Гражданско-правовая охрана товарного знака и знака обслуживания
|
Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Понятие товарного знака и знака обслуживания.
Законодательство о правовой охране товарных знаков.
§1. Понятие товарного знака и знака обслуживания, их признаки 7
§2. Виды товарных знаков и знаков обслуживания 12
§3. Обозначения, не признаваемые товарными знаками и знаками обслуживания 22
§4. Законодательство о товарных знаках 28
Глава 2. Исключительное право на товарный знак и знак обслуживания.
§1. Исключительное право на товарный знак и знак обслуживания: понятие и содержание 37
§ 2. Ограничения исключительного права на товарный знак 43
§3. Оформление исключительного права на товарный знак и знак
обслуживания 51
Глава 3. Защита исключительного права на товарный знак и знак обслуживания
§1. Гражданско-правовые способы защиты прав на товарный знак и знак обслуживания 59
§2. Компенсация как способ защиты исключительного права на товарный знак 68
§3. Административная защита исключительного права на
товарный знак 75
Заключение 80
Список литературы 83
Введение 3
Глава 1. Понятие товарного знака и знака обслуживания.
Законодательство о правовой охране товарных знаков.
§1. Понятие товарного знака и знака обслуживания, их признаки 7
§2. Виды товарных знаков и знаков обслуживания 12
§3. Обозначения, не признаваемые товарными знаками и знаками обслуживания 22
§4. Законодательство о товарных знаках 28
Глава 2. Исключительное право на товарный знак и знак обслуживания.
§1. Исключительное право на товарный знак и знак обслуживания: понятие и содержание 37
§ 2. Ограничения исключительного права на товарный знак 43
§3. Оформление исключительного права на товарный знак и знак
обслуживания 51
Глава 3. Защита исключительного права на товарный знак и знак обслуживания
§1. Гражданско-правовые способы защиты прав на товарный знак и знак обслуживания 59
§2. Компенсация как способ защиты исключительного права на товарный знак 68
§3. Административная защита исключительного права на
товарный знак 75
Заключение 80
Список литературы 83
Переход России к рыночной экономике обусловил увеличение численности хозяйствующих субъектов. Это привело к росту конкуренции между производителями товаров и услуг. В связи с этим главной задачей конкурирующих субъектов стала потребность сделать так, чтобы именно их товар или услуга стали выделяться посреди аналогичных. Поэтому особо актуальной становится проблема индивидуализации товаров, работ и услуг. Одними из основных средств индивидуализации являются товарные знаки и знаки обслуживания. Их важность заключается в том, что с помощью товарного знака у потенциального покупателя возникает некое представление относительно определенного товара, а в отношении знака облуживания возникает представление об оказываемых работах и услугах. Стало быть, средства индивидуализации способны привлечь внимание потребителя, выделить товар, работу и услугу от аналогичных объектов конкурента.
Из года в год значимость товарных знаков и знаков обслуживания все больше растет. Подтверждением является статистика подачи заявок на государственную регистрацию средств индивидуализации. В годовом отчете Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) за 2015 год было подано 61477 тысяч заявок на государственную регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания. Из них принято 47097 тысяч решений о предоставлении правовой охраны и 10271 тысяч решений об отказе в регистрации. Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС), начиная с 2004 года, осуществляет ведение реестра зарегистрированных товарных знаков, международных знаков, знаков обслуживания, который находится в публичном доступе.
Правовое регулирование охраны интеллектуальной собственности осуществляет часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) , которая вступила в действие 1 января 2008 года. С введением указанной части ГК РФ прекратили свое действие законы 1992-1993 гг., действовавшие в данной области. Одним из наиболее важных вопросов, касающихся средств индивидуализации, является их правовая охрана. Необходимым при этом является законодательное установление условий, при помощи которых определяется каким должно быть обозначение, призванное индивидуализировать товар, работу или услугу, чтобы далее оно получило статус товарного знака или знака обслуживания, находящегося под правовой защитой.
Вопрос относительно правовой охраны товарных знаков был актуален и в период действия Закона о товарных знаках , казалось, что принятие части 4 ГК РФ решит многие проблемы в данной области. Однако в действительности в новую часть ГК РФ лишь перенесли уже имеющиеся в ранее действовавших законах нормы, за исключением некоторых нововведений. Концепция развития гражданского законодательства , предусматривала введение изменений и новшеств в часть 4 ГК РФ. На ее основе был принят ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" . В ходе правоприменительной практики, были выявлены те аспекты, которые требовали введения изменений и развития. Концепция выделила несколько блоков проблем, которые имелись уже до вступления в действие части 4 ГК РФ, но по тем или иным причинам не были урегулированы. Во-первых, подверглись регулированию проблемы, связанные с научно-техническим прогрессом, так как законодательство должно соответствовать современному уровню развития техники, во-вторых, проблемы, связанные с использованием результатов интеллектуальной деятельности в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет), и в-третьих, были приняты нормы, предупреждающие коллизии прав на промышленные образцы и средства индивидуализации.
Объект данного исследования - это общественные отношения, которые возникают в области гражданско-правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания, являющихся средствами индивидуализации.
Предметом изучения являются правовые нормы, регулирующие отношения, составляющие объект выполняемой работы, а также правоприменительная практика.
Целью квалификационной работы является формирование целостного представления о гражданско-правовых способах охраны товарных знаков и знаков обслуживания. Указанная цель достигается с осуществлением следующих задач:
- сформулировать определение товарного знака и знака обслуживания;
- установить признаки товарного знака и знака обслуживания для того, чтоб отделить их от других средств индивидуализации;
- указать существующие виды товарных знаков и знаков обслуживания, провести их сравнительный анализ;
- изучить действующее законодательство, которое регулирует отношения в данной области;
- определить понятие и содержание исключительных прав на товарный знак и знак обслуживания;
- рассказать об ограничении исключительных прав на товарный знак;
- раскрыть процедуру оформления исключительных прав на товарный знак и знак обслуживания;
- охарактеризовать гражданско-правовые способы защиты прав на товарный знак и знак обслуживания, установить их особенности;
- охарактеризовать административно-правовую защиту товарного знака;
- раскрыть правовую природу компенсации как способа защиты исключительного права на товарный знак.
Поставленные задачи предопределили необходимость использования комплексного подхода к изучению заявленной темы, поэтому в ходе написания работы были использованы общенаучные и частные методы познания.
Вопросам правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания посвящены работы Г.Ф. Шершеневича, А.П.Рабец, Ю.Н. Андреева, В.О. Калятина, С.П. Гришаева, В.Е. Китайского, Р.А.Хасанова. Общие вопросы защиты интеллектуальной собственности находят свое выражения в работах О.А. Городова, А.П. Сергеева, Е.А.Суханова, И.А. Зенина, Ю.В. Трунцевского, А.А. Козлова, Е.А. Суханова, В.В. Белова, И.А. Близнец и других ученых. Работы вышеперечисленных авторов стали теоретической основой исследования.
Нормативная составляющая проделанной работы основывается на Конституции Российской Федерации , международных договорах, гражданском законодательстве РФ, на других нормативно-правовых актах, действующих на территории РФ, а так же на материалах судебной и арбитражной правоприменительной практики, связанных с рассматриваемой темой.
Структура выполненной работы вытекает из поставленных целей и задач. Дипломная работа содержит в себе вводную часть, состоит из трех глав, они в свою очередь включают в себя десять параграфов, имеется заключительная часть, содержащая в себе определенные выводы относительно проделанной работы, а так же список использованной литературы.
Из года в год значимость товарных знаков и знаков обслуживания все больше растет. Подтверждением является статистика подачи заявок на государственную регистрацию средств индивидуализации. В годовом отчете Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) за 2015 год было подано 61477 тысяч заявок на государственную регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания. Из них принято 47097 тысяч решений о предоставлении правовой охраны и 10271 тысяч решений об отказе в регистрации. Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС), начиная с 2004 года, осуществляет ведение реестра зарегистрированных товарных знаков, международных знаков, знаков обслуживания, который находится в публичном доступе.
Правовое регулирование охраны интеллектуальной собственности осуществляет часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) , которая вступила в действие 1 января 2008 года. С введением указанной части ГК РФ прекратили свое действие законы 1992-1993 гг., действовавшие в данной области. Одним из наиболее важных вопросов, касающихся средств индивидуализации, является их правовая охрана. Необходимым при этом является законодательное установление условий, при помощи которых определяется каким должно быть обозначение, призванное индивидуализировать товар, работу или услугу, чтобы далее оно получило статус товарного знака или знака обслуживания, находящегося под правовой защитой.
Вопрос относительно правовой охраны товарных знаков был актуален и в период действия Закона о товарных знаках , казалось, что принятие части 4 ГК РФ решит многие проблемы в данной области. Однако в действительности в новую часть ГК РФ лишь перенесли уже имеющиеся в ранее действовавших законах нормы, за исключением некоторых нововведений. Концепция развития гражданского законодательства , предусматривала введение изменений и новшеств в часть 4 ГК РФ. На ее основе был принят ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" . В ходе правоприменительной практики, были выявлены те аспекты, которые требовали введения изменений и развития. Концепция выделила несколько блоков проблем, которые имелись уже до вступления в действие части 4 ГК РФ, но по тем или иным причинам не были урегулированы. Во-первых, подверглись регулированию проблемы, связанные с научно-техническим прогрессом, так как законодательство должно соответствовать современному уровню развития техники, во-вторых, проблемы, связанные с использованием результатов интеллектуальной деятельности в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет), и в-третьих, были приняты нормы, предупреждающие коллизии прав на промышленные образцы и средства индивидуализации.
Объект данного исследования - это общественные отношения, которые возникают в области гражданско-правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания, являющихся средствами индивидуализации.
Предметом изучения являются правовые нормы, регулирующие отношения, составляющие объект выполняемой работы, а также правоприменительная практика.
Целью квалификационной работы является формирование целостного представления о гражданско-правовых способах охраны товарных знаков и знаков обслуживания. Указанная цель достигается с осуществлением следующих задач:
- сформулировать определение товарного знака и знака обслуживания;
- установить признаки товарного знака и знака обслуживания для того, чтоб отделить их от других средств индивидуализации;
- указать существующие виды товарных знаков и знаков обслуживания, провести их сравнительный анализ;
- изучить действующее законодательство, которое регулирует отношения в данной области;
- определить понятие и содержание исключительных прав на товарный знак и знак обслуживания;
- рассказать об ограничении исключительных прав на товарный знак;
- раскрыть процедуру оформления исключительных прав на товарный знак и знак обслуживания;
- охарактеризовать гражданско-правовые способы защиты прав на товарный знак и знак обслуживания, установить их особенности;
- охарактеризовать административно-правовую защиту товарного знака;
- раскрыть правовую природу компенсации как способа защиты исключительного права на товарный знак.
Поставленные задачи предопределили необходимость использования комплексного подхода к изучению заявленной темы, поэтому в ходе написания работы были использованы общенаучные и частные методы познания.
Вопросам правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания посвящены работы Г.Ф. Шершеневича, А.П.Рабец, Ю.Н. Андреева, В.О. Калятина, С.П. Гришаева, В.Е. Китайского, Р.А.Хасанова. Общие вопросы защиты интеллектуальной собственности находят свое выражения в работах О.А. Городова, А.П. Сергеева, Е.А.Суханова, И.А. Зенина, Ю.В. Трунцевского, А.А. Козлова, Е.А. Суханова, В.В. Белова, И.А. Близнец и других ученых. Работы вышеперечисленных авторов стали теоретической основой исследования.
Нормативная составляющая проделанной работы основывается на Конституции Российской Федерации , международных договорах, гражданском законодательстве РФ, на других нормативно-правовых актах, действующих на территории РФ, а так же на материалах судебной и арбитражной правоприменительной практики, связанных с рассматриваемой темой.
Структура выполненной работы вытекает из поставленных целей и задач. Дипломная работа содержит в себе вводную часть, состоит из трех глав, они в свою очередь включают в себя десять параграфов, имеется заключительная часть, содержащая в себе определенные выводы относительно проделанной работы, а так же список использованной литературы.
Подводя итоги проделанной работы, отметим, что подход к определению понятия товарного знака и знака обслуживания был различным и менялся в зависимости от процесса развития законодательства и экономических изменений в стране. На сегодняшний день легальным является определение, которое вытекает из статьи 1477 ГК РФ, а именно, товарный знак - это обозначение, которое призвано индивидуализировать товары юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а знак обслуживания является обозначением, которое индивидуализирует выполняемую ими работу или услугу. Следует отметить, что помимо указанных понятий часто для обозначения товарных знаков часто применяются такие термины как «торговая марка», «торговый знак», «фирменная марка», «фирменная эмблема», «логотип» или «бренд». Товарные знаки и знаки обслуживания, имеют свою обширную классификацию, которая была подробно исследована в данной работе.
Обладателям товарных знаков и знаков обслуживания предоставляются исключительные права на пользование и распоряжение товарными знаками и знаками обслуживания. Такие права приобретаются на основании прохождения обязательной процедуры государственной регистрации в Роспатенте. Благодаря осуществлению регистрации товарному знаку предоставляется правовая охрана. Следует отметить, что не все товарные знаки могут быть зарегистрированы. Существуют установленный законодательством перечень ограничений, который не позволяют зарегистрировать обозначение в качестве средства индивидуализации и в регистрации таких обозначений должно быть отказано. Для определения подлежит ли заявленное обозначение регистрации, Роспатент осуществляет специальную экспертизу, которая устанавливает наличие или отсутствие причин для такого отказа.
В ходе проделанной работы выяснилось, что исключительные права являются абсолютными. Однако они не являются неограниченными, так как законодателем введены специальные ограничения для правообладателей, чтобы защитить интересы других участников гражданского оборота.
С целью охраны исключительных прав и законных интересов правообладателей от обстоятельств, связанных с незаконным использованием товарных знаков и знаков обслуживания законодателем предусмотрены специальные способы защиты. Гражданско-правовая защита осуществляется в судебном порядке. Современное гражданское законодательство содержит в себе широкую совокупность гражданско-правовых способов защиты исключительных прав на товарные знаки, которые подразделяются на меры ответственности и меры защиты. Мерами ответственности являются возмещение убытков; выплата компенсации; взыскание неустойки; ликвидация юридического лица и прекращение деятельности индивидуального предпринимателя. А к мерам гражданско-правовой защиты относится признание права; пресечение действий, нарушающих право, а так же действий создающих угрозу такого нарушения; изъятие материального носителя; публикация решения суда; ликвидация юридического лица и прекращение деятельности индивидуального предпринимателя; удаление товарного знака и иные способы защиты. Вопрос о применении тех или иных способов защиты решается обладателем исключительных прав. Все указанные способы были подробно исследованы при написании работы.
Такая мера ответственности как выплата компенсации, ввиду особой значимости, выделена в работе в отдельный параграф. Указанная гражданско- правовая мера ответственности является важнейшим способом воздействия на нарушителя исключительных прав владельца товарного знака или знака обслуживания, ставя его в такое положение при котором на него как на правонарушителя возлагаются определенные лишения и обременения.
Нарушенные права обладателей исключительных прав могут защищаться и в административном порядке. Однако следует учитывать, что защита гражданских прав в административном порядке может осуществляется только в случаях прямо установленных законом. Такой порядок защиты представляет собой возможность обращения с возражением в Палату по патентным спорам, функционирующей при Роспатенте, с заявлением в антимонопольные органы, а также возможность обращения за защитой нарушенных прав в вышестоящий орган организации- нарушителя, если такой орган существует. Не менее важную роль в административном порядке защиты играют и таможенные органы, которые путем ведения специального реестра отслеживают товар, выявляют наличие правонарушений и блокируют выпуск товаров. Решения всех вышеперечисленных органов могут быть обжалованы в суд.
Товарные знаки и знаки обслуживания, являясь средствами индивидуализации товаров, работ и услуг, имеют важнейшее экономическое значение. Они способны положительно влиять на потенциальных покупателей или потребителей путем выявления у них определенных представлений и восприятий относительно качества индивидуализируемой продукции, работы или услуги. Если товарный знак достиг определенной популярности, то он, несомненно, стимулирует рост покупательной активности среди товаров определенного производителя. Товарные знаки имеют огромное значение и на международном рынке, продвигая и внедряя результаты деятельности отечественных производителей за рубежом.
Являясь гарантией качества товаров, работ и услуг товарные знаки подлежат особой охране. Важно отметить, что регулирование связанных с ними отношений относится к исключительной компетенции Российской Федерации. Несомненно, охрана товарных знаков связана с защитой свободы личности, прав человека и основ предпринимательской деятельности. Осознавая необходимость особой защиты прав хозяйствующих субъектов, государство создало действенный механизм способный защитить права владельцев товарных знаков и знаков обслуживания. На государстве лежит обязанность пресекать все формы недобросовестной конкуренции, которые связаны с противоправными и незаконными методами ведения предпринимательской деятельности. В противном случае это ведет к существенным материальным потерям для всех субъектов предпринимательства.
Обладателям товарных знаков и знаков обслуживания предоставляются исключительные права на пользование и распоряжение товарными знаками и знаками обслуживания. Такие права приобретаются на основании прохождения обязательной процедуры государственной регистрации в Роспатенте. Благодаря осуществлению регистрации товарному знаку предоставляется правовая охрана. Следует отметить, что не все товарные знаки могут быть зарегистрированы. Существуют установленный законодательством перечень ограничений, который не позволяют зарегистрировать обозначение в качестве средства индивидуализации и в регистрации таких обозначений должно быть отказано. Для определения подлежит ли заявленное обозначение регистрации, Роспатент осуществляет специальную экспертизу, которая устанавливает наличие или отсутствие причин для такого отказа.
В ходе проделанной работы выяснилось, что исключительные права являются абсолютными. Однако они не являются неограниченными, так как законодателем введены специальные ограничения для правообладателей, чтобы защитить интересы других участников гражданского оборота.
С целью охраны исключительных прав и законных интересов правообладателей от обстоятельств, связанных с незаконным использованием товарных знаков и знаков обслуживания законодателем предусмотрены специальные способы защиты. Гражданско-правовая защита осуществляется в судебном порядке. Современное гражданское законодательство содержит в себе широкую совокупность гражданско-правовых способов защиты исключительных прав на товарные знаки, которые подразделяются на меры ответственности и меры защиты. Мерами ответственности являются возмещение убытков; выплата компенсации; взыскание неустойки; ликвидация юридического лица и прекращение деятельности индивидуального предпринимателя. А к мерам гражданско-правовой защиты относится признание права; пресечение действий, нарушающих право, а так же действий создающих угрозу такого нарушения; изъятие материального носителя; публикация решения суда; ликвидация юридического лица и прекращение деятельности индивидуального предпринимателя; удаление товарного знака и иные способы защиты. Вопрос о применении тех или иных способов защиты решается обладателем исключительных прав. Все указанные способы были подробно исследованы при написании работы.
Такая мера ответственности как выплата компенсации, ввиду особой значимости, выделена в работе в отдельный параграф. Указанная гражданско- правовая мера ответственности является важнейшим способом воздействия на нарушителя исключительных прав владельца товарного знака или знака обслуживания, ставя его в такое положение при котором на него как на правонарушителя возлагаются определенные лишения и обременения.
Нарушенные права обладателей исключительных прав могут защищаться и в административном порядке. Однако следует учитывать, что защита гражданских прав в административном порядке может осуществляется только в случаях прямо установленных законом. Такой порядок защиты представляет собой возможность обращения с возражением в Палату по патентным спорам, функционирующей при Роспатенте, с заявлением в антимонопольные органы, а также возможность обращения за защитой нарушенных прав в вышестоящий орган организации- нарушителя, если такой орган существует. Не менее важную роль в административном порядке защиты играют и таможенные органы, которые путем ведения специального реестра отслеживают товар, выявляют наличие правонарушений и блокируют выпуск товаров. Решения всех вышеперечисленных органов могут быть обжалованы в суд.
Товарные знаки и знаки обслуживания, являясь средствами индивидуализации товаров, работ и услуг, имеют важнейшее экономическое значение. Они способны положительно влиять на потенциальных покупателей или потребителей путем выявления у них определенных представлений и восприятий относительно качества индивидуализируемой продукции, работы или услуги. Если товарный знак достиг определенной популярности, то он, несомненно, стимулирует рост покупательной активности среди товаров определенного производителя. Товарные знаки имеют огромное значение и на международном рынке, продвигая и внедряя результаты деятельности отечественных производителей за рубежом.
Являясь гарантией качества товаров, работ и услуг товарные знаки подлежат особой охране. Важно отметить, что регулирование связанных с ними отношений относится к исключительной компетенции Российской Федерации. Несомненно, охрана товарных знаков связана с защитой свободы личности, прав человека и основ предпринимательской деятельности. Осознавая необходимость особой защиты прав хозяйствующих субъектов, государство создало действенный механизм способный защитить права владельцев товарных знаков и знаков обслуживания. На государстве лежит обязанность пресекать все формы недобросовестной конкуренции, которые связаны с противоправными и незаконными методами ведения предпринимательской деятельности. В противном случае это ведет к существенным материальным потерям для всех субъектов предпринимательства.
Подобные работы
- ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ И ЗНАКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ И ЗНАКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование коммерческой концессии в Российской Федерации (12.00.03)
Диссертации (РГБ), гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Правовой статус субъектов патентного права
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Правовое регулирование коммерческой концессии в Российской Федерации
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Правовое регулирование коммерческой концессии в Российской Федерации
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ И ЗНАКИ ОБСЛУЖИВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВОВАЯ ОХРАНА ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ В
РОССИИ И США
Дипломные работы, ВКР, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Право на товарный знак и знак обслуживания
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2022



