ПРИВАТИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Введение 3
Глава I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
КАК ОБЪЕКТА ПРИВАТИЗАЦИИ 8
§1. Понятие и виды земельных участков 8
§2. Правовой режим и оборотоспособность земельных участков 16
§3. Перевод земельных участков из одной категории в другую 24
Глава II ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИВАТИЗАЦИИ
ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ 33
§1. Понятие и общая характеристика отношений по приватизации земельных участков 33
§2. Принципы правового регулирования приватизации земельных участков по действующему законодательству 40
Глава III ПРИВАТИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ КАК ОСНОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ 49
§1.Приватизация земельных участков путем первоначального предоставления из земель, находящихся в публичной собственности 49
§2.Особенности приватизации земельных участков, путем переоформления физическими и юридическими лицами ранее возникших, производных от публичной собственности ограниченных прав 61
§3. Государственная регистрация права собственности на приватизированные земельные участки 74
Заключение 80
Список использованной литературы
Глава I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
КАК ОБЪЕКТА ПРИВАТИЗАЦИИ 8
§1. Понятие и виды земельных участков 8
§2. Правовой режим и оборотоспособность земельных участков 16
§3. Перевод земельных участков из одной категории в другую 24
Глава II ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИВАТИЗАЦИИ
ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ 33
§1. Понятие и общая характеристика отношений по приватизации земельных участков 33
§2. Принципы правового регулирования приватизации земельных участков по действующему законодательству 40
Глава III ПРИВАТИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ КАК ОСНОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ 49
§1.Приватизация земельных участков путем первоначального предоставления из земель, находящихся в публичной собственности 49
§2.Особенности приватизации земельных участков, путем переоформления физическими и юридическими лицами ранее возникших, производных от публичной собственности ограниченных прав 61
§3. Государственная регистрация права собственности на приватизированные земельные участки 74
Заключение 80
Список использованной литературы
Начиная с 90-х годов двадцатого века и по сей день в России идет непрекращающийся процесс приватизации земельных участков. Его начало связывают с принятием в 1990 году Закона «О земельной реформе» и в 1993 году Конституции РФ, в ст.9 которой установлено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности , тем самым был отменен десятилетний мораторий на продажу земельных участков. В субъектах РФ, в частности, в Республике Татарстан была продолжена линия федерального центра, нацеленная на реформирование земельных отношений, что нашло отражение в Конституции РТ 1992 года и в Земельном кодексе РТ 1998 4 года.
Содействовало дальнейшему развитию земельных отношений в направлении углубления земельной реформы и приватизации в стране принятие Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) , который 30 октября 2001 года был опубликован и приобрел юридическую силу с этого момента.
С тех пор прошло много времени и законодательство о приватизации претерпевало множество изменений. Однако, многочисленные нормативные акты так и не дали четкого нормативного закрепления данных отношений, как и не сформулировано на законодательном уровне понятие приватизации
В статье 1 федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизация определяется как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и юридических лиц. В июне 2006 года были внесены изменения в ряд законодательных актов по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества, получившего широкую известность как закон о «дачной амнистии» . Необходимость принятия данного акта была вызвана выявившимися в процессе приватизации недостатками, которые привели к тому, что граждане, получившие земельные участки на своих предприятиях и организациях для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, построившие своими руками и за счет собственных средств на них садовые и дачные домики, в виду отсутствия необходимых документов, подтверждающих их права на эти объекты недвижимого имущества, не могли использовать их в качестве залога, в том числе для целей ипотечного жилищного кредитования, продать, передать по наследству и др. Это, также, снижало доходы местного бюджета, формируемого за счет земельного налога и налога на имущество физических лиц. Было много проблем и в отношениях по приватизации земельных участков юридическими лицами. Поэтому было еще предпринято ряд попыток усовершенствовать процедуру приватизации с 2006 по 2015 г., однако так осталось масса проблем и сегодня. Это еще раз подчеркивает злободневность и актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы и её практическую значимость.
Согласно информации Министерства земельных и имущественных отношений РТ (на 1 мая 2016 года) о поступлении доходов в бюджет Республики Татарстан от реализации и использования имущества и земельных ресурсов, находящихся в собственности Республики Татарстан только за апрель 2016 года от продажи земельных участков получено 93,10 млн. рублей, тогда как в марте - 26,10 млн. рублей, а в феврале - 26 млн. рублей, что свидетельствует о росте темпов приватизации региональных земельных участков .
Та же динамика видна и в отношениях по заключению договоров купли- продажи. Согласно данным Минземимущества РТ апрель (на 1 мая 2016 года) количество договоров купли-продажи земельных участков по РТ - 4108, тогда как за март 3446, а за февраль 33 90 .
По итогам работы управления земельных и имущественных отношений исполкома муниципального образования город Набережные Челны за 2015 год за отчетный период заключено 281 договоров купли-продажи земельных участков, площадью 42,9 га, на которых расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности юридических и физических лиц, в том числе: 17 га под жилыми домами; 11 га под объектами торговли и бытового обслуживания; 9,2 га под объектами производственного назначения; 5,7 га под гаражи, сады, сооружения энергетики. За 2015 год от продажи земельных участков в бюджет города поступило 125,8 млн. рублей. Фактический рост поступлений по отношению к 2014 году составил более 40 %.
Продолжается реализация Закона Республики Татарстан о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства многодетным семьям. 4575 многодетных семей включены в список очередности, из них 2325 предоставлены земельные участки. Кроме того, ежемесячно от данной категории граждан продолжают поступать в среднем 70 обращений. Для обеспечения всех многодетных семей земельными участками необходима территория площадью не менее 170 га.
Данные цифры свидетельствуют о динамике хода приватизации в РТ и об актуальности изучения темы для нашего региона и муниципального образования.
Объектом исследования выступают общественные отношения по приватизации земельных участков по законодательству Российской Федерации.
Предметом исследования выступают нормы, гражданского, земельного и иных природоресурсных отраслей права по вопросам приватизации земельных участков в Российской Федерации, а также судебная практика, специальная литература и относящиеся к теме исследования.
Целью работы является комплексный анализ вопросов правового регулирования приватизации земельных участков.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- дать характеристику земельному участку, как объекту приватизации;
- рассмотреть правовой режим и оборотоспособность земельных участков;
- изучить проблематику перевода земельных участков из одной категории в другую;
- рассмотреть понятие и правовое регулирование отношений по приватизации земельных участков по действующему законодательству;
- раскрыть принципы правового регулирования приватизации земельных участков по действующему законодательству;
- исследовать особенности приватизации земельных участков путем первоначального предоставления из земель, находящихся в публичной собственности;
- выявить особенности приватизации земельных участков, путем переоформления физическими и юридическими лицами ранее возникших, производных от публичной собственности ограниченных прав;
- рассмотреть вопросы государственной регистрации права собственности на приватизированные земельные участки и её новые аспекты.
Структура работы соответствует цели и поставленным задачам. Она состоит из трех глав, разбитых на параграфы, введения, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава посвящена общей характеристике земельного участка, как объекта приватизации. В отдельных параграфах рассмотрены понятие и виды таких участков, их правовой режим и оборотоспособность, а также изучена проблематика перевода земельных участков из одной категории в другую
Во второй главе изложены общие положения о приватизации земельных участков, раскрыто это понятие и правовое регулирование приватизации земельных участков по действующему законодательству и в историческом аспекте, а также раскрыты принципы правового регулирования приватизации земельных участков по действующему законодательству
Третья глава данной работы посвящена отдельным видам приватизации земельных участков: путем первоначального предоставления из земель, находящихся в публичной собственности и путем переоформления физическими и юридическими лицами ранее возникших, производных от публичной собственности ограниченных прав. В отдельным параграфом исследованы вопросы государственной регистрации права собственности на приватизированные земельные участки и её новые аспекты.
В заключении сделаны выводы по всей работе.
Основу для выполнения работы составили законы и подзаконные акты Российской Федерации и Республики Татарстан.
В ходе выполнения данной работы были использованы труды таких видных цивилистов, как Г.Ф. Шершеневич, Б.В. Ерофеев, И.А. Иконицкая, С.А. Боголюбов и других известных ученых-правоведов, специальная литература, материалы, опубликованные на страницах юридических изданий и периодической печати, а также анализируются материалы практики Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации и др.
Содействовало дальнейшему развитию земельных отношений в направлении углубления земельной реформы и приватизации в стране принятие Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) , который 30 октября 2001 года был опубликован и приобрел юридическую силу с этого момента.
С тех пор прошло много времени и законодательство о приватизации претерпевало множество изменений. Однако, многочисленные нормативные акты так и не дали четкого нормативного закрепления данных отношений, как и не сформулировано на законодательном уровне понятие приватизации
В статье 1 федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизация определяется как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и юридических лиц. В июне 2006 года были внесены изменения в ряд законодательных актов по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества, получившего широкую известность как закон о «дачной амнистии» . Необходимость принятия данного акта была вызвана выявившимися в процессе приватизации недостатками, которые привели к тому, что граждане, получившие земельные участки на своих предприятиях и организациях для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, построившие своими руками и за счет собственных средств на них садовые и дачные домики, в виду отсутствия необходимых документов, подтверждающих их права на эти объекты недвижимого имущества, не могли использовать их в качестве залога, в том числе для целей ипотечного жилищного кредитования, продать, передать по наследству и др. Это, также, снижало доходы местного бюджета, формируемого за счет земельного налога и налога на имущество физических лиц. Было много проблем и в отношениях по приватизации земельных участков юридическими лицами. Поэтому было еще предпринято ряд попыток усовершенствовать процедуру приватизации с 2006 по 2015 г., однако так осталось масса проблем и сегодня. Это еще раз подчеркивает злободневность и актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы и её практическую значимость.
Согласно информации Министерства земельных и имущественных отношений РТ (на 1 мая 2016 года) о поступлении доходов в бюджет Республики Татарстан от реализации и использования имущества и земельных ресурсов, находящихся в собственности Республики Татарстан только за апрель 2016 года от продажи земельных участков получено 93,10 млн. рублей, тогда как в марте - 26,10 млн. рублей, а в феврале - 26 млн. рублей, что свидетельствует о росте темпов приватизации региональных земельных участков .
Та же динамика видна и в отношениях по заключению договоров купли- продажи. Согласно данным Минземимущества РТ апрель (на 1 мая 2016 года) количество договоров купли-продажи земельных участков по РТ - 4108, тогда как за март 3446, а за февраль 33 90 .
По итогам работы управления земельных и имущественных отношений исполкома муниципального образования город Набережные Челны за 2015 год за отчетный период заключено 281 договоров купли-продажи земельных участков, площадью 42,9 га, на которых расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности юридических и физических лиц, в том числе: 17 га под жилыми домами; 11 га под объектами торговли и бытового обслуживания; 9,2 га под объектами производственного назначения; 5,7 га под гаражи, сады, сооружения энергетики. За 2015 год от продажи земельных участков в бюджет города поступило 125,8 млн. рублей. Фактический рост поступлений по отношению к 2014 году составил более 40 %.
Продолжается реализация Закона Республики Татарстан о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства многодетным семьям. 4575 многодетных семей включены в список очередности, из них 2325 предоставлены земельные участки. Кроме того, ежемесячно от данной категории граждан продолжают поступать в среднем 70 обращений. Для обеспечения всех многодетных семей земельными участками необходима территория площадью не менее 170 га.
Данные цифры свидетельствуют о динамике хода приватизации в РТ и об актуальности изучения темы для нашего региона и муниципального образования.
Объектом исследования выступают общественные отношения по приватизации земельных участков по законодательству Российской Федерации.
Предметом исследования выступают нормы, гражданского, земельного и иных природоресурсных отраслей права по вопросам приватизации земельных участков в Российской Федерации, а также судебная практика, специальная литература и относящиеся к теме исследования.
Целью работы является комплексный анализ вопросов правового регулирования приватизации земельных участков.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- дать характеристику земельному участку, как объекту приватизации;
- рассмотреть правовой режим и оборотоспособность земельных участков;
- изучить проблематику перевода земельных участков из одной категории в другую;
- рассмотреть понятие и правовое регулирование отношений по приватизации земельных участков по действующему законодательству;
- раскрыть принципы правового регулирования приватизации земельных участков по действующему законодательству;
- исследовать особенности приватизации земельных участков путем первоначального предоставления из земель, находящихся в публичной собственности;
- выявить особенности приватизации земельных участков, путем переоформления физическими и юридическими лицами ранее возникших, производных от публичной собственности ограниченных прав;
- рассмотреть вопросы государственной регистрации права собственности на приватизированные земельные участки и её новые аспекты.
Структура работы соответствует цели и поставленным задачам. Она состоит из трех глав, разбитых на параграфы, введения, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава посвящена общей характеристике земельного участка, как объекта приватизации. В отдельных параграфах рассмотрены понятие и виды таких участков, их правовой режим и оборотоспособность, а также изучена проблематика перевода земельных участков из одной категории в другую
Во второй главе изложены общие положения о приватизации земельных участков, раскрыто это понятие и правовое регулирование приватизации земельных участков по действующему законодательству и в историческом аспекте, а также раскрыты принципы правового регулирования приватизации земельных участков по действующему законодательству
Третья глава данной работы посвящена отдельным видам приватизации земельных участков: путем первоначального предоставления из земель, находящихся в публичной собственности и путем переоформления физическими и юридическими лицами ранее возникших, производных от публичной собственности ограниченных прав. В отдельным параграфом исследованы вопросы государственной регистрации права собственности на приватизированные земельные участки и её новые аспекты.
В заключении сделаны выводы по всей работе.
Основу для выполнения работы составили законы и подзаконные акты Российской Федерации и Республики Татарстан.
В ходе выполнения данной работы были использованы труды таких видных цивилистов, как Г.Ф. Шершеневич, Б.В. Ерофеев, И.А. Иконицкая, С.А. Боголюбов и других известных ученых-правоведов, специальная литература, материалы, опубликованные на страницах юридических изданий и периодической печати, а также анализируются материалы практики Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации и др.
Подводя итог исследования, следует отметить, что земельный участок - это индивидуально-определенный объект; это неперемещаемый объект (территория), элементами которого могут являться почвенный слой, древесно-кустарниковая, лесная растительность, обособленные водные объекты, градостроительные объекты.
Статья 27 ЗК РФ, определяет, что земельный участок как самостоятельный имущественный объект может быть предметом гражданских и земельных правоотношений. Использование в п.1 ст. 27 ЗК РФ словосочетания «оборот земельных участков» свидетельствует о том, что речь идет о включении земельных участков в систему рыночных отношений, в гражданский оборот в смысле ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, т.е. земельные участки, представляют собой объекты гражданских прав.
Земельный участок является недвижимым имуществом, объектом гражданских прав, вещью в гражданско-правовом смысле (ст.128-130,133, 260 ГК РФ). Как и любая другая вещь, земельный участок, отвечающий требованиям гражданского и земельного законодательства, может предоставляться гражданам и юридическим лицам, быть предметом сделок, в результате которых возникают, переходят и прекращаются вещные и иные права на землю. В этом качестве он является объектом не только земельных (связанных с использованием и охраной земель), но и множества гражданско- правовых отношений, прежде всего имущественных (ст.2 ГК РФ).
Следует отметить, что, с точки зрения оборотоспособности, все вещи подразделяются на: свободные в обороте, ограниченные в обороте и изъятые из оборота. Под свободным оборотом вещей понимается их способность отчуждаться или переходить от одного лица к другому на основании различных гражданско-правовых сделок и иных оснований, в порядке универсального правопреемства либо иным способом. Вещи, ограниченные в обороте, это те правовой режим которых предусматривает какие-либо изъятия из общего правила о свободном обороте, но не запрещает их оборот полностью. Изъятыми из оборота считаются те вещи, которые согласно действующему законодательству не могут быть предметом гражданско- правовых сделок. Земельные участки, с точки зрения земельного законодательства могут относиться к любой из этой категории. Общие вопросы оборотоспособности земельных участков устанавливаются ст. 27 ЗК РФ.
Как было установлено, термин «приватизация» происходит от латинского «privates», что означает «частный», «негосударственный» и от латинского «private», означающий «избавление». В юридической литературе отмечается тот факт, что данный термин впервые вводится в оборот в 1969г.
Было установлено, что на сегодняшний день приватизация оценивается как сложное, многоплановое явление, что обуславливает возможность ее рассмотрения в различных аспектах: политическом, организационно - техническом, социальном, экономическом. К основным признакам приватизации, установленным ст. 217 ГК РФ следует отнести: во-первых, нахождение имущества в собственности публичных субъектов права — Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований; во-вторых, осуществление передачи имущества в собственность частных субъектов права — граждан и юридических лиц; в третьих соблюдение специально установленной федеральным законом процедуры передачи имущества; в-четвертых, приоритет специальных норм о приватизации по отношению к положениям ГК РФ. Приватизации подлежит только имущество, находящиеся в публичной собственности; приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется исключительно на возмездной основе; покупателями государственного и муниципального имущества могут быть только физические и юридические лица.
Анализ действующего законодательства позволяет выделить две формы приватизации: за плату (путем заключения договора купли-продажи) и бесплатно (на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления (перечень случаев определен ст. 39.5 ЗК РФ). Внутри этих форм, по способу перехода права публичной собственности в частную, целесообразно выделить еще по два вида приватизации: путем первоначального предоставления земельного участка из публичной собственности в частную и приватизацию путем переоформления ранее предоставленных вещных или обязательственных прав. Отказ от термина «переоформление ранее возникших прав» явился одним из спорных нововведений законодателей.
Гражданин или юридическое лицо, получившие в установленном законом порядке земельный участок в собственность, обязаны юридически документально удостоверить свою земельную собственность. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права на землю. Государство не гарантирует защиту и неприкосновенность незарегистрированных прав на земельный участок.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Относительной новеллой (с 2011 года) является то, что граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Последняя редакция Федерального закона N 137-ФЗ (редакция от 12 декабря 2011 года), вступившая в силу с 1 апреля 2012 года, изобилует коренными изменениями. Они были изучены в работе. Одно из них связано с тем, что ряд категорий юридических лиц были обязаны до 1 июля 2012 года переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести их в собственность, а религиозные организации по своему желанию переоформить на право безвозмездного срочного пользования. До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Приватизация земельных участков - процесс длительный, сопровождающийся скандалами и злоупотреблениями, что, естественно, порождает споры о возможности его оптимизации или даже отмены. Этот вопрос стал политическим, социально-экономическим. На наш взгляд, приватизация необходима, но ее должен сопровождать строгий контроль со стороны всех ветвей власти. Сам процесс приватизации должен быть регламентирован до мельчайших деталей, особенно применительно к землям сельскохозяйственного назначения.
Статья 27 ЗК РФ, определяет, что земельный участок как самостоятельный имущественный объект может быть предметом гражданских и земельных правоотношений. Использование в п.1 ст. 27 ЗК РФ словосочетания «оборот земельных участков» свидетельствует о том, что речь идет о включении земельных участков в систему рыночных отношений, в гражданский оборот в смысле ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, т.е. земельные участки, представляют собой объекты гражданских прав.
Земельный участок является недвижимым имуществом, объектом гражданских прав, вещью в гражданско-правовом смысле (ст.128-130,133, 260 ГК РФ). Как и любая другая вещь, земельный участок, отвечающий требованиям гражданского и земельного законодательства, может предоставляться гражданам и юридическим лицам, быть предметом сделок, в результате которых возникают, переходят и прекращаются вещные и иные права на землю. В этом качестве он является объектом не только земельных (связанных с использованием и охраной земель), но и множества гражданско- правовых отношений, прежде всего имущественных (ст.2 ГК РФ).
Следует отметить, что, с точки зрения оборотоспособности, все вещи подразделяются на: свободные в обороте, ограниченные в обороте и изъятые из оборота. Под свободным оборотом вещей понимается их способность отчуждаться или переходить от одного лица к другому на основании различных гражданско-правовых сделок и иных оснований, в порядке универсального правопреемства либо иным способом. Вещи, ограниченные в обороте, это те правовой режим которых предусматривает какие-либо изъятия из общего правила о свободном обороте, но не запрещает их оборот полностью. Изъятыми из оборота считаются те вещи, которые согласно действующему законодательству не могут быть предметом гражданско- правовых сделок. Земельные участки, с точки зрения земельного законодательства могут относиться к любой из этой категории. Общие вопросы оборотоспособности земельных участков устанавливаются ст. 27 ЗК РФ.
Как было установлено, термин «приватизация» происходит от латинского «privates», что означает «частный», «негосударственный» и от латинского «private», означающий «избавление». В юридической литературе отмечается тот факт, что данный термин впервые вводится в оборот в 1969г.
Было установлено, что на сегодняшний день приватизация оценивается как сложное, многоплановое явление, что обуславливает возможность ее рассмотрения в различных аспектах: политическом, организационно - техническом, социальном, экономическом. К основным признакам приватизации, установленным ст. 217 ГК РФ следует отнести: во-первых, нахождение имущества в собственности публичных субъектов права — Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований; во-вторых, осуществление передачи имущества в собственность частных субъектов права — граждан и юридических лиц; в третьих соблюдение специально установленной федеральным законом процедуры передачи имущества; в-четвертых, приоритет специальных норм о приватизации по отношению к положениям ГК РФ. Приватизации подлежит только имущество, находящиеся в публичной собственности; приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется исключительно на возмездной основе; покупателями государственного и муниципального имущества могут быть только физические и юридические лица.
Анализ действующего законодательства позволяет выделить две формы приватизации: за плату (путем заключения договора купли-продажи) и бесплатно (на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления (перечень случаев определен ст. 39.5 ЗК РФ). Внутри этих форм, по способу перехода права публичной собственности в частную, целесообразно выделить еще по два вида приватизации: путем первоначального предоставления земельного участка из публичной собственности в частную и приватизацию путем переоформления ранее предоставленных вещных или обязательственных прав. Отказ от термина «переоформление ранее возникших прав» явился одним из спорных нововведений законодателей.
Гражданин или юридическое лицо, получившие в установленном законом порядке земельный участок в собственность, обязаны юридически документально удостоверить свою земельную собственность. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права на землю. Государство не гарантирует защиту и неприкосновенность незарегистрированных прав на земельный участок.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Относительной новеллой (с 2011 года) является то, что граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Последняя редакция Федерального закона N 137-ФЗ (редакция от 12 декабря 2011 года), вступившая в силу с 1 апреля 2012 года, изобилует коренными изменениями. Они были изучены в работе. Одно из них связано с тем, что ряд категорий юридических лиц были обязаны до 1 июля 2012 года переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести их в собственность, а религиозные организации по своему желанию переоформить на право безвозмездного срочного пользования. До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Приватизация земельных участков - процесс длительный, сопровождающийся скандалами и злоупотреблениями, что, естественно, порождает споры о возможности его оптимизации или даже отмены. Этот вопрос стал политическим, социально-экономическим. На наш взгляд, приватизация необходима, но ее должен сопровождать строгий контроль со стороны всех ветвей власти. Сам процесс приватизации должен быть регламентирован до мельчайших деталей, особенно применительно к землям сельскохозяйственного назначения.
Подобные работы
- ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2024 - ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Приватизация земельных участков (Московский институт экономики, менеджмента и права (МИЭМП))
Рефераты, земельное право. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2020 - ПРИВАТИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование земельных отношений в Российской Федерации (Управление земельными ресурсами, Нижневартовский Государственный Университет)
Курсовые работы, земельное право. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПРИМЫКАЮЩИХ К ВОДНЫМ ОБЪЕКТАМ, ДЛЯ РЕЗЕРВИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ БЕРЕГОВЫХ ПОЛОС (НА ПРИМЕРЕ Р. МЕНЗЕЛЯ)
Бакалаврская работа, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - Особенности правового регулирования сделок с земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности
Магистерская диссертация, земельное право. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2019



