ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы инвестиционного проектирования 8
1.1 Содержание, основные понятия и методические основы оценки
инвестиционного проекта 8
1.2 Методы и показатели оценки эффективности инвестиций 20
1.3 Системный подход и стратегия инвестиционной деятельности
предприятия 31
2 Организационно-экономическая характеристика
ООО «КРИСТАЛЛ» 45
2.1 Общая характеристика ООО «Кристалл» 45
2.2 Анализ финансовой устойчивости и результатов деятельности
ООО «Кристалл» 55
3 Характеристика инвестиционного проекта и экономическое
обоснование его целесообразности на ООО «Кристалл» 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ
Эффективное вложение капитала, или другими словами инвестирование, во все времена являлось одной из самых значимых проблем. В наше время эта проблема также остаётся одной из самых сложных, как для простых граждан или предприятий, так и для финансовых институтов или целых государств.
Необходимость, в осуществлении инвестиционной деятельности может являться следствием различных факторов, но, как правило, самым главным среди них является стремление к росту. То есть главной целью инвестирования является обеспечение реализации наиболее эффективных форм вложения капитала, направленных на расширение экономического потенциала предприятия. В основе принятия инвестиционных решений лежит оценка инвестиционных качеств предполагаемых объектов инвестирования, которая в соответствии с методикой современного инвестиционного анализа ведется по определенному набору критериальных показателей эффективности. Определение значений показателей эффективности инвестиций позволяет оценить рассматриваемый инвестиционный объект с позиции приемлемости для дальнейшей его реализации.
Оценка эффективности инвестиций является наиболее ответственным этапом принятия инвестиционного решения, от результатов которого в значительной мере зависит степень реализации цели инвестирования.
В настоящее время, время кризиса, тема инвестиций является самой актуальной. Потому как именно в периоды кризиса, создаются принципиально новые инвестиционные проекты, которые требуют тщательной проверки на условия эффективности реализации.
Инвестиционный проект предполагает планирование во времени трех основных денежных потоков: потока инвестиций, потока текущих
(операционных) платежей и потока поступлений. Ни поток текущих платежей, ни поток поступлений не могут быть спланированы вполне точно, поскольку нет и не может быть полной определенности относительно будущего состояния рынка. Цена и объемы реализуемой продукции, цены на сырье и материалы и прочие денежно-стоимостные параметры среды по факту их осуществления в будущем могут сильно разниться с предполагаемыми плановыми значениями, которые оцениваются с позиций сегодняшнего дня.
Неустранимая информационная неопределенность влечет столь же неустранимый риск принятия инвестиционных решений. Всегда остается возможность того, что проект, признанный состоятельным, окажется убыточным, поскольку достигнутые в ходе инвестиционного процесса значения параметров отклонились от плановых, или же какие-либо факторы вообще не были учтены.
В настоящее время теоретические и практические вопросы, связанные с осуществлением предприятием инвестиционной деятельности, являются весьма актуальными. Инвестиции в разных формах обеспечивают стабильное развитие предприятия и определенный запас прочности. Это особенно актуально в современных российских условиях, так как важность инвестирования в нашей стране обусловливается рядом причин. Стратегическая необходимость инвестиционной деятельности во многом продиктована не только стремлением предприятий создать определенные гарантии своего развития, но и износом производственных мощностей и необходимостью замены оборудования.
Для всех предприятий актуальность реализации инвестиционных проектов связана с необходимостью создания дополнительной материальной базы, расширения производства, обновления основных фондов. Естественно, каждый инвестор при этом стремится получить максимум прибыли при минимуме затрат, то есть добиться оптимальной эффективности своей деятельности. В связи с этим оценка эффективности инвестиций и поиск путей ее повышения имеют важное практическое значение.
Оценка эффективности инвестиций является до настоящего времени одной из весьма сложных задач и постоянно находится в поле зрения экономистов. Исследования в этой области показывают, что с появлением новых возможностей применения инвестиций появляются новые факторы и источники образования эффекта. Это в свою очередь требует привлечения новых оценочных показателей, используемых при расчетах эффективности инвестиций.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать и оценить эффективность инвестиционного проекта на примере ООО «Кристалл».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные понятия и методические основы оценки инвестиционного проекта;
- рассмотреть методы и показатели оценки эффективности инвестиций;
- изучить системный подход и стратегию инвестиционной деятельности;
- дать общую характеристику исследуемому предприятию;
- провести анализ финансовой устойчивости и результатов деятельности предприятия;
- дать экономическое обоснование целесообразности инвестиционного проекта.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является ООО «Кристалл». Предмет исследования - разработка инвестиционного проекта на примере ООО «Кристалл».
При написании работы применялись методы общенаучного исследования, логический подход, сравнение изучаемых показателей, метод финансовых коэффициентов, системный подход и др.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Первая глава носит теоретический характер, в ней излагаются теоретико¬методические основы инвестирования: раскрывается экономическая сущность и значение инвестирования в современных экономических условиях, даётся определение и классификация инвестиционных рисков, выявляются факторы, повышающие и снижающие эти риски.
Вторая глава работы носит аналитический характер и написана на практических материалах ООО «Кристалл».
В третьей главе проведено экономическое обоснование необходимости внедрения инвестиционного проекта на предприятии.
В работе были использованы монографии ведущих специалистов в области финансового менеджмента и управления рисками: Хохлова Н.В., Шеремета В.В., Шапиро В.Д., Брейли Р., Ковалёва В.В., Аньшина В.М., Мазура И.И., Шапкин А.С. и др., а также периодические экономические издания: «Экономика и жизнь», «Управление риском», «Финансовый менеджмент», «Финансы и кредит», «Инвестиции в России», «Финансовые и бухгалтерские консультации», «Финансы», «Хозяйство и право», «Юрист», «Консультант директора», «Экономический анализ» и др.
Инвестиционный проект поможет предупредить и достойно встретить многие неизбежные проблемы в развитии бизнеса. Конечно, он не может исключить всех ошибок, он дает возможность продумать свои действия. Он является инструментом, с помощью которого возможен контроль и управление производством. Бизнес-план позволяет управлять по предварительному плану, а не просто реагировать на события.
Инвестиционный проект является основой работы любого предприятия, наряду с имущественным обеспечением, входит в минимум гарантий для привлечения инвестиций. Это не дань моде и не прихоть инвестора. Инвестор отчетливо понимает, что если вы не можете сделать качественный бизнес-план, то уж дело вы тем более не сможете поставить. Именно бизнес-план является тем документом, который помогает руководству компании наиболее верно построить стратегический план дальнейших действий на рынке, определить практически в любой ситуации кратчайший путь к потенциальному покупателю или клиенту, привлечь внимание к развивающемуся проекту и в то же время отвести от него подозрения в неперспективности и неокупаемости.
Анализ ООО «Кристалл» проводился на основе Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах. Этот анализ показал, что у предприятия доходы по обычным видам деятельности снизились. В 2013 и 2014 гг. деятельность была прибыльной, но к 2015 г. предприятие оказалось в убытке. Это говорит об неэффективной деятельности предприятия, расходы растут быстрее, чем доходы.
Баланс предприятия не является ликвидным, т.к. абсолютно ликвидные активы не могут полностью покрыть наиболее срочные обязательства во всех периодах.
Прибыль от продажи увеличилась на 24989 тысячи рублей. Прибыль от продажи и прибыль от прочей реализации имели отрицательное значение в
2013-2015 гг. Чистая убыль в 2013 году составила 2245 тысячи рублей. В
2014 прибыль составила 3369 тыс. рублей. В 2015 году предприятие получило убыток в размере 20784 тыс. рублей. Капитализированная прибыль в 2014 году составила 3369 тысячи рублей. Потребленной прибыли не было.
На величину прибыли от продаж оказывают влияние следующие факторы:
- Отпускные цены на реализуемую продукцию.
- Объем реализуемой продукции.
- Себестоимость и структура продукции.
Рентабельность производственной деятельности показывает, что предприятие в период с 2014 г. по 2013 г. имеет прибыль от каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции в размере 2,023%; с
2015 г. по 2014 г. имеет убыток от каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции в размере 3,131%. Рентабельность продаж показывает, что предприятие в период с 2014 г по 2013 г. с каждого рубля продажи получает прибыль 1,859%; с 2015 г. по 2014 г. с каждого рубля продажи получает убыток 2,958%. Показатель рентабельности капитала в период с 2014 г. по 2013 г. увеличился на 3,1824%, с 2015 г. по 2014 г. уменьшился на 8,3255%.
Проведенный SWOT-анализ позволяет сделать следующие выводы и рекомендации:
1. ООО «Кристалл» обладает достаточным количеством сильных сторон для эффективного функционирования в условиях усиления конкуренции;
2. Для увеличения объемов продаж необходимо увеличивать осведомленность потенциальных клиентов о местах продажи и предлагаемых видах услуг путем организации эффективной рекламной кампании;
3. Рекомендуется расширение спектра дополнительных услуг;
4. Необходимо повышать оперативность работы над заказами;
5. Рекомендуется проведение отделом маркетинга оценки удовлетворенности клиентов, воспользовавшихся услугами компании, а также потенциальных покупателей;
6. Необходимо оценить перспективы освоения корпоративного сегмента;
7. Необходимо совершенствовать систему скидок;
8. Необходим ценовой мониторинг конкурентов и реализация стратегии конкурентного ценообразования.
С целью повышения конкурентоспособности и увеличения объемов продаж предлагаются следующие мероприятия:
- Повышение качества обслуживания в офисах предприятия.
- Разработка стратегии продвижения продукции предприятия.
- Проведение маркетингового исследования.
- Замена оборудования.
Основным проектом с целью повышения конкурентоспособности ООО «Кристалл» и его продукции предлагается инвестиционный проект модернизации производства.
В данной работе рассматривается инвестиционный проект замены оборудования цеха сборки пластиковых окон.
Пластиковые окна являются достаточно востребованным продуктом на современном рынке России и Татарстана.
По итогам 2015 года предприятие оказалось убыточным. В такой ситуации предприятию необходимо стремиться к совершенствованию своей деятельности, снижению издержек производства и реализации продукции. В связи с этим, предлагаемый в рамках данной работы инвестиционный проект по замене оборудования для сборки ПВХ конструкций представляется особенно актуальным.
Вместе с тем, наблюдается и ужесточение конкуренции на российском и региональных рынках пластиковых окон. Замедление темпов роста рынка в 2015 году, ужесточение конкуренции, привели к уменьшению рентабельности деятельности многих компаний данного сектора народного хозяйства. Данные негативные тенденции затронули и ООО «Кристалл». Основное производственное оборудование предприятием арендуется и к текущему моменту времени устарело как физически, так и морально. Приобретение нового оборудования позволит значительно автоматизировать производственный процесс, повысить производительность труда, сократить отходность производства, снизить материалоемкость продукции. Кроме того, предприятие получит значительную экономию на арендной плате.
Для покупки оборудования предприятие планирует взять кредит в размере 400000 рублей сроком на один год под 22% годовых. Остальная сумма финансируется за счет собственных средств предприятия (за счет нераспределенной прибыли 2015 года).
В первый год внедрения проекта в затраты дополнительно заложены расходы на оплату кредита.
Показатели эффективности проекта находятся на достаточно высоком уровне, что говорит об его эффективности.
1) Законодательные акты.
1. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015).
2. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146 (ред. от 05.04.2016).
3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016).
4. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ (ред. 29.12.2015) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2016).)
5. Федеральный закон от 08.02.1998 №14-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об обществах с ограниченной ответственностью».
2) Учебники, монографии, диссертации.
6. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Табурчак П.П., Викуленко А.Е., Овчинникова Л.А., и др.: Учеб. пособие для вузов / Под ред. П.П. Табурчака, В.М. Тумина и М.С. Сапрыкина. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 232 с.
7. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Под ред. В.И. Стражева. - Минск: Высшая школа, 2014. - 285 с.
8. Аринушкин И. Балансы акционерных предприятий, - М.:
Правоведение, 2011. - 412 с.
9. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно - методическое пособие. — М.: Финансы и статистика, 2012. - 487 с.
10. Баканов М.И.., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник для вузов- 7-е издание; переработанное.- М.: Финансы и статистика.2011. - 265 с.
11. Балахничева Л.Н. Финансы, денежное обращение и кредит. - Новосибирск. СибАГС, 2013. - 352 с.
12. Бородина Е.И., Голикова Ю.С., Колчина Н.В., Смирнова З.М. Финансы предприятий: учебное пособие - М.: Банки и биржи, 2014. - 208 с.
13. Бочаров В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий.- М.: Финансы и статистика, 2012. - 303 с.
14. Бочаров В.В. Финансово-кредитные методы регулирования рынка инвестиций.- М.: Финансы и статистика, 2012. - 356 с.
15. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Учебное пособие для студентов вузов по экономическим специальностям. М.: ИНФРА-М,
2011. - 222 с.
16. Бизнес-план инвестиционного проекта. Отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация. Под общ.ред. академика В.М.Попова. - М.: ФиС, 2014. - 280 с.
17. Бизнес-план. В.П.Буров; В.А.Морошкин; О.К.Новиков. - М.: ФиС, 2013. - 396 с.
18. Бизнес-план. Методические материалы. Под ред. проф. Р.Г.Маниловского. - М.: ФиС , 2011. - 278 с.
19. Бизнес-план. Под редакцией проф. Р.Г.Маниловского, - М.:
Финансы и статистика, 2012. - 230 с.
20. Доил Д. Как создать предприятие: Пер. с англ. - Таллин, 2012. - 464 с.
21. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия - М.:
Прогресс, 2012. - 286 с.
22. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа. Учебно-справочное пособие. И. В. Липсиц, В.В.Коссов. - М.: Издательство БЕК., 2013. - 398 с.
23. Карлин Т.Р. Анализ финансовых отчетов Учебник - М.: ФиС, 2015. - 416 с.
24. Кураков Л. П., Попов В. М. и др. Сборник бизнес-планов: Современная практика и документация. Отечественный и зарубежный опыт. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 336 с.
25. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2014. - 447с.
26. Макаревич Л.М. Бизнес-план для иностранного инвестора. - М.: Финпресс, 2012. - 342 с.
27. Максимова И.В. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия. - М.: Маркетинг, 2015. - 246 с.
28. Максютов А.А Бизнес - план предприятия. - М.: Прогресс, 2011. - 184 с.
29. Мамедов О. Ю. и др. Современная экономика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 422 с.
30. Маркова В.Д. Бизнес-планирование. - Новосибирск: ЭКОР, 2012. - 196с.
31. Экономика предприятия: Учебник для вузов / под ред. проф. В.Я.Горфинкеля, В.А. Швандара. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнита- Дана, 2013.- 670 с.
32. Волонцевич Е.Ф. Конкурентоспособность фирм: Курс лекций для студ. спец. "Коммерч. деятельность"- Мн., 2014. - 103с.
33. Инновационный менеджмент / Под общ ред С.Д. Ильенковой. - М., 2011. -327 с.
34. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. П.П. Табурчака и В.М. Тумина.- СПб: Химиздат, 2012.-229 с.
35. Экономика предприятия: Учеб. пособие / Под ред. В.П. Попкова, Ю. В. Новикова - СПб.: СПбГИЭУ, 2014. - 283 с.
36. Управление инновациями / В.Н. Гунин. - М., 2012. - 301 с.
37. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - М., 2012.-615 с.
38. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление.- М., 2011. - 311 с.
39. Фомин П.А. Проблемы структуризации финансовых потоков в реальной экономике России. Монография. - М.: Высшая школа. - 2013. - 100 с.
40. Чепурин М. Н. Курс экономической теории. - Киров: МГИМО, 2011.
- 511 с.
41. Шеремет А. Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: Инфра - М, 2012. - 376 с.
42. Швандар В.А., Праелова В.П. Экономика предприятия. - М.: Юнити, 2013. - 445 с.
43. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: учеб.пособие для вузов / О.М. Хотяшева. - СПБ.: Санкт-Петербург, 2013. - 318 с.
44. Экономика организации: Учебник / Под ред. А.Е. Карлика и М.Л. Шухгальтера. М.: ИНФРА-М, 2014. -455 с.
45. Экономика предприятия и предпринимательства. - М.: СОФИТ, 2013. - 429 с.
3) Статьи из периодических изданий.
46. Ларичева Е.А. Двойная роль инноваций // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - №3. С.15-18.
47. Трубилин, А. Конкурентоспособность - главный фактор эффективности производства // АПК: экономика, управление. - 2015. - №12.
- С. 39-46.
48. Чеглик Л. Конкурентоспособность и условия ее обеспечения // Финансы, учет, аудит. - 2014. - №8. - С. 31-34.
49. Яшева Г. Конкурентоспособность предприятий: методика оценки и результаты // Финансы, учет, аудит. - 2013. - №4.-С.17-21.