Введение 7
1. Анализ существующих методов изготовления и упрочнения
коленвалов 9
1.1. Виды коленчатых валов 10
1.2. Методы изготовления коленчатых валов и требования, предъявляемые к
ним 12
1.3. Цели и способы упрочнения коленвалов 16
2. Материалы и методы исследования 34
2.1. Марки стали и их стандарты 35
2.2. Методы исследования металла азотированных деталей 36
2.3. Приборы и инструменты для оценки качества 37
3. Технология проведения процесса азотирования на производстве.. ..45
3.1. Улучшение коленчатого вала перед азотированием 46
3.2. Подготовка детали и печи к азотированию 46
3.3. Процесс азотирования 48
3.4. Контроль качества детали 49
3.5. Мероприятия по усовершенствованию технологии азотирования 56
4. Материально-техническое обеспечение процесса азотирования 57
4.1. Конструкция установки азотирования «Клекнер» 58
4.2. Конструкция приспособления 61
5. Охрана труда 62
Выводы 68
Список используемых источников
Приложение
Публичное акционерное общество (ПАО) КАМАЗ выпускает автомобили с колесными формулами 6x4, 4x2 и 6x6, различающиеся мощностными, размерными и весовыми параметрами. Массовое производство автомобилей семейства «КАМАЗ» и их поступление в автотранспортный комплекс страны началось еще в 1976 г. В ходе производства совершенствовалась конструкция автомобилей и их составных частей, повышалось их качество, накапливался и изучался передовой опыт эксплуатации и ремонта. [1]
Большегрузные автомобили «КАМАЗ», предназначены для перевозки различных грузов, в основном на большие расстояния, отличаются высокой экономичностью и эксплуатационной надёжностью, комфортабельностью рабочего места водителя. Эти преимущества, выдвигают грузовик «КАМАЗ» на одно из первых мест среди грузовых автомобилей.
На автомобиль «КАМАЗ» устанавливается дизельный восьмицилиндровый четырёхтактный двигатель с воспламенением от сжатия и V-образным расположением цилиндров, угол развала равен 90 градусов. Двигатели «КАМАЗ» отличаются высокой мощностью, надёжностью и повышенным ресурсом благодаря применению передовых технологий производства на всех этапах создания автомобиля.
Полученные в процессе исследований закономерность интенсивности изнашивания агрегатов автомобилей позволили усовершенствовать действующую методику корректирования нормативов технической эксплуатации автомобильного транспорта. Это позволило определить детали и узлы, наиболее подверженные коррозии, быстрому износу, выходу из строя при интенсивных нагрузках. Для решения таких задач, применяются такие методы усовершенствований как: линии производства, технологии производства, технической документации и т.д.
Одной из таких деталей является коленчатый вал (коленвал) двигателя, который в свою очередь отвечает за работу поршней, и процесс перевода энергии от сгорающего топлива в камере сгорания, в полезную работу вращения.
Актуальностью данной темы является совершенствование технологии обработки производства тяжелонагруженных деталей автомобиля КАМАЗ с целью повышения их свойств и обеспечения надежности в эксплуатации.
Объектом данной дипломной работы является технология упрочнение коленчатых валов двигателя внутреннего сгорания автомобиля «КАМАЗ». Предметом исследования - коленчатый вал 740.70-1005020.
Задачами работы являются:
1. Изучить технологический процесс ионного азотирования. Установить преимущество перед газовым азотированием;
2. Изучить конструктивные особенности шахтной печи для ионного азотирования;
3. Изучить конструкцию приспособлений, схему расположения деталей и контрольного образца;
4. Рассмотреть методику контроля качества деталей после упрочнения;
5. Изучить требования к деталям по структуре и свойствам перед азотированием;
6. Предложить инновационное решение по совершенствованию технологии
Для повышения работоспособности и долговечности металла применяют упрочняющие технологии, направленные на изменение в нужном направлении структурного состояния металла на поверхности готовых изделий.
Химико-термическая обработка, основанная на поверхностном насыщении стали азотом, в настоящее время сформировалась как традиционный и безальтернативный метод поверхностного упрочнения.
Завод ПАО «КАМАЗ» изготавливает коленчатые валы для военных автомобилей. К ним предъявляют повышенные требования, поэтому их подвергают поверхностному упрочнению, после улучшения (термической обработки). Благодаря насыщению азотом у детали повышаются износостойкость, твердость, усталостная прочность и стойкость к коррозии.
В выполненной работе были рассмотрены приспособление для азотирования, схемы печи и планировка участка ионного азотирования. Так же были рассмотрены вопросы безопасности жизнедеятельности.
В работе предложено использовать тепловую обработку деталей перед азотированием. Это позволяет снизить трудоемкость технологии азотирования и повысить производительность установок «Клекнер».
1. Интернет - ресурс: База знаний «Allbest»
http://knowledge.allbest.ru/transport/3c0a65635b2ac68b4d53b89421206d27_0.html(Дата обращения 19.05.2016)
2. Интернет-ресурс: Запчасти КАМАЗ - много и дешево запчастей камаз, маз, газ от Мидкамhttp://www.midkam.ru/avtodrive103.html (Дата обращения 19.05.2016)
3. Интернет-ресурс: МВМОТО. Коленвалы ремонт
http://mbmoto.narod.ru/index/0-9 (Дата обращения 19.05.2016)
4. Интернет-ресурс:http://appo-jurn.narod.ru/glava_35.pdf (Дата обращения 20.05.2016)
5. Интернет-ресурс: Auto.Today. Коленчатый вал - что это такое https://auto.today/bok/how-its-made/motor/1893-kolenchatyy-val.html (Дата обращения 20.05.2016)
6. Интернет-ресурс: Maestria.ru Коленчатый вал
http://maestria.ru/shatunnyie-gruppyi-i-kolenchatyiy-val/kolenchatyiy-val-3.html (Дата
обращения 21.05.2016)
7. Интернет-ресурс: Maestria.ru, Методы упрочнение коленчатого вала http://maestria.ru/shatunnyie-gruppyi-i-kolenchatyiy-val/metodyi-uprochneniya-kolenchatogo-vala.html (Дата обращения 21.05.2016)
8. Интернет-ресурс: Дробеструйная обработка - чистота и прочность металла и бетонаhttp://tutmet.ru/drobestrujnaja-obrabotka-metalla-betona.html (Дата обращения 22.05.2016)
9. Интернет-ресурс: Метод поверхностной обработки
http: //marbo. spb. ru/articles/Metodi_poverhnostonoi_obrabotki_metallov.%20Obzor.pdf(Дата обращения 23.05.2016)
10. Глинер Р.Е. Введение в технологию поверхностного упрочнения металла / Р.Е. Глинер, В.И. Астащенко. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. - 342с.
3aKanKy.http://www.ktovdome.ru/teoriya_termicheskoy_obrabotki_materialov/363/85/110 39.html (Дата обращения 23.05.2016)
12. Интернет-ресурс: Мир авто. Методы упрочнения коленчатых валов http://ga-avto.ru/dvigateli/104.html (Дата обращения 31.05.2016)
13. Интернет-ресурс: Дефекты азотированного слоя и их предупреждение http://delta-grup.ru/bibliot/100/57.htm (Дата обращения 31.05.2016)
14. Интернет ресурс: Металлографический анализ металлов и сплавов http://pandia.ru/text/78/247/9328.php (Дата обращения 1.06.2016)
15. Металловедение и термическая обработка стали: Справ. изд. В 3-х т./Под ред. Бернштейна М.Л., Рахштадта А.Г. - 4-е изд., перераб. И доп. Т. 1. Методы испытаний и исследования. В 2-х кн. Кн. 1. - М.: Металлургия, 1991.
16. Интернет-ресурс: Милаформ. Производственно-сервисный центр
испытательного лабораторного оборудования. http://www.lab-
tech.ru/shop/tverdomery/perenosnye-tverdomery/tverdomery-po-vikkersu/tverdomer-tpp-2/ (Дата обращения 03.06.2016)
17. Кузьмич Л.И., Стыров В.Б., Нургаянов Ф.Н. Ионное азотирование деталей автомобиля «КАМАЗ» // Металловедение и термическая обработка металлов. КАМАЗ. - 1982. - №6. - С. 15-17.
18. Интернет-ресурс: Пожарная безопасность на производстве .
http://fb.ru/article/129567/pojarnaya-bezopasnost-na-proizvodstve-osnovnyie-trebovaniya(Дата обращения 07.06.2016)
19. Интернет-ресурс: Пожарная безопасность на предприятии в 2016 году. http://www.delasuper.ru/view_post.php?id=6319 (Дата обращения 07.06.2016)
20. Интернет-ресурс: Инструкция по охране труда для термиста
(при работе на индукционных электрических установках).
http://ohranatruda.ru/ot_biblio/instructions/167/2965/(Дата обращения 07.06.2016)
21. Интернет-ресурс: Инструкция по охране труда для лаборанта физико-механических испытаний.http://businessforecast.by/partners/646/989 (Дата обращения 07.06.2016)