Введение 3
Глава 1. Специфика сетевых коммерческих радиостанций 6
1.1. Системные характеристики российского радиовещания 6
1.2. Типологическая характеристика радиовещания 14
1.3. Региональное и местное радиовещание 24
1.4. Особенности и принципы изучения радиоаудитории 29
Глава 2. Деятельность сетевых коммерческих радиостанций.
2.1. Специфика вещания музыкальной радиостанции на примере радио
«Европа +» 35
2.2. Деятельность радиостанции «Хит Фм» 42
2.3. Характеристика радиостанции «Русское радио» 48
2.4. Способы продвижения радиостанций на федеральном и местном
уровнях 54
Заключение 58
Список использованной литературы
Актуальность темы «обусловлена несколькими причинами: значение радио в повседневной жизни человека; важность контента радиоканала для аудитории, взаимодействие с радиоаудиторией.
Объект - аудиальные средства массовой информации.
Предмет - контент радиостанций «Европа плюс», «Хит Фм» и «Русское Радио».
Цель работы заключается в исследовании эфирного наполнения и внеэфирной деятельности на примере радиостанций.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать системные и типологические характеристики сетевых радиостанций;
- изучить особенности регионального и местного радиовещания;
- дать определение радиоаудитории, рассмотреть особенности и принципы ее изучения;
- охарактеризовать деятельность радио «Европа плюс», «Хит Фм» и «Русское Радио»;
- рассмотреть внеэфирную деятельность и способы продвижения радиостанций.
Теоретической основой служат труды А.А. Шереля и В.В. Смирнова, Е. П. Прохорова.
В качестве методов исследования используются анализ, описание.
Эмпирическая база работы состоит из эфирных выпусков радиостанций «Европа плюс», «Хит Фм» и «Русское Радио», а так же материалы с официальных сайтов радиостанции.
Хронологические рамки исследования - с декабря 2014 по июнь 2016г.
Новизна данной работы заключается в том, что изучение радиоаудитории и взаимодействие с ней играет большую роль в развитии сетевых радиостанций, следовательно ее анализ поможет выявить достоинства, недостатки и тенденции развития вещания.
Практическая значимость. Данную работу можно использовать в качестве дополнительного учебного материала для студентов кафедры журналистики.
Структура дипломной работы обусловлена поставленными задачами.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка использованных источников и литературы и приложений. В первой главе мы рассматриваем специфику сетевых коммерческих радиостанций, системные и типологические характеристики радиостанций, региональное и местное радиовещание, а так же особенности и принципы изучения радиоаудитории. Во второй главе мы рассматриваем деятельность сетевых коммерческих радиостанций, а так же влияние внеэфирной деятельности на продвижение радиостанций.
Исходя из поставленных задач мы выявили, что одним из признаков радиовещания является пoлифункциональность. Далее определены следующие функции: информационные; обеспечивающие социальное управление обществом и культурно-просветительские. Так же был определен ряд факторов, влияющих на структурную организацию информационно-музыкальных радиостанций. К ним относятся: размеры потенциальной аудитории, выбранный тип вещания (в основном на радиостанциях он многопрофильный), объем рекламы и ее место в общем объеме вещания, уровень технической оснащенности радиостанции. Основными форматными разновидностями являются: музыкальные, разговорные и новостные форматы.
В главе типологических характеристик была выявлена следующая схема деления радиостанций: по форме собственности, по типу радиовещания, по охвату аудитории, по формату вещания, по тематической направленности При изучении аудитории было определено, что аудитория - это часть общества (группы населения) или все общество в их отношениях со СМИ. Аудитория может выделяться по следующим признакам: по средствам информации; по уровням канала; по социально-демографическим признакам; по образу жизни, профессии; по интересам.
Формы изучения аудитории: анализ редакционной почты, анализ содержания звонков в редакцию.
Методы изучения радиоаудитории: анкетный опрос, интервью, анализ документов, наблюдение, аудиометрия. Мы определили, что внеэфирная деятельность играет немаловажную роль в сохранении позиций и развития радиостанций.
Социальные ресурсы прочно вошли в жизнь современных людей и продолжают наращивать аудиторию. Следует отметить, что внеэф^ная деятельность ведется не только на официальном сайте, но и на других порталах. Самыми популярными социальными порталами являются «Одноклассники», «Мвй мир», «Вквнтакте», «Facebook», «Fwitter». В основном информация копируется с официального сайта. Присутствие в социальных сетях позволяет не только посчитать трафик, как это делается на вебсайте, но и увидеть профиль каждого слушателя. Благодаря опросам на главной странице сайта, мы можем выявить потребности и интересы у общественности на данный момент и исходя из этого формировать программы.
Мы анализировали радиостанцию «Европа плюс», как оказалось это первая в России негосударственная коммерческая радиостанция. Она занимает лидирующую позицию среди радиосетей как Москвы так и России. Наполнение эфирного времени различно: это информационные программы, передачи по заявкам, специальные региональные проекты и просто местная реклама.
Что касается местного наполнения, то оно достаточно обширное. Информационные блоки выходят по будням 4 раза в день, основной акцент на местных новостях. Помимо новостей есть так же музыкально-развлекательные программы: «Плэй-бoкс» и «Европа плюс онлайн». Все остальное время занимает музыкальные композиции, джинглы и слоган радиостанции.
Радиостанция «Хит фм» - российская музыкальная радиостанция, организация которой строилась на европейский манер. Особенностью тематики является то, что в эфире звучат исключительно зарубежные и русские хиты, отсюда идет и само название радиостанции. За основу берутся самые популярные композиции последних 2-3 лет, остальное музыкальное время - это хиты последних 7-8 лет. Процент зарубежной и отечественной музыки приходится как 60%:40%. Если брать местный эфир, то основное время приходится на музыкально-развлекательные программы. Радиостанции не хватает количества интересных программ, слишком мало местных вставок, учитывая, что программы радиостанций-конкурентов достаточно разнообразные и интересные.
Особенностью радиостанции «Русское радио» в том, что идет трансляция исключительно отечественных композиций. Интересный факт, что данная радиостанция вещает не только в России, но и за рубежом, что естественно говорит о высоком уровне развития радиостанции. Так же на радиостанции программа «Русские перцы» единственная среди остальных программ в России попала в книгу рекордов Гиннеса за проведение программы нон-стоп в течение 52 часов. Большое количество программ, посвященных разнообразной тематике: музыкальной, информационной и развлекательной.
На местном эфире основной акцент приходится на музыкальные программы: «Стол заказов» и «Танцплощадка», здесь на местные вставки приходится всего 2-3 часа.
Основными слушателями являются люди, любящие все отечественное. С самого основания радиостанция определила стиль вещания и до сих пор придерживается его. Недостатком же является то, что, во-первых количество русских песен намного меньше по сравнению с зарубежными, поэтому за день композиции частенько повторяются. Во-вторых основную аудиторию радиостанции все таки составляет молодые люди, им важно слушать как русскую так и зарубежную музыку. Из-за того, что второй пункт на «Русском радио» отсутствует, происходит сдвиг по возрастной аудитории вверх. Так же недостатком на местном уровне является отсутствие как таковой информационности. Все программы посвящены музыкальным композициям, и программы несут развлекательный характер.
Внеэфирная деятельность играет немаловажную роль в сохранении позиций и развития радиостанций. В основном каждая радиостанция закрепила за собой определенные ежегодные мероприятия. Тематика выстраивается исходя из формата радиостанции и целевой аудитории, так например, от «Русского Радио» не стоит ждать концерта с зарубежным исполнителем. Благодаря организации мероприятий, мы можем увидеть нашу аудиторию «в лицо». Ознакомиться с контингентом и приблизить их к себе. Исходя из конкурсов и розыгрышей призов мы получаем позитивную обратную связь, и самое главное заинтересованность зрителей, что очень важно ввиду серьезной конкуренции радиостанций на данный момент.