РАЗРАБОТКА ФИРМЕННОГО СТИЛЯ СТУДИИ ЙОГИ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ФИРМЕННОГО
СТИЛЯ 7
1.1. Понятие, функции и основные элементы фирменного стиля 7
1.2. Этапы разработки фирменного стиля 11
1.3. Основные компоненты фирменного стиля студии йоги 16
2. СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СТУДИИ ЙОГИ «МИЛАДАР» 29
2.1. Краткая характеристика студии йоги «Миладар» 29
2.2. Изучение конкурентного окружения и целевой аудитории студии
йоги «Миладар» 32
2.3. Семиотический анализ конкурентных логотипов студии йоги
«Миладар» 44
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ
СТУДИИ ЙОГИ «МИЛАДАР» 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ФИРМЕННОГО
СТИЛЯ 7
1.1. Понятие, функции и основные элементы фирменного стиля 7
1.2. Этапы разработки фирменного стиля 11
1.3. Основные компоненты фирменного стиля студии йоги 16
2. СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СТУДИИ ЙОГИ «МИЛАДАР» 29
2.1. Краткая характеристика студии йоги «Миладар» 29
2.2. Изучение конкурентного окружения и целевой аудитории студии
йоги «Миладар» 32
2.3. Семиотический анализ конкурентных логотипов студии йоги
«Миладар» 44
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ
СТУДИИ ЙОГИ «МИЛАДАР» 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
Актуальность темы. При выборе делового партнера люди склонны обращать внимание на разные (даже самые мелкие) детали: одежда сотрудников, интерьер офиса, модель общения менеджеров с заказчиком, уровень корпоративной культуры и идеология компании, качество рекламных материалов и т. д. Вопрос знакомства потребителя с компанией посредством фирменного стиля становится особенно актуальным в сфере не только B2B, в которой деловая документация и прямой маркетинг (как носители фирменной стилистики) являются основными средствами коммуникации, но и в В2С, где при помощи фирменного стиля компания сообщает клиенту информацию о себе. Причем информацию максимально положительную и побуждающую к сотрудничеству. Фирменный стиль — это базовый элемент позиционирования компании. Если образ компании, созданный с помощью фирменного стиля, будет близок потребителю, уровень его лояльности будет расти с каждым новым контактом еще до момента приобретения товара/услуги. А лояльность целевой аудитории, в свою очередь, ведет, как минимум, к закреплению, как максимум — к росту уровня продаж компании. К тому же качественно разработанный фирменный стиль продукта обращает на себя внимание в потоке аналогичных конкурентных предложений. [23]
Однако проектирование одного лишь фирменного стиля не способствует запоминанию товара, этого результата можно достичь в комплексе с рекламной и PR деятельностью, когда последние создаются в соответствии с фирменным стилем. Поэтому исследование того, как грамотно разрабатывать фирменный стиль с учетом специфики рынка, отрасли, миссии и философии компании является актуальной темой на сегодняшний день, когда один и тот же товар/услуга представлены несколькими десятками конкурирующих компаний.
Степень изученности темы. Основной вклад в разработку темы внесли труды таких авторов, как Ф. Джефкинс, Д. Эйри, Т.А. Беркутова, М.П. Бобылева, Ю.В. Гусаров, А.Н. Фомичев и других. Понятия и характеристики основных элементов подробно представлены в работах А.М. Година, М.П. Бобылевой, Д.А.Шевчука, Ю.В. Гусарова. Вопрос разработки фирменного стиля с точки зрения дизайна изучен в труде Д. Эйри. Тем не менее, имеющиеся работы не затрагивают конкретных этапов разработки фирменного стиля и этапов создания его компонентов, а довольствуются лишь перечислением его составляющих, либо в виде описания того, насколько этот стиль важен. В результате мы видим, что существует необходимость дальнейшего исследования этого вопроса при помощи других ресурсов, на основе которых будет реализована разработка фирменного стиля для студии йоги.
Объект. Объектом данного исследования является фирменный стиль.
Предмет. Предметом исследования является разработка фирменного стиля студии йоги «Миладар».
Цель. Целью исследования является разработка рекомендаций по созданию фирменного стиля студии йоги «Миладар» в конкурентной среде.
Задачи. В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
1. изучить понятие, функции, основные элементы и этапы разработки фирменного стиля;
2. сформулировать основные требования к компонентам фирменного стиля студии йоги;
3. охарактеризовать исследуемую студию йоги с учетом конкурентного окружения;
4. выявить основные предпочтения клиентов студии йоги при помощи анкетирования;
5. дать рекомендации по разработке фирменного стиля студии йоги «Миладар».
Эмпирическая база. Теоретической базой исследования являются классификации основных элементов фирменного стиля, представленные в работах А.М. Година, М.П. Бобылевой, Д.А.Шевчука, Ю.В. Гусарова; модель SWOT-анализа, описанная в трудах Н.Н. Павловой, А.Н. Фомичева.
Методы исследования. В данном исследовании использовались следующие методы:
- анализ и синтез — при изучении теоретической литературы с целью выявления основных элементов темы;
- абстрагирование - при определении смысла основных понятий для разработки понятийного аппарата работы;
-анализ документации с целью сбора необходимой первичной информации о компании;
- SWOT-анализ положения компании на рынке с целью выявления его конкурентных преимуществ и возможностей;
- анкетирование клиентов компании с целью выявления их предпочтений в формировании фирменного стиля;
- семиотический анализ конкурентных логотипов для дальнейшей разработки собственного логотипа компании;
- метод обработки данных — статистическая программа Quan, Excel.
Практическая значимость данной работы состоит в ее актуальности. Фирменный стиль играет важную роль в имидже любой компании. Грамотно разработанный фирменный стиль создает благоприятный имидж и увеличивает количество лояльных клиентов, что в свою очередь повышает узнаваемость компании. Более того, в век социальных сетей те компании, которые продуманно отнеслись к своему фирменному стилю, могут продвигаться благодаря своим клиентам, которые делятся в социальных сетях фотографиями или рекомендациями о том или ином месте. Представленная работа может быть использована любыми компаниями, занимающимися разработкой фирменного стиля.
Материалы выпускной квалификационной работы апробированы на Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «VIII Камские чтения», Международной заочной научно-практической конференции «Наука и образование в XXI веке» г. Москва, Международной научно-практической конференции «Теория и практика приоритетных научных исследований» г. Смоленск, Международной научно-практической конференции «Сервисная деятельность в развитии общества: проблемы и перспективы» г. Саратов.
Представленная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и литературы и приложения.
Введение включает в себя актуальность, проблематику, объект, предмет, цель, задачи, эмпирическую базу, методы исследования, структуру работы.
В первой главе «Теоретические аспекты разработки фирменного стиля» раскрывается понятие «фирменный стиль», описываются его функции и основные элементы, этапы разработки и требования к основным компонентам фирменного стиля студии йоги.
Во второй главе «Ситуационный анализ деятельности студии йоги «Миладар»» представлены характеристика студии йоги, программа, анализ и интерпретации результатов проводимых исследований.
В третьей главе «Рекомендации по разработке фирменного стиля студии йоги «Миладар»» даны рекомендации по созданию фирменного стиля для данной судии йоги.
В заключении подведены итоги выпускной квалификационной работы.
Однако проектирование одного лишь фирменного стиля не способствует запоминанию товара, этого результата можно достичь в комплексе с рекламной и PR деятельностью, когда последние создаются в соответствии с фирменным стилем. Поэтому исследование того, как грамотно разрабатывать фирменный стиль с учетом специфики рынка, отрасли, миссии и философии компании является актуальной темой на сегодняшний день, когда один и тот же товар/услуга представлены несколькими десятками конкурирующих компаний.
Степень изученности темы. Основной вклад в разработку темы внесли труды таких авторов, как Ф. Джефкинс, Д. Эйри, Т.А. Беркутова, М.П. Бобылева, Ю.В. Гусаров, А.Н. Фомичев и других. Понятия и характеристики основных элементов подробно представлены в работах А.М. Година, М.П. Бобылевой, Д.А.Шевчука, Ю.В. Гусарова. Вопрос разработки фирменного стиля с точки зрения дизайна изучен в труде Д. Эйри. Тем не менее, имеющиеся работы не затрагивают конкретных этапов разработки фирменного стиля и этапов создания его компонентов, а довольствуются лишь перечислением его составляющих, либо в виде описания того, насколько этот стиль важен. В результате мы видим, что существует необходимость дальнейшего исследования этого вопроса при помощи других ресурсов, на основе которых будет реализована разработка фирменного стиля для студии йоги.
Объект. Объектом данного исследования является фирменный стиль.
Предмет. Предметом исследования является разработка фирменного стиля студии йоги «Миладар».
Цель. Целью исследования является разработка рекомендаций по созданию фирменного стиля студии йоги «Миладар» в конкурентной среде.
Задачи. В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
1. изучить понятие, функции, основные элементы и этапы разработки фирменного стиля;
2. сформулировать основные требования к компонентам фирменного стиля студии йоги;
3. охарактеризовать исследуемую студию йоги с учетом конкурентного окружения;
4. выявить основные предпочтения клиентов студии йоги при помощи анкетирования;
5. дать рекомендации по разработке фирменного стиля студии йоги «Миладар».
Эмпирическая база. Теоретической базой исследования являются классификации основных элементов фирменного стиля, представленные в работах А.М. Година, М.П. Бобылевой, Д.А.Шевчука, Ю.В. Гусарова; модель SWOT-анализа, описанная в трудах Н.Н. Павловой, А.Н. Фомичева.
Методы исследования. В данном исследовании использовались следующие методы:
- анализ и синтез — при изучении теоретической литературы с целью выявления основных элементов темы;
- абстрагирование - при определении смысла основных понятий для разработки понятийного аппарата работы;
-анализ документации с целью сбора необходимой первичной информации о компании;
- SWOT-анализ положения компании на рынке с целью выявления его конкурентных преимуществ и возможностей;
- анкетирование клиентов компании с целью выявления их предпочтений в формировании фирменного стиля;
- семиотический анализ конкурентных логотипов для дальнейшей разработки собственного логотипа компании;
- метод обработки данных — статистическая программа Quan, Excel.
Практическая значимость данной работы состоит в ее актуальности. Фирменный стиль играет важную роль в имидже любой компании. Грамотно разработанный фирменный стиль создает благоприятный имидж и увеличивает количество лояльных клиентов, что в свою очередь повышает узнаваемость компании. Более того, в век социальных сетей те компании, которые продуманно отнеслись к своему фирменному стилю, могут продвигаться благодаря своим клиентам, которые делятся в социальных сетях фотографиями или рекомендациями о том или ином месте. Представленная работа может быть использована любыми компаниями, занимающимися разработкой фирменного стиля.
Материалы выпускной квалификационной работы апробированы на Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «VIII Камские чтения», Международной заочной научно-практической конференции «Наука и образование в XXI веке» г. Москва, Международной научно-практической конференции «Теория и практика приоритетных научных исследований» г. Смоленск, Международной научно-практической конференции «Сервисная деятельность в развитии общества: проблемы и перспективы» г. Саратов.
Представленная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и литературы и приложения.
Введение включает в себя актуальность, проблематику, объект, предмет, цель, задачи, эмпирическую базу, методы исследования, структуру работы.
В первой главе «Теоретические аспекты разработки фирменного стиля» раскрывается понятие «фирменный стиль», описываются его функции и основные элементы, этапы разработки и требования к основным компонентам фирменного стиля студии йоги.
Во второй главе «Ситуационный анализ деятельности студии йоги «Миладар»» представлены характеристика студии йоги, программа, анализ и интерпретации результатов проводимых исследований.
В третьей главе «Рекомендации по разработке фирменного стиля студии йоги «Миладар»» даны рекомендации по созданию фирменного стиля для данной судии йоги.
В заключении подведены итоги выпускной квалификационной работы.
В ходе Выпускной квалификационной работы на тему «Разработка фирменного стиля студии йоги в условиях конкуренции» были сделаны следующие выводы.
Фирменный стиль, как неотъемлемая часть имиджа компании, а также как базовый элемент позиционирования представляет собой совокупность графических, словесных, дизайнерских и других элементов, который обеспечивает визуальное и смысловое гармоничное единство образа компании в соответствии с предоставляемыми продуктами или услугами, который также противопоставляет компанию и ее изделия конкурентам и их товарам. Многие авторы в систему фирменного стиля, чаще всего, включают такие элементы, как торговая марка, товарный знак, логотип, слоган, цвет, шрифт, фирменные константы. В совокупности эти элементы должны представлять собой стройную взаимосвязанную систему и создавать благоприятный имидж.
Большинство авторов, перечисленных в данной работе, не затрагивают в своих трудах конкретные этапы разработки фирменного стиля и особенности создания его компонентов. Этот факт натолкнул на необходимость обратиться к другим источникам информации, которые позволили выявить и обобщить основные этапы разработки фирменного стиля и его компонентов. Так, процесс разработки фирменного стиля состоит из подготовительного этапа, на котором собирается вся необходимая информация о компании; разработки базовых элементов фирменного стиля (логотипа, выбора цветов и шрифтов); разработки офисных приложений; рекламных элементов; идентификационной книги фирменного стиля и патентной защиты.
В качестве основных компонентов фирменного стиля студии йоги были рассмотрены название, слоган, логотип, шрифт и цвета. Каждый из перечисленных компонентов имеет свои особенности в процессе разработки. Однако следует уточнить, что все эти компоненты создаются в соответствии с одной концепцией, в общем стиле и несут в себе информацию о сфере деятельности компании, в данном конкретном случае о студии йоги.
В качестве исследуемой студии йоги стала студия йоги «Миладар». Данная студия существует с 2009 г. и является структурным подразделением МАУ ДО «ДЮЦ № 14». Руководитель — Малютина Л.П., направление йоги — хатха-йога. В рамках ситуационного анализа студия йоги «Миладар» была исследована при помощи SWOT-анализа, многоугольника конкуренции, опроса потребителей и семиотического анализа конкурентных логотипов.
Благодаря SWOT-анализу было выявлено, что у студии йоги отсутствуют фирменный стиль, рекламная и PR-деятельность, но вместе с тем к сильным сторонам относятся высокая лояльность клиентов, хорошее расположение и высокий уровень квалификации персонала.
Многоугольник конкуренции показал наиболее важные характеристики при выборе студии йоги потребителями, а также позволил сравнить данные показатели с показателями конкурентных студий. Это позволило прийти к выводу, что у студии йоги «Миладар» высокий уровень по таким позициям, как «педагог», «направление йоги», «стоимость и длительность занятий» и «количество людей на занятиях». Однако некоторые атрибуты (оборудование, оформление и качество помещения) требуют большего внимания, так как у некоторых конкурентов очень высокие показатели практически по всем параметрам.
Проведенный опрос клиентов позволил составить потрет потребителя и сделать выводы о предпочтениях целевой аудитории относительно логотипа и фирменных цветов. А семиотический анализ выявил основные черты конкурентных логотипов, что позволило при разработке собственного знака предложить индивидуальные элементы и решения при разработке логотипа.
В качестве рекомендаций по разработке фирменного стиля студии йоги «Миладар» было предложено следующие: изменить название студии йоги «Миладар» на студию йоги «Намасте», предложен слоган «В гармонии с душой и телом», который соответствует позиционированию и миссии компании, так как йога в студии преподается как философия совершенствования тела и души. Разработан логотип в соответствии с пожеланиями потребителей студии йоги, выбраны фирменные цвета и шрифты. Предложены варианты офисных приложений, несущие элементы фирменной стилистики: визитные карточки, бланк и фирменная папка, а также представлены их схематичные построения. Также разработана необходимая атрибутика: кружка, футболки, коврик и предложен вариант оформления помещения с учетом пожеланий руководителя студии йоги.
Подводя итог работы, можно сказать о том, что поставленные цель и задачи были достигнуты, и что предлагаемый фирменный стиль позволяет в полной мере идентифицировать данную студию йоги с ее сферой деятельности, выделяет ее услугу из общей массы аналогичных конкурентных предложений и способствует положительной репутации.
Также в ходе работы было выяснено, что эмпирическая база не раскрывает полностью все аспекты понятия «фирменный стиль», что предполагает поиск альтернативных ресурсов для сбора информации. К тому же, выбранная тема раскрывает другие возможные аспекты изучения фирменного стиля, например, изучение фирменного стиля, как составной части имиджа компании или изучение возможностей фирменного стиля в продвижении компании в социальных сетях и т.д.
Представленная работа может быть использована компаниями, занимающимися разработкой фирменного стиля.
Фирменный стиль, как неотъемлемая часть имиджа компании, а также как базовый элемент позиционирования представляет собой совокупность графических, словесных, дизайнерских и других элементов, который обеспечивает визуальное и смысловое гармоничное единство образа компании в соответствии с предоставляемыми продуктами или услугами, который также противопоставляет компанию и ее изделия конкурентам и их товарам. Многие авторы в систему фирменного стиля, чаще всего, включают такие элементы, как торговая марка, товарный знак, логотип, слоган, цвет, шрифт, фирменные константы. В совокупности эти элементы должны представлять собой стройную взаимосвязанную систему и создавать благоприятный имидж.
Большинство авторов, перечисленных в данной работе, не затрагивают в своих трудах конкретные этапы разработки фирменного стиля и особенности создания его компонентов. Этот факт натолкнул на необходимость обратиться к другим источникам информации, которые позволили выявить и обобщить основные этапы разработки фирменного стиля и его компонентов. Так, процесс разработки фирменного стиля состоит из подготовительного этапа, на котором собирается вся необходимая информация о компании; разработки базовых элементов фирменного стиля (логотипа, выбора цветов и шрифтов); разработки офисных приложений; рекламных элементов; идентификационной книги фирменного стиля и патентной защиты.
В качестве основных компонентов фирменного стиля студии йоги были рассмотрены название, слоган, логотип, шрифт и цвета. Каждый из перечисленных компонентов имеет свои особенности в процессе разработки. Однако следует уточнить, что все эти компоненты создаются в соответствии с одной концепцией, в общем стиле и несут в себе информацию о сфере деятельности компании, в данном конкретном случае о студии йоги.
В качестве исследуемой студии йоги стала студия йоги «Миладар». Данная студия существует с 2009 г. и является структурным подразделением МАУ ДО «ДЮЦ № 14». Руководитель — Малютина Л.П., направление йоги — хатха-йога. В рамках ситуационного анализа студия йоги «Миладар» была исследована при помощи SWOT-анализа, многоугольника конкуренции, опроса потребителей и семиотического анализа конкурентных логотипов.
Благодаря SWOT-анализу было выявлено, что у студии йоги отсутствуют фирменный стиль, рекламная и PR-деятельность, но вместе с тем к сильным сторонам относятся высокая лояльность клиентов, хорошее расположение и высокий уровень квалификации персонала.
Многоугольник конкуренции показал наиболее важные характеристики при выборе студии йоги потребителями, а также позволил сравнить данные показатели с показателями конкурентных студий. Это позволило прийти к выводу, что у студии йоги «Миладар» высокий уровень по таким позициям, как «педагог», «направление йоги», «стоимость и длительность занятий» и «количество людей на занятиях». Однако некоторые атрибуты (оборудование, оформление и качество помещения) требуют большего внимания, так как у некоторых конкурентов очень высокие показатели практически по всем параметрам.
Проведенный опрос клиентов позволил составить потрет потребителя и сделать выводы о предпочтениях целевой аудитории относительно логотипа и фирменных цветов. А семиотический анализ выявил основные черты конкурентных логотипов, что позволило при разработке собственного знака предложить индивидуальные элементы и решения при разработке логотипа.
В качестве рекомендаций по разработке фирменного стиля студии йоги «Миладар» было предложено следующие: изменить название студии йоги «Миладар» на студию йоги «Намасте», предложен слоган «В гармонии с душой и телом», который соответствует позиционированию и миссии компании, так как йога в студии преподается как философия совершенствования тела и души. Разработан логотип в соответствии с пожеланиями потребителей студии йоги, выбраны фирменные цвета и шрифты. Предложены варианты офисных приложений, несущие элементы фирменной стилистики: визитные карточки, бланк и фирменная папка, а также представлены их схематичные построения. Также разработана необходимая атрибутика: кружка, футболки, коврик и предложен вариант оформления помещения с учетом пожеланий руководителя студии йоги.
Подводя итог работы, можно сказать о том, что поставленные цель и задачи были достигнуты, и что предлагаемый фирменный стиль позволяет в полной мере идентифицировать данную студию йоги с ее сферой деятельности, выделяет ее услугу из общей массы аналогичных конкурентных предложений и способствует положительной репутации.
Также в ходе работы было выяснено, что эмпирическая база не раскрывает полностью все аспекты понятия «фирменный стиль», что предполагает поиск альтернативных ресурсов для сбора информации. К тому же, выбранная тема раскрывает другие возможные аспекты изучения фирменного стиля, например, изучение фирменного стиля, как составной части имиджа компании или изучение возможностей фирменного стиля в продвижении компании в социальных сетях и т.д.
Представленная работа может быть использована компаниями, занимающимися разработкой фирменного стиля.



