Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕДИАОБРАЗ РОССИИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ФРАНЦИИ

Работа №84147

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы106
Год сдачи2016
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕДИАОБРАЗ ГОСУДАРСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ 7
1.1. Понятие медиаобраза: историческая трансформация 7
1.2. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции 22
1.3. Особенности формирования медиаобраза государства 28
ГЛАВА 2. ОБРАЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СРЕДСТВАХ
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ФРАНЦИИ 45
2.1. Культурный диалог между Францией и Российской Федерацией 45
2.2. Типологические характеристики газет «Монд», «Либерасьон»,
«Паризьен» и «Фигаро» 61
2.3. Образ Российской Федерации в газетах «Монд», «Либерасьон»,
«Фигаро» и «Паризьен» 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.Сайт газеты «Монд» 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Сайт газеты «Паризьен» 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.Сайт газеты «Либерасьон» 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Сайт газеты «Фигаро»

Понятие медиаобраза является одним из ключевых в процессе массовой коммуникации. Так как в эпоху информационных технологий средства массовой информации служат источником для формирования образов массового сознания и становятся одним из инструментов контроля за процессами, происходящими в нём, изучение медиаобраза как основной единицы данного процесса становится одной из основных проблем теории журналистики. С одной стороны, этот процесс контролируется в медиапространстве при помощи создания определённых медиаобразов, с положительной или негативной оценкой, которые определяют общественное мнение, реакцию на него и последующие изменения в политической, экономической и социальной сфере, а с другой стороны, он дополняется неконтролируемыми (по крайней мере, со стороны средств массовой информации) процессами, происходящими в общественной жизни аудитории, дополняется и адаптируется под те или иные ценности или потребности культурного и исторического контекста.
Наиболее актуальным является процесс формирования политического медиаобраза, так как его влияние имеет глобальные масштабы и создает реакцию и её последствия на межгосударственном уровне, что в свою очередь сказывается на политическом, историческом и культурном развитии как мировых держав, так и менее влиятельных стран.
Формирование медиаобраза иностранных государств представляет собой многогранный процесс, включающий в себя как гносеологические потребности общества в информировании о глобально значимых событиях и познании иных культур, так и необходимость переосмысления других политических и исторических систем, элементы которой помогут оценить отечественную систему ценностей и государственных формирований, и послужить инструментом для решения государственных и социальных проблем. Фундаментом для процесса формирования медиаобраза того или иного государства служит культурный диалог, происходящий в историческом контексте, и господствующая система ценностей, под которую так или иначе адаптируется образ иностранного государства.
Россия и Франция связаны многовековым взаимным культурным влиянием, в процессе которого образы обоих государств трансформировались, адаптируясь под цели политических систем, господствующих идеологий и общественных потребностей.
При помощи сравнительного и контент-анализа средств массовой информации Франции в историческом и современном контексте мы определили проблему формирования медиаобраза в теории журналистики и содержание медиаобраза Российской Федерации в адаптации французской политической системы.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что на данный момент медиаобраз Российской Федерации является одним из ключевых в международной журналистике и требует теоретического осмысления. Современная ситуация в области международной журналистики характеризуется наличием ряда проблем, к которым можно отнести противоречивый процесс формирования медиаобраза и его влияния на массовое сознание, и адаптацию медиаобраза, основанного на фактических данных, к тем или иным идеологическим ценностям и трансформацию действительности в соответствии с политическими потребностями.
Степень изученности данного сегмента теории журналистики является малоизученной, так как явление государственных взаимоотношений развивается достаточно быстро и преподносит все новые темы для изучения и нуждается в выработке практических рекомендаций на основе полученных научных данных. Проблеме медиаобраза посвящены работы Е.Н. Богдан, Т.Н. Галинской, Л.В. Хочунской, Е.Б. Шестопал, А.Б. Марущака.
Объектом исследования является медиаобраз государства.
Предмет нашего исследования - способы формирования медиаобраза.
Цель нашей исследовательской работы - выявление способов формирования медиаобраза Российской Федерации в системе СМИ Франции.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические концепции формирования медиаобраза;
2) определить этап культурного диалога между Российской Федерацией и Францией;
3) определить исторический, культурный и политический контекст формирования медиаобраза Российской Федерации в системе СМИ Франции;
4) проанализировать контент французских национальных газет «Монд», «Либерсьон», «Паризьен» и «Фигаро».
Теоретической базой нашего курсового исследования являются труды Е.Н. Богдан, Е.П. Прохорова, Л.Е. Кройчик, Е.Н.Ежовой, И.А. Балалуевой и П.П. Черкасова.
Методы, которые мы применили в своей работе - структурно-содержательный анализ, контект-анализ, сравнительный анализ и работа с документами.
Эмпирическая база - материалы сайтов национальных газет «Монд», «Либерасьон», «Паризьен» и «Фигаро». Период исследования: с 1 августа 2015 года по 25 мая 2016 года.
Научно-практическая значимостьнашего исследования состоит в том, что оно может применяться в курсе изучения основ практики журналистской работы на факультетах журналистики.
Структура дипломной работы. Дипломная работа включает себя 2 главы, в которых описаны процессы формирования медиаобраза Российской Федерации в системе СМИ Франции и проблемы его становления, введение и заключение, а также список использованной литературы и четырех приложений, помогающих увидеть форму современных национальных СМИ Франции.
В первой главе мы рассмотрели взаимосвязь понятий публицистического и медийного образа, определили источники и способы формирования медиаобразов, а также определили формирования медиаобраза государства.
Во второй главе мы исследовали медиаобраз России в историческом контексте и трансформацию данного образа на современном этапе, определили культурный и идеологический контекст, в рамках которого фактическая информация претерпевает изменения в соответствии с потребностями государства и идеологических групп, а также определили три различных модели формирования медиаобраза в современной политической системе СМИ Франции.
В заключении сделаны выводы по результатам проведённого исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Образ Российской Федерации на данный момент является одним из ключевых на международной политической арене. Так как Россия расширяет сферы своего политического влияния, вынуждая европейские государства, наряду с другими мировыми державами, реагировать на её решения, а также переосмысливать её внутреннюю политику и культуру в целом, формирование её образа в массовом сознании граждан является важной задачей для системы национальных СМИ как основного проводника между политическими институтами и общественностью.
Медиаобраз государства формируется на основе маски, персонализации и создания антигероя. Маска строится на основе целенаправленных действий государства и тех институтов, деятельность которых направлена на формирование имиджа политических институтов. Основная цель этого процесса - реализация ценностей ведущей политической системы и решение конфликтов с другими системами в процессе культурного диалога. Персонализация в процессе формирования медиаобраза служит адаптации сложных политических процессов для восприятия рядовых граждан. Тот или иной процесс, течение, партия или идеология, обретая конкретное лицо, облегчают для потребителей восприятие сложных систем и, при помощи имиджа и действий данного лица, подсказывают ему, как именно реагировать на данные процессы. На конкретного человека реагировать гораздо проще, с ним можно вступать в диалог и дискуссию. Создание антигероя необходимо для решения международных проблем и отражения влияния противоборствующих систем на аудиторию. Характеризуя иную систему в качестве антигероя и заведомо формируя представление о ней, аудиторию учат отражать влияние данной системы, формируя у нее склонность к той или иной реакции, и парировать ей аргументы ещё до того, как они были озвучены.
Формирование медиаобраза определяется двумя различными процессами. Первый этап процесса - это формирование образа государства на основе действий и решений государства на международной арене и работы тех социальных и политических институтов, работа которых направлена на формирование и сохранение имиджа государства. Второй этап - это реакция аудитории и переработка медиаобраза в массовом сознании в соответствии с ведущими культурными системами государства, а также с ценностями и потребностями данной аудитории. Оценка медиаобраза аудиторией может не соответствовать результатам первого этапа и даже противоречить им.
Современный медиаобраз государства сформировался на основе публицистического образа, представленного в первых СМИ и национальной литературе. В первую очередь, он формируется в процессе культурного диалога, включающего в себя, помимо политики, сферу торговли, науки и искусства. Мы выявили три этапа формирования медиаобраза Российской Федерации в СМИ Франции, основанных на исторических этапах культурного диалога.
Первый этап заключается в создании образа отсталого государства, которое перенимает культурные традиции и ценности европейских государств. Данный этап характеризуется галломанией и русофилией, второе явление выражено в меньшем степени, чем первое. Условно мы обозначаем начало данного этапа XVII веком, временем правления Петра I и создания «окна в Европу», и относим завершение данного процесса к XIV веку, эпохе после Французской Революции.
Второй этап наступил в результате конфликта политических систем - монархии и республики - и послужил причиной для обозначения различий двух культур, наложив свой отпечаток на последующее формирование враждебного медиаобраза государства. На данном этапе Российская империя выступает в качестве антигероя. Её политическая система понимается как устаревшая, авторитарная и губительная для русских граждан, так как она активно препятствует развитию науки, искусства, гуманизма и религии. Российская империя выступает в качестве ортодоксальной, варварской державы. Граждане государства по большей части необразованные рабы, а аристократия представлена негативными образами, отрицающими идеалы гуманизма и религиозной нравственности. Образ Российской Империи воспринимается в качестве угрозы демократии.
Третий этап характеризуется нами на основе создания СССР и её развития на международной арене. Во время данного этапа создается образ России как тоталитарного государства, которое, в отличие от второго этапа, представляет не только военную, но и идеологическую угрозу. Образ «красной угрозы» превалирует над всеми остальными точками зрения.
Современный этап трансформации медиаобраза Российской Федерации представлен тремя наиболее влиятельными политическими течениями Франции. Левое течение представляют газеты «Монд» и «Либерасьон», точку зрения «правых» представляет газета «Фигаро» и центристскую позицию занимает газета «Паризьен».
Наиболее детальная и полная информация о Российской Федерации представлена в газетах «Монд» и «Либерасьон» (статистика представлена в приложении). Данные издания рассматривают культуру и политическую систему наиболее подробно, анализируя и переосмысливая явления российской жизни в историческом контексте государства. Большая часть материалов этих изданий, сообщая какую-либо новость или факт, проводят аналогии с историческими событиями, как правило, негативными. Материалы содержат исторические неточности. Одна из особенностей формирования медиаобраза в данных изданиях - частое использование популярных формулировок, наследуемых от исторического прошлого Российской Федерации (красная угроза, КГБ, НКВД, ГУЛАГ, русская пропаганда и т.п.). В большей степени рассматривается политическая сфера государства. Культурные события так или иначе связаны с политикой. Образ главы государства, Владимира Путина, рисуется в образе императора и диктатора, который при помощи пропаганды и экономических рычагов давления, создал в России образ героя, борющегося против «апокалиптической Европы». Национальные, как и другие, меньшинства, в Российской Федерации подавляются и даже искореняются. Типичный гражданин Российской Федерации - жертва пропаганды, находящийся за чертой бедности. Основные темы анализа - историческое прошлое, преступность власти, тенденция граждан России к подчинению грубой силе, выраженной в лице тоталитарного государства. Расширение политического влияния российского государства воспринимается в качестве проблемы, равной по значимости кризису эммиграции в странах Европы.
Газета «Фигаро», пользуясь популярным мнением, которого придерживается большая часть французской общественности, тем не менее, адаптирует образ Российской Федерации в качестве положительного героя, который, несмотря на явные недостатки политической системы, эффективно борется с проблемами, которых во Франции пока не удаётся решить. Политическая система России выступает в качестве руководства к действию и адаптации её к действительности французского государства. Мировая история адаптируется в положительном ключе. Культурная жизнь России не освещена.
Газета «Паризьен» освещает образ Российской Федерации исключительно в связи с проблемами других стран, в частности, Японии и Сирии. Явления политической и культурной жизни России не оцениваются и не анализируются. Материалы преследуют цель информирования, но информирование основывается на популярных мнениях касательно Российской федерации и популярных формулировках.
В целом, к особенностям медиаобраза Российской Федерации в медиапространстве Франции мы относим стремление к аналогиям, проведённым между современным положением Российской Федерации и негативными моментами исторического развития государства. Материалам свойственна историческая неточность и искажение фактов касательно политической жизни государства. Так же для данного процесса характерна персонализация Владимира Путина как единоличного правителя, в качестве царя или императора. Кроме того, авторы французских материалов в своих оценках не отделяют себя от Европы, не имея индивидуального, государственного голоса в решении и переосмыслении главных международных проблем.
Дальнейшее развитие медиаобраза на наш взгляд будет зависеть от ведущей политической системы в стране, а так же от тех решений, которые будут приняты в связи с кризисом демократических ценностей. Правые политические течения видят в культурном и политическом наследии России модель для подражания, и, быть может, в скором времени «тоталитарная» система российского государства поможет Франции преодолеть наиболее острые проблемы, стоящие как перед государством, так и перед рядовыми гражданами. Кроме того, Франция на данный момент не имеет значительного влияния на положение дел в конфликте ведущих держав, представляя не столько отдельное государство, сколько часть Европы, и, быть может, более тесный союз с Россией поможет ей обрести собственный голос.



1. Газета «LeMonde» [Электронный ресурс]: сайт газеты. - Электрон. данн. - 2016. - Режим доступа: http://www.lemonde.fr/(дата обращения 09.05.2016)
2. Газета «LaLiberation» [Электронный ресурс]: сайт газеты. - Электрон.
данн. - 2016. - Режим доступа: http://www.liberation.fr/(дата обращения
09.05.2016)
3. Газета «Le Parisien» [Электронный ресурс]: сайт газеты. - Электрон. данн.-2016.- Режим доступа: http://www.leparisien.fr/(дата обращения
09.05.2016)
4. Газета «Le Figaro» [Электронный ресурс]: сайт газеты. - Электрон. данн.- 2016.- Режим доступа: http://www.leparisien.fr/(дата обращения
09.05.2016)
Литература
5. Балалуева И.А. Медиаобраз и социообраз: процессы взаимоуправления в информационном обществе/ И.А. Балалуева // Право и управление. XXI век. - 2014. - №4(33). - 86-91 с.
6. Белоусов К.И., Зелянская Н.Л. Имиджевый дискурс как механизм ориентации избирателя в политическом пространстве/ К.И. Белоусов, Н.Л. Зелянская // Вестн. Оренбург. гос. унта. - 2011. - №11. - 34-36 с.
7. Богдан Е. Н. Медиаобраз России как понятие теории журналистики/ Е.Н. Богдан // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. - 2007. - № 4. - 122-127 с.
8. Бочаров А.Г. Жанры литературно-художественной критики: Лекции / А.Г. Бочаров - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 51 с.
9. Вологдина А.П. О значении древних классических и новейших языков в гимназиях / П.А. Вологдина. - Воронеж: Научная книга, 2008, 276 с.
10. Галинская Т.Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике/ Т.Н. Галинская // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - №11. - С. 91-94.
11. Гирдхем М. Межкультурные коммуникации / М.Гирдхем. - Оренбург: Олма-Пресс, 1998. - с.250
12. ДжонсонТ.Д., КейБ.К., ВонгВ.Д. Ежедневныйблоггинг //
JournalofComputerMediatedCommunication. - 2007. №4. - С. 37-45
13. Ежова Е. Н. Картины мира в СМИ : типология, функциональность, каналы трансляции) / Е. Н. Ежова // Вестник Воронежского государственного университета. - Серия : Филология. Журналистика. - 2011. - № 1. - С. 132-135.
14.Загрязкина Т.Ю. Русско-французские культурные связи // Т.Ю. Загрязкина
- М.: Издательский Дом «Городец», 2008. - 256 с.
15.Здоровега В.И. Слово тоже есть дело: Вопросы теории публицистики / И.В. Здоровега- М.: Мысль, 1979. - 174 с.
16.Зелянская Н.Л. Медиаобраз Иосифа Сталина как гипертекст/ Н.Л. Зелянская // Вестник Оренбург. гос. унта. - 2009. - №11. - С. 25
17. Зубанова Л.Б. Современное медиапространство: подходы к
исследованию и принципы интерпретации // Вестн. Челябинск. гос. академии культуры и искусств 2008. - №2. - С. 617.
18. Каминский П.П. Принципы исследования публицистики на современном этапе / П.П. Каминский // Вестник Томского государственного университета. - Серия: Филология. - 2007. - №1. - С. 97-105.
19. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права / Учебное пособие / Кашанина Т.В. - М.: Высш. шк. 2004. - 325 c.
20. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения./ М.Н. Ким
- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. - 320 с.
21. Ковалева Т.В. История зарубежной литературы (Вторая половина XIX - начало XX века) / Т.В. Ковалёва. - Минск: Завигар, 1997. - 367 с.
22. Коданина А.Л. Технологии взаимодействия органов государственной власти со средствами массовой информации/ А.Л. Коданина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2010. - № 2 (1). - С. 256-262.
23. Кройчик Л.Е. Публицистический текст как жанр и как дискурс/ Л.Е. Кройчик // Акценты. Новое в массовой коммуникации. - 2003. - №3-4. - С. 11-16.
24. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров/ Л.Е.Кройчик // Основы творческой деятельности журналиста: учебник для студ. вузов по спец. «Журналистика» под ред. С.Г. Корконосенко. - СПб.: Знание. - 2000. - 256 с.
25. Лей Ш. Основные элементы преподавания французского языка малолетним детям иностранцев / Ш. Лей. - Тамбов: Слово, 1893. - 156 с.
26. Леонтьев М. Государство нужно для Победы // Однако. 2010. № 16 (32).
URL: http://www.odnako.org/ magazine/material/show_8478/
(датаобращения: 24.12.2015).
27. М.Н. Ветчинова Диалог культур России и Франции: исторический аспект / М.Н. Ветчинова// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2010 - № 2 (1). - С. 67-75
28. Марущак А.В. Политикосоциальный образ россии в американском медиапространстве/ А.В. Марущак // Журналистский ежегодник. - 2012. - №1.-С. 93-96.
29. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста/ Г.С. Мельник. - СПб.: Питер, 2008. - 272 с.
30. Николаев Е.П. Образы российской власти: от Ельцина до Путина / под ред. Е. Б. Шестопал. - М.: РОССПЭН, 2008. - 416 с.
31. Корженева О.В.Медиобразы в массовой политической коммуникации // Вестник СПбГУ, 2013. Сер. 9. №1, с. 36-38
32.Окс С.И. Формирование положительного имиджа силовых структур в СМИ: технологии и обратная связь: дисс. ... канд.филол.наук: 28.03.2011 / А.В. Антонова.- Воронеж, 2011. - 178 с.
33. Олешко В.Ф. Психология журналистики / В.Ф. Олешко. - М: Аспект- Пресс, 2010. - 349 с.
34. Пронин Е.И. Выразительные средства журналистики / Е.И. Пронин - М.: Наука, 1984. - 395 с.
35. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики / Е.П. Прохоров. - М: Аспект Пресс, 2011 - 356 с.
36. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия / Е.П. Прохоров. - М: Аспект Прессс, 2004. - 106 с.
37. Прохоров Е.П. Искусство публицистики: Размышления и разборы / Е.П. Прохоров - М.: Сов. писатель, 1984. - 359 с.
38. Пушкарева Г.В. Информационные технологии в принятии государственных решений: современные тенденции / Г.В. Пушкарёва // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование - 2009. - № 2. - С. 128-137.
39. Пушкарева Г.В. Политические события глазами россиян: психологические механизмы восприятия и индивидуальной интерпретации/ Г.В. Пушкарёва // Полис. - 2004. - № 4. - С. 93-102.
40. Русакова О.Ф. Современная политическая философия / Ф.О Русакова. - Екатеринбург: Азимут 2010. - с.167
41. Савинова О.Н. Пресса на пороге перемен / О.Н. Савинова // Журналист. - 2007. - № 5. - С. 26.
42. Соловьев А. И. Политология: политическая теория, политические технологии / А.И.Соловьев. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 559 с.
43. Старых Н.В. Специфика образности в публицистических и рекламных типах текстов: дис.. канд. филол. наук: 15.05.1993. - М., 1993. - 194 с.
44. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики / М.И. Стюфляева - М.: Мысль, 1982. - 176 с.
45. Стюфляева М.И. Поэтика публицистики / М.И. Стюфеляева - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1975. - 153 с.
46. Тромпернаас Ф. Национально-культурные различия в контексте
глобального бизнеса / Ф.Тромпернаас. - М: Попурри, 2004 - с.528
47. Турантаева А.Г., Егорова А.И. Образ власти в зеркале сознания рядовых граждан/ А.Г. Турантаева // Вестник СевероВосточного федерального университета имени М.К. Аммосова. - 2007. - № 4. - С. 44-51
48. Тушмалишвили А.Г. Художественно-документальный образ в советской экранной публицистике: дис. ... канд. филол. наук: 18.05.1976. - М., 1976. - 194 с.
49. Ученова В.В. Творческие горизонты журналистики. К характеристике профессиональных методов/ В.В. Ученова. - М.: Мысль, 1976. - 204 с.
50. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций / Р.Харрис. - СПб.:Олма- Пресс, 2002. - 234 с.
51. Хочунская Л.В. Медиаобраз как диалог ценностей / Л.В. Хочунская - М.: Российский университет дружбы народов, 2011. - 247 с.
52. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения исследования и применение / Л.Хьелл, Д.Зиглер. - СПб: Изд-тво СПБГУ, 2008. - с.457
53. Хьюдж Е.,Китцингер Д. Медиадискурс и определение риска // Е. Хьюдж, Д.Китцингер. - Нью-Йорк: Лайтс, 2009. - 56 с.
54. Цилюрик Д.Д. Образ России в современном французском политическом медиадискурсе: автореф. дис. ... канд. филол. Наук - М., 2013. - 21 с.
55. Черепахов М.С. Проблемы теории публицистики / М.С. Черепахов - М: Мысль, 1973 - 272 с.
56. Черкасов П.П., «Двуглавый орел и королевские лилии» / П.П.Черкасов. - М.: Наука, 1995 - с.254.
57. Шестопал Е. Б. Политическая психология // Е.Б. Шестопал. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 425 с.
58. Эпштейн М.Н. Образ художественный // Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - С. 252-257.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ