ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ PR - ПРОДВИЖЕНИЯ
ВЕГЕТАРИАНСКОГО МАГАЗИНА 8
1.1 Развитие вегетарианского движения в России 8
1.2 Особенности коммерческой деятельности вегетарианского магазина...17
1.3 Специфика продвижения вегетарианского магазина средствами PR 31
Глава II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОДВИЖЕНИЯ
ВЕГЕТАРИАНСКОГО МАГАЗИНА 46
2.1 Краткая характеристика деятельности вегетарианского магазина
«Благо» 46
2.2 Анализ PR-деятельности магазина «Благо» 49
2.3 Разработка мероприятий по продвижению магазина «Благо» 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время повсеместно появляются компании, предоставляющие новые услуги. Таким компаниям - новаторам не достаточно только лишь заявить о себе. Для них важно в первую очередь донести до широкой общественности необходимость услуг, которые они предлагают, то есть сформировать спрос. Таким молодым направлением в России является предоставление вегетарианских услуг.
На сегодняшний день популярность вегетарианства набирает в России все больший оборот. Сейчас идейные течения сосредоточены вокруг этичности, здоровья (диеты) и экологии.
По данным исследования портала Superjob в 2013 году было выявлено, что численность вегетарианцев в России, по примерным подсчетам составляет 4%, а 55% населения относится к вегетарианству положительно.
И на основании этих данных можно утверждать, что в настоящее время появилась необходимость в создании услуг и товаров для такой специфической аудитории.
Актуальность работы обусловлена ростом интереса к вегетарианским продуктам, увеличением количества магазинов данного направления и тем фактом, что из-за сравнительной молодости данного направления, в нашей стране нет наработанного опыта продвижения вегетарианских товаров или услуг. В процессе обзора литературы, посвященной продвижению вегетарианских услуг, было выявлено, что в научной литературе данная тема еще не рассматривалась. Различные публицистические статьи на развлекательных ресурсах, в которых может упоминаться данная тема, не могут являться основой для исследования. Таким образом, отсутствие различных теоретических наработок подтверждает необходимость изучения данной проблемы.
Постоянство в коммуникационных сообщениях, приверженность одной идее, воплощение своей миссии через систему долгосрочных социально-значимых акций, регулярных ярких, привлекающих общественное внимание мероприятий - именно это помогает компании поддерживать прочные связи со своими приверженцами.
Не менее важно построение и PR-поддержка отношений с партнерами по бизнесу, в первую очередь, дилерами и дистрибьюторами продукции, сотрудниками компании, госструктурами, общественными организациями и СМИ. От всех этих людей зависит успешность бизнеса и стабильность успеха компании.
Обычно вегетарианские магазины в своей деятельности и продвижении используют те же принципы, что и для обычных продуктовых магазинов. Но незнание, какие инструменты и средства использовать для продвижения, может привести к неэффективным продажам. А так же послужить основанием для формирования отрицательного имиджа не только магазина, но и всего направления и его представителей.
Целью дипломной работы является разработка мероприятий для эффективного PR-продвижения магазина вегетарианских товаров.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
- изучить специфику развития вегетарианского движения в России;
- определить особенности коммерческой деятельности вегетарианского магазина;
- описать методы продвижения вегетарианского магазина средствами PR;
- охарактеризовать деятельность вегетарианского магазина «Благо»;
- проанализировать PR-деятельность магазина;
- разработать программу мероприятий по продвижению магазина «Благо».
Объектом исследования является PR-деятельность магазина.
Предметом исследования является PR-продвижение вегетарианского магазина «Благо».
В качестве теоретической основой работы выступает изучение специализированной литературы, статей, интервью экспертов в области вегетарианства. Наиболее детальное изучение истории российского вегетарианского движения было проведено Петером Брангом на основе уникальных архивных материалов, и представлено в книге «Россия неизвестная. История культуры вегетарианских образов жизни от начала до наших дней». Так же, для определения методов продвижения коммерческих организаций, были использованы труды профессора и председателя комитета по образованию и профессиональным конкурсам российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) Чумикова Александра Николаевича. Основу исследования целевой аудитории вегетарианских магазинов, ее мотиваций и специфики составила книга американского исследователя Ника Куни, где подробно рассмотрены все результаты опросов на данную тему. В выпускной квалификационной работе дано определение собственно понятию «вегетарианство». Разъяснены специализированные термины, приведены классификации для более системного восприятия.
В ходе исследования мы пользовались следующими методами:
- анализа и синтеза при изучении специфики развития вегетарианского движения в России;
- сравнительно-сопоставительный для выявления особенностей коммерческой деятельности магазина;
- системный анализ методов продвижения вегетарианских магазинов с целью разработки на их основе мероприятий для продвижения магазина «Благо»;
- было проведено описание коммерческой деятельности магазина «Благо» с использованием метода наблюдения;
- анализ предыдущей PR - деятельности магазина с целью ее улучшения;
- был проведен опрос мнения с помощью анкетирования для выявления особенностей целевой аудитории магазина.
Практическая значимость данной работы состоит в ее обосновании и практическом использовании возможностей PR в процессе продвижения вегетарианского магазина. Сфера вегетарианских услуг все еще остается неизведанной в России. Роль и специфика рекламы вегетарианских услуг и товаров не изучены. Разработанная программа по продвижению вегетарианских услуг рассчитана на внедрение в PR-политику магазина «Благо». Приведенные рекомендации могут быть использованы так же другими предприятиями смежной специализации.
Материалы выпускной квалификационной работы апробированы на Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «VIII Камские чтения» и на Международной заочной научно¬практической конференции «Наука и образование в XXI веке» г. Москва.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Во введении обоснована актуальность проблемы, степень ее изученности и практическая значимость, апробация материалов работы; поставлены цель и задачи, обозначены объект и предмет работы; определены теоретическая и методологическая базы работы.
В первой главе «Теоретические аспекты PR - продвижения вегетарианского магазина» рассмотрено развитие вегетарианского движения в России, изложены особенности коммерческой деятельности вегетарианского магазина и определена специфика продвижения вегетарианского магазина средствами PR.
Во второй главе «Практические аспекты продвижения вегетарианского магазина» дана краткая характеристика деятельности вегетарианского магазина «Благо», проведен анализ PR-деятельности магазина и на основании собранного материала разработаны мероприятия по продвижению магазина «Благо».
В заключении приведены выводы по каждой главе, подведены итоги поставленных целей и задач, общий вывод по всей дипломной работе.
Предоставление вегетарианских услуг в России - отрасль довольно молодая и вместе с тем активно развивающаяся на протяжении последних лет. Этот бизнес весьма заманчив, так как в нем не наблюдается большого количества конкурентов и как правило бизнес быстро окупается при относительно небольшом начальном капитале. А идейность и гуманность дела являются особыми мотивациями для предпринимателя. При всей своей привлекательности, этот вид бизнеса имеет и свои специфические особенности, которые необходимо учитывать: особенности целевой аудитории,
труднодоступность и высокая стоимость продуктов. Нельзя не сказать о том, что любая компания, предоставляющая вегетарианские услуги, для того чтобы быть успешной и востребованной в долгосрочной перспективе, должна предлагать клиенту уникальные товары по сниженной цене, соответствующие их жизненным позициям и образу питания. Но только этих действий недостаточно. Вегетарианские магазины продают товары, а для эффективных продаж необходимо правильное продвижение.
Проблема PR - продвижения вегетарианских магазинов является актуальной на сегодняшний день. В нашей стране нет наработанного опыта продвижения вегетарианских товаров или услуг. Многие компании либо не занимаются продвижением совсем, либо используют неправильные методы. При продвижении вегетарианских услуг в первую очередь нужно обратить внимание на целевую аудиторию: это могут быть как вегетарианцы, полувегетарианцы так и мясоеды, заботящиеся о своем здоровье. Основой при обращении к целевой аудитории являются принципы и идеи вегетарианства. Но для продвижения нельзя использовать методы, вызывающее чувство вины или осуждающие мясоедов. Такой способ только оттолкнет потенциальных клиентов и создаст неприятный имидж организации. Организация и участие в различных мероприятиях, посвященных темам здоровья и экологии, позволит выйти на целевую аудиторию и общаться с ней напрямую.
Обобщив особенности вегетарианской целевой аудитории, можно придти к выводу, что в основном это молодая женская аудитория, чаще всего с высшим образованием. Для привлечения мужской аудитории необходимо разрушить стереотип о слабости мужчин - вегетарианцев. И учитывая, что одной из мотиваций для вегетарианцев является экология, целесообразно будет использование принципов «зеленого маркетинга».
Исходя из этого была определена тема, поставлены цель и задачи, определены объект и предмет выпускной квалификационной работы.
В ходе анализа вегетарианского магазина «Благо» выяснено, что магазин предоставляет широкий ассортимент товаров без продуктов животного происхождения в составе для вегетарианцев, сыроедов, аллергиков и людей, интересующихся своим здоровьем и фигурой. Основной сферой деятельности вегетарианского магазина «Благо» является розничная реализация продуктов питания. Свою миссию магазин «Благо» видит в продаже и распространение вегетарианских и диетических продуктов питания по минимальным ценам. Целью компании является расширение до сети розничных магазинов, предоставляющих продукты собственного производства и так же, открытие на базе магазина кафе или ресторана. Специализация на такой специфичной целевой аудитории делает магазин «Благо» уникальным предприятием в городе Набережные Челны.
При проведении анализа PR - деятельности и семиотического анализа, было выявлено, что для магазина разработан уникальным логотип, есть опыт использования наружной рекламы и участия в специализированных выставках и мероприятиях.
В целом PR - деятельность магазина «Благо» можно оценить как неэффективную. Компания не производит денежных вкладов в создании рекламу и продвижение, работая в основном методом «сарафанного радио».
С целью выявить особенности целевой аудитории и каналов коммуникаций с клиентами нами был произведен анализ мнения покупателей. В опросе приняло участие 54 человека. Абсолютное большинство опрошенных узнало о магазине через знакомых и друзей, либо с помощью наружной рекламы. Так же определился портрет целевой аудитории магазина: женщины от 26 до 35 лет, работающие в сферах образования, культуры, здравоохранения и домохозяйки.
Таким образом, можно сделать вывод, что для успешной деятельности магазина «Благо» на рынке здорового питания разработан комплекс мероприятий с учетом особенностей целевой аудитории.
Подведя итог, можем отметить, что PR продвижение - весьма необходимый для торговли и сложный процесс, который включает в себя поэтапное описание мероприятий, используемые рекламные средства, материалы и инструменты, рекомендации и календарный план. Также рассчитан бюджет мероприятий с учетом расходов на рекламные и другие материалы. Применения рекомендуемых PR - методов повысит приток клиентов, обеспечит лояльность и дополнительную выручку компании.
1. Бранг П. Россия неизвестная. История культуры вегетарианских образов жизни от начала до наших дней / Петер Бранг. - М.: Языки славянской культуры, 2006. - 600с.
2. Бриф [Электронный ресурс] Свободная энциклопедия. Режим доступа: Бй:рз://ги.’Мк1реб1а.огд/’Мк1/Бриф (дата обращения 02.05.2016)
3. Бронникова Т.С. Маркетинг / Т. С. Бронникова, А. Г. Чернявский. - Таганрог: ТРТУ, 1999. - 103с.
4. Бурцева Т. А. Управление маркетингом / Т. А. Бурцева, В. С. Сизов, О. А. Цень. - М.: Экономист, 2005. - 223 с.
5. Веганомика. Есть ли перспективы в России у рынка экологичной продукции? [Электронный ресурс] Блог BUSINESS_ALTAI на сайте livejournal. -Режим доступа: http://business-altai.livejournal.com/ (дата обращения 12.04.2016)
6. Вегетарианский вестник. / учредитель Б. А. Долячко. - 1904 - 1905 - СПб., - Ежемес.
1904, № 2.
7. Вегетарианский вестник. / учредитель И. И. Белецкий. - 1914 - 1915 - Киев, Еженед.
1915, № 6. С. 3-4.
8. Вегетарианство. [Электронный ресурс]: Свободная энциклопедия Википедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Вегетарианство (дата обращения 11.12.2015.)
9. Виды вегетарианства. [Электронный ресурс]: Сыроедение и
вегетарианство. Режим доступа: http://belraw.ru/vegetarianstvo/vidy-
vegetarianstva (дата обращения 15.03.2016.)
10. Гольдштейн Г.Я. Маркетинг: Учебное пособие для магистрантов / Г. Я. Гольдштейн, А. В. Катаев - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. - 107 с.
11. Доти Д. И. Паблисити и паблик рилейшнз / Д. И. Доти. - М.: «Филинъ», 1998. - 288 с.
12. Душкина М.Р. PR и продвижение в маркетинге: коммуникации и воздействие, технологии и психология: Учебное пособие / М.Р. Душкина. - СПб.: Питер, 2014. - 560 с.
13. Жемалева Ю. П. Продвижение [Электронный ресурс]: Деловая социальная сеть - Профессионалы.гн. Режим доступа: http://media.professionaly.ru/processor/topics/original/2014/07/22/kniga- prodvizhenie.pdf (дата обращения 16.04.2016)
14. К вегетарианству в России относятся благожелательно, но практикуют редко. [Электронный ресурс] Новости Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.m. - Режим доступа: http://www.superjob.ru/research/articles/111380/k-vegetarianstvu-v-rossii- otnosyatsya-blagozhelatelno-no-praktikuyut-redko (дата обращения: 24.04.2016)
15. Куни Н. [Электронный ресурс]: Веганомика. Удивительные научные данные о том, что мотивирует вегетарианцев - от обеденного стола до постели / Ник Куни. - М.: Арабо, 2016. - 171с. Режим доступа: https://www.livelib.rH/work/1001570097 (дата обращения 10.05.2016).
16. Магазин здорового питания БЛАГО Набережные Челны [Электронный ресурс]: группа в социальной сети «Вконтакте». Режим доступа: https://vk.com/vegetarian116 (дата обращения: 30.05.16.)
17. Мингулова Г.Р. Особенности рекламы в продвижении вегетарианских товаров и услуг // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «VIII Камские чтения» (22 апреля 2016г., в г. Наб. Челны) - Наб. Челны: Лаб. операт. полиграфии филиала Казанского гос. ун-та, 2016. - С.177-179
18. Николаева Т.И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности торговых организаций. Маркетинг в России и за рубежом / Т.И Николаева - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 211с.
19. Осипова Л. В. Основы коммерческой деятельности / Л.В. Осипова, И.М. Синяева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 623с.
20. Панкратов Ф. Г. Коммерческая деятельность: учебное пособие / Ф. Г. Панкратов, Р. К. Серегина. - М.: Маркетинг, 2005. - 579с.
21. Панкрухин А.П. Маркетинг. Большой толковый словарь / А. П. Панкрухин. - М.: Омега-Л, 2013. - 264 с.
22. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.П. Половцева. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 248 с.
23. Приют "АЗИРА" для бездомных животных в г.Наб.Челны [Электронный ресурс]: группа в социальной сети «Вконтакте». Режим доступа: https://vk.com/pesukot (дата обращения: 30.05.16.)
24. Протокол № 7 собрания Московского вегетарианского общества, 18 мая 1929 г. - ГМИР. Ф. 1934. Оп. 1. Ед. хр. 26. - 1 л.
25. Протокол собрания при открытии вегетарианской столовой в Москве, 16 февр. 1896 г. - ГМИР (Государственный музей истории религии). Ф. 1785. Оп. 1. Ед. хр. 916.
26. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 512с.
27. Салимова А. Продвижение бренда средствами PR / А. Салимова // Пресс-служба. - 2008. - № 4. - С. 79 - 97
28. Соловьев Б.А. Маркетинг / Б. А. Соловьев. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 383 с.
29. Стелзнер М. Контент-маркетинг. Новые методы привлечения клиентов в эпоху Интернета / Марк Стелзнер. - М.: МИФ, 2012. - 288 с.
30. Уилкокс Д. Л. Как создавать PR-тексты и эффективно взаимодействовать со СМИ / Д. Л. Уилкокс. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 761c.
31. Чумиков А.Н. Реклама и связи с общественностью. Имидж, репутация, бренд / А.Н. Чумиков - М.: Аспект Пресс, 2012. - 160с.
32. Эйри Д. Логотип и фирменный стиль: руководство дизайнера / Д. Эйри. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 208 с.
33. Aston L. M., Smith J. N., and J. W. Powles. Meat Intake in Britain in Relation to Other Dietary Components and to Demographic and Risk Factor Variables: Analyses Based on the National Diet and Nutrition Survey of 2000/2001 // Journal of Human Nutrition and Dietetics. - 2012. - № 26. - S. 96-106.
34. Freeland-Graves J. H., Greninger S. A., and R. K. Young. A Demographic and Social Profile of Age- and Sex-Matched Vegetarians and Nonvegetarians // Journal of the American Dietetic Association - 1986. - № 7. - S. 907- 913.
35. Gale C. R., Deary I. J., Schoon I., and G. D. Batty. IQ in Childhood and Vegetarianism in Adulthood: 1970 // British Cohort Study. British Medical Journal. - 2007. - № 1. - S. 334.
36. Galvin S. L., and H. A. Herzog Jr. Attitudes and Dispositional Optimism of Animal Rights Demonstrators // Society and Animals. - 2008. - № 6. - S. 1-11.
37. Greenebaum J. Veganism, Identity and the Quest for Authenticity // Food, Culture & Society. - 2012. - № 15. - S. 129-144.
38. Harrison M. A. Anthropomorphism, Empathy, and Perceived Communicative Ability Vary with Phylogenetic Relatedness to Humans // Journal of Social, Evolutionary, and Cultural Psychology. - 2010. - №4. - S. 34-48.
39. Haverstock K. To Eat or Not To Eat. A Comparison of Current and Former Animal Product Limiters / K. Haverstock, D. K. Forgays. - Appetite, 2012. - 1036.
40. MacNair R. M. McDonald's The Psychology of Becoming a Vegetarian // Vegetarian Nutrition: An International Journal. - 2008. - № 2. - S. 96-102.
41. Netburn, D. [Электронный ресурс] Research Shows Women More Active on Facebook Than Men. Los Angeles Times. 3 Feb 2012. Режим доступа: http://www.standard.net/stories/2012/women-more-activefacebook-men (дата обращения 17.04.2016)
42. Peattie R. Green marketing / R. Peattie. London Pitman Publishing, 2012. - 68c.
43. Rothberger H. Real Men Don't Eat (Vegetable) Quiche: Masculinity and the Justification of Meat Consumption // Psychology of Men & Masculinity. - 2012. - № 11.
44. Ruby M. B. Meat, Morals and Masculinity / M. B. Ruby, S. J. Heine. Appetite, 2011. - 450.
45. Ruby M. Vegetarianism. A Blossoming Field of Study / M. Ruby. Appetite, 2012. - 150.
46. Vegetarische Warte. / Jahrgang. - 1909. - № 11. - S. 123.
47. Vinnari M., Montonen J., Harkanen T., and S. Mannisto. Identifying Vegetarians and their Food Consumption According to Self- Identification and Operationalized Definition in Finland // Public Health Nutrition. - 2008. - №12. - S. 481-488.