ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы системы подготовки и переподготовки муниципальных служащих 7
1.1 Понятие и сущность муниципальной службы 7
1.2 Общая характеристика системы подготовки и переподготовки
муниципальных служащих 15
1.3 Общая характеристика состава муниципальных служащих
Исполнительного комитета г. Набережные Челны 23
2 Организация подготовки и переподготовки муниципальных служащих и программа по его совершенствованию
Исполнительного комитета г. Набережные Челны 31
2.1 Анализ основных направлений подготовки и переподготовки муниципальных служащих Исполнительного комитета г.
Набережные Челны 31
2.2 Анализ организации подготовки и переподготовки муниципальных служащих Исполнительного комитета г.
Набережные Челны 39
2.3 Программа по совершенствованию организации подготовки и
переподготовки муниципальных служащих Исполнительного комитета г. Набережные Челны 44
2.4 Социально-экономическая эффективность программы по совершенствованию организации подготовки и переподготовки муниципальных служащих Исполнительного комитета г.
Набережные Челны 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность. Строительство новой, подлинно демократической России требует обеспечения органов власти и управления, как в центре, так и на местах служащими новой формации, адаптированными к нынешним политическим, экономическим и социальным реалиям и потребностям, с учетом новой роли государства, изменения его функций, новой модели и механизмов управления обществом. В органы местного самоуправления должны прийти специалисты высочайшей морали и авторитета, способные профессионально решать самые сложные проблемы, стоящие перед обществом.
Местное самоуправление и муниципальная служба, являясь важнейшими составляющими управления обществом, в институциональном отношении, находится на начальной и достаточно активной стадии своего развития.
Между тем человеческий потенциал становится определяющим фактором, от которого зависит решение основных проблем социально-экономического развития регионов и муниципальных образований. Необходимость решения новых задач, радикальный характер изменения отношений в экономической и политической сфере, обусловливают изменения в принципах подбора, обучения и прохождения муниципальной службы муниципальными служащими.
В настоящее время в российском обществе происходят кардинальные изменения в экономической, политической, социальной и духовной сфере. Под их воздействием изменятся система образования муниципальных служащих. В свою очередь, изменения в этой системе обучения приводят к изменениям знаний, умений и навыков муниципальных служащих.
Для того, чтобы эффективно управлять изменениями в различных областях общественной жизни, служащие должны иметь специальный уровень профессиональной подготовки, так как профессиональная подготовка один из самых эффективных методов решения данной проблемы. В связи с требованием подготовки и переподготовки муниципальных служащих, нацеленные на 3
постоянное повышение профессиональных знаний и должностной рост, происходит ориентация образования на данные потребности, интересы и конечные результаты, поиск и внедрение новых методов обучения и технологий, прежде всего дистанционного обучения и Интернет-образования. К числу наиболее актуальных относится проблема финансирования дополнительного профессионального образования муниципальных служащих. Источниками финансирования их обучения, как правило, являются бюджетные и внебюджетные средства муниципального образования.
Проблема подготовки муниципальных служащих, впервые принятых на муниципальную службу, определяется частой сменяемостью служащих из-за постоянной перестройки муниципальных органов исполнительной власти, увеличением численности муниципальных служащих, многие из которых не имеют необходимых знаний и опыта работы муниципальной службы.
Целью выпускной (бакалаврской) работы является предложения по совершенствованию подготовки и переподготовки муниципальных служащих Исполнительного комитета г. Набережные Челны. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
а) рассмотреть теоретические основы системы подготовки и переподготовки муниципальных служащих.
б) проанализировать организацию подготовки и переподготовки муниципальных служащих Исполнительного комитета г. Набережные Челны.
в) разработать программу по совершенствованию организации подготовки и переподготовки муниципальных служащих Исполнительного комитета г. Набережные Челны и указать социально-экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Объект исследования - Исполнительный комитет г. Набережные Челны.
Предмет исследования - организация подготовки и переподготовки муниципальных служащих Исполнительного комитета г. Набережные Челны.
Методы исследования: анкетирование, наблюдение, сравнение, анализ и обобщение документов Исполнительного комитета г. Набережные Челны.
В первой главе рассмотрены теоретические основы системы подготовки и переподготовки муниципальных служащих, охарактеризованы понятие и сущность муниципальной службы, рассмотрена система подготовки и переподготовки муниципальных служащих в России, дана общая характеристика состава муниципальных служащих Исполнительного комитета г. Набережные Челны.
Во второй главе проведен анализ основных направлений подготовки и переподготовки муниципальных служащих, охарактеризован состав муниципальных служащих, выявлены основные недостатки в организации подготовки и переподготовки муниципальных служащих Исполнительного комитета г. Набережные Челны и разработана программа по
совершенствованию организации подготовки и переподготовки муниципальных служащих Исполнительного комитета г. Набережные Челны.
В работе были использованы следующие нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, Федеральный Закон Российской Федерации «О муниципальной службе в РФ» и другие нормативно-правовые акты РФ, РТ и г. Набережные Челны, а также труды следующих авторов: Белянского В.П., Иванов В.В., Когута А.Е., Пономаренко Б.Т., Старилов Ю.Н., Гневко В.А., Ролчин В.Е., Фабричный С.Ю., Кутафин О.Е., Фадеев В.И. и др.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Изучив теоретические основы системы подготовки и переподготовки муниципальных служащих, пришли к следующим выводам:
а) основой государственной политики в области развития человеческих ресурсов является направленность на обеспечение условий для повышения профессионального уровня муниципальных служащих, повышение их конкурентоспособности, усиления мотивации к постоянному росту профессионализма.
б) подготовка муниципальных служащих должна способствовать реализации стратегической цели социально-экономического развития муниципального образования. Принципиально важным является то, что выполнение поставленной задачи зависит от психологической, юридической, финансовой и т.д. подготовленности служащих.
Проанализировав систему подготовки и переподготовки муниципальных служащих Исполнительного комитета г. Набережные Челны, пришли к следующим выводам:
- система функционирует как открытая, создана собственными силами. Сформировался эффективный кадровый состав, включены механизмы саморазвития;
- учебный, исследовательский, информационный компоненты системы не всегда приближены к рабочим местам служащих, для того чтобы быстро и гибко реагировать на социальную практику;
- система, выполняя заказ органов муниципального управления по подготовке и переподготовке муниципальных служащих, сложно включается в решение проблем муниципалитетов.
Однако в системе подготовки и переподготовки муниципальных служащих Исполнительного комитета г. Набережные Челны существуют следующие проблемы:
а) подготовка новых кадров - это самая трудоемкая и длительная часть реформы: новый стиль профессиональной деятельности, этические нормы, новые взгляды на содержание профессии и способы выполнения обязанностей проявляются не сразу. Только войдя в практику, эти нормы станут основой эффективной работы муниципальной службы и смогут привести к изменению ситуации в целом.
б) подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников муниципальной службы должны опираться на определенные принципы и реализовываться с помощью системы организационных мер, регулирующих учебный процесс. Характер и тип подготовки и переподготовки муниципальных служащих определяются тем, для какой системы муниципального управления они предназначены.
в) частности, муниципальная служба требует от служащих ряда качеств, выступающих одновременно образовательными принципами подготовки, переподготовки и повышения квалификации служащих. Эти качества должны быть осознаны, развиты и систематизированы, хотя их исходное присутствие обусловлено в большей или меньшей мере самой включенностью претендентов на должности в систему муниципальной службы.
г) принципы профессиональной подготовки муниципальных служащих могут быть разделены на профессиональные и общегражданские (т.е. требуется формирование гражданских качеств, выраженных у муниципальных служащих в более концентрированном виде, нежели у других граждан), на внутрикорпоративные и задающие отношения с гражданами и другими общественными институтами.
д) система подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих имеет широкий спектр специализаций, при общей информационно-методической базе, которая используется для подготовки и государственных служащих, и муниципальных. Единое информационное пространство обеспечивает необходимое взаимодействие разных уровней управления и не препятствует учету специфических функциональных задач, стоящих перед персоналом местного самоуправления.
В работе разработана программа по совершенствованию организации подготовки и переподготовки муниципальных служащих Исполнительного комитета г. Набережные Челны, направленный на реализацию и выполнение перечисленных проблем.
Предложенная программа обеспечит:
- подготовку высококвалифицированных специалистов муниципальной службы;
- организации специализированного обучения, которое будет ориентировано на сегодняшний день или ближайшее будущее и будет иметь отношение соответствующему рабочему месту;
- сохранению рабочего места и укреплению чувства собственного достоинства муниципального служащего;
- знаниями - теоретических, методических и практических служащего для выполнения своих обязанностей;
- умением выполнять обязанности, закрепленные за служащим на конкретном рабочем месте;
- навыками умения применять полученные знания для выработки сознательного самоконтроля;
- способом общения (поведения), т.е. формой жизнедеятельности личности, совокупности действий и поступков служащего в процессе общения, выработки поведения, соответствующего, требованиям, предъявляемым муниципальной службой, социальными отношениями и коммуникабельностью;
- выполнение программ долгосрочной подготовки специалистов муниципального управления в городе;
- разработке и обеспечению организационной, информационно- методической поддержки реализации программ (реформы ЖКХ, развития местного самоуправления, реформы налогообложения, развития образовательной системы, др.), а также осуществляет «PR» поддержку;
- связь с федеральными инициативами в организации подготовки и переподготовки муниципальных служащих и т.д.
Образовательные учреждения в свою очередь осуществят:
- эксплуатацию комплекса помещений, сформируют единую информационную локальную сеть, связанную с городской, региональной, федеральной информационной системой и Интернет;
- создание условий для развертывания дистанционных форм обучения и информирования;
- совместно с городской библиотечной системой сформируют библиотеку по всему спектру региональных проблем и управлению на традиционных и электронных носителях;
- развитие информационно-методической базы, переподготовку преподавателей, учебные пособия и т.д.