ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРЕДПРОЕКТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
1.1. Историческая справка. История развития автомобилей для людей с ограниченными возможностями
1.2 Сбор и анализ аналогов
1.3 Сравнительный анализ прототипов
ГЛАВА II. ПРОЕКТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1. Концептуальное решение проекта
2.2. Техническое обоснование проекта
2.3. Экологическая безопасность и охрана труда
2.4 Экономическое обоснование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
Ограниченные возможности - состояние человека, при котором имеются препятствия в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями. Количество инвалидов в большинстве стран мира увеличивается, что связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, возникновением военных конфликтов, ухудшением экологической обстановки, авариями и катастрофами. В России по разным статистическим подсчетам имеется 7-8 млн. инвалидов, хотя, по мнению ряда специалистов, эти цифры занижены. Только в Москве ежегодно впервые признаются инвалидами более 120 тысяч человек, из них 50% - люди трудоспособного возраста. Число инвалидов в Москве по международной методике подсчета - около 900 тысяч человек. Всеобщая декларация прав человека гарантирует лицам с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями, а их в мире 450 миллионов, право на полное и равное участие во всех сферах жизни общества. Инвалиды, имеющие тяжелые двигательные нарушения, чаще высказывают, как одно из главных желание иметь возможность равноправного участия в жизни общества. Это свидетельствует о том, что у них существует нереализованная потребность в социальной интеграции, и они в наибольшей степени ощущают ее.
Поэтому организационные меры по социальной адаптации инвалидов и изменению стереотипов мышления общества являются приоритетными на данный момент. И чтобы преодолеть эти проблемы надо в первую очередь решить беспрепятственного передвижения их не только в квартирах и городе, но и за пределами города, например, беспрепятственного передвижения по городу или выезд на дачу, рыбалку и т.д. Но это невозможно себе представить, без помощи окружающих людей. Только с помощью близких человек с ограниченными возможностями сможет пересесть с кресла в машину. До сих пор даже самые новые модели не могут
обеспечить полную независимость в передвижении людей с отклонениями. Если же взять за основу наши автомобили, они совершено не подходят для людей с ограниченными возможностями, они не предназначены для человека, который не способен осуществлять движения нижними конечностями, неудобен в использовании, если даже поставить ручное управление педалями, нуждается в помощи родных при посадке в автомобиль, по техническим характеристикам недостаточно подходящий. Внешний вид не презентабельный, присутствуют выступающие элементы, они не безопасны, для данного типа людей. Проблема в том, что нет такого типа специальных автомобилей, которые бы обеспечивали дополнительную жизнедеятельность человеку с ограниченными возможностями.
Актуальность темы заключается в том, что прямых аналогов подобного автомобиля нет, а альтернативы и прототипы представляют собой лишь отдельные части, отличительной чертой которых является автоматическая передняя дверь для выезда инвалида прямо к входу магазина, дома, института и т.д. Необходима разработка, обеспечивающая большую функциональность и эргономичность, а также обладающего высокими эстетическими качествами автомобиля для людей с ограниченными возможностями.
Цели: необходимо будет создать специальный автомобиль, который будет сочетать в себе легкость, комфортность, форму, выбор типа открывание двери, заезд в автомобиль с инвалидной коляской, пристегивание коляски в нутрии машины, для безопасности. Также специальный автомобиль должен иметь красивую и актуальную форму.
Для нормального изучения всей проблематики создания данного автомобиля связанного с повышенной сложностью создания удобства и дизайна нужно будет изучить ряд обязательных задач.
Задачи:
• Создать графические эскизы; получить навыки эскизирования
в области проектирования и промышленного дизайна;
• Исследовать историю развития инвалидных колясок и автомобилей, аналогичные проекты;
• Спроектировать форму экстерьера средства транспорта, учитывая такие важные параметры как эргономические особенности;
• Обосновать проект с точки зрения эргономики, выполнить основные ортогональные изображения, выполнить расчеты размеров проектируемого объекта дизайна;
• Выполнить проектную графику и макет в масштабе.
Таким образом, можно определить цель курсового проекта: разработать дизайн - проект многофункционального инвалидного автомобиля наиболее приспособленного к современным темпам и условиям жизнедеятельности.
Для нормального изучения всей проблематики создание специального автомобиля связанного с повышенной сложностью создания удобного и технологически простого изделия нужно будет изучить ряд обязательных задач. Такие как способы производства, особенности изготовления и материалы, используемые при создании автомобилей для людей с ограниченными возможностями, а также перспективные материалы. Необходимо будет изучить аналоги автомобилей подобного типа, их историю и ознакомиться с заводами - изготовителями. А так же изучить, пожалуй, один из острых и важных вопросов - эргономические особенности. В проектируемом спец. автомобиле должно будет тщательно продуманный въезд для коляски, и автоматическое поднимание двери. Хотя, стоит отметить то, что прогресс не стоит на месте и современные модели уже многое «умеют».
Объект исследования: процесс разработки специального автомобиля для людей с ограниченными возможностями.
Предмет исследования: специальный автомобиль.
Для выполнения дипломного проекта применялись следующие методы исследования: проблемный анализ, сбора данных, аналитический метод, сравнительный анализ, проектный метод, моделирования объёмно-пространственной структуры, компьютерного моделирования программах Corel Draw, 3D max, Adobe Photoshop.
Теоретической базы исследования является труды первого направления, посвященные изучению особенностей людей с ограниченными возможностями: Дубровский В., Дубровская А., Сабурова Ю., Федутинов Ю., Шкляев Н., Сергеева И., Демина Э., Индолев Л., Кавокин С. Второго направления посвященного разработке инженерного и дизайн направления автомобилей для людей с ограниченными возможностями: Иванов А. , Васильев Н., Петленко А., Холмянский И. Третьего направление теоретических источников посвящено исследованию аналогичных проектов: Васильев Н., Иванов А. Четвертое направление - эргономическим качествам автомобиля для людей с ограниченными возможностями: Рунге В., Манусевич Ю., Джумалиев А., Дмитриев С.
Практической базой исследования является работа на предприятии ОАО «Ford Sollers» , где изучался механизм создания в условиях промышленного производства автомобилей.
Во ведение выявлена проблематика и актуальность исследования поставлены цели и задачи на проектирование.
В первой главе изучена история развития разработки автомобиля для людей с ограниченными возможностями, собраны и проанализированы аналогичные проекты, выявлены их тенденции проектирования, достоинства и недостатки. Сделаны выводы о проделанной работе.
Во второй главе представлена концепция данного проекта, ее техническое обоснование с включением с эргономической программы проектирования, конструктивных и технических характеристик специального автомобиля, расчеты размеров и материалов. Выполнено экологическое и экономическое обоснование проекта.
В заключении представлены выводы проектного исследования.
Список литературы состоит из 40 источников.
Проект представлен в виде проектной графике, размещенной на баннере размером 4000х1500 мм, и в макете на носителе 800х800 мм в масштабе 1:5.
Работа апробирована на конференции в виде публикации в 7-ой межвузовской конференции « Проектирование и исследования в сфере дизайн-образования», проходившие в Камском институте искусства и дизайна 22-го апреля 2015 года. Итоговая конференция состоится 8 апреля 2016-го года, в которой будет представлен итоговый проект.
Ограниченность возможностей - представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении людей с ограниченными возможностями. Конечно, масштаб инвалидности зависит от множества факторов, как-то: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах, и пр. В России все из перечисленных факторов имеют ярко выраженную негативную направленность, которая предопределяет значительное распространение инвалидности в обществе. В настоящее время численность людей с ограниченными возможностями приближается к 10 млн. чел. (около 7% населения) и продолжает расти. При таких масштабах и процессах игнорировать проблему инвалидности российское государство позволить себе не может.
В процессе изучения аналогов по данной теме был рассмотрен ряд материалов, связанный с реализацией. Синтез трех объектов изучения создает новый образ будущего проекта не имеющий прямых аналогов в мире. Определив предназначение и функциональность проекта мы перешли к объекту дизайна. Анализ формы показал, что самым оптимальным решением будет создание специально автомобиля простой формы с практичным цветовым решением. Такая форма позволит быстро реализовать себя, так как выглядит подобно существующим в мире аналогам и не отпугнет потребителя. В проекте представлены эргономическое, конструктивно-технологическое, экологическое, экономическое обоснования, на основании которых выстраивался внешний вид и функционал. В дальнейшем появились эскизные зарисовки и цвета, чертежи и эргономические схемы, раскрывающие проект со всех сторон. Все графические работы были собраны и скомпонованы в единый планшет размером 4000x1500 мм.
Поставленные задачи перед дипломным проектированием с легкостью воплотились в итоговой работе, в автомобиле для людей с ограниченными возможностями, определенного типа. Этот проект реализовывает в себе несколько идей.
В своем дипломном проекте я попыталась решить очень острую на данный момент задачу - передвижение людей с ограниченными возможностями, утративших возможность передвигаться самостоятельно, т.е. обеспечить социальную реабилитацию человека. Позволив им активно включиться в жизнь общества. Ведь структура производства и быта, культуры и досуга, социальных услуг остаётся неприспособленной к нуждам больных людей. А ведь взаимоотношение людей с ограниченными возможностями и здоровых - мощнейший фактор адаптационного процесса. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, человек с ограниченными возможностями нередко даже имея все потенциальные возможности активно участвовать в жизни общества, не могут их реализовать потому, что остальные сограждане не хотят общаться с ними, предприниматели опасаются принимать на работу таких людей зачастую просто в силу устоявшихся негативных стереотипов. Для решения этих задач спроектирован электромобиль способный, преодолевать препятствия, как в городской среде, так и небольших расстояниях на трассах. С помощью автоматического открывания двери и выдвижного пандуса, с пульта, колясочник беспрепятственно окажется в автомобиле, и доехав до места прибытия выехав к входу нужного места. Для людей с ограниченными возможностями нижних конечностей был использован выдвигающийся руль, без всяких педалей. Для безопасности и экономии места было принято решение заменить двигатель на аккумулятор. Работающего аккумулятора, хватает на 8-9 часов езды без остановок. За основу концептуального внешнего вида автомобиля я взяла современный действующий аналог Электрокара Модель: «Kenguru EV».
Автомобиль получился пластичным, практически отсутствуют углы. Выполнен в единой стилистике, нет композиционно «выпадающих» элементов. Электромобиль представляется, как некое реабилитационное оборудование для помощи в повседневной жизни людей с ограниченными способностями. Он с легкостью сможет перемещаться по переулкам городской среды, парковаться напротив торговых центров.
Автомобиль для людей с ограниченными возможностями представлен как дизайн-проект, решающий социальную проблему, так как позволяет человеку с нарушением функций нижних конечностей быть полноценными членами общества. Разработано средство передвижения, которое имеет обтекаемые формы, современные технические характеристики, функциональность, позволяющую колясочнику въезжать в автомобиль без всяких препятствий. Преимуществом служит форма объекта, которая предполагает ряд комфортных функций. Вся конструкция предполагает использование легких, сверхпрочных материалов, которые выдерживают и высокие и низкие температуры.
Полученный в результате проектирования конечный объект имеет огромные шансы на реализацию и по техническим возможностям, по оборудованию и материалам. Начинать производить можно в ближайшее время, что позволит обеспечить потребности людей с ограниченными возможностями. По статистике с каждым годом людей с ограниченными возможностями группы нижних конечностей становится больше. В большинстве от получения травм, ДТП и разного рода, чрезвычайных происшествии страдает именно пояс нижних конечностей, в связи с чем актуальность реализации данного проекта не исчезнет, а только будет расти.
1. Дубровский В. Физическая реабилитация инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья. - М.: Бином, 2010. - 448 с.
2. Сабурова Ю. Индивидуальная программа реабилитации инвалидов: проблемное нововведение / Ю.А. Сабурова // Социальное и пенсионное право. - 2010. - № 1. - С. 25.
3. Обеспечение возможности передвижения инвалидов и престарелых в больших городах.- М.: МГЦНТИ, 1989.- вып. 26 (Проблемы больших городов).
4. Сергеева И. Удобная квартира для инвалида, передвигающегося на коляске. Демина Э., М., 2003.
5. Индолев Л. Николаевич Жить в коляске Москва, "Сопричастность": 2001. - С.442
6. Кавокин С. Глобальный кризис и положение инвалидов в современной России / С.Н. Кавокин // Уровень жизни населения регионов России. - 2009. - № 7. - С. 12-13.
7. Иванов А. Анализ инновационных процессов в системе реабилитации инвалидов и модель ее дальнейшего развития / А.В. Иванов // Социальное обслуживание. - 2011. - № 8. - С. 9-19.
8. Васильев Н. Инвалидные коляски и пути их совершенствования Санкт- Петербург, 2002. - С.18-23.
9. Петленко А. Инвалидная коляска с раздельным электроприводом колес и комбинированной энергоустановкой: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.техн.наук: 05.09.03. -М., 1997. - С .22.
10. Холмянский А. «Дизайн». «Просвещение»1985, с 89-100.
11. Джамалиев А. Дмитриев С. Проектирование и исследование технических систем: Межвузовский сборник, ИНЭКА, 2007. №11
12. Рунге В., Манусевич Ю.«Эргономика в дизайне среды» 2005, С. 65-78.
13. Автомобиль - Kenguru EV. [Электронный ресурс]- Режим доступа -
URLhttp: //bibi. uz/tag/Kenguru%20EV(дата обращения 10.11.15.)
14. Автомобиль - Equal. [Электронный ресурс]- Режим доступа -URL http://simtmed.ru/files/kreslo-elektro.pdf(дата обращения 19.11.15.)
15. Автомобиль - SuperFour. [Электронный ресурс]- Режим доступа -URL
http://naked-science.ru/article/concept/equal-mini-avtomobil-dlya-inva (дата
обращения 10.11.15.)
16. Коляска-Whill. [Электронный ресурс]- Режим доступа -URL http://gizmod.ru/2011/12/14/segway-dlya-invalidov/(дата обращения 19.11.15.)
17. Автомобиль - Numero Uno. [Электронный ресурс]- Режим доступа - URLhttps://www.behance.net/gallery/17563819/Ferrari-Numero-Uno-part-1(дата обращения 19.11.15.)
18. Лечение инвалидов. [Электронный ресурс]- Режим доступа -URL
http: //paralife.narod.ru/1 video/functional gymnastics. й!ш(дата обращения
10.12.15. )
19. Гост. [Электронный ресурс]- Режим доступа -URL
http://vsegost.com/Catalog/67/670.shtm(дата обращения 19.12.15.)
20. Гост инвалидов. [Электронный ресурс]- Режим доступа -URL http://vsegost.com/Catalog/91/9150.shtml(дата обращения 19.12.15.)
21. Габариты кресло коляски. [Электронный ресурс]- Режим доступа - URLhttp://www.invaprom.ru/normativ.php?id=8(дата обращения 25.12.15.)
22. Пиктограммы на панель приборов. [Электронный ресурс]- Режим доступа -URLhttps://www.drive2.ru/l/288230376152431595/(дата обращения
15.11.15. )
23. Пандус для инвалидов. [Электронный ресурс]- Режим доступа -URL http://aupam.narod.ru/pages/biblioteka/dostupnaya sreda glazami invalida/page04.htm(дата обращения 15.11.15.)
24. Каталоги материалов. [Электронный ресурс]- Режим доступа -URL http://www.duorest-shop.ru/catalogue/(дата обращения 19.11.15.)
25. Углепластик. [Электронный ресурс]- Режим доступа -URL http://autorelease.ru/articles/109-automobile/840-ugleplastik-v-avtomobilestroenii-plyusy-i-minusy.html(дата обращения 19.11.15.)
26. Углепластик. [Электронный ресурс]- Режим доступа -URL http://www.avtovzglyad.ru/article/2014/10/16/614948-pochemu-karbon-ne-ispolzuetsya-v-massovom-avtoprome.html(дата обращения 19.11.15.)
27. Материалы для обивки. [Электронный ресурс]- Режим доступа -URL http: //365cars .ru/reytingi/material-dlj a-obshivki-salona. html(дата обращения 20.01.2016).
28. Холлофайбер. [Электронный ресурс]- Режим доступа -URL
http://izvolokna.ru/materialy/netkannye/xollofajber-chto-eto.html (дата
обращения 20.1 2.15.)
29. Обивка салона. [Электронный ресурс]- Режим доступа -URL http://kupisalon.ru/(дата обращения 01.02.16.)
30. Экологическая безопасность и охрана труда. [Электронный ресурс]- Режим доступа -URLhttp://specialistrus.ru/uchebni-center/ohrana-truda/(дата обращения 10.01.2016).
31. Экологические проблемы. [Электронный ресурс]- Режим доступа -URL http://ecologyproblems.ru/(дата обращения 20.12.15.)
32. Рефераты на темы инвалиды. [Электронный ресурс]- Режим доступа - URLhttp://www.pandia.ru/text/78/570/75248.php(дата обращения 17.12.15.)
33. Виды инвалидных колясок. [Электронный ресурс]- Режим доступа - URLhttp://www.ortho-titan.com/(дата обращения 01.01.16.)
34. Двигатель тесла. [Электронный ресурс]- Режим доступа -URL http://tesla-avtomobil.ru/tesla-model-s/ustrojstvo-i-princip-raboty-model-s/(дата обращения 03.03.2016)
35. Аккумуляторы. [Электронный ресурс] - Режим доступа -URL: http://www.forceage.ru/pages/184/29(дата обращения 01.02.16.)
36. Медицинские центры. [Электронный ресурс]- Режим доступа -URL http: //www.armed.ru/catalog/619/2754/(дата обращения 18.01.16.)
37. Средства для передвижения. [Электронный ресурс]- Режим доступа - URLhttp://www.metodolog.ru/00874/00874.html(дата обращения 01.02.16.)
38. Электромобиль. [Электронный ресурс]- Режим доступа -URL https://ru.wikipedia.org/(дата обращения 28.01.16.)
39. Статья о инвалидках. [Электронный ресурс]- Режим доступа -URL http://sovauto.su/article/?id=07(дата обращения 01.02.16.)
40. Цены электромобилей. [Электронный ресурс] - Режим доступа -URL http://ecomotors.ru/shop/index.php?categoryID=2(дата обращения 26.01.16.)