ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕЛОВАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ СМИ 6
1.1. Деловое издание как тип СМИ 6
1.2. Российская деловая пресса в интернет-среде 18
ГЛАВА 2. ДЕЛОВЫЕ ИНТЕРНЕТ-СМИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 30
2.1. Региональная журналистика: современное состояние 30
2.2. Место деловых СМИ на региональном информационном рынке 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
Приложение 1. Проникновение Интернета. Динамика. Россия, 18 лет и старше,
Приложение 2. Статистика крупнейших деловых изданий России 59
Приложение 3. Лидирующие деловые интернет-СМИ
В начале 90-х годов на газетном рынке России появился особый тип периодических изданий - деловая пресса. В общей структуре СМИ деловая периодика имеет четко сегментированное место, ориентируясь в основном на информационное обеспечение предпринимательства. На начальном этапе своего становления деловая пресса ограничивалась информационным и рекламным обслуживанием предпринимательства, но со временем многие издания расширили диапазон своих функций - от организационных до рекреационных. Сегодня деловые издания стремятся оперативно информировать общественность о тех или иных рыночных нововведениях, помогают своим читателям разобраться в сложных экономических процессах, происходящих в российском обществе, консультируют по самому широкому кругу юридических вопросов и так далее.
Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что деловая журналистика сегодня - один из наиболее динамично развивающихся сегментов системы средств массовой информации России. Несмотря на преобладание массовой прессы, тем не менее, растет количество СМИ, работающих с информацией делового характера, увеличивается влияние деловых СМИ на протекающие в обществе и экономике процессы, повышается внимание общества и журналистского сообщества к вопросам развития деловых СМИ. Переход к рыночным отношениям породил небывалый спрос на деловую, коммерческую информацию. Произошло изменение баланса потребления информации: увеличение доли деловой и социальной информации за счет снижения доли идеологизированной политической информации. Таким образом, деловая пресса играет важнейшую роль в обеспечении коммуникации между субъектами экономики, бизнеса и предпринимательства и членами общества.
Объектом данного исследования является деловая пресса, предметом - интернет-СМИ республики Татарстан, имеющие деловую направленность.
Цель дипломной работы - выявление особенностей деловых интернет- изданий региона. На основе заявленной цели были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать сущность основных понятий исследуемой области, в первую очередь термина «деловая газета» и исследовать соотношение содержания этого понятия с другими сходными по смыслу категориями;
2. изучить отечественные деловые СМИ;
3. определить место деловых интернет-СМИ в системе региональных изданий Республики Татарстан;
4. выявить особенности деловых изданий региона.
Степень изученности темы. Прежде всего, следует отметить, что исследователи, изучающие деловые издания, не пришли пока к общему мнению по поводу понятийного аппарата, необходимого для работы по данной теме. Несмотря на распространенность термина «деловая журналистика» не только в СМИ, но и в теоретических работах, сегодня все же необходимо уточнить определение понятий «деловая газета», «экономическая пресса», «бизнес-издания», «бизнес-пресса», «деловая пресса», «деловая журналистика», «газеты экономической направленности», выявить соотношения между ними. В целом, изучение деловой журналистики XX века достаточно хорошо поставлено за рубежом. Деловые СМИ были предметом исследования таких специалистов, как Р. Уолсли, Дж. Вуд, Дж. Элфенбейн, Р. Берд, А. Тернбелл, С. Кобр, Дж. Коблер, А. Греко, Э. Грюнвальд. К новинкам XXI века можно отнести работы A. Арресе, К. Роуша, М. Тангейта.
Теоретическая база. Для более детального анализа системы средств массовой информации мы исследовали научные работы российских специалистов Е. Л. Вартановой, A. A. Грабельникова, Я. Н. Засурского, B. C. Кулева, М. И. Шостак. За методологическими и историческими аспектами науки о СМИ автор обращался к работам С. М. Гуревича, И. В. Кузнецова, Е. П. Прохорова. В последние годы значительное внимание деловым СМИ уделяли российские ученые Я. Н. Засурский, Е. Л. Вартанова, Г. А. Голованова, С. А. Михайлов. Кроме того, деловым медиа посвящены работы В. Давыдова, М. Дзялошинской, В. С. Кулева, М. И. Макеенко.
Методологическая основа - описание, наблюдение, анализ.
Эмпирическая база работы - материалы деловых интернет-СМИ Татарстана, опубликованные в период с октября 2015 года по март 2016 года.
Научно-практическая значимость работы. Научные положения и выводы исследования могут быть использованы для осмысления системы деловой журналистики; для совершенствования типологии деловой прессы; для решения на теоретическом уровне иных проблем журналистики, связанных с исследуемой темой. Содержащиеся теоретические положения могут быть использованы для прогнозирования развития массмедиа, а также при подготовке специалистов-теоретиков, журналистов-практиков и менеджеров деловых СМИ.
Структура дипломного исследования включает введение, две главы, заключение и список использованных источников и литературы. Глава 1 «Деловая журналистика в системе современных СМИ» носит теоретический характер и направлена на изучение деловых изданий. В свою очередь, Глава 2« Деловые интернет-СМИ Республики Татарстан» практико-ориентирована и посвящена анализу деловых изданий региона. Ключевые выводы исследования содержатся в заключении.
Деловые СМИ - необходимый элемент рыночной экономики. Деловая пресса выполняет специфическую коммуникативную функцию - она обеспечивает бизнес-коммуникации, а массовые деловые издания являются именно теми посредниками, которые создают единое пространство, охватывающее разные слои читательской аудитории (профессионалов в сфере бизнеса и неспециалистов).Можно говорить о том, что важным типообразующим критерием для выделения такого рода изданий из общего массива СМИ может служить целевой (функциональный) признак. То есть для отнесения издания к типу деловых важно понять, полезна ли читателю предоставляемая СМИ информация при принятии решений, направленных на получение материальной выгоды или повышение социального либо профессионального статуса читателя. С этой точки зрения, к деловым СМИ будут относиться, например, узкоспециализированные издания для профессионалов, ведь информация, изложенная там, позволит улучшить работу и в перспективе повысить доход; также сюда будут отнесены универсальные деловые газеты - читающие их владельцы компаний и топ- менеджеры смогут верно оценить расстановку сил на рынке и разработать оптимальное бизнес-решение.
Таким образом, бизнес-журнал, прежде всего - нужный журнал (иначе его главный, очень занятой читатель не стал тратить бы на него деньги и время.) Тут есть сведения, необходимые для принятия оперативных решений, анализ, важный для стратегии, корректировки вкладов, есть и прогнозы развития финансовой сферы и разных отраслей, наконец, есть реклама. Такие издания помогают начать дело и успешно его вести. Следуя этой логике, деловую прессу можно определить как тип качественной прессы, предоставляющий информацию, необходимую читателю для принятия наиболее эффективных решений в финансовой, корпоративной (управленческой) либо профессиональной сфере деятельности.
На сегодняшний день в деловой прессе России сложилась непростая ситуация, связанная с несоответствием назначения этой области прессы с ее реальными функциям. Дело в том, что в настоящее время российская деловая пресса функционирует как обособленная отрасль печати. Такая ситуация вполне объяснима с точки зрения закона о соответствии спроса и предложения, однако она порождает ряд проблем. С одной стороны, из аудиторного сегмента деловой прессы сознательно «вычеркивается» большая часть населения страны, которая не примыкает к бизнес-элите: при большом количестве людей с экономическим образованием население в целом остается экономически безграмотным.
В России деловые СМИ представлены в «традиционных» формах - печатные, аудиовизуальные, а также - с относительно недавних пор - в новом формате онлайн-версий. Газетно-журнальная сфера представлена разветвленной сетью изданий различных по формату, периодичности, тиражам, аудиторной ориентации, способам финансирования. В структуру деловой прессы входят газеты, журналы, периодически выходящие бюллетени и приложения. В Татарстане ведущие деловые СМИ (являющиеся самостоятельными деловыми изданиями, а не региональными филиалами федеральных, как, например, в случае с «Эксперт.Татарстан») представлены исключительно в формате интернет-СМИ. Данную тенденцию можно обосновать тем, что деловые издания региона начали функционировать недавно. Ключевыми игроками рынка являются портал TatCenter.ru(г. Казань), деловая электронная газета «Бизнес Online» (г. Казань) и портал предпринимателей Chelny-biz.ru(г. Набережные Челны).
На основе проведенного в исследовании анализа было выявлено, что порталу ТаЮеп1ег.гиболее присуща журналистика факта, скорее нейтрален в этом отношении портал предпринимателей Chelny-biz.ru, электронной газете «Бизнес Online» присуща скорее журналистика мнения. Каждое из изданий ведет также несколько уникальных спецпроектов, являющихся отличительной чертой каждого из них. Рубрикация «Бизнес Online» также подтверждает уклон данного издания в сторону массового СМИ. Что касается политических либо деловых симпатий, как и в случае с формой собственности СМИ, издания подчеркивают свою нейтральную позицию и максимальную непредвзятость при освещении тех или иных событий.
В качестве видообразующего критерия в классе деловых журналов Д.А. Мурзин предлагает принять объем тематики, выделяя следующие типы: универсальную, специализированную, узкоспециализированную, профессиональную и «точечную» разновидности изданий . Согласно данной типологии, электронная газета «Бизнес Online» является массовым деловым СМИ, портал TatCenter.ru, совмещающий в себе черты общественно-политического и экономического издания, является специализированным изданием; принимая во внимание объем тематики Интернет-СМИ Chelny- biz.ru, в целом сконцентрированного на событиях Закамского региона республики Татарстан, можно отнести к узкоспециализированным деловым изданиям. Таким образом, каждое из трех лидирующих деловых изданий региона занимает свою нишу, что позволяет им довольно гармонично функционировать в медиапространстве республики Татарстан.
1. Chelny-biz.ru. Портал предпринимателей: архив новостей / Режим доступа: http://chelny-biz.ru/news/
2. Та1Сеп1ег.ги:архив новостей / Режим доступа:
http: //www.tatcenter.ru/section/14/
3. Бизнес Online: архив новостей / Режим доступа:
http://www.business-gazeta.ru/news-list.
4. Жители ПФО начали экономить на покупках: средний чек «похудел» на 12% // Бизнес Online. - Режим доступа: http://www.business- gazeta.ru/news/305243(дата обращения: 19.03.2016)
5. Льготная аренда: 100 бесплатных помещений для бизнеса в Казани // TatCenter.ru. - Режим доступа: http://www.tatcenter.ru/article/157134/(дата обращения: 20.03.2016)
6. Скрябин И. «Можно бесконечно смотреть на текущую воду,
красивых женщин и бесплатные помещения» / И. Скрябин // Бизнес Online. - Режим доступа: http://www.business-gazeta.ru/article/304823?utm_source=left- block-editor-choice&utm_media=banner&utm_campaign=bogazeta (дата
обращения: 20.03.2016).
7. Средний чек в ПФО вернулся к состоянию двухлетней давности // TatCenter.ru. - Режим доступа: http://www.tatcenter.ru/news/157349/(дата обращения: 19.03.2016)
8. Федор Бондарчук разводится с женой, с которой прожил 25 лет
// Бизнес Online. - Режим доступа: http://www.business-
gazeta.ru/article/305246/(дата обращения: 20.03.2016).
9. Афанасьева А. Деловая журналистика. / А. Афанасьева. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 564 с.
10. Белоусов А.А. Деловая журналистика: социальный компонент в
бизнес-публикации. / А.А. Белоусов. - Режим доступа:
http://www.km.ru/referats/334626-delovaya-zhurnalistika-sotsialnyi-komponent-v- biznes-publikatsii(дата обращения: 13.03.2016).
11. Борисяк Д.А. Бизнес-процессы в новостной журналистике / Д.А. Борисяк // Вестник Московского университета. - М., 2013. - № 4. - С. 35-43.
12. Бочаров А. Журнальная периодика России. / А. Бочаров. - М.,
2006. - 431 с.
13. Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. / Е.Л. Вартанова. - М.: Наука, 2013. - 326 с.
14. Вартанова Е.Л. СМИ как отрасль современной экономики. /
Е.Л. Вартанова. - М.: Наука, 2009. - 351 с.
15. Вартанова Е.Л. Теория СМИ: Актуальные вопросы. /
Е.Л. Вартанова. - М.: Наука, 2009. - 242 с.
16. Виноградова С.М. Деловая журналистика: учеб.пособие. / С.М. Виноградова. - СПб: Литера, 2010. - 129 с.
17. Воронцова О.И. Борьба за аудиторию: «Традиционные СМИ» и «Новые медиа» / О.И. Воронцова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - М., 2011. - С. 115-121.
18. Вырковский А.В. Деловая журналистика. / А.В. Вырковский. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 413 с.
19. Вырковский А.В. Деловые СМИ в России и за рубежом в период кризиса: экономический, организационный, творческий аспекты / А.В. Вырковский// Экономика и менеджмент СМИ. - М., 2010. - С. 88-98.
20. Вырковский А.В. Сравнительный анализ моделей деловых журналов США и России: дис. ... канд. филол. наук. / А.В. Вырковский. - М.,
2007. - 127 с.
21. Гавра Д.П. Деловая журналистика: к определению понятия / Д.П. Гавра // Средства массовой информации в современном мире. - СПб: Литера, 2007. - С. 87-94.
22. Голова К.В. К проблеме информированности современного
делового журналиста / К.В. Голова // Знак: проблемное поле
медиаобразования. - М., 2012. - № 10. - С. 103-109.
23. Голова К.В. Актуальные тенденции деловой прессы / К.В. Голова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - М., 2011. - № 7. - С. 32-40.
24. Голова К.В. Проблема сегментирования аудитории деловых изданий / К.В. Голова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - М., 2013. - № 1 (11). - С. 49-56.
25. Голова К.В. Проблемное поле российской деловой прессы / К.В. Голова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - М., 2010. - №6. - С. 121-129.
26. Голова К.В. Специфика современной деловой журналистики: функциональный аспект / К.В. Голова // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. - Екб: Новое время, 2011. - № 4. - С. 79-84.
27. Грабельников А. А. Виды деловой прессы России. / А.А. Грабельников. - Режим доступа:ййр://Й7уа1озй.ги/01-сошт/Ьоокз/бе1оу- pressa/1-grabelnikov.html (дата обращения: 16.03.2016).
28. Грабельников А.А. Деловая пресса России: настоящее и будущее.
/ А.А. Грабельников. - Режим доступа: 11П[э://с1/уа1(Ы1.ги/01-
coшш/Ьooks/de1ov-pressa/1-grabelnikov.html (дата обращения: 16.03.2016).
29. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. / А.А. Грабельников. - М.: Наука, 2007. - 414 с.
30. Гришин Н. Тенденции современной деловой журналистики. / Н. Гришин. - М.: Наука, 2015. - 318 с.
31. Гуревич С.М. Газета и рынок: как добиться успеха. Пособие для журналистов. / С.М. Гуревич. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 112 с.
32. Деловая пресса России: настоящее и будущее. Сборник / Сост. В. Давыдов, М. Дзялошинская. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 349 с.
33. Демина И.Н. Сущность экономической журналистики / И.Н. Демина // Известия ИГЭА. - М., 2011. - №11. - С. 115-123.
34. Дзялошинская М.И. Концепция современного периодического издания: учебно-метод. пособие. / М.И. Дзялошинская. - М., 2012. - 156 с.
35. Дзялошинский И.М. Российские СМИ: перспективы
трансформации / И.М. Дзялошинский// Журналист. - М., 2011. - №1. - С. 69¬77.
36. Еременко А.В. Деловая пресса в России: история, типология, моделирование изданий: дис. ... канд. филол. наук. / А.В. Еременко. - Ростов н/Д, 2006. - 137 с.
37. Журналистика и информационная политика в регионе: теория и
практика функционирования: Материалы всероссийской научно¬
практической конференции (15-16 ноября 2007г.) / сост. Н.Ф.Федотова; ред.кол. В.Д.Попов, П.Н.Киричёк, Н.В.Удалов. - Набережные Челны, 2007. - 248 с.
38. Засурский Я.Н. СМИ и власть / Я.Н. Засурский// Средства массовой информации постсоветской России. - М., 2001. - 436 с.
39. Исайчев Е.Ю. Современная российская деловая пресса в медиасфере Интернета / Е.Ю. Исайчев // Вестник Санкт-Петербургского университета. - СПб, 2011. - № 2. - С. 250-262.
40. Казакова А.В. Электронные СМИ: понятие и особенности / А.В. Казаков // Наука и современность. - М., 2013. - С. 184-193.
41. Калашникова Л. Журнальная периодика России. / Л. Калашникова. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 436 с.
42. Комоцкий В.Б. Определение целевой аудитории
специализированного делового (B2B) журнала для его успешного функционирования / В.Б. Комоцкий// Медиаскоп. - М., 2008. - № 1. - С. 3-8.
43. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. /
Е.А. Корнилов. - Ростов н/Д: Летопись, 2001. - 566 с.
44. Круглов Е.В. Новые тенденции в развитии деловой прессы / Е.В. Круглов // Вестник Московского университета. - М., 2005. - № 5. - С. 47-55.
45. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики 1917-2000. / И.В. Кузнецов. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 565 с.
46. Лободенко Н.К. Анализ сущности и свойств интернет-СМИ/ Н.К. Лободенко// Социосфера. - Прага, 2013. - С. 82-91.
47. Малькова В.К. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. / В.К. Малькова. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 251 с.
48. Машкова С.Г. Роль Интернет-СМИ в социально-экономическом развитии общества / С.Г. Машкова // Социосфера. - Прага, 2014. - С. 63-72.
49. Мельник Г.С. Деловая журналистика: учебное пособие. / Г.С. Мельник. - СПб, 2010. -134 с.
50. Мордовская Е.И. Деловое издание в системе периодической печати. Типообразующие факторы, характер становления и развития: дис. ... канд. филол. наук. / Е.И. Мордовская. - М., 2008. -158 с.
51. Мордовская Е.И. Перспективы развития деловой прессы в России / Е.И. Мордовская // Вестник Московского университета. - М., 2007. - № 5. - С. 43-51.
52. Мурзин Д.А. Деловая пресса: учеб.пособие. / Д.А. Мурзин. - М.,
2011. - 73 с.
53. Мурзин Д.А. Очерк типологии деловой прессы / Д.А. Мурзин // Вестник Московского государственного университета. - М., 2003. - № 2. - С. 15-27.
54. Муштак Е.А. Бизнес-информация в системе коммуникаций между субъектами экономики. / Е.А. Муштак. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 312 с.
55. Панченко А.А. Ведущие отечественные газеты экономической направленности в условиях изменения типа экономической системы. / А.А. Панченко. - М.: Наука, 2015. -234 с.
56. Реснянская Л.Л. Типология периодической печати: учебное пособие. / Л.Л. Реснянская. - М., 2009. - 122 с.
57. Рогожина Л.Д. Региональный поток деловых изданий: состав, библиографическое отражение и тенденции формирования: по материалам Среднего Поволжья: дис. ... канд. пед. наук. / Л.Д. Рогожина. - Самара, 2003.-136 с.
58. Руденко И.А. Методика типологического анализа периодической печати. / И.А. Руденко. - М.: Наука, 2005. - 271 с.
59. Сергачев В.А. Деловая пресса региона: состояние и перспективы развития: дис. ... канд. филол. наук. / В.А. Сергачев. - СПб, 2000. - 164 с.
60. Сухобок А.Г. Рынок информации и деловая пресса в России (на примере газет «КоммерсантЪ-Daily» и «Деловой мир» / А.Г. Сухобок// Вестник Московского университета.- М., 2007. - №3. - С. 42-50.
61. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учеб.пособие. /
A. А. Тертычный. - М., 2000. - 134 с.
62. Толстунова М.А. Нижегородская деловая пресса на современном этапе (начало XXI в.): автореф. дис. ... канд. филол. наук. / М.А. Толстунова.
- Воронеж, 2009. - 29 с.
63. Тулупов В.В. Деловые издания Черноземья: учеб.пособие. /
B. В. Тулупов. - Воронеж, 2008. - 69 с.
64. Форсит Д. Бизнес-пресса в Америке. / Д. Форсит. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 217 с.
65. Черкасов Н.В. 12 тенденций развития медиабизнеса в России (на примере сектора деловой журналистики) / Н.В. Черкасов // Медиаскоп. - М.,
2012. - № 1. - С. 14-20.
66. Чернозубенко П.Е. Записки маркетолога: бенчмаркетинг. /
П.Е. Чернозубенко. - Режим доступа:
http: //www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_b/benchmark/(дата обращения: 16.03.2016).
67. Чугунов А. О современной деловой журналистике / А. Чугунов // Вестник ЧелГУ. - Челябинск, 2014. - С. 76-83.
68. Шкондин М.В. Газетно-журнальная типология в условиях становления коммуникативной системы информационного общества / М.В. Шкондин // Вестник Московского государственного университета. - М., 2003. - № 2. - С. 39-46.