ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРЕДПРОЕКТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
1.1. Историческая справка. История развития общественного
транспорта: автобусов и электробусов
1.2. Сбор и анализ аналогичных проектов
1.3. Сравнительный анализ аналогов
ГЛАВА II. Проектное предложение
2.1 Концепция проекта электробуса
2.2. Техническое обоснование проекта
2.3. Экологическое обоснование
2.4. Экономическое обоснование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Система городского пассажирского транспорта играет важную роль в обеспечении жизни мегаполиса, в решении широкого круга вопросов, связанных с проблемами его формирования и функционирования. Успешный рост и развитие городов невозможен без адекватного развития инфра-структуры городского пассажирского транспорта, призванной удовлетворить потребность населения в перемещениях как к месту работы и обратно, так и поездок, не связанных с профессиональной деятельностью.
В научной литературе встречается несколько определений городского пассажирского транспорта. Городской пассажирский транспорт определяют как:
- «городской вид транспорта, выполняющий регулярные перевозки пассажиров по установленным и фиксированным на длительный период времени маршрутам, известным населению» [1];
- «многофункциональную транспортную систему, которая объединяет различные виды транспорта и осуществляет движение по территории города и ближайшей пригородной зоне» [2];
- «функционирующую на территории города и в некоторых случаях за её пределами устойчивую, развивающуюся систему перевозок пассажиров в соответствии с социально-экономическими концепциями и планированием жизнеобеспечения города» [3].
Основной целью функционирования городского пассажирского транспорта являются перевозки населения с минимальными затратами времени и денежных средств на поездку, высоким комфортом и минимальной себестоимостью работы транспортных предприятий.
К основной роли городского пассажирского транспорта можно отнести возможность экономии времени, затраченного на перемещение населения между различными районами города. Использование транспорта позволяет в значительной мере увеличить радиус контактов современного жителя мегаполиса.
Однако с ростом городов и городского пассажирского транспорта происходит увеличение транспортной активности населения, что неизбежно приводит к увеличению нагрузки на систему городского пассажирского транспорта. В условиях экономической нестабильности и сокращения объемов финансирования общественный транспорт оказывается не в состоянии справиться с увеличивающимися объемами перевозки пассажи-ров и сохранением требуемого уровня качества.
Городской пассажирский транспорт имеет важное социальное значение, поскольку его функционирование призвано удовлетворять потребность населения в перемещениях в пределах города и ближайших пригородах. Выполняемые пассажирские перевозки характеризуют тот или иной вид транспорта. Это связано с тем, что пассажир, делая выбор в пользу определенного вида общественного транспорта, по-разному оценивает его достоинства и недостатки.
Развитие системы городского пассажирского транспорта во многих странах является одним из способов борьбы с заторовыми ситуациями на дорогах. В нашей стране растущие города неизбежно сталкиваются с данной проблемой, однако средства ее решения в каждом городе индивидуальны.
Одним из средств городского транспорта наряду с трамваями, троллейбусами, и поездами метрополитена является автобус. Он гораздо мобильнее вышеперечисленных средств транспорта, однако имеет существенный недостаток - загрязнение окружающей среды, какими бы не были нормы ЕВРО, двигатели внутреннего сгорания, используемые в автобусах загрязняют воздух и окружающую среду. Как показывает статистика Минпромторга РФ, по количеству выбросов отравляющих веществ в окружающую среду один пассажирский автобус приравнивается к 343 легковым автомобилям. Принимая во внимание плачевную сводку, власти стали подумывать о внедрении альтернативного вида транспорта, который позволит городу еще и существенно сэкономить на затратах.
Стало быть, необходимо разработать такое средство транспорта, которое было бы лишено недостатков автобуса, но вместе с тем сохраняло его преимущества.
Ключевым недостатком внешнего вида современных электробусов, как в прочем и автобусов и троллейбусов на сегодняшний день является то, подавляющее большинство из них мало чем отличаются друг от друга, выглядят как большие коробки формы прямоугольного параллелепипеда, раскрашенными всевозможными рекламами. Совсем не то, что нужно от нового вида транспорта.
В сложившейся ситуации при проектировании новой концепции электробуса будет актуальным применение литий-ионных батарей в купе с модульной системой сборки кузова, которая расширит возможности транс-формации и обустройства внутреннего пространства электробуса. Такими как: системы безопасности, места для инвалидов, системы оповещения, электробус должен будет обеспечить комфорт и безопасность водителю и пассажирам в любой ситуации, соответствовать нормам безопасности и экологичности.
Исходные данные: Важно, чтобы транспорт был современен для крупных городов в ближайшем будущем, удобен для пассажиров, а также был экологически безопасен и экономически выгоден как с точки зрения производства, так и с точки зрения рентабельности для муниципалитета, отсюда и выявляется проблематичность. Есть потребность в современном экологически чистом виде транспорте, однако оставался привычным для пассажиров, соответствовал стилю современного города.
Актуальность: разрабатываемый объект промышленного дизайна, электробус т.е. средство общественного транспорта , будет востребовано как для передвижения по городским маршрутам, так и по междугородним. Планируется спроектировать транспорт, предназначенный специально для этих целей, который так же будет предполагать, решение проблем удобства и функции.
Цели: разработать концептуальный дизайн - проект электробуса. Дизайн экстерьера оригинальной, целостной, современной формы - соответствующей функции средства транспорта, с новым существенным с улучшением и повышением коммерческой эффективности.
Для нормального изучения всей проблематики создания электробуса связанного с повышенной сложностью создания современного вида, удобства и дизайна нужно будет изучить ряд обязательных задач.
Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
• Учитывая актуальность, разработать оригинальную концепцию транспортного средства.
• Опираясь на исторический материал изучить эволюцию создания автобуса и соответственно на его примере электробуса экологическом топливе или электричестве.
• Собрать и проанализировать аналоги и прототипы и рассмотреть их в контексте стран, в которых они проектировались.
• На основе эргономических, конструктивных особенностей технически обосновать проект.
• Опираясь на расчеты и исследования, экономически и экологически обосновать проект.
• Выполнить проектную графику и демонстрационный макет, наглядно представляющий электробус.
• Скомпоновать на планшете спроектированное транспортное средство для итоговой презентации.
Применено комплексное изучение материала, соответствие требованиям современного дизайна. Приоритетность проекта для инвестора оценивается в зависимости от предлагаемых в проекте решений по изменению экологической ситуации, масштаба, а так же объектов, подвергающихся воздействию в результате загазованности.
Предмет исследования: электробус
Объект исследования: процесс разработки автотранспортного средства предназначенного для использования на маршрутах города и междугородних рейсах. Методы исследования: аналитический, проектный, метод объемно-пространственного моделирования.
Содержание расчетно-пояснительной записки (перечень): эргономическая схема и чертеж в трех проекциях. Предпроектное исследование содержит историю развития общественного транспорта, а именно автобусов и электробусов. Сбор и анализ аналогов представляет собой их анализ с точки зрения композиции, цветового решения, формообразования, эргономических качеств, функциональности. Сравнительные анализ аналогичных проектов позволяет выявить доминантные тенденции в данной области проектирования. Проектное предложение представляет собой концепцию проекта, выраженную в создании современного электробуса. Заключение отражает выводы о проделанной работе. В приложении изложены: поисковая часть проекта, расчетно-графическая часть, этапы выполнения макета и проектная графика. Диплом представлен на баннере формата 4000х1500 мм. и макете на подмакетнике 800х800 мм. масштаба 1:15.
Для выполнения дипломной работы были применены такие методы исследования как: проблемный анализ, сравнительный, экономический, а так же анализ моделирования.
В процессе работы был изучен предшествующий проекту исторический материал про автобусы, в частности, работающие преимущественно на электричестве. После изучения материала подтвердилась информация об актуальности данной темы. Далее были рассмотрены аналоги и прототипы и сделаны сравнительные характеристики между ними, что послужило выявлению положительных и отрицательных сторон каждого проекта и последующему использованию лучших наработок в новом проекте.
Затем была проделана работа непосредственно по объекту дизайна. Была предложена концепция электробуса, опираясь на которую составлялось эргономическое, конструктивно-технологическое, экологическое, экономическое обоснования проекта, произведены расчеты проекта. Были предложены графические изображения проекта: поиск формы и цвета, эргономические схемы и чертежи; после была сделана демонстрационные эскизы, представлены цветовые решения. Так же был выполнен макет проекта в масштабе 1:15. Далее все виды, чертежи и схемы были скомпонованы на планшет 4000х1500.
Таким образом, поставленные перед дипломным проектированием задачи были выполнены, итогом работы стал проект концепта электробуса «ECOBUS».
Основной целью функционирования городского пассажирского транспорта являются перевозки населения с минимальными затратами времени и денежных средств на поездку, высоким комфортом и минимальной себестоимостью работы транспортных предприятий.
Электробус «ECOBUS» будет востребован в различных самых разных странах и крупнейших городах мира, где наполненность дорог обусловлена наличием чрезмерно большого количества личных транспортных средств. Они, засоряя и загазовывая своими выхлопами наш драгоценный воздух и экологию, становятся все менее привлекательными в качестве средства передвижения, поэтому на ключевую роль здесь выходит экологически чистый общественный транспорт, с высокими характеристиками комфорта и безопасности, с выделенной для них специальной полосой от «пробок». Создание данного электробуса будет своеобразным эволюционным шагом в развитии автомобильной промышленности, и человека в целом. Все технологии, каждая в отдельности, уже изобретены, теперь их нужно объединить в единое транспортное средство. Полученный путем долгого времени проектирования электробус имеет все шансы на успех в будущей перспективе, так как предлагает оптимальное решение существующих на данный момент проблем в области пассажирских перевозок по очень конкурентоспособной цене и при достойном соотношении цены и качества.
Словом, «ECOBUS» новый концепт-проект, возможный и нужный для воплощения из эко-идеи в продукт уже сегодня. Способный значительно облегчить транспортную проблему, и что важнее всего качественно повлиять на жизнь города и людей.
1. МальчиковаА.Г. Организация логистических потоков в системе городских пассажирских перевозок: Автореф. ... канд. экон. наук. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. 18 с.
2. ЭльдархановХ.Ю. Логистика: управление городским грузодвижением. Тамбов: Грамота, 2008. 143 с.
3. Закон г. Москвы «О городском пассажирском транспорте» // Официальный сервер Правительства Москвы. Режим доступа: www.mos.ru-свободный.
4. Кочегаров, Б.Е. Промышленный дизайн. Учебное пособие/ - Б.Е. Кочегаров. - Владивосток: ДВГТУ, 2006. - 297с.:ил.
5. Миронов, Д.Ф. Компьютерная графика в дизайне/ Д.Ф. Миронов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2008. - 560с.:ил.
6. Рунге, В.Ф. Эргономика в дизайне среды/ В.Ф. Рунге, Ю.П. Манусевич. - М.: Архитектура-С, 2005. - 328с.:ил.
7. Штрау, В.Р. Контроль загрязнения воздушного бассейна/В.Р. Штрау, С.Д. Мэйнуорринг. - М.: Стройиздат, 1989. - 144с.:ил.
8. Васин С.А., Талащюк А.Ю., Бандорин В.Г., Грабовенко Ю.А., Морозова Л.А. Проектирование и моделирование промышленных изделий: учебное пособие. - М., Машиностроение - 1, 2004.
9. Баранников М. М., Пелих А. С. Экономика машиностроения: учебное пособие. - М., Феникс, 2004.
10. Аксенов И. Я. Аксенов В. И. Транспорт и охрана окружающей среды. - М., Транспорт, 1986.
11. Хресин, А. Куда движется дизайн автомобилей/А. Хресин//Авторамблер. Московский автосалон 2010. - 10.09.2010.
12. Боголюбов, С.К. Черчение/ С.К. Боголюбов. - М.: Машиностроение, 1989. - 336с.
13. Новости КамАЗа [Электронный ресурсф/http:www.Kamaz.net
14. Брацыхин Е. А., Переработка пластических масс в изделия/ Е. Брацыхин, С. Миндлин, К. Стрельцов, М. - 1966.
15. История создания автобуса. [Электронный ресурс]- Режим доступа -URLhttp://ru.wikipedia.oigAviki/История создания автобуса(дата обращения 18.11.2015).
16. Сайт о дизайне автомобилей. [Электронный ресурс]- Режим доступа -URLhttp://www.cardesign.ru/- свободный.(дата обращения
7.12.2015) .
17. Техника безопасности на производстве [Электронный ресурс]- Режим доступа -URLhttp://trudova-ohrana.ru. - свободный.(дата обращения 8.12.2015).
18. Электронная энциклопедия [Электронный ресурс]- Режим доступа - URLhttp://www. Wikipedia.org- свободный.(дата обращения
13.12.2015) .
19. [Электронный ресурс] Режим доступа -URLhttp://www.asa.minsk.by- свободный. (дата обращения 30.11.2015).
20. База гостов. [Электронный ресурс]- Режим доступа -URLhttp: gostexpert.ru. - свободный.
21. ГОСТ 17.2.2.03-87 Охрана природы. Атмосфера, Нормы и методы измерения содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности.
22. ГОСТ 5727-88 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия.
23. ГОСТ 8769-75 Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости.
24. Технические характеристики автомобилей [Электронный ресурс]- Режим доступа -URL http://avtomarket.ru/catalog/ (дата обращения
12.12.2015) .
25. Технические характеристики автомобилей [Электронный ресурс]- Режим доступа -URL http://www.bibipedia.info/tech_harakteristiki (дата обращения 14.11.2015).
26. Учебник по устройству автомобилей [Электронный ресурс]- Режим доступа -URLhttp://1avtorul.ru/ustrojstvo-avtomobilya.html (дата обращения 4.01.2015).
Т1. Конструкция современного автомобиля [Электронный ресурс]- Режим доступа -иКЕййр://’№№№.1аЬтп1:.ги/Ьоок8/311215/(дата обращения 10.02.2015).
28. Экологическая безопасность и охрана труда [Электронный ресурс]- Режим доступа -URLhttp://specia1istrus.ru/uchebni-center/ohrana- 1гнйа/(дата обращения 13.02.2016).
29. Стеклопластик[Электронный ресурс]- Режим доступа -URL: http://www.sibenergo-torg.ru/goods/(дата обращения 01.02.2016).
30. Экологическая безопасность[Электронный ресурс]- Режим доступа - URL http://prominf.ru/about (дата обращения 15.01.2016).
31. Охрана труда, работа [Электронный ресурс]- Режим доступа - URLhttp://otherreferats.a11best.ru/1ife/00043993_0.htm1(дата обращения 11.02.2016).
32. . Эргономика [Электронный ресурс]- Режим доступа
URL:http://avtomotospec.ru/po1eznoe/bezopasnostavtomobi1yamerypred ostorozhnosti.html (дата обращения 16.02.2016).
33.Опасность веществ [Электронный ресурс]- Режим доступа -URL: http://www.drivernotes.net/(дата обращения 16.02.2016).