ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические аспекты совершенствования качества производства
молочных изделий 8
1.1 Понятие и значение повышения качества продукции 8
1.2 Контроль качества молочной продукции 15
1.3 Системы менеджмента качества продовольственных товаров на основе
международных стандартов 19
2 Анализ системы управления качеством продукции в ООО УК «Просто
молоко» 28
2.1 Экономико-организационная характеристика ООО УК «Просто
молоко» 28
2.2 Анализ системы управления качеством молочных изделий в ООО УК
«Просто молоко» 32
2.3 Оценка уровня качества молочных изделий предприятия 40
3 Совершенствование качества производства молочных изделий 55
в ООО УК «Просто молоко» 55
3.1 Предложения по совершенствованию качества производства
молочных изделий в ООО УК «Просто молоко» 55
3.2 Совершенствование упаковки молочных изделий как фактор
повышения качества производства продукции 64
3.3 Экономическая оценка эффективности предложенных мероприятий... 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Качество и все вопросы, связанные с ним, очень актуальны в настоящее время. Роль и значение качества постоянно возрастают под влиянием развития технологий производства и потребностей человека. Повышать уровень культуры и образования с каждым днем делает потребителей все более разборчивыми и придирчивыми.
Молочная промышленность является одна из наиболее динамично развивающихся пищевой промышленности Российской Федерации, постоянно внедряющая, передовые технологии и оборудование, методы и средства контроля. Однако в условиях продолжающегося глубокого экономического кризиса, падения потребительского спроса, особенно на высококачественную молочную продукцию класса «Премиум», возрастания конкурентной борьбы необходимо совершенствовать в первую очередь механизм управления, снижать издержки и уменьшать себестоимость, используя современные методы менеджмента качества.
Перспективным направлением в решении проблемы повышения качества и конкурентоспособности молочной продукции является создание, внедрение и совершенствование системы менеджмента качества в соответствии с требованиями стандарта ГОСТР ИСО 9001-2014. Система позволяет осуществлять контроль качеством на всех этапах, начиная от маркетинговых исследований рынка и установления требований к качеству, включая разработку цельномолочной продукции, производственных и логистических процессов, подготовку производства и выпуск молочных изделий, и заканчивая отгрузкой и поставкой продукции потребителям.
Процессно - ориентированный подход ^который является ключевым элементом , присутствует в должной мере не во всех системах качества , внедренных на молочных предприятиях. Преимущество использования модели процесса состоит в непрерывности управления на стыках отдельных функций, в непрерывном измерении основных параметров в контрольных точках подсистемы мониторинга, в оценке результативности процесса и эффективности использования ресурсов.
Актуальным и перспективным направлением в молочной промышленности является создание научных методов для улучшения качества продукции и эффективности производства на основе базисного принципа системы менеджмента - процессно-ориентированного подхода.
Среди всего разнообразия товаров «выживает» тот, который заведомо удовлетворяет максимальному количеству требований, предъявляемых к нему потребителем, включая как непосредственно требования к качеству самого товара, или услуги, так и качеству поставок, исполнению сроков договора.
В условиях рыночной экономики перед предприятиями постоянно стоит проблема обеспечения конкурентоспособности продукции, от решения которой напрямую зависит их успешная деятельность.
Для достижения требуемого уровня качества молочной продукции, который является основой конкурентоспособности, необходимы заинтересованный и квалифицированный персонал, четкая организация работ по управлению качеством и необходимая материальная база.
Постоянный рост требований к качеству предопределил дальнейшее развитие управления качеством и внедрение на лучших организациях развитых стран «тотального» управления качеством, когда оно становится основой для организации всех направлений деятельности организация.
Решающее значение в организации работ по качеству имеет позиция руководителей предприятий, их отношение к качеству продукции.
Рынок нуждается в стабильном производстве, подкрепленном эффективным управлением, ориентированное на производство товаров, удовлетворяющих требованиям потребителя.
Рост технического уровня и качества продукции является сегодня наиболее характерной чертой предприятий в промышленно развитых странах. В условиях насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции именно высокое качество молочной продукции служит главным фактором успеха.
Управление качеством молочных изделий является одной из ключевых функций как корпоративного, так и проектного менеджмента, основным средством достижения и поддержания конкурентоспособности любого предприятия.
Качество создается на всех стадиях производства. Не может быть качественным товар, который, хотя и соответствует всем техническим требованиям и спецификациям, не нужен потребителю. Основа качества товара - это определение потребностей потребителя, то есть маркетинг. Стадии закупок, найма персонала, производства, хранения и доставки также пронизаны требованиями к качеству. На каждой стадии существуют свои методы и инструменты достижения качества.
Качество - это совокупность признаков и свойств объекта, влияющих на способность удовлетворять определенным требованиям потребителей согласно назначению или превосходить их.
Определение качества относится как к товарам и услугам, так и к процессам производства товаров и оказания услуг. Любая продукция или услуга должна соответствовать определенным требованиям потребителей. Качество характеризует соответствие товара этим требованиям.
Значение качества молочной продукции состоит в том, что только качественная продукция, имеющая сертификат соответствия международным стандартам, открывает экспортную дорогу на платежеспособные западные рынки и служит решающим фактором для заключения контракта на поставку продукции. Успешная реализация качественной продукции является главным источником существования любого молочного предприятия, и получения им прибыли.
Объектом представленного исследования выступает общество с ограниченной ответственностью УК «Просто молоко». Данная компания является производителем молочных изделий в г. Набережные Челны. В результате анализа системы управления качеством молочной продукции 75
ОООУК «Просто молоко» мы отметили положительную динамику годовых финансовых показателей. Однако при более детальном анализе были выявлены некоторые недостатки:
- увеличение количества возвращенной продукции по причине потери товарного вида преимущественно в кисломолочном цехе;
- увеличение количества претензий потребителей по причинам потери товарного вида продукции, лома, пересортицы.
- наиболее частыми причинами несоответствия при входном контроле являются наличие постороннего запаха и вкуса, отсутствие маркировок, неудовлетворительное качество транспортной тары.
- при текущем контроле отмечается возросшая доля промпереработки в общем объеме возвратных отходов.
Результаты анализа наметили пути устранения выявленных недостатков, а значит повышения качества продукции ОООУК «Просто молоко».
В выпускной квалификационной работе были предложены следующие мероприятия для уменьшения количества брака:
1. Повышение квалификации работников молочного производства (повышение их материального благосостояния для уменьшения текучести кадров;
2. Тщательная теоретическая подготовка и работа с опытными сотрудниками нового персонала);
3. Повышение материальной заинтересованности в производстве качественной продукции (премии за работу без брака, однако в разумных пределах, так как это может привести к сокрытию брака);
4. Улучшение условий труда, тщательный выбор поставщиков сырья и упаковки и налаживание с ними долгосрочных хозяйственных связей;
5. Улучшение технологии производства продукции;
6. Обновление, модернизация, своевременный ремонт и
добросовестная наладка и настройка действующего оборудования и т.д.
Также, было целесообразно закупить еще один упаковочный автомат «Каррера-1000». Стоимость автомата относительно невелика и составляет 5 436 396 руб . При этом четыре автомата «К-467» следует демонтировать, высвободив тем самым площадь в цехе сырков.
Таким образом, годовая экономия при реализации мероприятия по переходу к упаковке сырков только в пленку флоу-пак составляет 67,82 млн.руб.
При реализации мероприятия по внедрению дополнительного упаковочного автомата «Каррера-1000» и демонтаже четырех автоматов «К¬467» чистый дисконтированный доход составит 38,5 МЛН. руб. При этом инвестиционные вложения в данное мероприятие окупятся в первом году реализации проекта.
Таким образом, рекомендации, данные в выпускной квалификационной работе, позволят наиболее полно удовлетворять запросы потребителей, уделяя при этом первостепенное внимание вопросам обеспечения качества и безопасности продукции, производимой в ООО УК «Просто молоко».
I. Основная литература
1. Аристов О.В. Качество продукции / О.В. Аристов, В.М. Мишин. - М.: Изд - во стандартов, 2014. 315 с.
2. Асташова Ю.В. Показатели процесса в системе менеджмента качества / Ю.В. Асташова, А.И. Демченко // Менеджмент в Росси и за рубежом. - 2015. - №1.- с. 86 - 96.
3. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2014. 782 с.
4. Белобрагин В.Я. Качество: Уроки прошлого и современность. - М.: АСМС, 2016. 102 с.
5. Будищева И.А. Регулирование затрат по обеспечению качества продукции / И.А. Будищева, Я.Д. Плоткин - М.: Издательство стандартов,
2016. 484 с.
6. Варгина М.К. Направления совершенствования работ по управлению качеством в регионах мира. //Сертификация.-2015.- №1. с.10.
7. Варакута С. А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 2014. 207 с.
8. Версан В.Г. Интеграция управления качеством, сертификация. Новые возможности и пути развития.// Сертификация. - 2016.- №3. с. 3.
9. Виханский О.С. Производственный менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Гардарика, 2012. 528 с.
10. Гличев А.В. Качество продукции. Система управления. /
А.В. Гличев. - М.: Прогресс, 2013. 246 с.
11. Давыдина О.В. Инновации и производство / О.В. Давыдина // Менеджмент в России и за рубежом. -2015. - №10. с. 24.
12. Зайцев О.А. Основы управления / О.А. Зайцев, А.А. Радугин. - М.: Эномика, 2013. 400 с.
13. Ильенкова С.Д. Управление качеством / С.Д. Ильенкова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014. 336 с.
14. Круглов М.И. Стратегическое управление
М.И. Круглов. - М.: Русская деловая литература, 2014. 615 с.
15. Крылов Г.Д. Зарубежный опыт управления качеством / Г.Д. Крыов. - М.: Издательство стандартов, 2014. 540 с.
16. Корпышов А.Ю. Анализ затрат на качество / А.Ю. Корпышов // Теория и практика финансового анализа. - 2015. - №5. - с. 11 - 26 с.
17. Круглов М.Г. Менеджмент систем качества / М.Г. Круглов, С.К. Сергеев, В.А. Такташов. - М.: Изд-во стандартов, 2012. 470 с.
18. Лапуста М.Г. Качество продукции: механизм управления. - М.: Экономика, 2011. 340 с.
19. Любушкин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: ЮНИТИ, 2015. 471 с.
20. Любимцев Ю.И. Модернизация предприятий//Экономист. - 2015. №8.
21. Мазур И.И. Управление качеством: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Упр. качеством» / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. - 3-е изд., стер. - М.: Изд-во Омега-Л, 2014. 400 с.
22. Никифоров А.Д. Управление качеством: Учеб.пособие для вузов. - М.: Дрофа, 2015. 567 с.
23. Общий менеджмент. Дайджест учебного курса / Под ред. А.К. Казанцева. - М.: ИНФРА-М, 2014. 411 с.
24. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление производсвом: Учебник / Рос.эконом. акад. им. Г.В. Плеханова. - М.: Финстатиформ, 2015. 878 с.
25. Окрепилов В.В. Управление качеством / В. В Окрепилов. - М.: Экономика, 2014. 229 с.
26. Пискунова Н.Н. Анализ критических факторов от внедрения автоматизированных систем управления качеством / Н.Н. Пискунова, А.А. Чуйко // Менеджмент в Росси и за рубежом. - 2016. - №1. с. 69 - 76.
27. Плотникова О.Р. Отраслевая система управления качеством продукции / О.Р. Плотникова. - М.: Издательство стандартов, 2012. - 76 с.
28. Попова О.Г. Качество продукции - актуальная экономическая проблема / О.Г. Попова // Экономика сельского хозяйства России. - 2015. - №10. с. 14.
29. Рахлин К.М. Методология классификации затрат на качество / К.М. Рахлин, Л.Е. Скрипко. // Стандарты и качество. - 2015. - №3. с. 49 - 51.
30. Слотина С.Е. Система управления безопасностью и качеством продукции / С.Е. Слотина, В.Г. Проселков // Пищевая промышленность. - 2015. - №11. с. 80 - 81.
31. Степанов Е.А. Управление персоналом: Персонал в системе защиты информации: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. 493 с.
32. Степанова Л.И. Пути повышения качества Пищевая промышленность / Л.И. Степанова // Менеджмент в России и за рубежом - 2014. - №11. с. 50 - 51.
33. Стилкова С.Д. Управление качеством / Л.Д. Стилкова. - М.: Издательское объединение «ЮНИТИ», 2012. 398 с.
34. Управление качеством: Учеб.пособие / ИИ. Мазур, В.Д. Шапиро. Под ред.И.И. Мазура. - М.: Высш.шк., 2015. 369 с.
35. Управление качеством: Учебник для вузов/С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ,
2013. 382 с.
36. Управление современной компанией: Учебник / Под ред. проф. Б. Мильнера и проф. Ф. Лииса. - М.: ИНФРА-М, 2014. 375 с.
37. Фатхутдинов Р.А. Менеджмент конкурентоспособности товара / Р.А. Фатхутдинов. - М.: АО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2015. 441 с.
38. Шадрин А.Д. Менеджмент качества. От основ к практике. - М.: НТК Трек, 2012. 359 с.
39. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О.И.Волкова и доц. О.В. Девяткина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА- М, 2014. 285 с.
40. Экономика предприятия : Учебник / Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер. - М.: ИНФРА-М, 2015. 396 с.
41. Экономика фирмы: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 442 с.
42. Яншин Ф.Э. Управление качеством продукции / Ф.Э. Яшин. - М.: ЮНИТИ. 2014. 415 с.
43. Яковлев Я.М. В целях повышения качества продукции / Я.М. Яковлев // Экономика сельского хозяйства России. - 2016. - №10. с. 15.
II. Текущий архив
44. Бухгалтерский баланс предприятия.
45. Отчеты о выполнении планов, программ организации.
46. Отчет о прибыли и убытках.
47. Положение о предприятии или о его структурном подразделении.
48. Программы, планы организации.
49. Устав предприятия.