Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ - КАК ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Сущность предпринимательства, его основные формы, виды и
классификация 8
1.2. Особенности предпринимательства в России и за рубежом: его роль в
социально-экономической системе 20
1.3. Принципы и этапы (разделы) планирования экономических показателей
предприятия 34
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (НА ПРИМЕРЕ
ООО «КОМФОРТ») 45
2.1. Критерии выбора организационно-правовой формы предприятия 45
2.2. Государственная регистрация создаваемого предприятия и
лицензирование 53
2.3. Маркетинговые аспекты организации предприятия и его организационно¬управленческая структура 57
ГЛАВА 3. ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «КОМФОРТ») 68
3.1. Формирование себестоимости продукции предприятия 68
3.2. Расчет плановых показателей эффективности предприятия на основе
маржинального и инвестиционного анализа 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования
институциональной среды предпринимательской деятельности в России.
Формально созданный более двадцати лет назад российский предпринимательский сектор прошел сложную и противоречивою эволюцию: от криминальных, теневых форм до цивилизованных, партнерских отношений с государством и зарубежными резидентами. Однако, прошедший кризис ярко показал нестабильность созданных в России предпринимательских институтов,
обнажил их зависимость от иностранных технологий и инвестиций, усилил
бюрократическое и монопольное влияние, показал оставшуюся зависимость
от командно-административных методов управления.
Настоящее дипломное исследование проведено с целью обоснования
экономической целесообразности открытия и развития малого предприятия в
сфере производства деревянных дверей. Для решения накопившихся проблем
российской экономики необходимо развивать предпринимательскую инициативу, используя при этом существующую государственную поддержку и
применяя методы экономического анализа, вкладывать средства в обрабатывающий сектор народного хозяйства. Для решения вышеописанных проблем
нами было проведено настоящее дипломное исследование на материалах
ООО «Комфорт»
Цель дипломного исследования – экономическое обоснование организации предпринимательской деятельности ООО «Комфорт» и предварительное планирование ее основных хозяйственных показателей.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
- исследовать и уточнить теоретические и методические основы формирования и эффективного развития предпринимательства;
- провести анализ объективных условий функционирования предпринимательских структур, организационно-экономических факторов развития7
предпринимательства;
- провести маркетинговый анализ предпринимательской деятельности
на примере ООО «Комфорт»;
- сформировать себестоимость продукции и выявить в ней постоянные,
переменные затраты и другие факторы маржинального анализа на примере
конкретного предприятия;
- рассчитать основные инвестиционные показатели организации производства в ООО «Комфорт».
Объект исследования – экономические отношения, возникающие в связи с производством и реализацией продукции ООО «Комфорт».
Предметом исследования является совокупность экономических показателей подлежащих планированию при работе ООО «Комфорт».
Теоретической базой исследования являются работы О.И. Архиповой.
Л.А. Бирмана, К.В. Болдина, С.Н. Воробьева, А.Т. Головизниной,
В.Б. Ивашкевича, Т.П. Карповой, В.Э. Керимова и других авторов, посвященных анализу предпринимательской деятельности в условиях переходной
рыночной экономики в России и процессам бизнес-планирования на предприятии. При проведении исследования также учитывались основные нормативно-правовые акты Российской Федерации, регламентирующие хозяйственную деятельность предприятий.
В качестве методологической основы кроме исследования описанных
трудов зарубежных и отечественных ученых-экономистов по вопросам развития предпринимательства были использованы рекомендации научно-исследовательских учреждений по исследуемой проблеме, прогнозные разработки государственных органов власти.
Итак, предпринимательство является стержнем любой социально-экономической системы, основанной на началах частной собственности и
конкуренции.
Очевидно, что, чем активней происходит предпринимательская деятельность, чем меньше связывается и ограничивается разными искусственными
мерами энергия и инициатива предпринимателя, тем более высокие темпы
роста демонстрирует и экономика. Опыт развитых стран показывает, чем
больше возможностей для осуществления свободной конкурентной борьбы
предоставляют правовые нормы установленные государством, тем выше уровень жизни и социальной защищенности граждан.
Само по себе предпринимательство складывается из определенного типа
хозяйственного поведения. Для него характерно новаторство, эффективное
использование ресурсов, готовность идти на риск, гибкость в применении и
использовании технологических процессов, направленная на получение прибыли и личного дохода.
Предпринимательство охватывает производственную, коммерческо-посредническую, торгово-закупочную, инновационную, консультационную
деятельность и операции с ценными бумагами.
Современное предпринимательство, а это малый и средний бизнес, во
всех странах, включая и Россию, является организатором процесса производства в условиях рыночной экономики.
Таким образом, мы видим, что предпринимательство, без сомнения, занимает центральное место в современном обществе. Ведь именно предприниматель является опорой и гарантом стабильности и устойчивого развития
как государства, так и гражданского общества; как экономической, так и политической жизни его граждан.
Высокий уровень развития малого и среднего предпринимательства в
Республике Татарстан выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно-конкурентного и социально-ориентированного хозяйства. Если
прежняя экономическая система в России делала отчетливый акцент на развитие крупных и даже гигантских предприятий, то в настоящее время преодоление чрезмерной концентрации производства и капитала, разукрупнение
структуры экономики тоже приносить свои преимущества не уступающие по
значимости эффектам от крупного бизнеса. Малый и средний бизнес, как основа современного производства, во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору
общественному устройству, организованному на началах рынка, а также
формирует новый социальный слой предпринимателей.
Характер предпринимательского потенциала нашей страны обусловлен
переходным состоянием российской экономики. С одной стороны, Россия
продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что
сами эти понятия на протяжении многих предшествовавших десятилетий
воспринимались исключительно негативно. В настоящее время в стране образовались тысячи рыночных институтов, возникли миллионы собственников. С другой стороны, многие рыночные структуры делают лишь первые
шаги, например рынок ценных бумаг (фондовый рынок). Остается весьма заметной доля государства, как в национальном богатстве, так и в собственности акционированных и частично приватизированных предприятий. Есть все
основания полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций
Россия сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма
велика будет и роль государственного регулирования в экономике. При этом,
одной из характерных черт существующей экономики России является тесное переплетение частного и государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значит и государственного предпринимательства.
С этой целью нами был рассчитан проект по производству товаров
народного потребления – деревянных дверей и показана финансовая перспективность и высокая социально-экономическая значимость созданного
предприятия ООО «Комфорт».
Таким образом, исходные рубежи для формирования российского предпринимательского класса являются далеко не самыми благоприятными. Потребуется немало лет и усилий для выращивания не только умелых и опытных, но и «цивилизованных» предпринимателей.
Для того чтобы малый и средний бизнес в РТ развивался, необходимы
усилия государственного регулирования процессов развития путем создания
соответствующей экономической базы, юридических и политических условий,
эффективно действующей федеральной программы развития среднего и мелкого предпринимательства с учетом российских традиций и международного
опыта. В этом направлении накоплен значительный опыт в Республике Татарстан. Однако, как показывают исследования, более 80% выделенных федеральным центром средств не осваивается бизнесом и обратно возвращается в
российский бюджет. Необходимо создание центров информационной и консалтинговой поддержки предпринимателей на территории.
Таким образом, по мере развития малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан все более явно ощущается необходимость постоянного контакта
ученых разного профиля и практических работников, предпринимателей, руководителей властных структур. Безусловно, полезными могли бы быть их периодически проводимые встречи, создание теоретического органа (журнала),
освещающего накопленный опыт развития предпринимательства в данных регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья.
В условиях рынка, характеризующегося жесткой конкуренцией, большое внимание уделяется бизнес-планированию. Бизнес-план является фундаментом для открывающегося предприятия и направляющим началом для
уже действующего предприятия. Он необходим, прежде всего, для самого
предприятия, так как дает ответы на следующие вопросы: Что производить?
Для кого производить? Как производить? В каком количестве? А также является основой для привлечения инвестиций.89
Для создания предприятия ООО «Комфорт» составлен прогноз его экономических показателей. Областью деятельности Общества является производство деревянных дверей.
При формировании производственного плана были отражены реальные
показатели, на выполнение которых будет ориентирована деятельность предприятия. В этом разделе были рассчитаны затраты на приобретение основных фондов, покупку сырья, оплату труда работников. Цена установлена в
размере 8300 рублей за единицу продукции. Плановый объем выпуска в 2016
году составляет 1000 шт. Каждый год за счет увеличения клиентов планируется увеличение объема продаж на 5%. Были рассчитаны инвестиционные
показатели проекта: чистый дисконтированный доход – 2486 тыс.руб., рентабельность инвестиций – 62% и не дисконтированный срок окупаемости –
2,13 года
На основе полученных показателей выручки от реализации продукции и
затрат в финансовом плане была определена балансовая прибыль и расчетная
рентабельность. Также были определены точка безубыточности, порог рентабельности, запас финансовой прочности, произведен маржинальный анализ
производства. Проведенные расчеты показали, что данный проект является
выгодным. Все показатели эффективности и безубыточности проекта свидетельствуют о надежности предлагаемого проекта.
1. Александрова В. Ф. Малый бизнес - надежда и реальность. - М., 2004. - 152с.
2. Акопов В. С., Бакштанский В. Л., Магазанник В. Д. Менеджмент жизни и предпринимательство//Менеджмент в России и за рубежом. - 2013. - № 3. - С. 37.
3. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления // Российский экономический журнал. - 2014. - № 5. - С.57-59.
4. Балацкий Е.В. Государственная регистрация предпринимателя // Вестник РАН. 2013. - № 3. - С.41.
5. Беленький В.Х. Предпринимательство: итоги развития последних лет экономики в России // Социально-политический журнал. - 2014. - № 10. - С.27.
6. Бересенева А. В. Роль малого бизнеса в развитии экономики. // ЭКО. - 2014. - № 8. - С.25.
7. Бородина В.В. Малые предприятия. Бухгалтерский учет, отчет-ность, анализ финансового состояния. - М.: Книжный мир, 2006. - 230 с.
8. Брагина Е.А. Малый и средний бизнес в развивающихся странах на фоне глобализации // Мировая экономика и международные отношения. - 2014. - № 6. - С.20-23.
9. Бусыгин А. В. Предпринимательство. - М.: Дело, 2007. - 325с.
10. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник - М.: Гарда- рика, 2007. - 412с.
11. Ванюрихин Г.И. Творчество в менеджменте. Вестник Междуна-родного Университета. Серия «Менеджмент». - М., 2008. - Вып. 3.
12. Ванюрихин Г.И. Творчество и мастерство преподавателя. Тезисы докладов 2 международной научно-методической конференции «Качество образования. Проблемы оценки. Управление. Опыт». - Новосибирск, 2013. - 254 с.
13. Волков А.М. Зарубежный опыт малых форм предпринимательства. - М.: Мысль, 2013. - 252с.
14. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент. Лидерам реоргани-зации и консультантам по управлению. Учебное пособие. - М.: Дело, 2008. - 284 с.
15. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого состава. - М.: МНИИПУ, 2008. - 487 с.
16. Иванова Л.Ф. Предпринимательская деятельность // Социально-политический журнал. - 2014. - № 4. - С.74
17. Иванов В.Н. Создание собственного дела // Социально¬политический журнал. - 2012. - № 4. - С.47-50.
18. Конотопов МВ. Из тупика (экономический опыт мира и путь Рос-сии). - М.: Академический Проект, 2007. - 385с.
19. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. Учебное пособие. - М.: Дека, 2008. - 354с.
20. Кочубей В.Н. Предпринимательство в современной трансформа¬ции экономики России // Социально-гуманитарные знания. - 2014. - № 3. - С.33.
21. Кулаков В. В. Организационно-правовые основы предпринима-тельской деятельности в РФ. - М.: Юристъ, 2007. - 451с.
22. Курс предпринимательства / Под ред. В. Я. Горфинкеля. - М.: АСТ-Лтд, 2008. - 512с.
23. Курс переходной экономики / Под ред. Л. И. Абалкина. - М.: Фин- статинформ, 2008. - 396с.
24. Малышев А.И. Государственная регистрация создаваемого пред-приятия и лицензирование // Эко. - 2014. - №5. - С.17-22.
25. Мачульская О. В. Особенности малого и среднего предпринима-тельства в России. // Проблемы прогнозирования. - 2014. - № 2. - С.84-87.
26. Менеджмент в Россини на рубеже веков: опыт лучших и стратегия успеха. - М.: Общественный фонд «Лучшие менеджеры», 2009.
27. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: Дело, 2008. - 421с.
28. Мягков П., Фесенко Е. Малое предпринимательство: государ-ственная поддержка обязательна. // Российский экономический журнал. - 2014. - №2. - C.44.
29. Орлов А.В. Состояние и перспективы развития малого и среднего бизнеса в России // Тез. докл. 1-го Всероссийского съезда представителей ма-лого предпринимательства. - М., 2013. - 77с.
30. Основы предпринимательства./ Под ред. В. Нечипуренко - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 385с.
31. Смирнов Э. А. Основы теории организации. - М.: Аудит, 2006. - 385с.
32. Предпринимательство. / Под ред. М. Г. Лапусты. - М.: Инфра-М, 2009. - 345с.
33. Экономическая теория. / Под ред. А. И. Добрынина. - СПб.: Пи¬тер, 2011. - 327с.
34. Экономика предприятий. / Под ред. Н. А. Сафронова. - М.: Юристъ, 2010. - 467с.