Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Аспекты исследования учебной литературы по истории Древней Руси

Работа №83825

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы53
Год сдачи2016
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
175
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования учебной литературы по истории Древней Руси 9
1.1. Возникновение письменности и развитие грамотности Древней
Руси 9
1.2. Содержание школьного курса истории по теме «Развитие
письменности и уровень грамотности населения Древней Руси» 19
Глава 2. Внеурочная воспитательная работа по истории с учащимися 6¬
10 классов 27
2.1. Формы и методы воспитательной работы во внеурочной
деятельности по истории 27
2.2. Разработка внеклассного мероприятия по теме «Развитие письменности и уровень грамотности населения Древней Руси» для 6-10-х
классов 37
Заключение 41
Список использованных источников и литературы 43
Приложение


Актуальность исследования. Изучение возникновения и развития письменности и грамотности населения Древней Руси в школе особенно актуально в наше время. Это связано с тем, что общество стало проявлять большой интерес к национальной истории. Необходимость в новых исследованиях по данной теме диктуется также развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний, возросшим общественным интересом к событиям прошлого.
Сегодня остро стоит вопрос о повышении качества школьного исторического образования, развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего (полного) образования, формирование единого культурно- исторического пространства Российской Федерации .
В школьной программе истории создания письменности и грамотности Древней Руси уделено лишь один час. Все это побуждает нас внимательнее рассматривать истоки Древнерусского государства.
Письменность была известна на Руси до принятия христианства. Все дошедшие до нас свидетельства говорят о применении либо кириллического, либо - глаголического алфавита, созданного Кириллом и Мефодием. Но использовалась письменность исключительно в деловых целях (договоры, грамоты, завещания), а возможно и в личной переписке. Как много открылось бы нам, если бы уже в то время оказались записанными памятники фольклора. Но этого не произошло: записывать тексты, известные каждому и неоднократно звучавшие в быту, на дорогом пергаменте казалось совершенно неуместным. Характерно, что памятники фольклора не записывались позднее, когда пергамент сменила более дешевая бумага. По существу, за единичными исключениями, записи фольклора начинаются лишь в XVII веке.
Целью осуществления внеурочной деятельности по истории является углубление знаний, полученных школьниками на уроках; организация процесса познания в интересной и увлекательной форме в условиях свободы в выборе содержания внеклассной работы.
Исходя из всего выше сказанного, и выбрана тема выпускной квалификационной работы «Использование материалов темы «Развитие письменности и уровень грамотности населения Древней Руси» в процессе внеурочной воспитательной работы по истории со школьниками».
Обзор литературы и источников. Проводя анализ историографии по данной проблеме можно выделить два основных типа источников: древнерусская и современная.
Древнерусские источники представляет собой художественную литературу: «Поучение» Владимира Мономаха , «Воинские повести Древней Руси» , а «Жития святых» Святителя Дмитрия Ростовского , «Слово о Законе и Благодати» Илариона Митрополита , «Повесть временных лет» Нестора представлены в кратком обзоре в школьных учебниках истории . Эти произведения написаны в период развития письменности Древней Руси, но сохранились до наших дней и представлены современными издательствами для общего доступа.
Современные источники представляют собой обзор древнерусской литературы и памятников письменности. Значимым для настоящего исследования является произведение Гумилева Л.Н. «Древняя Русь и великая степь» , в котором автор освещает вопрос о влиянии иных народов на становление культурного компонента славян.
В книге Любимовой Л.А. «Искусство Древней Руси» дается широкая картина возникновения и развития древнерусского искусства в его сегодняшнем понимании, рассказывает о величайших достижениях русской художественной культуры, запечатленных в произведениях, которые по достоинству вошли в бессмертный фонд мирового искусства.
В книгу Алпатов М.В. «Немеркнущее наследие» вошли выдержки из трудов и статьи выдающегося советского искусствоведа М.В. Алпатова о великих творениях живописи, скульптуры, зодчества и их создателях, вписавших бессмертные страницы в летопись мировой художественной культуры. Здесь представлены материалы по русскому искусству, причем предпочтение отдано произведениям, с которыми школьники знакомятся на уроках и факультативных занятиях.
Терещенко А.В. в своем произведении «История культуры русского народа» в деталях рассказывает о народной культуре славянских жителей в условиях новой религии. Затронуты и темы распространения письменности и грамотности среди населения.
Также исследованию помогли тексты хрестоматии «Древнерусская литература», составителем которой является Творогов О.В. В пособии представлены памятники древнерусской литературы Х1—ХУЛ вв. Тексты ХХ—XVI вв. даны в переводах, выполненных известными, авторитетными исследователями (Д. Лихачевым, О. Твороговым и др.).
Теоретико-методологическую основу выпускной квалификационной работы составили учебники истории. Большая часть учебного материала взята из учебников под авторством Данилова А.А., Косулиной Л.Г. и С.В. Перевезенцева, Т.В. Перевезенцевой, так как они являются одними из самых современных издательств и включают весь необходимый образовательный материал по теме «Развитие письменности и уровень грамотности населения Древней Руси» .
Также в исследовании была задействована учебная литература по Отечественной истории, она представлена в виде задачника по истории России Горяйнова В.С. Задачник предназначен для использования в учебном процессе в школе. Особый интерес для данного исследования представляет раздел «Культура Древней Руси». Все задания снабжены ответами и комментариями .
Задействованы в исследовании и методические разработки и программы по истории России с древнейших времен. Так, например, Короткова М.В. в «Методике обучения истории в схемах, таблицах, описаниях» предлагает комплексную структуру построения учебного занятия по истории. Данный материал необходим для разработки внеурочного мероприятия по теме «Развитие письменности и уровень грамотности населения Древней Руси»
Еще один вид литературы теоретического характера,
использованный в работе является «Словарь исторических терминов и понятий», который содержит статьи по всей терминологии истории РФ. Для исследования большое значение имели понятия, связанные с культурными ценностями Древней Руси.
В справочнике школьника «История России IX - XIX века» Данилова А.А. комплексно представлены хронологические и биографические материалы по тысячелетней истории России, а также справочные данные по истории культуры и религии русского народа .
Для более широкого и детального представления о славянской культуре Древней Руси были изучены народный и земледельческий календари, которые включают в себя сведения о праздниках, традициях, обычаях, жизни святых, а также пословицы, поговорки и т.д.
Цель исследования - разработка методики проведения внеурочного мероприятия по истории с использованием материалов темы «Развитие письменности и уровень грамотности населения Древней Руси».
Объект исследования - процесс изучения школьниками среднего звена темы «Развитие письменности и уровень грамотности населения Древней Руси».
Предмет исследования - внеурочная деятельность учащихся по закреплению и применению полученных на уроках истории знаний по теме «Развитие письменности и уровень грамотности населения Древней Руси».
Задачи:
1. Проанализировать учебные материалы по вопросу возникновения и развития письменности и грамотности населения Древней Руси.
2. Охарактеризовать содержание школьного курса истории по исследуемой теме на основе учебных материалов.
3. Показать существующие формы и методы внеурочной деятельности для школьников средней школы.
4. Разработать внеклассное мероприятие, посвященное истории зарождения письменности и грамотности на Руси.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в разработке и составлении методики изучения на внеурочных занятиях истории Древней Руси по тематике возникновения и развития письменности и грамотности населения того периода. В данной работе использованы научные знания по исследуемой теме в рамках проведения воспитательной работы со школьниками, разработано внеклассное мероприятие для учащихся среднего звена школы по теме «Развитие письменности и уровень грамотности населения Древней Руси».
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования материалов данной работы в практике образовательных учреждений на классных часах и иных видах внеурочной деятельности, а также для продолжения изучения и дальнейшего усовершенствования предложенной методической разработки.
Методами исследования послужили теоретический анализ и обобщение научно-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует заявленной цели и поставленным задачам. Исследование состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Первая глава «Теоретические аспекты исследования учебной литературы по истории Древней Руси» рассматриваются вопросы исторического характера и содержание курса по теме в школьных учебниках. Вторая глава «Внеурочная воспитательная работа по истории с учащимися 6¬9 классов» посвящена изучению форм и методов работы с детьми среднего звена школы во внеурочное время, а также разработке внеурочного мероприятия по истории на тему «Развитие письменности и уровень грамотности населения Древней Руси».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Тема настоящей выпускной квалификационной работы «Использование материалов темы «Развитие письменности и уровень грамотности населения Древней Руси» в процессе внеурочной воспитательной работы по истории со школьниками».
В ходе проведенного исследования был решен ряд последовательных задач. Автором была изучена и проанализирована научная и учебная литература по теме исследования. В результате выяснилось, что существует много разных точек зрения по вопросу зарождения грамотности и возникновения первых источников письменности в период Древней Руси. На сегодняшний день принято считать первыми авторами создания славянской письменности братьев-монахов Кирилла и Мефодия. Однако, есть мнения, что первоначальной письменностью могла быть как глаголица, так и еще более редко встречающиеся письмена-символы по типу рунов.
Становление письменности и грамотности древнерусского государства исследователи связывают с принятием князем Владимиром христианства в 988 году, так называемое Крещение Руси. Обучение грамоте стало важным в связи с необходимостью изучения книг Священного Писания. С тех пор стали организовываться школы, чаще всего они появлялись на базе монастырей, где наиболее способных детей обучали грамоте монахи.
При исследовании содержания курса истории по данной теме были проанализированы два современных учебника для 6-х классов. В итоге было обнаружено, что оба эти учебника содержат необходимый теоретический материал, который изложен доступным языком и подкреплен иллюстрациями согласно текстовому содержанию и вопросами в конце параграфа. На изучение темы «Развитие письменности и уровень грамотности населения Древней Руси» отводится один учебный час.
Расширение знаний и повторение изученного в 6-м классе материала происходит в выпускных классах при подготовке учащихся к экзаменам ОГЭ и ЕГЭ. В 7-х, 8-х, 9-х классах данная тема может быть конкретизирована и детально изучена на элективных занятиях по истории.
Во второй главе автором настоящей работы был изучен вопрос о внеурочной воспитательной работе по истории с учащимися среднего звена. Для этого были рассмотрены известные методике обучения формы и методы воспитательной работы со школьниками во внеурочной деятельности. На основе этого теоретического материала был разработан сценарий внеурочного мероприятия по теме «Развитие письменности и уровень грамотности населения Древней Руси», который возможно провести для детей любой возрастной группы среднего звена школы (среди 6-10-х классов).
Для разработки внеклассного мероприятия была задействована учебная литература, в частности учебники истории для 6-х классов, а также ресурсы интернета. В качестве подготовительной работы выбраны отдельные ученики, которым предстоит быть задействованными в творческой деятельности в ходе мероприятия.
Данное мероприятие нацелено на решение нескольких задач образовательного характера: предполагается познакомить школьников с историей создания славянской азбуки и историей русского алфавита; обозначить значимость деятельности Кирилла и Мефодия. Воспитательная же задача состоит в развитии у учеников интереса к родной истории и языку; а также формирование чувства гражданственности и патриотизма.
Таким образом, поставленная во введении цель оказалась достигнутой.



1.1 Владимир Мономах. Поучение Владимира Мономаха. - М.: Олма Медиа Групп.2014. - 304 с.
1.2 Воинские повести Древней Руси. - Л.: Лениздат, 2002. - 390 с.
1.3 Древнерусская литература. Хрестоматия. Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / Сост. О.В. Творогов. - М.: Просвещение, 2001. - 520 с.
1.4 Жития святых Святителя Дмитрия Ростовского // Святитель Дмитрий,
митрополит Ростовский. - М.: Издание Введенской Оптиной
Пустыни, 2010. - 830 с.
1.5 Иларион Митрополит. Слово о Законе и Благодати. - М.: Институт русской цивилизации. 2005. - 20 с.
1.6 Красноречие Древней Руси. - М.: Советская Россия, 2004. - 325 с.
1.7 Нестор Летописец. Повесть временных лет. - Спб.: Наука. 1996. - 122 с.
1.8 Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях)
России» От 13.03.1995 г. № 32-ФЗ. Электронный ресурс. URL:
http://teachpro.ru (дата обращения: 10.04.2016).
1.9 Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования. М., 2010. Электронный ресурс. URL:
http://www.twirpx.com (дата обращения: 30.04.2016).
II. Литература
2.2 Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. - М.:
Просвещение, 2012. - 312 с.
2.3 Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2000. - 356 с.
2.4 Белов А.А. Когда звонят колокола. - М.: Советская Россия, 2000. - 410 с.
2.5 Бородина Т.Г. Внеурочная работа по истории как одно из средств пробуждения патриотических чувств у учащихся. - Ульяновск, 2006. - 120 с.
2.6 Вишневская В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси»: Пособие по реализации государственной программы «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы - М.: АРКТИ, 2004. - 112 с.
2.7 Всеобщая история искусств. Академия художеств СССР. Институт
теории и истории изобразительных искусств. - Т.2, кн. 1. - М.:
Искусство, 2005. - 326 с.
2.8 Горяйнов В.С. Задачник по истории России. - М., 2003. - 385 с.
2.9 Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь. - М.: АСТ, 2008. - 370 с.
2.10 Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века. - 5-е изд., испр. и доп. - М., 2015. - 288с.
2.11 Данилов А.А. Справочник школьника «История России IX - XIX века». - М.: Дрофа, 2002. - 512 с.
2.12 Дмитриева Р.П., Белоброва О.А. Петр и Феврония Муромские в литературе и искусстве Древней Руси. - Л., 2000. - 319 с.
2.13 Дорожкина Н.И. Элективные курсы по истории. 8-11 классы. - М.: Вако, 2010. - 70 с.
2.14 История России с древнейших времён до начала XVI века / Под ред. С.В. Перевезенцева, Т.В. Перевезенцевой. - 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2012. - 272 с.
2.15 История России с древнейших времён до конца XVI века / Сост. Е.В. Пчёлов. - М.: Русское слово, 2010. - 645 с.
2.16 Короткова М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. - М.: Владос, 2001. - 270 с.
2.17 Круглый год. Народный календарь / Сост. М.Ф. Андреева. - СПб.: Агропромиздат. ТОО «Динамит», 2000. - 560с.
2.18 Круглый год. Земледельческий календарь / Сост. А.Ф.
Некрылова. - М.: Правда, 2000. - 354 с.
2.19 Любимов Л.А. Искусство Древней Руси. - М.: Просвещение,
2005. - 388 с.
2.20 Ляшенко Л.М. История России 19 века. Дидактические
материалы. - М.: Дрофа, 2000. - 410 с.
2.21 Словарь исторических терминов и понятий. - СПб.: Лита, 2008. - 728 с.
2.22 Творогов О.В. Литература Древней Руси. - М.: Просвещение, 2001. - 424 с.
2.23 Терещенко А.В. История культуры русского народа. - М.: Эксмо, 2007. - 510 с.
III. Интернет-ресурсы
3.1. Информационные технологии на уроках истории. Электронный ресурс. URL: http://festival.1september.ru (дата обращения: 16.03.2016).
3.2. Использование информационных технологий на уроках истории. Электронный ресурс. URL: http://scheglenko.school04.smoladmin.ru (дата обращения: 16.03.2016).
3.3. Методы и формы внеурочной работы по истории. Электронный ресурс. URL: http://nsportal.ru (дата обращения: 20.03.2016).
3.4. О методах внеурочной работы по истории. Электронный ресурс. URL: http://gigabaza.ru (дата обращения: 20.03.2016).
3.5. Роль классного часа в воспитательной работе с учащимися. Электронный ресурс. URL: http://ped-kopilka.ru (дата обращения: 20.03.2016).
3.6. Урок по истории "Культура Древней Руси X -XIII века" 10 класс.
Электронный ресурс. URL: http://doc4web.ru (дата обращения:
10.04.2016).
3.7. Подготовка к ЕГЭ по истории. Электронный ресурс. URL: http://ege- study.ru (дата обращения: 10.04.2016).
3.8. Первая письменность (пиктография, идеография, фонография).
Электронный ресурс. URL: http://otherreferats.allbest.ru (дата
обращения: 10.04.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ