Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Работа №88001

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы56
Год сдачи2013
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
95
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1. Понятие «творчество» и «творческие способности» 9
1.2. Психологическое содержание понятия «гендер». Проблема
гендерной психологии 17
1.3. Гендерные особенности проявления творческих способностей..25
Выводы по первой главе 35
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 40
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют

Проблема творчества и творящей личности - одна из самых сложных загадок мироздания, над раскрытием которых непрестанно бьется человеческая мысль. О глубоком интересе к ним можно судить по уходящему вглубь веков неугасимому стремлению создать «теорию творчества». Исследование творчества представляет одну из ведущих тем всей современной культуры, в том числе философии, культурологии и других гуманитарных наук. Изучение проблемы творческой деятельности человека, благодаря которой он самовыражается, приобретает новый опыт, испытывает удовлетворение от своей жизни, повышает проницательность, достигает самоактуализации, целостности, интегрированности, являлось весьма актуальным во все времена. Так как культура и творчество неотделимы друг от друга, с одной стороны, именно человек является творцом культуры, а с другой - именно творящий человек - человек культурный. Единство культуры и творчества - это тот принципиальный факт, с которым столкнулись современные культурологические и антропологические исследования.
Творческая деятельность, являясь более сложной по своей сущности, доступна только человеку. А более простая — исполнительская — может быть переложена и на животных, и на машины, для нее и ума не так уж много требуется [14].
Актуальность данного исследования обуславливается тем, что исследование по проблеме изучения особенностей развития творческих способностей заключается в том, что в современных социокультурных условиях, когда идет процесс непрерывного реформирования, кардинального изменения всех общественных институтов, умения неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи, проектировать предполагаемый конечный результат приобретают особую значимость. Необходимость формирования креативности обусловливается тем, что она определяет продуктивную направленность личности, творческую индивидуальность, является базовым детерминантом социального творчества и заключает в себе концептуальные принципы психологии креативного обучения и воспитания. Актуальность исследования определяется необходимостью разработки научно-психологического и технологического обеспечения развития и реализации творческого потенциала человека. Вскрыв существующие противоречия и определив социальный заказ общества на творческую личность.
Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть, в конечном счете - наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности.
Понимание значимости творческой деятельности для общественного прогресса подчеркивает необходимость всестороннего изучения специфики адаптации креативных личностей, особенно творчески одаренных детей. Это связано с тем, что непосредственно вопрос социальной адаптации касается, в первую очередь, детей, поскольку именно они в наибольшей степени уязвимы для внешних воздействий и, сталкиваясь с трудностями адаптации, сильнее их переживают. Тем не менее, не смотря на понимание важности творческих людей для жизни социума, в современном российском обществе не изучаются в должном виде особенности социализации творчески одаренных личностей в целом и детей в частности, их личностные характеристики, определяющие адаптацию, и не предпринимается достаточно действенных мер по повышению эффективности данного процесса, и в этом мы значительно отстаем от научных и практических достижений западного мира. В этой связи исследование особенностей адаптации творчески одаренных детей в нашей стране приобретает особую актуальность.
Суть проблемы, рассматриваемой в настоящем исследовании, заключается в несоответствии между осознанием значимости творчески одаренных личностей в целом и детей в частности, для развития социума, с одной стороны, и неиспользованием потенциала, отсутствием реальных средств адаптации и включения одаренных детей в среду, - с другой. В данном контексте творческая одаренность рассматривается нами в первую очередь как одаренность в искусстве [36].
Проблема изучения творчества долгое время представляла лишь литературный интерес. Она не имела ни фундаментальных постулатов, ни ясно очерченного предмета исследования, ни методики. Но сейчас эта тема из разряда отвлеченных переходит в категорию доступных для естественнонаучного анализа, получает и научную предметность, и исследовательскую аппаратуру. Более того, изучение творческой деятельности приобретает прикладное значение [13].
Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления внесли психологи, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и другие. Большинство работ посвящено развитию творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, а более старшим возрастам, в частности, подростковому и юности, уделяется гораздо меньше внимания.
Одной из проблем и системы образования, и личности является пара противоречий «креативность и интеллект». Интеллект - это способность мышления, рационального познания, в отличие от таких, например, душевных способностей, как чувство, воля, интуиция и т.п. [7].
Вместе с тем отмечается, что из точки единства культуры и творчества вырастает множество проблем: иначе видится бытие человека в культуре, в новом свете раскрывается смысл культурно-исторического развития человечества, обнаруживаются новые возможности и кризисные точки современной цивилизации, более напряженным в своей взаимозависимости видится отношение естественного и искусственного в человеке, человеческое творчество раскрывается в своей «естественно-культурной» многозначности. Имея в виду творчество вообще и художественное в частности, мы ставим своей целью рассмотреть проблему в гендерном аспекте.
Проблема гендера встает перед современными исследователями во всей полноте, так как ее неизученность является очевидной. Тем более важным является исследование в гендерном контексте творчества, всегда связываемого философами, психологами с эросом, взаимоотношением мужского и женского начал. Гендерный аспект исследования творчества относится к проблеме взаимодействия культуры и натуры.
Проблемы, связанные с процессами становления гендерной идентичности и самоидентификации, выдвигаемые на первый план в современной культурологи, требуют осмысления различных процессов и сфер человеческой деятельности в контексте гендера, в том числе и осмысления творчества. Ведь изучение природных оснований творчества возможно только при рассмотрении гендера как культурного фундамента, лежащего в основе творческой эволюции. Изучение гендерных связей, отношений, способов их организации в художественном творчестве позволит уяснить природные основания художественного творчества, динамику социокультурных традиций, влияющих на самоопределение,
самоактуализацию и самореализацию женщин и мужчин в художественном творчестве [33].
В работах, которые касаются творчества вообще, или рассматривают в целом вопрос о гендерных особенностях человеческих способностей, можно обнаружить важные идеи, характеризующие творчество в гендерном контексте. «Загадка» творящей личности каждого пола издавна волновала исследователей.
Проблемы формирования возрастной и гендерной самоидентификации творческих личностей относятся к числу недостаточно изученных, что и определило актуальность и новизну экспериментального исследования.
В конечном итоге основной смысл исследования творчества в тендерном контексте состоит в том, чтобы способствовать созданию модели адаптации творчески одаренной личности в культуре, поскольку вплоть до сегодняшнего дня отношения творческой индивидуальности и ее культурного окружения остаются достаточно конфликтными.
Таким образом, актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность предопределил тему, объект, предмет, цели и задачи исследования.
Объект исследования: учащиеся 7, 10 классов в возрасте от 12 до 15 лет.
Предметом исследования являются гендерные особенности творческих способностей.
Цель исследования: выявить гендерные особенности проявления творческих способностей.
Исходя из цели данной работы, были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть психологические основы понятий творчество, творческие способности и гендер.
2. На основе анализа литературных источников выявить гендерные особенности проявления творческих способностей.
3. Провести эмпирическое исследование по изучению гендерных особенностей проявления творческих способностей.
Гипотеза: состоит в предположении о том, что существуют различия в проявлении творческих способностей у испытуемых обладающих
феминными, мускуллинными и андрогенными свойствами.
В процессе работы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психологической литературы по исследуемой проблеме; психологическое тестирование (модифицированный тест Дж. Гилфорда и Е.П.Торренса, направленные на изучения креативности и творческого мышления, для определения маскулинных, феминных и андрогинных качеств применяли методику С. Бем), методы математической статистики с использованием t - критерия Стьюдента.
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования позволяют расширить представление об индивидуальных особенностях развития творческих способностей с учетом гендерных характеристик.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в работе практических психологов, в организации психологической поддержки личности школьников с учетом гендерных особенностей. Большое значение для практической деятельности психолога представляют средства - диагностики, представленные в работе.
Структура исследования: Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обобщая результаты можно сказать следующее. Мыслительная деятельность творчески одаренного человека объединяет в себе оба способа мышления - как конкретное, образное, правополушарное, латеральное, дивергентное, так и абстрактное, концептуальное, символическое, левополушарное, вертикальное. То есть мы видим необходимость как мужского, так и женского типов восприятия и обработки информации в творческой деятельности, а вместе с тем необходимость межполушарных взаимодействий, а значит, целостного восприятия действительности во всех возможных аспектах нашей психической деятельности, что требует андрогинной личности, несущей в себе возможности обоих гендеров. Особенность проявления творческих способностей у людей обладающими феминными, маскуллинными и андрогенными свойствами различны. Абсолютно мужественный мужчина, как и совершенно женственная женщина вряд ли смогут глубоко понять представителя противоположного пола. Чтобы понять женщину, мужчине надо быть самому в достаточной мере женственным, отсюда такие типично женские черты, присущие многим художникам-мужчинам, как сентиментальность, чувствительность, плаксивость, ранимость, стремление нравиться, экстравагантность, импульсивность и т.п. Напротив, женщины-художники в большей степени, чем обычная среднестатистическая женщина, отличаются настойчивостью, самообладанием, силой воли, агрессивностью. В сущности, андрогинность творческой личности в художественном творчестве детерминируется его высокой способностью к эмпатии. При этом следует подчеркнуть, что в современной психологии маскулинность и фемининность выступают не как альтернативы, а как независимые измерения, поэтому «индивид может одновременно иметь высокие показатели по шкалам маскулинности и фемининности. В этом случае он будет обладать свойством андрогинности». Иными словами, ярко выраженные женские черты в характере и поведении художника могут вполне сочетаться с типично мужскими чертами.
В успешной творческой деятельности как мужчин, так и женщин является, в основном, наличие у них психофизиологических особенностей, исторически приписываемых мужскому полу, таких, как склонность к риску, независимость, мятежность, новаторство, самоуверенность, несгибаемая воля, упрямство, бунтарский дух.
Определённая человеческая индивидуальность способна создать творения, служащие будущим эпохам. На наш взгляд, необходима андрогинная личность с высоким потенциалом как маскулинности, так и фемининности. Мы считаем, что гениальные творения «по плечу» только маскулинным женщинам и фемининным мужчинам. Только нераздельное единство дионисийского и аполлонического начал, бессознательного и сознательного, чувствительности, интуитивности и логичности, статичности и динамичности, природы и культуры, материи и формы, горизонтали и вертикали может дать гениальное творение, которое будет реализовано.
Несмотря на то, что уже в биологической природе пола выявляются особенности, которые являются предпосылками гендерного своеобразия творческой деятельности, невозможно уяснить гендерный выбор творческого пути, опираясь только на них. Невозможность на этой основе понимания того, почему женщины, имеющие природные предпосылки для художественного творчества (активность правого полушария головного мозга, деятельности первичных психических процессов, интуитивность, эмоциональность, чувственность), так редко проявляют себя как гениальные художницы, потребовало рассмотрения социокультурных влияний при становлении и деятельности каждого гендера.
Чтобы любое творчество было реализованным, необходима интеграция всех граней человеческой личности и соединение воедино фантазии, интуиции, вдохновения, опыта и мысли. Для этого также нужны самоуверенность, склонность личности к новаторству, мятежный дух, несгибаемая воля и упорство. То есть условием успешной творческой деятельности как мужчин, так и женщин является наличие у них психофизиологических особенностей противоположного гендера.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза о том, что существует гендерные различия проявления творческих способностей. Гипотеза не подтвердилась: в ходе исследования были выявлены только незначительные различия проявления творческих способностей.



1. Агеев B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов//Вопросы психологии, 1987, № 2
2. Абраменкова, В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе. [Электронный ресурс]: Режим доступа-http://psyjoumal/ru/j3p/pap? id=1031
3. Алёшина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. Вопросы психологии. 1991. № 4.
4. Алёшина Ю. Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Канд. дис. М., 1985.
5. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л., 1969.
6. Андреева, Г.М. Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект пресс, 2001.
7. Араканцева Т.А., Дубовская Е.М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки. Мир психологии. 1999.
8. Арутюнян, М.Ю. «Кто Я?» Проблема самоопределения юношей и девушек-подростков (гендерный аспект) [Электронный ресурс]/ Арутюнян М.Ю. - М., 1999.http: //www.koob.ru
9. Баранова, Т.С. Теоретические модели социальной идентификации
личности. [Электронный ресурс]/ Баранова Т.С. - М.: Изд-во Ин-та
социологии РАН, 1999. http://www.myword.ru
10. Белкин А. И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию. - В кн.: Соотношение биологического и социального в человеке / Отв. ред. В. М. Банщиков, Б.Ф. Ломов. Материалы к симпозиуму. М., 1975.
11. Бендас, Т.С. Гендерная психология. Учебное пособие [Текст]: Бендас Т.С. - СПб.: Питер, 2006.
12. Бендас, Т.В. Личность лидера как отражение гендерных и этнических стереотипов, сформированных в определённой культуре. [Электронный ресурс]/ Бендас Т.В. - М., 2000. http://www. LitPORTAL.ru
13. Березин, Ф.Б. Методика многостороннего исследования личности. [Электронный ресурс]/ Березин Ф.Б., Мирошникова Т.П., Соколова Е.Д. - М., 1994. http://www. Allbest.ru
14. Берн, Ш. Гендерная психология [Текст]/ Ш. Берн. - СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2007.
15. Булгаков, С.Н. Свет невечерний / С.Н. Булгаков. - М., 1994.
16. Виноградова Т.В., Семенов В.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов. Вопросы психологии. 1993. № 2.
17. Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе. Общественные науки и современность. 2000. № 4.
18. Воронина, О.А. Гендер и культура [Электронный ресурс]/ Воронина
О.А., Клименкова Т.А. / Под ред. З.А. Хоткиной. - М., 1992.
http: //www.nsu.ru/psych/internet/
19. Джеймс, Ф.Л. Самоисполняющееся пророчество: гендер с социально-психологической точки зрения. [Электронный ресурс]: Джеймс Ф.Л. - СПб.: Питер, 2001..http: //www.etpg. org
20. Здравомыслова, О.М. Общество сквозь призму гендерных представлений. [Электронный ресурс]/ Здравомыслова О.М. - М., 1999.
http://psyjournal/ru/j3p/pap? id=1031
21. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2006.
22. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. - Ростов-на/Д.: Феникс, 1999.
23. Каган, В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образа «Я» у подростков. [Электронный ресурс]/ Каган В.Е. - М., 1989.
24. Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков. Вопросы психологии. 1987. № 3.
25. Клецина И.С. От психологии пола к гендерным исследованиям в психологии. - М., 2003.
26. Клецина И.С. Развитие гендерных исследований в психологии на западе. - М., 2001.
27. Клецина И.С. Гендерная социализация. - СПб.: Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена, 1998.
28. Клецина И.С. Самореализация и гендерные стереотипы. [Текст]: Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. - СПб.: Изд- во СпбГУ, 1998.
29. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей [Текст]. - М., 2009.
30. Котлова Т.Б., Рябова Т.Б. Библиографический обзор исследований по проблемам гендерных стереотипов // Женщина в Российском обществе - №1. - 2002.
31. Кон И.С. Мужские исследования: меняющийся мужчина в
изменяющемся мире. Ч. 1: Учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной. - Харьков: ХЦГИ, 2001. - СПб.: Алетейя, 2001.
32. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. М., 1988.
33. Лапланш, Ж., Понталис, Ж.-Б. Словарь по психоанализу / Ж. Ла- планш, Ж.-Б. Понталис. - М., 1996.
34. Логинов, А.А. Женщина и мужчина / А.А. Логинов. - Красноярск, 1989.
35. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1998.
36. Минорова С.А., Кустова О.Л. Формирование образа жизни в различных социальных группах // Журнал практического психолога. - 1997. - №5.
37. Николаева Е. Мужчина и женщина глазами психофизиолога / Под ред. Т.В. Барчуновой. - Новосибирск, 1998.
38. Общество в гендерной перспективе: Сборник статей / Сост. Е.Г. Луговицкая. - Новгород, 2002.
39. Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: плюс - минус. - 2000.
40. Проблемы способностей в современной психологии: Сб. науч. тр. / Отв. ред. А.А. Бодалев, А.М. Матюшкин. - М.: НИИОП, 1984.
41. Радина Н.К., Терешенкова Е.Ю. Возрастные и социокультурные аспекты гендерной социализации подростков //Вопросы психологии.- 2006.- № 5.
42. Ретер Д. Способность к обучению у взрослых // Вопросы психологии. - 1985. - №1.
43. Сизов К. В. Индивидуальный стиль и проблема личностного подхода к способностям // Вопросы психологии. - 1988. - № 2.
44. Способности и склонности: Комплексные исследования / Под ред. Э.А. Голубевой. - М.: Педагогика, 1989.
45. Фримен Дж. Обзор современных представлений о развитии способностей // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М., 1997.
46. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б.Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997.
47. Хрипкова, А.Г. В семье сын и дочь / А.Г. Хрипкова. - М., 1985.
48. Шаберт И. Гендер как категория новой истории литературы //Пол. Гендер. Культура: Немецкие и русские исследования. /Пер. с нем.-М., 1999.
49. Шоре Э., Хайдер К. / Под ред. Зверовая Г. Пол, гендер, культура: -М. 2003 г.
50. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М., 1996.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ