ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ PR-
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1. Место и роль связей с общественностью в современном бизнесе
России 8
1.2. Признаки и особенности предприятия малого бизнеса 13
1.3. Малый бизнес в индустрии красоты 17
1.4. Специфика организации PR-деятельности на предприятии малого
бизнеса в индустрии красоты 20
2. СТУДИЯ ПРЕОБРАЖЕНИЯ GLENT НА РЫНКЕ УСЛУГ Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
2.1 Оценка рынка сбыта предприятий индустрии красоты г.
Набережные Челны 31
2.2 Анализ позиций конкурентов предприятий индустрии красоты г.
Набережные Челны 43
2.3 Характеристика PR-деятельности конкурентов предприятий
индустрии красоты г. Набережные Челны 49
3. РАЗРАБОТКА PR-ПРОЕКТА ПО ПРОДВИЖЕНИЮ СТУДИИ
ПРЕОБРАЖЕНИЯ GLENT
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
Актуальность выпускной квалификационной работы
Малое предпринимательство наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого бизнеса создается и функционирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой крупного бизнеса. С ростом конкуренции и снижением количества свободных ниш на рынке у руководителей появилась заинтересованность в постоянном развитии своего предприятия, фирмы, создании положительной репутации, установлении благоприятных
отношений со всеми видами общественности.
С каждым годом предприниматели стали чаще задумываться о новых бизнес-технологиях продвижения своего бизнеса, привлечении внимания широкой аудитории к реальным проблемам малого предпринимательства. Кроме того, в настоящее время особенно возросла потребность в получении качественной деловой информации о состоянии и тенденций развития малого предпринимательства на территории страны. Именно этот период породил и акцентировал внимание представителей бизнеса на такой прогрессивной и динамично развивающейся науке, как связи с общественностью (PR).
В настоящее время функции PR обрели особую значимость в деятельности управленцев самого разного уровня - от крупных топ- менеджеров до руководителей субъектов малого предпринимательства.
Связи с общественностью ориентированы на продвижение бизнеса и фирмы или предприятия в целом, а не только на потребительском рынке. Поскольку в условиях конкуренции руководителям в особенности малых предприятий необходимо постоянно искать новые пути коммуникации с потенциальными и реальными клиентами, PR порождает научный подход к разнообразным проблемам социального управления, позволяет перейти от накопления проблем к их разрешению.
Исследование данной темы обусловлено крайней потребностью в систематизации и обобщении отечественного и зарубежного опыта в сфере применения и влияния различных PR-технологии на развитие сферы малого бизнеса, которые позволят налаживать предприятиям тесные контакты с такими целевыми аудиториями как: представители СМИ, партнеры, конкуренты, представители органов государственной власти, некоммерческие организации.
Степень изученности темы выпускной квалификационной работы
Основной вклад в изучение PR внесли такие авторы как М.Н. Комиссарова, К.В. Антипов и Ю.К. Баженов, А.А. Белов.
Авторы К.В. Антипов и Ю.К. Баженов конкретизируют основные понятия PR, методы и приемы PR, используемые в коммерческой сфере, дают практические рекомендации по организации PR в сфере бизнеса.
Вопрос комплексного подхода к продвижению малого и среднего бизнеса рассматривается в работах М.Н. Комиссаровой, которая считает PR неотъемлемой частью на определённых этапах становления и развития компании. В работе данного автора на примерах рассматривается последовательность разработки PR проекта. Выявляются преимущества проектного управления к продвижению бизнеса.
В трудах А.А. Белова рассмотрены базовые знания, представления и практические навыки использования современных PR коммерческих организаций, как механизма построения коммуникационных связей между обществом и субъектом экономического процесса, как института корректировки и изменения имиджа компании.
Алешина И.В. приводит современные концепции, методические основы и практические рекомендации построения и ведения коммуникаций организации с общественностью.
На основе обзора литературы мы приходим к выводу, что внимание исследователей прежде всего направлено на изучение отдельных аспектов PR-деятельности в сфере бизнеса и не раскрывают тему влияния деятельности по связям с общественностью на развитие сферы малого бизнеса. В результате мы видим, что существует необходимость дальнейшего исследования данной темы.
Объектом выпускной квалификационной работы является PR- деятельность на предприятии малого бизнеса.
Предметом выпускной квалификационной работы является специфика PR-деятельности студии преображения GLENT.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка PR- проекта по продвижению студии преображения GLENT.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
1) изучить аспекты PR-деятельности на предприятии малого бизнеса;
2) выявить особенности работы PR-специалиста на малом предприятии;
3) произвести анализ PR-деятельности конкурентов студии
преображения GLENT;
4) разработать PR -проект по продвижению студии преображения GLENT.
В качестве эмпирической базы выпускной квалификационной работы выступили данные анкетных и экспертных опросов, публикации периодических изданий, статистические данные, характеризующие населения города для оценки емкости рынка салонов красоты.
Теоретической базой выпускной квалификационной работы послужили: общие принципы PR-деятельности Алешиной И.В., Блэка С., Почепцова Г.Г., концепция анализа PR-деятельности конкурентов, изложенная в трудах Романенкова О.Н. Синяева И.М. и Жильцова Д.А., типология оценки конкурентоспособности рассмотренные в трудах Чумикова А.Н., Бочарова М.П.
В ходе исследования использовались следующие методы:
- анализ и синтез - при изучении теоретической литературы по PR- деятельности на предприятии малого бизнеса для выявления специфики работы PR-специалиста;
-абстрагирование - при определении смысла основных понятий для разработки понятийного аппарата работы;
- сравнительный метод - при изучении PR-деятельности салонов красоты для выявления особенностей эффективного использования PR- инструментов;
- анкетирование - при изучении оценки перспектив открытия фирмы в сферы красоты и здоровья в г. Набережные Челны.
Практическая значимость результатов исследования выпускной квалификационной работы заключается в выявлении наиболее эффективных PR-технологий, которые целесообразно применять в профильной работе в компаниях малого бизнеса. Кроме того, основные результаты работы могут быть использованы в преподавании при подготовке специалистов для работы в области рекламы и связей с общественностью.
В первой главе выпускной квалификационной работы нами были рассмотрены теоретические аспекты изучения PR-деятельности на предприятии малого бизнеса, ее признаки и проблематика. На основе специализированной литературы были выявлены основные технологии связей с общественностью, которые применяются на рынке индустрии красоты.
Во второй главе было проведено исследование, благодаря которому нам удалось установить, что емкость рынка индустрии красоты г. Набережные Челны позволяет открывать новые предприятия. При этом главными отличиями нового проекта - студии преображения GLENT должны выступать следующие параметры: наличие большего количества
предоставляемых услуг (качественных) в одном месте, наличие услуги стилиста, расположение в центре города, удобный паркинг, рядом расположена остановка, широкий спектр услуг, всегда выгодные предложения и акции, квалифицированные мастера, высокий сервис и качество услуг.
После выявления конкурентных преимуществ была проанализирована PR-деятельность основных конкурентов студии преображения GLENT. Сделан вывод о том, что каждый салон по-своему использует доступные PR- инструменты, в числе которых, взаимовыгодное сотрудничество со СМИ путем создания интересных инфоповодов и проектов, а также успешное продвижение салонов в сети интернет.
На основе проведенного исследования в третьей главе «Разработка PR- проекта по продвижению студии преображения GLENT» нами был предложен план мероприятий, направленный на продвижение новой студии, в него вошли следующие проекты: создание собственного сайта студии и официального представительства в социальных сетях «Вконтакте», «Инстарамм» и «Фейсбук»,изготовление и размещение рекламных щитов по городу, публикация статьи в глянцевом журнале, проект преображения «Новая Я» от студии GLENT, организация церемонии открытия студии преображения GLEN'E а также запуск акции «Бодрое утро».
При составлении медиаплана PR-проекта учитывалось то обстоятельство, что одновременное использование различных медианосителей может позволить увеличить охват целевой аудитории, а тематическая близость всех СМИ, определяющая значительное пересечение их аудиторий, позволит достичь необходимого уровня частоты.
Предполагается, что предложенные мероприятия в рамках PR-проекта будут способствовать повышению осведомленности и интереса
потенциальных клиентов, росту продаж услуг студии и положительных упоминаний в различных СМИ.
1. Антипов К.В., Баженов Ю.К. Паблик рилейшнз для коммерсантов: Учебно¬практическое пособие. М.: Издательский дом «Дашков и К», 2000. - 236 с.
2. Блэк С. "Паблик рилейшнз" - что это такое? Пер. с англ. М., "Мир", 2012¬342с.
3. Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. . Поведение потребителей. - СПб.: Питер, 2012. - 944 с.
4. Богатая Ю.И. Советы в бизнесе красоты. // Marie claire. 2013- 125 с.
5. Борисов, Б.Л. Технологии рекламы и PR / Б. Л. Борисов. - М.: ФАИР- ПРЕСС, 2014. - 624 с.
6. Голубков Е.П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе // Маркетинг в России и за рубежом. — 2012. — № 2. - 502 с. .
7. Григорьев С.К. Планирование рекламной кампании: Средства, методы и каналы //Туризм. - 2015. - №10, октябрь. - 187 с.
8. Душкина М.Р. PR и продвижение в маркетинге: коммуникации и воздействие, технологии и психология: учеб. Пособие - СПб.: Питер, 2010. - 560 с.
9. Завгородняя А.В., Ямпольская Д.О. Маркетинговое планирование.-СПб: Питер, 2012. - 320с.
10. Касьянов, Ю. В. PR кампания своими силами [Текст] / Ю. В. Касьянов. - М.;СПб.;Н.Новгород : Питер, 2008. - 187 с.
11. Кислов Д.В. Маркетинг и реклама. Налогообложение и бухгалтерский учет. - М: Омега-Л, 2015. - 240 с.
12. Коммисарова М.Н. PR для бизнеса: теория в практике комплексного продвижения: учеб. Пособие - СПб.: Питер, 2013. - 260 с.
13. Кондратьев, Э. В. Связи с общественностью: Учеб. пособие для высшей школы / Э.В. Кондратьев, Р.Н. Абрамов ; под ред. С.Д. Резника .- 3-е изд., - М. : Академический проект, 2011. - 432 с.
14. Кошелев А.Н PR-проектирование: от идеи до воплощения в реальность - М: «Дашков и К», 2012 - 303 стр.
15. Кузьмина О.Г. Социологическое обеспечение рекламы и маркетинга. - М: Наука-спектр, 2014. - 188 с.
16. Куликова З.В. Обзор методик исследования удовлетворенности // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2015. — № 1. - 89 с.
17. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Под ред. Нагапетьянца Н.А.
- М.: Вузовский учебник, 2013. - 272 с.
18. Назайкин А. Вес рекламной кампании или специфика медиапланирования в прессе //Управление рекламой. - 2012. - №6. - С.36-38
19. Огилви Д. Огилви в рекламе. - М.: Эксмо, 2012. - 326 стр.
20. Паттен Д. Успешный маркетинг для малого бизнеса. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2014. - 438 стр.
21. Петров В.В Стратегическое управление: Учеб. пособие.Модуль 4, Саратов: Сарат.гос.техн.ун-т, 2013. - 238 с.
22. Пименов П.А. Основы рекламы: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2015.
- 399 стр.
23. Поленков В. Эффективность рекламы на городском рынке
//Муниципальная экономика. - 2012. - №2. - 164 с.
24. Романенкова О.Н., Синяева И.М., Жильцов Д.А.Реклама и связи с общественностью: учебник для бакалавров — М.: Издательство Юрайт, 2013.
- 552 с.
25. Рысеев Н.Ю. Активные продажи. - СПб.: Питер, 2013. - 416 с.
26. Савчук В.П., Прилипко С.И., Величко Е.Г. Анализ и разработка инвестиционных проектов. - К.: 2014 С. 420
27. Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. М., 1998. //Бренд-менеджмент. - 2014. - №5. - С.586
28. Соловьева Е. Методы оценки эффективности рекламных кампаний //Бренд-менеджмент. - 2015. - №5. - С. 154
29. Толкачев А.Н. Реклама и рекламная деятельность в России. Закон и практика. - М.: Эксмо, 2013. - 368 с.
30. Чумиков, А. Н. Связи с общественностью: теория и практика:Учебное пособие/ А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров. - 3-е изд.. перераб. и доп. - М. : Дело, 2009. - 552 с.
31. Хибакова О. Красивый бизнес. //Деловой журнал. - 2015.
32. Шевчук Д.А. Рекламное дело. Конспект лекций. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 192 с.
33. Шишкин П.Д. PR-компании: методология и технология. - СПб: Питер, 2014 - 189 с.
34. Шмелёв Н.А., Ваганов А.С., Данченок Л.А, Стратегический маркетинг./ Московская финансово-промышленная академия. М., 2014.-77с
35. Элеонора Глинтерник Реклама в России XVIII - первой половины XX века. - М: Омега - Л, 2012. - 360 с.
36. Ян В. Проведение рекламных кампаний. - М.: Вершина, 2013. - с.367
37. Официальный сайт салона красоты Момо.Электронный ресурс: Режим до ступа: http://momo-salon.ru/ (дата обращения к источнику: 20.04.2016г.)
38. Официальный сайт салона красоты Ларкон.Электронный ресурс: Режим д оступа: http://larkon.ru/ (дата обращения к источнику: 20.04.2016г.)
39. Официальный сайт салона красоты Расстал.Электронный ресурс: http://w ww.rasstal-hotel.ru/ru/spa/ Режим доступа: (дата обращения к источнику: 20.04.2016г.)
40. Данные по населению г. Набережные Челны. Электронный источник: Режим доступа: http://nabchelny.ru/page/268 (дата обращения к источнику: 15.04.2016г.)