Введение 2
ГЛАВА 1. Трансформация отечественного телевидения: от советского вещания к современности 6
1.1. Типологические характеристики информационно-развлекательной
программы в системе телевизионных передач 6
1.2. История появления развлекательных программ на телевидении 12
1.3. Роль игрового начала в журналистике 22
1.4.Объемы телепотребления и структура аудитории 28
ГЛАВА 2. Подготовка и создание развлекательной программы на телевидении
2.1.Обзор телепрограмм в медиапространстве Республики Татарстан 32
2.2.Этапы создания телепрограммы «Хорошие Новости», содержательно-
тематическое наполнение 41
2.3. Внедрение рекламного контента в программу «Хорошие новости» 48
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 57
Приложение
«Движение в сторону развлекательности - тенденция развития современного телевидения» - именно так считает Г.В. Кузнецов. В этом вопросе его поддерживает целый ряд исследователей, среди которых С.Н. Акинфиев, П. Бурдьё. В настоящее время развлекательные программы становятся неотъемлемой частью вещания любого канала. К тому же, сфера телевидения окутала весь земной шар и стала частью каждого человека. Именно благодаря телевидению абсолютно любая информация сегодня стала доступной. В телевидении отражены все сферы жизни человека и происходящие события. Первоначально телевидение не имело такой популярности, так как его аудитория была минимальной, но за короткий промежуток времени оно сумело стать массовым. В США распространение влияния телевидения стали 50-е годы XX века, а в России решающую роль в становлении телевидения сыграли 60-е годы XX века. Именно в эти годы появились зачатки развлекательного телевидения.
Сегодня информационно-развлекательные программы выполняют функцию заполнения досуга, они рассчитаны на эмоциональный ответ аудитории и связаны с получением удовольствия и релаксации. Нами замечено, что развлекательное телевидение часто противопоставляют общественно¬политическому. Можно начать с того, что развлечение - это та часть программной сетки, в которой исключается всё идеологизированное или иначе относящееся к актуальной политике или идеологии. Однако подобная точка зрения была бы слишком радикальной, потому что телевидение в любом случае неспособно существовать вне социума.
В некотором роде развлечение несёт в себе идеологию образа жизни, моделей поведения, досуга и восприятия реальности. Поэтому, на наш взгляд, правильнее будет сказать, что развлечение всё-таки включает в себя элементы политики, но не выставляет их в первоочередный приоритет.
На данный момент развлекательных передач множество, причем как на федеральном, так и местном уровнях. Некоторые из них существуют благодаря городской поддержке, властей, фирм и предприятий, некоторые же, имеют развитие благодаря имеющимся заказчиками и рекламному контенту (то есть являются полностью коммерческими), а некоторые совмещают в себе информативную и коммерческую часть. Как раз в нашей работе мы уделяем основное внимание именно информационно-развлекательным программам, в особенности информационно - развлекательной программе «Хорошие Новости», выходящей на местном телеканале.
Объектом нашего исследования являются информационно-развлекательные программы на телевидении, а предметом - процесс создания информационно-развлекательной программы.
Цель данной выпускной квалификационной работы - разработать алгоритм создания информационно-развлекательной программы на местном телевидении. Для достижения данной цели, мы поставили следующие задачи:
- изучить историю появления развлекательных программ на телевидении;
- рассмотреть роль игрового начала в журналистике;
- проанализировать объемы телепотребления и структуру аудитории;
- обобщить эмпирическую информацию о процессе создания программы на местном телевидении;
- представить информационно-развлекательные передачи с точки зрения контента.
В данной работе мы опирались на работы таких авторов, как С.Н. Акинфиев, П. Бурдьё, Е.Л. Вартанов, Г.В. Кузнецов и других.
Методы, используемые в нашей работе - структурный анализ, интервью, включенное наблюдение, метод изучения и проработки документов.
Эмпирические базу нашей работы составляет 29 выпусков информационно - развлекательной программы «Хорошие новости» на телеканале «РЕН ТВ - Набережные Челны», вышедшие с 22 сентября 2015 года по 4 мая 2016 года.
В нашей работе мы изучили трансформацию отечественного телевидения: от советского вещания к современности, рассмотрели виды телевизионных программ, проанализировали объемы потребления и структуру аудитории, а также изучили процесс создания программы на местном телевидении.
На данный момент в Набережных Челнах функционирует три телеканала: «РЕН ТВ - Набережные Челны», «Чаллы - ТВ» и «ТНТ - Эфир». На телеканале «Чаллы - ТВ» развиваются различные программ, которые существуют в основном благодаря финансовой поддержке рекламодателей. Это такие проекты, как «Идём в кино», «Женское счастье», «Откровенный диалог», «Будь здоров!», «Алтын балык». Есть программы, которые сделаны при поддержки, например, города (трансляция игр КВН), ГИБДД («Полосатая Зебра»), автомобильного завода («Мастера»), структур жилищно-коммунальных услуг («Вектор комфорта»), либо при поддержке республики - «Дом культуры».
Стоит отметить, что развлекательные программы, выходящие на каналах телерадиокомпании «Чаллы - ТВ» занимают далеко не последнее место. Как в будни, так и в выходные дни можно увидеть тот или иной проект с разным жанровым и тематическим наполнением.
Еще один телеканал, имеющий в своем арсенале как информационные, так и развлекательные проекты - «ТНТ - Эфир». Все программы можно разделить на информационные («Город», «Город. Главное», «Беляева,1») и развлекательные («Новое утро», «Набережные Челны: инструкция по применению», «Обыкновенные рецепты здоровья», «Fam TV»).
Сравнивая развлекательные программы телеканалов «ТНТ - Эфир» и «Чаллы - ТВ» можно заметить, что количество проектов такого типа отличаются. На телеканале «ТНТ - Эфир» существует пять проектов: «Новое утро», «Набережные Челны: инструкция по применению», «Обыкновенные рецепты здоровья», «Fam TV», а на телеканале «Чаллы - ТВ» более 10: «Идём в кино», «Женское счастье», «Откровенный диалог», «Будь здоров!», трансляция игр КВН, «Полосатая Зебра», «Мастера», «Вектор комфорта», «Дом культуры», «Академия чемпионов».
На телеканале «РЕН ТВ - Набережные Челны» успешно работаю такие проекты, как «Новости. Набережные Челны», «Умным быть модно!», «Хорошие Новости», «Вести КАМАЗа». Да, были программы - «РЕНтабельные люди», «Публичный Каталог», «Положение вещей» - которые прекратили свое существование, но они имели популярность и интерес со стороны рекламодателей.
Рассмотрев проекты телеканала «Чаллы - ТВ», «ТНТ - Эфир» и «РЕН ТВ - Набережные Челны» можно сказать, что большая часть телевизионных проектов являются коммерческими и это, вполне, оправдано. Реклама - важный аспект, который конечно же помогает развиваться телевидению. Это плюс как для самих телеканалов, так и для заказчиков. Существуют и проекты, которые являются, по своей сути, заказными от государственных учреждений, институтов, предприятий города.
Для всестороннего изучения мы решили взять не работу телеканалов, а развивающийся, относительно недавний проект - информационно-развлекательную программу «Хорошие новости», выходящую на телеканале «РЕН ТВ - Набережные Челны». Каждую среду ведущая Алина Салахутдинова рассказывает об интересных и увлекательных новостях со всего мира. Данный проект является, в своем роде, новинкой для телеканала, так как контент состоит из новостей, собранных из разных стран.
Нами было проанализировано 29 выпусков программы (всего 200 сюжетов (Приложение 1)). Все из которых были разделены на тематические группы: праздничные события (41 сюжет); рекламные сюжеты (34 сюжета); обзоры выставок (33 сюжета); спорт (25 сюжетов); технологии (23 сюжета); жизнь животных (12 сюжетов); хобби (11 сюжетов); автомобили (7 сюжетов); путешествия (5 сюжетов); Олимпиада (5 сюжетов); музыка (4 сюжета). Так же в программе транслируются рекламные сюжеты, которые были вынесены в отдельный блок. Из 200 сюжетов 34 являются рекламными, что составляет 17% от общего числа.
Рекламодатели демонстрируют интерес к программе и заказывают рекламные сюжеты, которые относятся к различным сферам бизнеса: барбер- шоп «Bacenbart», магазин «Железо», «Столовая №1», Ларкон-тур, «Чайхана Ак Пиала», Мясокомбинат (колбаса «Сосновоборская»), ресторан «Бразилия», Авторынок БСИ, Медицинский Центр Высоких Технологий, Теплицы «Челнинка», Магазин Глобус, Студия мебели Gamma, «Айкрафт», Ателье «Триада», «Тонус-клуб», «Фабрика штор DM», Брикцентр, Сауна «Лилия», Магазин «Акком», Автосалон «АвтоРеал16», Магазин профессиональной косметики «Максимум» и Магазин одежды «Проспект».
Основное внимание было сконцентрировано на процнссе создания программы «Хорошие Новости». Работа руководителя и ведущей проекта - Алины Салахутдиновой, заключается в следующем: отбор сюжетов для
программы; изготовление анонса для радио NRJ и телеканала «РЕН ТВ - Набережные Челны»; написание текста для ведущей (подводки); сотрудничество с заведениями нашего города для съемок ведущей; съемки; сборка программы; выпуск готового продукта в эфир. Также ею самостоятельно создаются рекламные сюжеты о деятельности предприятий и организаций, которые желают выступить в формате положительных новостей. Безусловно, попадая в череду хороших новостей, такие сюжеты автоматически могут восприниматься аудиторией как положительные.
В рамках исследования, нами выявлено, что на данный момент создание информационно-развлекательной передачи на местном телевидении требует от журналиста не только выполнения обязанностей, связанных с журналистикой, но и ряда организационных задач. Журналист должен найти место съемки, провести переговоры с руководителем заведений и возможности съемок, организовать работу оператора, монтажера.
В рассматриваемом нами случае - программе «Хорошие Новости» - обязанности журналиста и руководителя программы совмещены. С одной стороны, это требует консолидации сил, с другой - не позволяет сконцентрироваться на повышении качества программы.
Данная программа создается журналистом самостоятельно и подлежит лишь окончательной проверке выпуска со стороны режиссера холдинга.
1. информационно-развлекательная программа «Хорошие новости» (с 1 по 29 выпуски)
2. официальный сайт http://tnv.ru
3. официальный сайт http://stv-media.ru
4. официальный сайт http://tvchelny.ru/
5. официальный сайт http://chelny.tv/
Теоретическая литература:
6. Азарин В. От замысла до экрана. / В. Азарин. - М., 1995. - 157с.
7. Акинфиев С.Н. Развлекательное телевидение: определение,
классификация, жанры / С.Н. Акинфиев // Вестник Московского Университета. Серия 10. Журналистика. - 2008. - № 6. - 101 с.
8. Акинфиев С.Н. Жанрово-тематическая структура российского развлекательного телевидения / С.Н. Акинфиев // XIII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2006» : тезисы докладов. - Москва, 2006. - 19 с.
9. Акинфиев С.Н. Развлекательная составляющая современного российского телевидения [Электронный ресурс] // Медиаскоп: электронный научный журнал Факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2008. - Вып. 2. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/230.
10. Белоусова М.Н. Современное состояние и тенденции развития жанров тележурналистики / М.Н. Белоусова // Вестник РУДН. Серия : Литературоведение. Журналистика. - 2011. - № 1. - 61 с.
11. Берн Э . Игры , в которые играют люди. Люди , которые играют в игры / Э. Берн. - Санкт-Петербург : Специальная литература, 2005. - 180 с.
12. Борев Ю. Эстетика [Электронный ресурс]: учебник // Библиотека Гумер -
гуманитарные науки. - Режим доступа :
http: //www.gumer.info/bibliotek Buks/Culture/Borev/14 .php
13. Бурдьё П. О телевидении и журналистике / Пер. с фр. Т. Анисимовой, Ю.
Марковой; Отв. ред., предисл. Н. Шматко. — М.: Фонд научных
исследований "Прагматика культуры", Институт экспериментальной социологии, 2002. — 160 с.
14. Бурдьё П. О телевидении / Пьер Бурдьё // Социологическое пространство Пьера Бурдьё. - Режим доступа : http://bourdieu.name/content/bourdieu-o- televidenii
15. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: на телевизионных подмостках. / А.С. Вартанов. - М., 2003. - 167 с.
16. Вартанова Е.Л. О современном понимании СМИ и журналистики / Е. Л. Вапртанова //Медиаскоп. - 2010. - Вып. 1. - С. 17-22.
17. Вартанова Е.Л. СМИ России как индустрия развлечений / Е.Л. Вартанова, С.С. Смирнов // СМИ в меняющейся России : коллект. монография / под ред. Е. Л. Вартановой. - Москва, 2010. - 151 с.
18. Вильчек В. М. Искусство и аудитория / В. М. Вильчек. - Москва : Знание, 1978. - 204 с. - (Искусство).
19. Галушко Р.И. Западное телевидение и «массовая культура» / Р.И. Галушко. - Москва,1991. - 251 с.
20. Дондурей Д.Б. Энциклопедия частной жизни / Д.Б. Дондурей // Телевидение: режиссура реальности / сост. Д.Дондурей. - Москва: Искусство кино, 2007. - 53 с.
21. Дондурей Д.Б. Развлекательное ТВ: шутки в сторону / Д.Б. Дондурей // Телевидение: режиссура реальности. - Москва: Искусство кино, 2007. - 96 с..
22. Дюмазедье Ж. Досуг в повседневной жизни / Ж. Дюмазедье. - Санкт- Петербург, 2002. - 178 с.
23. Егоров В. В. Телевидение: Страницы истории. / В.В.Егоров. - М.: Аспект Пресс, 2004 г. - 156 с.
24. Егоров В. В. Телевидение между прошлым будущим / В. В. Егоров. - Москва, 1999. - 302 с.
25. Зверева Н.В. Школа тележурналиста [Электронный ресурс] //
dedovkgu.narod.ru: поддержка в интернете университетских проектов Алексея Дедова : электронная библиотека, конспекты лекций,
методические рекомендации. - Режим доступа:
http: //dedovkgu.narod.ru/bib/zvereva.htm#
26. Ильченко С.Н. Эволюция системы жанров отечественного телевидения и
её трансформация в условиях глобализации информационного пространства: автореф. дис.... д-ра филол. наук : 10.01.10 / И.С.
Николаевич. - СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 2012. - 76 с.
27. Ильченко С.Н. Современные аудиовизуальные СМИ : новые жанры и формы вещания : учеб. пособие / С.Н. Ильченко. - Санкт-Петербург: Роза мира, 2006. - 256 с.
28. Кашкина М. Г. Особенности региональной медиасреды: тенденции современной креативности / М.Г. Кашкина // Аналитика культурологии. - 2011. - Вып. 20. - С. 5-14.
29. Кацев И.Г. История российского телевидения (1907-2000) / И.Г. Кацев. - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2004. - 137 с.
30. Киселёв А.Г. Теория и практика массовой информации. / А.Г. Киселёв. - М.: КноРус, 2012. - 242 с.
31. Константинова Е.Г. Научно-популярное телевидение : специфика функционирования и перспективы развития : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е.Г. Константинова. - Москва, 2010. - 250 с.
32. Кузнецов Г. В. Телевизионная журналистика / Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик.
- 4-е изд. - М., 2002. - 154 с.
33. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / М. Маклюэн; пер. с англ. В. Николаева. - Москва: Гиперборея, 2007. - 464 с.
34. Минаев Б. Последняя загадка Ворошилова, т. е. кого мы любили. / Б. Минаев. - М: Эксмо, 2002. - 134 с.
35. Михалкович В.И. Развлекательные передачи ТВ и «эффект эксцентричности» / В.И. Михалкович / Телевизионная эстрада. - Москва: Искусство, 1981. - 76 с.
36. Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения. Хроника наблюдений.
- 2-е изд., доп. М.: Изд-во МГУ, 2009. - 114 с.
37. Муратов С.А. ТВ - эволюция нетерпимости / С.А. Муратов. - Москва: Логос, 2001. - 187 с.
38. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований / М.М. Назаров. - Москва, 2000. - 128 с.
39. Новикова А.А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия / А.А. Новикова. - Москва: Алетейя, 2008. - 301 с.
40. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. / В.Ф. Олешко. - М.: РИП- холдинг, 2003. - 203 с.
41. Парфёнов Л.Г. Информация к развлечению: материалы Круглого стола / Л. Г. Парфёнов // Искусство кино. - 2003. - №11. - 202 с.
42. Поберезникова Е. В. Телевидение взаимодействия: интерактивное поле общения / Е. В. Поберезникова. - Москва: Аспект Пресс, 2004. - 259 с.
43. Полукаров В.Л. Телевизионная и радиовещательная рклама: Учебное пособие. - Москва, 2004. - 555 с.
44. Саппак В.С. «Телевидение и Мы» / В.С. Саппак. - М.: «Искусство», 1988. - 198 с.
45. Тарасенко А.С. Интернетизация российского телевидения / А.С. Тарасенко // Журналистика в 2009 году. Трансформация систем СМИ в современном мире : сб. материалов Международной научно-практической конференции. Москва, 9-11 февр. 2010 г. - Москва, 2010. - 173 с.