференциальном признаке «речь» в значении глаголов благодарить / поблагодарить, благословлять, хвалить; оскорбить, угрожать, грозить, поносить; в дифференциальном признаке «действие» в значении глаголов обнимать / обнять, целовать / поцеловать, поклониться; в дифференциальном признаке «поведение» в значении глаголов ухаживать, смилостивиться, издеваться, обидеть; в дифференциальном признаке «мимика» в значении глаголов ухмыляться, хмуриться.
Интегральная сема «характер контакта» реализуется в дифференциальном признаке «поддерживание контакта» в значении глаголов жениться, повенчаться; в дифференциальном признаке «установление контакта» в значении глаголов познакомиться, познакомить, представиться; в дифференциальном признаке «прерывание контакта» в значении глаголов поссориться, поругаться.
В смысловой структуре глаголов отмечаются семантические изменения деривационного характера. В результате деривационных семантических изменений физические действия в произведениях И.А. Бунина выражаются глаголами разных лексико-семантических групп: «интеллектуальная
деятельность», «перемещение», «речевая деятельность». Это глаголы, в основном значении содержащие категориально-лексическую сему «интеллектуальная деятельность» (оценивать, поглядывать, посматривать), «перемещение» (выйти, бросить, сойтись, выскочить), «физиологическое действие» (расцеловать, перецеловать), «эмоциональное состояние» (улыбаться / улыбнуться, плакать / заплакать по (о, над), зарыдать, бояться, скучать), «качественное состояние» (коситься / покоситься), «владение» (беречь, принимать / принять).
Такие лексемы представлены в анализируемых текстах довольно широко. Это свидетельствует о том, что семантическая деривация является активным источником пополнения глаголов физического действия в языке, и И.А. Бунин в полной мере использовал языковые ресурсы. Часто в процессе семантической деривации изменению подвергаются признаки, характеризующие интегральную сему «характер объекта»: нейтрализуется дифференциальный признак «неодушевленность объекта» и актуализируется дифференциальный признак «одушевленность».
В ходе настоящего исследования выделены центральные и периферийные элементы подполя глаголов физического действия, отмечены авторские употребления глаголов при выражении физических действий, словообразовательные окказионализмы и случаи изменения сочетаемых возможностей глагольных слов. Функционирование глаголов в произведениях И.А.Бунина отражает как общеязыковые закономерности, так и особенности, обусловленные своеобразием авторского стиля, содержанием произведений.
В рамках настоящего исследования нами были проанализированы учебно-методические программы по русскому языку с 1 по 11 классы: А.В. Поляковой, М.М. Разумовской, М.Т. Баранова, В.В. Бабайцевой, Р.Н. Бунеева. С помощью языка человек овладевает культурным наследием и культурой современного общества. Русский язык в школе выполняет две функции: он является, во-первых, предметом изучения и обучения ему, во- вторых, средством изучения всех остальных предметов. Кроме того, русский язык - величайшая сокровищница национальной духовной культуры русского народа, хранилище его духовно-нравственных представлений и идеалов. Таким образом, русский язык изучают на всем протяжении школьного обучения.
Мы выявили, что обучение строится с учётом возрастных особенностей учащихся и ориентировано на всестороннее развитие личности. На основе сравнений, обобщений, наблюдений даётся новый материал. Школьники знакомятся с правилами и закрепляют знания на многочисленных упражнениях. Разные программы предлагают разные подходы к последовательности изучения, распределению материала по классам.
Одной из ведущих задач изучения глагола является развитие устной и письменной речи учащихся, включая обогащение словарного запаса детей новыми глаголами и развитие умения точно употреблять слова в связной речи. Для более успешного решения этой задачи рекомендуется в процессе изучения глагола проводить работу над синонимами, антонимами, познакомить с многозначностью слов. Причём задача развития речи должна решаться на всех этапах рабаты по теме «Глагол».
Также в ходе исследования нами представлен конспект урока, в рамках которого учащиеся 7 класса изучают глагол и его место в системе современного русского языка. Материалами урока стали примеры из произведений И.А. Бунина. В ходе занятия мы разбираем с учащимися понятие «глагол» (что делать? что сделать?), его виды (совершенный, несовершенный), время (настоящее, прошедшее, будущее), грамматические признаки (лицо, число, род, наклонение, спряжение), роль в предложении (сказуемое, действие). Посредством изучения глагола мы помогаем учащимся развивать речь; прививаем навыки правописания; привлекая к уроку в качестве обучающего материала произведения русских авторов, развиваем умение работать с художественным текстом.



1. Бунин И.А. Собрание сочинений в 4 томах. /И.А. Бунин. - М.: Молодая Гвардия, 1984.
Специальная литература
2. Аверьянова А.П. Функционирование фразеологических единиц: на материале произведений И.А. Бунина. /А.П. Аверьянова. - М.: Изд. Моск. ун¬та, 1999. - 217 с.
3. Авилова Н.С. Вид и семантика глагольного слова. /Н.С. Авилова. - М.: Наука, 1976. - 328 с.
4. Авилова Н.С. О глаголе ВОЯТЬ у И.А. Бунина в «Божьем древе» /Н.С. Авилова // Русская речь, 1999. - № 4. - С. 30 - 31.
5. Айхенвальд Ю. Иван Бунин // И. Бунин. Избранная проза. /Ю. Айхенвальд. - М.: ACT Олимп, 1996. - С. 579 - 608.
6. Акимова Т.П. Коммуникативно-прагматические особенности глаголов межличностных отношений: дисс. канд. филол. наук. /Т.П. Акимова. - Волгоград: 2003. - 272 с.
7. Алисова Т.Б. Очерки синтаксиса современного итальянского языка. /Т.Б. Алисова. - М.: Либроком, 2009. - 296 с.
8. Андрианов И.Ю. Семантический потенциал заглавий в поэзии И.А. Бунина /И.Ю. Андрианов // Филологические науки, 1990. - № 5. - С. 100 - 103.
9. Афанасьев В.А. И.А. Бунин / В.А. Афанасьев. - М.: Просвещение, 1966. - 384 с.
10. Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста / Л.Г. Бабенко и др. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000. - 534 с.
11. Бакланова И.И. Функции речевых регистров в художественном тексте / И.И. Бакланова // Семантика языковых единиц. - М.: Наука, 1998. - С. 206 - 208.
12. Бабореко А. И.А. Бунин: Материалы для биографии: 1870 - 1917 гг. /А. Бабореко. - М.: Художественная литература, 1983. - 351 с.
13. Бондарко A.B. Вид и время русского глагола (значение и употребление). /А.В. Бондарко. - М.: Просвещение, 1971. - 239 с.
14. Бондарко A.B. О значениях видов русского глагола /А.В. Бондарко // Вопросы языкознания, 1990. - № 4. - С. 5 - 24.
15. Бондарко A.B. Категория временного порядка и функции глагольных форм вида и времени в высказывании /А.В. Бондарко // Межкатегориальные связи в грамматике. - СПб.: 1996. - 230 с.
16. Булыгина Т.В. Грамматические и семантические категории и их связи / Т.В. Булыгина // Аспекты семантических исследований. - М.: Наука, 1980. - С. 320 - 355.
17. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики) / Т.В. Булыгина, А.Д. Шмелев. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. - 576 с.
18. Васильев Л.М. Семантика русского глагола. /Л.М. Васильева. - М.: Наука, 1981. - 421 с.
19. Вепрева И.Т. Типы внутренней организации глагольных лексико-семантических групп / И.Т. Вепрева, H.A. Гогулина, О.П. Жданова // Проблемы глагольной семантики: сб. науч. тр. - Свердловск: УрГУ, 1984. - С. 5 - 13.
20. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. /В.В. Виноградов. - М.: Наука, 1972. - 640 с.
21. Вихрян O.E. Художественное слово И.А. Бунина /О.Е. Вихрян. // Русская речь, 1987. - №4. - С. 104 - 107.
22. Гайсина P.M. Лексико-семантическое поле глаголов отношения в современном русском языке / P.M. Гайсина. - Саратов: Изд- во СГУ, 1981. - 195 с.
23. Гайсина P.M. Введение. Категория отношения в языке: аспекты рассмотрения / P.M. Гайсина // Категория отношения в языке. - Уфа: Изд-во Башкирск. ун-та, 1997. - С. 8 - 12.
24. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль / Н.К. Гей. - М.: Наука, 1975. - 472 с.
25. Греч Н.И. Практическая грамматика русского языка. /Н.И. Греч. - М.: Учпедгиз, 1964. - 388 с.
26. Грубор Дж. Антропологическая лингвистика / Пер. с англ. /Дж. Грубор. - М.: Академия, 2009. - 401 с.
27. Грудцина Е.Л. Поэтика цикла И.А. Бунина «Темные аллеи»: Дисс. канд. филол. наук / Е.Л. Грудцина. - Ижевск, 1999. - 208 с.
28. Дроздов В.В. Джон Стюарт Милль // Всемирная история экономической мысли: В 6 томах / Гл. ред. В. Н. Черковец. - М.: Мысль, 1988. - 574 с.
29. Дымарский М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы XIX-XX вв.). / М.Я. Дымарский. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 328 с.
30. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. /Г.А. Золотова. - М.: Наука, 1973. - 351 с.
31. Карпов И.П. Ассоциативные лексические ряды в рассказах И.А. Бунина /И.П. Карпов // Аспекты и приемы анализа текста художественного произведения. - Л.: ЛГПИ, 1983. - С. 120 - 132.
32. Кильдибекова Т.А. Глаголы действия в современном русском языке / Т.А. Кильдибекова. - Саратов: Изд-во Саратовск. Ун-та, 1985. - 160 с.
33. Кожевникова К. Формирование содержания и синтаксис художественного текста / К. Кожевникова // Синтаксис и стилистика. - М.: Наука, 1976. - С. 301 - 315.
34. Краснянский В.В. Повествовательная речь в рассказах И. Бунина: автореферат дисс. к-та филол. наук. /В.В. Краснянский. - М.: 1973. - 19 с.
35. Кубрякова Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова. /Е.С. Кубрякова. - М.: Наука, 1981. - 200 с.
36. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Е.С. Кубрякова. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 560 с.
37. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка / Э.В. Кузнецова. - М.: Высшая школа, 1989. - 244 с.
38. Курилович Е. Очерки по лингвистике. Пер. с польск. / Е. Курилович. - М.: Наука, 1977. - 240 с.
39. Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина / В.Я. Линков. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 174 с.
40. Лопушанская С.П. Изменение семантической структуры русских бесприставочных глаголов движения в процессе модуляции / С.П. Лопушанская // Русский глагол: Межвуз. сб. науч. тр. / Волгоград. гос. ун-т. - Волгоград: Изд-во ВПИ, 1988. - С. 5 - 16.
41. Максимов Л.Ю. О методике филологического анализа художественного произведения (на материале рассказа И.А. Бунина «Легкое дыхание») / Л.Ю. Максимов // Русский язык в школе, 1993. - №6. - С. 3 - 12.
42. Марков В.М. Избранные работы по русскому языку /В.М. Марков. - Казань: Дас, 2001. - 274 с.
43. Михайлов О.Н. И.А. Бунин. Жизнь и творчество / О.Н. Михайлов. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1987. - 317 с.
44. Монина Т.С. Семантика синтаксических структур: на материале произведений И.А. Бунина./Т.С. Монина. - М.: Изд. МГУ, 1992. - 197 с.
45. Морозов И.А. Языковые средства и способы выражения эмоций в произведениях И.А. Бунина. /И.А. Морозов. - М.: Изд. МГУ, 1989. - 158 с.
46. Нефедов В. Чудесный призрак: Бунин - художник / В. Нефедов. - Минск: Полымя, 1990. - 237 с.
47. Новикова М.Н. Семантика текста и ее формализация. /М.Н. Новикова. - М.: Наука, 1983. - 220 с.
48. Падучева E.B. О семантике грамматической категории времени и вида в повествовательном тексте /Е.В. Падучева // Информационные вопросы семиотики, лингвистики и автоматического перевода. Вып. 29. - М.: 1989. - С. 164 - 176.
49. Падучева Е.В. Глаголы действия: толкование и сочетаемость / Е.В. Падучева // Логический анализ языка: Модели действия. - М.: Наука, 1992. - С. 69 - 76.
50. Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении / A.M. Пешковский. - М.: Учпедгиз, 1956. - 511 с.
51. Пищальникова В.А. Проблема идиостиля: Психолингвистический аспект: учебное пособие / В.А. Пищальникова. - Барнаул: 1992. - 73 с.
52. Поповская Л.В. Лингвистический анализ художественного текста в вузе: Учеб. пособие для студ. филол. фак-тов. /Л.В. Поповская. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2006. - 512 с.
53. Потебня A.A. Из записок по русской грамматике. Т. 4, в. 2, Глагол. /А.А. Потебня. - М.: Наука, 1977. - С. 93 - 101.
54. Программа по русскому языку 1 - 4 классы (Система развивающего обучения Л.В. Занкова) / Сост. А.В. Полякова. - М.: Дрофа, 2015.
55. Программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы, 5-11 классы / Составители М.М. Разумовская, С.И. Львова и др. - М.: Дрофа, 2001. - 171 с.
56. Программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы, 5-11 классы / Составители М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. - М.: Академия, 2001. - 177 с.
57. Программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы, 5-11 классы / Составители В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская и др. - М.: Дрофа, 2003. - 156 с.
58. Программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы, 5-11 классы / Составители Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. - М.: Дрофа, 2006. - 188 с.
59. Рощин М. Быть русским писателем: Бунин И.А. Окаянные дни: Повести. Рассказы. Воспоминания. /М. Рощин. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - С. 5 - 14.
60. Русская грамматика. Т. 1, / Под ред. Н.Ю. Шведовой и др. - М.: Наука, 1980. - 783 с.
61. Румянцева М.В. Семантика и функции глагольных предикатов межличностных отношений в современном русском языке: ав- тореф. дис. ... канд. филол. наук / М.В. Румянцева. - СПб: Питер, 1997. - 423 с.
62. Рябикина H.H. Поэтика оценочных значений в произведениях И.А. Бунина: автореф. дисс. канд. филол. наук. /Н.Н. Рябикина. - М.: 2006. - 27 с.
63. Сидорец B.C. О наречиях в прозе И.А. Бунина /В.С. Сидорец // Русская речь, 1979. - № 5. - С. 27 - 29.
64. Сливицкая О.В. Фабула - композиция - деталь бунинской новеллы / О.В. Сливицкая // Бунинский сборник: Материалы научной конференции, посвященной столетию со дня рождения И.А. Бунина. Орел: ОГПИ, 1974. - С. 90 - 103.
65. Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество/Л.А. Смирнова. - М.: Просвещение, 1991. - С. 130 - 131.
66. Уфимцева A.A. Лексическое значение: Принцип семиологического описания лексики / A.A. Уфимцева. - М.: Наука, 1986. - 239 с.
67. Чейф У. Л. Значение и структура языка. / Пер. с англ. Г.С. Щура, послесл. С. Д. Кацнельсона. /У.Л. Чейф. - М.: Прогресс, 1975. - 311 с.
68. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста / Н.М. Шанский. - Л.: Просвещение, 1990. - 414 с.
69. Шахматов A.A. Синтаксис русского языка / A.A. Шахматов -Л.: 1941. - 620 с.
70. Шведова Н.Ю. Глагол как доминанта в системе русской лексики // Русский язык: избранные работы / Н.Ю. Шведова. - М.: Языки славянской культуры, 2005. - С. 391 - 396.
71. Шведова Н.Ю. Лексическая классификация русского глагола (на фоне чешской семантико-компонентной классификации) // Русский язык: избранные работы / Н.Ю. Шведова. - М.: Языки славянской культуры, 2005. - С. 396 - 410.
72. Щерба Л B. Избранные труды по русскому языку / Л.В. Щерба. - М.: Учпедгиз, 1957. - 188 с.
73. Яковенко E.H. Глагольная лексика как средство создания авторской
языковой картины мира: функционально-семантический аспект (на
материале языка романа Е. Замятина «Мы»): автореф. дисс. канд. филол. наук. /Е.Н. Яковенко. - Краснодар: 2008. - 19 с.
Словари
74. Лексико-семантические группы русских глаголов: Словарь / под ред. Э.В. Кузнецовой. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1989. - 530 с.
75. Лексико-семантические группы русских глаголов: Учебный словарь - справочник /под ред. Т.В. Матвеевой. - Свердловск: Изд. Уральского Университета, 1988. - 153 с.
76. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 709 с.
77. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
78. Толковый словарь русских глаголов: Идеографическое описание. Английские эквиваленты. Синонимы. Антонимы / Под ред. проф. Л.Г. Бабенко. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 704 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ