Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК СУБЪЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И ГЕРМАНИИ

Работа №84161

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы70
Год сдачи2016
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
110
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава.1. Российско-германские отношения в отражении СМИ 8
1.1. Влияние СМИ на внешнюю политику государства 8
1.2. Современные инструменты информационной борьбы 17
1.3. Применение инструментов информационной борьбы в российско-германском информационном поле 30
Глава 2. Освещение российско-германских отношений в ведущих
СМИ России и Германии 38
2.1. Общественное и политическое влияние печатных изданий
России и Германии 38
2.2. Информационная политика газет «Российской газеты» и
«Frankfurter Allgemeine Zeitung» в освещении «крымского кризиса» 45
2.3. Информационная политика журналов «Эксперт»
и «Der Spiegel» в освещении «крымского кризиса» 51
Заключение 60
Список использованных источников и литературы

История российско-германских отношений насчитывает многие столетия, знающие и времена мирного, добрососедского сосуществования, и годы яростных драматических конфликтов, военных столкновений.
Россия и Германия занимают в наше время важное положение в глобальной политике. Эти две страны оказали существенное влияние на формирование Европы и на ее историю и пережили в своих отношениях взлеты взаимовыгодного сотрудничества и тяжелые падения в периоды конфронтации. В качестве точки отсчета в двусторонних отношениях России и Германии можно назвать период почти десятивековой давности, когда на исторической сцене Россия была представлена в виде княжеских владений. Имея столь долгую историю, российско-германские отношения носили самый разный характер в зависимости от национальных интересов этих стран и изменений в конкретный исторический период.
Актуальность данной работы состоит в том, что сегодня российско- германские отношения выстраиваются в сложном информационном поле и в первую очередь выстраиваются средствами массовой коммуникации. Для этого следует изучить, каким образом СМИ отражают эти отношения в разных странах.
Геополитически Германия подобна России. Германия расположена в центре Европейского континента, как Россия в центре Евразии; с запада Германия охвачена полукольцом высокоразвитых государств, как и Россия; с востока Германия фланкируется мощной континентальной державой - самой Россией, как последняя - Китаем, и так далее - вплоть до мелочей, вроде направления течения и числа крупнейших рек или наличия на северных границах малоиспользуемого побережья с немногочисленными крупными портами. Это подобие не случайно, оно показывает сходство, а во многом и тождество процессов, происходящих в обеих странах. В самом деле, до последних лет в лице СССР существовала, если можно так выразиться, действующая модель России, которой соответствовала не одна, а целых две действующих модели Германии - у каждого из противостоящих блоков своя. Сейчас идет болезненный процесс сбрасывания с Германии и России тех хитроумных идеологических сооружений, под которыми скрыли эти страны одни и те же всемирные конструкторы думая, что они заменили великие страны на свои муляжи. Германия и Россия не родились заново, они пробудились, и теперь ищут свои места в Европе и Евразии, сокрушая хитросплетения возведенных за последние полвека политических конструкций
Растущие деловые контакты между российскими и германскими предприятиями сегодня в полной мере отражают экономические и внешнеполитические интересы обеих стран. Большая интенсивность сотрудничества двух государств приводит к тому, что сегодня перечисление и рассмотрение основных сфер взаимодействия России и Германии требует не только серьезного временного отрезка, но и в силу своего многообразия делает эту тематику чрезвычайно актуальной для рассмотрения, для фундаментальных научных исследований, научных и специализированных отраслевых мероприятий, а также для средств массовой информации.
Относительно германо-российских отношений следует выделить работы Белова В.Б., Малова В.С. «Образом» России в восприятии немцев занимались Здравомыслов А.Г., Чугров С.В. Необходимо отметить и вклад немецких историков в исследование данной проблемы. В 2007 г. была опубликована работа «Образ постсоветской России в немецкой печатной прессе: качественный анализ газет» исследователя Ойгена Езау из университета Георга-Августа в городе Геттингене. Необходимо отметить работу историка Вольфрама Ветте «Образы России у немцев в ХХ веке», в которой автор предпринял попытку выделить идеальные типы представлений о России у разных групп граждан в Германии ХХ века.
Объектом исследования являются средства массовой информации как субъект российско-германских отношений, отраженные в СМИ. Предметом - специфика отражения присоединения Крыма к России в СМИ России и Германии.
Цель данного исследования - изучить отражение российско- германских отношений в СМИ России и Германии. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть, как СМИ отражают и влияют на внешнюю политику государства;
2. охарактеризовать современные инструменты информационной борьбы;
3. выяснить, как применяются современные инструменты информационной борьбы в российско-германском информационном поле;
4. изучить влиятельные печатные СМИ России и Германии;
5. определить, как представлен образ России на страницах немецких печатных изданий;
6. определить, как представлен образ Германии на страницах российских печатных изданий.
Эмпирическим материалом для исследования послужили материалы газет: «Российская газета», «Frankfurter Allgemeine Zeitung»; деловых журналов «Эксперт» и «Der Spiegel». Для анализа выбирались номера изданий с 2014 по 2016 годы.
Для сравнения взяты именно эти издания, так как они являются первыми и авторитетными в своих странах. Для них характерен качественный анализ политических, национальных и международных событий.
Теоретической основой исследуемой темы послужили работы следующих авторов: В.И. Дашичева, А.Б. Дугина, В.Ф. Прокофьева и ряда других авторов.
Методы исследования, применяемые в данной работе:
- анализа и синтеза - при изучении теоретической литературы о влиянии СМИ на политические процессы;
- сравнительно-сопоставительный - при изучении текстов российских и немецких печатных изданий для выявления отличительных особенностей освещения внешней политики.
- абстрагирования - при определении смысла основных понятий для разработки понятийного аппарата работы;
- контент-анализа - при изучении текстов российских и немецких печатных изданий для выявления ключевых понятий во внешнеполитических взаимоотношениях.
Положения, выносимые на защиту:
1. В условиях информационного общества СМИ воздействуют на общественное мнение, формируют определенную идеологию в массах, а также привлекают к политическим идеям различные социальные группы. СМИ не только отражают окружающую действительность, а формируют
картину мира по заранее продуманному сценарию. В результате возникает новый тип реальности - медиареальность.
2. Существенным инструментом информационного влияния является также Интернет. Для психологических операций используются интернет- блоги и социальные сети, становясь эффективным оружием в конкурентной борьбе в условиях глобализации мировой экономики.
3. Отражение СМИ Германии внутренней политики России, а также внешнеполитического, социально-экономического и культурного сотрудничества РФ с Федеративной Республикой Германии в последние годы вызывает достаточно неоднозначную реакцию и оценку как со стороны политического руководства России, аналитиков и журналистов, так и с немецкоязычной стороны. Необъективные сюжеты о России в Германии, политизация или избирательное отражение лишь определенных событий являются продуктом желания журналистов следовать медиамэйнстриму.
Данное исследование можно применить при подготовке семинаров по курсам «История зарубежной журналистики» и «Современные зарубежные СМИ».
Структура работы состоит из введения, двух глав, в каждой из которых выделено по три параграфа, заключения и списка использованных источников литературы.
В первой главе рассматривается влияние СМИ и современных средств коммуникаций на внешнюю политику государства. Описываются современные инструменты информационной борьбы и их применение в российско-германском информационном поле.
Во второй главе представлен сравнительный анализ публикаций в ведущих изданиях России и Германии на тему «крымского кризиса». Данный вопрос освещается двумя странами совершенно с противоположных точек зрения, поэтому представляет собой конфликтную тему, из-за которой постоянно спорят в современном мире. Хронологические рамки, позволяющие увидеть политическую ситуацию, - это период с 2014 по 2016 годы. То есть, от начала присоединения Крыма к России до сегодняшнего дня. Данный временной отрезок является нелегким периодом и для России и для западного мира, в том числе и для Германии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В работе был рассмотрен ряд важных аспектов германо-российских отношений. К ним относятся и проявление различных культур исторической памяти, также упомянуты достаточно тесные общественные и экономические связи.
Россия и Германия играют ведущую роль в мировой политике. Обе страны нацелены на совместное сотрудничество в различных сферах: политике, экономике и культуре. По этой причине российские и немецкие СМИ традиционно уделяют друг другу большое внимание.
Средства массовой информации сильно влияют на формирование общественных политических взглядов. Проникая во все области человеческих знаний, СМИ постепенно стали регулировать межгосударственные отношения и формировать идеологию.
Существует несколько основных способов подачи информации, посредством применения которых СМИ достигают своей цели: искажение реальности; отображение фрагмента действительности, вырванного из контекста; интерпретация реальных событий с точки зрения определенных политических сил или групп интересов; предсказание развития событий; предвидение угроз; замалчивание фактов. При этом нельзя не признать, что все многообразие фактов отобразить в рамках новостного репортажа весьма затруднительно, да в том и не всегда заинтересованы массмедиа, соответственно политические события будут отбираться под определенную задачу, в частности выполнение политического заказа ведущих мировых игроков, распространение своих мировоззренческих стандартов и тому подобное. Отбор событий будет осуществляться: под влиянием институтов власти, в интересах оппозиции, в интересах медиакратов в контексте общественного мнения.
В исследуемый период с 2014 по 2016 годы СМИ Германии отличаются субъективностью в суждениях и критичностью в адрес России. В отражении немецких СМИ Россия выглядит страной-агрессором, которая угнетает не только соседние страны, но и свой русский народ. Российский президент показан как властный и жестокий тиран, не терпящий возражений. А вся российская политика, если верить немецким журналистам, направлена на уничтожение мирных соседних стран. Создается впечатление, что в Германии нет независимой журналистики и большинство немецких СМИ участвуют в информационной борьбе против России, пытаясь показать ее в невыгодном свете. Немецкие СМИ достигают этого путем искажения информации, замалчивания фактов, интерпретируя реальные события с точки зрения определенных политических сил. Особенно это видно в освещении германскими СМИ «крымского кризиса». Сообщения и репортажи на эту тему показывают, что Германия, а также весь западный мир настроен враждебно по отношению к России. Журналисты в материалах на данную тему часто используют стереотипы времен холодной войны, выставляя Россию как угрозу всему миру.
Говоря о России в негативном ключе, СМИ Германии показывают то, что в данный период российско-немецкие отношения существенно обострились. Степень нагнетания негатива в адрес России в мощных СМИ Германии, охват которых не ограничивается немецкоязычным ареалом внутри Евросоюза, представляет особый интерес для теоретиков и практиков, работающих в области обеспечения национальной безопасности и в области международных отношений.
Раскрутка информационных ситуаций до критической степени, позволяющей спровоцировать общественность на активные действия (к массовым протестам) осуществляется путём распространением слухов, подготовкой подтверждающих или опровергающих сведений, необходимых чтобы в достаточной степени убедить общественность в правдивости тех или иных событий, сформировать требуемые настроения, взгляды, убеждения. А также путем воздействия на циркулирующую в социальных сетях информацию. Перенос настроений в реальный мир происходит в результате информационного воздействия на мотивационную основу личностей, с изначально сформированными взглядами, близкими для реализации тех или иных намерений, которые ожидает от них воздействующая сторона. А также в результате информационного воздействия на группы населения и конкретных лиц, с неустойчивыми взглядами, трансформация которых позволяет поставить людей в требуемые рамки социального поведения. Если представить, что любым действиям противника предшествует результат принятого решения, то важную роль в определении такого решения играет процесс его формирования.
Подъем антироссийской волны в немецких и европейских СМИ - закономерный процесс, вытекающий в том числе из необходимости оправдания санкционного режима, а также сглаживания проблем внутри Евросоюза. Германский политический класс, выдвигая свою страну на роль лидера ЕС, проявляет высокую заинтересованность в обсуждении и осуждении России. При этом индекс агрессивности немецких СМИ чутко реагирует на изменения международной повестки дня.



1. Абрамов В.Г. СМИ как инструмент информационно-коммуникационного воздействия на общественное мнение [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.Г.Абрамов. - Электрон. дан. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. -57 с. - Режим доступа: mig.org.ru/8-nomer-2014/2(дата обращения: 23.03.2016).
2. Актуальная повестка дня в российско-германских отношениях: медиаметрический анализ [Электронный ресурс] Российский институт стратегических исследований. Режим доступа:http://riss.ru/analitycs/28311/(дата обращения: 07.04.2016)
3. Анциферова Г.В. Политико-коммуникативное взаимодействие лидеров России и Германии в глобальном информационно-политическом пространстве (по материалам выступлений в рамках рабочих встреч и совместных пресс-конференций Дмитрия Медведева и Ангелы Меркель за период с июня 2008 г. по сентябрь 2010 г.): дис. ... канд. полит. наук / Г.В.Анциферова. - М., 2011. - 170 с.
4. Биддер Б. Президент России: если свергнуть Путина [Электронный ресурс] Der Spiegel, Германия / !иоСМИ.Яи. Режим доступа: http://inosmi.ru/world/20140919/223112323.html.
5. Блогосфера глобальной политики. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.commcenter.ru/mmedia/articles/2007_07_12.html (дата обращения: 30.04.2016)
6. Брёсслер Д. Возможно, Путин жестко пригрозил Европе [Электронный ресурс] InoCMH.Ru- Режим доступа:
http://inosmi.ru/world/20140918/223083247.html.
7. Волковский Н.Л. История информационных войн: В 2 ч. Ч. 2. / Н.Л.Волковский. - СПб., 2003. - 729 с.
8. Воронецкая Т. Россия в лирике блога / Т. Воронецкая // Новая газета - 2014. -7 апр.
9. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: учеб. пособие для вузов / К.С.Гаджиев. - М., 1997. - 212с.
10. Гапич А.Э. Технологии «цветных революций» / А. Э. Гапич, Д. А. Лушников. - М.: РИОР, 2010. - 132 с.
11. Гетц Р. Германия и Россия: стратегические партнеры? / Р. Гетц // Россия и современный мир. - 2007. - №2. - С. 134-138.
12. Гляйсберг Г. О концентрации печати и манипулировании общественным мнением / Г.Гляйсберг. - М.: Прогрусс, 2003. - 170 с.
13. Грачев М.Н. Средства массовой информации в социально-политическом поле / М.Н.Грачев // Вестник Российского университета дружбы народов. — Сер. «Политология». — 2000. — №2. С.22—28.
14. Губанов Д.А. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства / Д. А. Губанов, Д. А. Новиков, А. Г. Чхартишвили. - М.: Издательство физико-математической литературы, 2010. - 228 с.
15. Дашичев В. И. Германия и Россия в европейской политике. /В. И. Дашичев // Социально-гуманитарные знания. - 2006. - №1. - С. 33-42.
16. Дебидур А. Дипломатическая история Европы: Священный союз от Венского до Берлинского конгресса / А. Дебидур. - Ростов-на-Дону. - Феникс, 2005. - 204 с.
17. Деловые издания - лидеры по длительности цитирования. Данные исследования за май 2009 г. [Электронный ресурс] // TNS Media Intelligence,
5 июня 2009. Режим доступа:www.tns-global.ru/rus/press/news/_news_article.wbp?article (дата обращения: 20.04.2016)
18. Дугин А. Основы геополитики / А. Дугин. - М.: Аспект Пресс, 2009. -186 с.
19. Захаров А.Н. Германия в мировой экономике и взаимоотношения с Россией / А. Н. Захаров // Российский внешнеэкономический вестник. - 2007.
- №1. - С.15-20.
20. Ильин К. Блоги как оружие в информационной войне. В обороне и в нападении. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://ci-razvedka.ru/Blogs-as-Weapon-of-Information-War.html (дата обращения: 22.04.2016)
21. Инструменты современной информационной войны в Интернете. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //lyubchenko.com.ua/ru/blog/my_blog/1105.htm (дата обращения: 12.04.2016)
22. Крижанич Ю.С. Политика. /Ю. С. Крижанич. - Москва. Наука, 2010. - 234 с.
23. Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии / В.Г.Крысько. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 215с.
24. Кучма И. Медиа и власть: современные концептуализации / И. Кучма. // Социология: теория, методы, маркетинг. -2004. - №2. 222 с.
25. Майн Х. Средства массовой информации в Германии. Специальное издание 2000 г. Пер. с нем. Семенова А. - Берлин: UVK Medien, 2001. - 236 с.
26. Майер К., Путин как символ зла [Электронный ресурс] // Украина.ру. Режим доступа:http://ukraina.ru/analytics/20141015/1010826717.html (дата обращения: 12.04.2016).
27. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / С. Московичи - М., 2011. - 114 с.
28. Найденов И. Крым:последний рубеж [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://expert.ru/russian_reporter/2014/10/besspornaya-territoriya/ (дата обращения: 12.04.2016).
29. На немецкие СМИ обрушился шквал критики за ложь о «плохой России [Электронный ресурс]. Russia Today [Интернет-портал]. Режим доступа: http://russian.rt. com/article/30111 (дата обращения:12.04.2016).
30. Немецкая разведка: русская мафия подарила Сочи Олимпиаду [Электронный ресурс] // Russia Today [Интернет-портал]. Режим доступа: http://russian.rt.com/inotv/2014-05-25/Nemeckaya-razvedka-Russkaya-mafiya-podarila (дата обращения 12.04.2016).
31. Новая литературная карта России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.litkarta.ru/proj ects/vozdukh/issues/2007-3/opros/view_print/ (дата обращения: 17.04.2016).
32. Палий С. Кто организовал Эпидемию Революций [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.ekonbez.ru/news/cat/10032 (дата обращения: 12.04.2016).
33. Почепцов Г. Психологические войны / Г. Почепцов. - М.: Аспект Пресс, 2007. -186 с.
34. Прайс М. Средства массовой информации и суверенитет. / М.Прайс // Отечественные записки. - 2003. - №4. 214 с.
35. Привалов: название «Эксперт» придумал я. [Электронный ресурс]. Режим доступа: m.ria.ru/media_Russia/20131216/984387069.html (дата обращения: 02.04.2016).
36. Прокофьев В.Ф. Тайное оружие информационной войны: атака на подсознание / В.Ф. Пркофьев. - М.: СИНТЕГ, 2003. - 243 с.
37. Роль СМИ во внешней политике и формировании образа государства в международном массовом сознании. Режим доступа: osinform.org/29676-rol- sm(дата обращения: 14.04.2016).
38. Реакция центральных немецких СМИ на фильм Крым: путь на Родину [Электронный ресурс] Политическое обозрение. - Режим доступа: http://politobzor.net/show-47691-reakciya-centralnyh-nemeckih-smi-na-film-krym-put-na-rodinu.html (дата обращения: 12.04.2016).
39. Рильский В., Захарова: Крым ушел из семьи, где никогда не был любим. [Электронный ресурс]. «Российская газета». Режим доступа:http://rg.ru/2016/03/21/reg-kfo/zaharova-krym-ushel-iz-semi-gde- nikogda-ne-byl-liubim.html
40. Сапунов В.И. Мировые информационные агентства: системное воздействие на аудиторию / В.И. Сапунов. - Издательство Воронежского гос. университета, - 2007. - 243 с.
41. СМИ Германии: Высокая цена стратегической победы в Крыму [Электронный ресурс] // Russia Today [Интернет-портал]. Режим доступа: http:// russian.rt.com /world/20150318/226926292.html (дата обращения: 22.04.2016).
42. Снегирев Ю. Здравствуй, Крым! [Электронный ресурс]. «Российская газета». Режим доступа:http://rg.ru/2014/03/19/gazeta-site.html (дата обращения: 12.04.2016)
43. Социальные Интернет-сети как политическое оружие и инструмент конкурентной борьбы [Электронный ресурс] Режим доступа:http://kapital- rus.ru/articles/article/183584/(дата обращения 22.04.2016)
44. Социальные сети от А до Я [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.social-networking.ru (дата обращения 19.04.2016).
45. Союз журналистов отчитывается. [Электронный ресурс] Режим доступа: ujmos.ru/soyuz-zhurnalistov-moskvyi-otchittyivaetsya. (дата обращения: 23.03.2016)
46. Средства массовой информации. Большая энциклопедия: в 62 т. /гл.ред. А.Г.Белова. - М.: Терра. - 2006. - 47 т.
47. Тиммерман Х. Германо-российские отношения в европейском контексте. / Х.Тиммерман // Мировая экономика и Международные отношения. - 2006.
— №3. — С. 41-48.
48. Трахтенгерц Э.А. Компьютерные технологии информационного управления в конфликтных ситуациях / Э.А.Трахтенгерц // Информационные технологии. Приложение. - 2009. - №1. С. 1-32.
49. Ульянова Ж. США управляют революциями через блоги [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.trud.ru/article/15-02-
2011/258917_ssha_upravlj aj ut_revolj utsij ami_cherez_blogi.html (дата обращения: 22.04.2016).
50. Уфимская Е.В, Образ России и русскоговорящих в немецкой прессе: проблема негативного восприятия [Электронный ресурс], Режим доступа: http: //ashpi.asu.ru/ths/ths02/ufmskj a.html (дата обращения:22.04.2016)
51. Чернышев Е. Закат Европы глазами Шпенглера [Электронный ресурс] /Е.Чернышев. Режим доступа:https://nstarikov.ru/blog/22786 (дата обращения: 23.04.2016)
52. Швидунова А. СМИ как субъект политического процесса и инструмент политических технологий. [Электронный ресурс] /А. Швидунова. Режим доступа:http://www.pr-club.com/pr_lib/pr_raboty/earlier/techn_13htm (дата обращения: 30.04.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ