Введение 3
Глава I. Правовые основы организации деятельности нотариата в Российской Федерации 6
§ 1. Юридическая природа нотариата и его место в правовой системе Российской Федерации 6
§ 2. Конституционно-правовые источники нотариальной деятельности В Российской Федерации 18
§ 3. Конституционно-правовой статус нотариуса 30
Глава II. Конституционно-правовое регулирование нотариальной деятельности в Российской Федерации 38
§ 1. Система нотариата в Российской Федерации 38
§ 2. Полномочия органов местного самоуправления по совершению отдельных нотариальных действий 44
§ 3. Конституционно-правовые основы контроля в сфере нотариальной деятельности 53
Заключение 62
Список использованной литературы
Актуальность данной темы обусловленной тем, что с началом преобразований в Российской Федерации, реформирование отношений собственности,
построением гражданского общества сущность нотариата и его место в правовой системе страны коренным образом изменяются. Конституция Российской
Федерации (далее по тексту – Конституция РФ)1 и Основы законодательства
Российской Федерации о нотариате (далее по тексту – Основы нотариата)2,
принятые в 1993г., приблизили систему нотариата России к мировому стандарту либерального нотариата, существующего в форме свободной профессии; нотариусы осуществляют свою деятельность на принципах независимости и беспристрастности и несут ответственность за свою деятельность.
Хотя институт нотариата и не получил, к сожалению, должного отражения и закрепления в Конституции Российской Федерации, тем не менее, основной закон страны дал новый импульс его деятельности. Упоминание о нем в
качестве предмета совместного ведения в п. «л» статьи 72 Конституции РФ, на
наш взгляд, не является адекватным той роли и месту, которые он неуклонно
занимает в жизни и развитии российского гражданского общества. Из самой сути Конституции Российской Федерации вытекает более значительная роль нотариата в развитии конституционно-правовых и гражданских отношений, которые способствуют их стабильности и защите прав граждан и юридических лиц.
Происшедшие коренные перемены в российском обществе изменили характер и значение нотариальной деятельности. Действуя от имени Российской
Федерации и руководствуясь в своей деятельности Конституцией Российской
Федерации и федеральными законами, нотариус выступает гарантом равенства
прав гражданина и государства в сфере гражданского оборота, так как для него
не существует приоритета интересов государства и общества над интересами
1 Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ,
от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ] // Собрании законодательства Российской Федерации. – 2014. -
№ 31. – Ст. 4398.
2 Основы законодательства Российской Федерации о нотариате : утв. ВС РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1 [ред.
от 29.12.2015] // Российская газета. – 1993. – 13 марта.4
личности. Именно нотариальные органы Российской Федерации удовлетворяют
значительную часть потребностей граждан в юридическом обеспечении. При
этом Основы о нотариате, возлагают на них защиту конституционных прав и
законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательством нотариальных действий от имени Российской Федерации. То есть все основные правовые принципы статуса нотариата определены Конституцией Российской Федерации. Между тем, проблема,
касающаяся именно конституционно-правовых основ деятельности нотариата
не нашла должного отражения в научных трудах, посвященных этому публично-правовому институту. Функции и правовое положение нотариата в Российской Федерации исследовались, прежде всего, в плоскости гражданско-правовых отношений.
Цель настоящего исследования состоит в исследовании конституционно-правовых основ деятельности нотариата в Российской Федерации.
Объектом настоящего исследования стали исторически сложившееся в
России новые общественные отношения, определяющее место и роль нотариата
в системе правоохранительных органов и осуществление им защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в России.
Предмет исследования составляют нормы Конституции Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального уровня и уровня
субъектов Российской Федерации, регламентирующие организацию и деятельность нотариальных органов и составляющие в совокупности конституционноправовой институт защиты прав и свобод человека и гражданина.
В интересах достижения указанной цели настоящим исследованием поставлены следующие задачи:
изучить юридическую природу нотариата и его место в правовой системе
Российской Федерации;
1 Квитко Ф.А. Нотариат в системе гражданского общества: основная характеристика и особенности правового
положения : статья / Ф.А. Квитко // Право и жизнь. – 2012. - № 9. – С. 28.5
исследовать конституционно-правовые акты составляющие основу нотариата, обосновав при этом значение Конституции Российской Федерации как основного источника законодательства о нотариате;
рассмотреть систему нотариата в Российской Федерации;
изучить полномочия органов местного самоуправления по совершению отдельных нотариальных действий;
рассмотреть конституционно-правовые основы контроля в сфере нотариальной деятельности.
Методологическую основу данной работы составили положения общенаучного метода познания. Данное исследование базируется на общефилософском, теоретическом, эмпирическом методе (диалектика, системный метод,
анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), а также на
традиционно-правовом методе исследования (формально-логический, сравнительного правоведения)
Нотариальная тематика, бывшая в течение длительного времени, вследствие ряда причин и условий, в тени, вызывает в настоящее время заметный интерес, поскольку она связана с глубинными процессами социально-экономического преобразования российского общества, фундаментальными устоями, со все большей степенью становления рыночных отношений и частной
собственности.
В соответствии со ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о
нотариате нотариат в России призван обеспечивать в соответствии с Конституцией России, Конституциями и Уставами субъектов Федерации, а также данными Основами, защиту прав и законных интересов граждан и юридических
лиц.
Являясь непременной составной частью любой правовой системы, он позволяет государству успешно осуществлять его правоохранительные, фискальные и судебно-юрисдикционные функции.
Современное законодательство о нотариате представляет собой целый
комплекс разноотраслевых нормативных правовых актов, в центре которого,
находится Конституция Российской Федерации. При этом все основные функции, правовые принципы статуса нотариата, его цели и задачи следуют из Конституции РФ.
Место нотариата как особого правового института в современном обществе и специфику его деятельности, в рамках Конституции РФ и существующего законодательства в отношении участников нотариального производства,
можно определить через его функции.
Функции отражают основные направления деятельности системы нотариата, показывая содержательное значение нотариальной деятельности. Их
особенности вытекают из публично-правового характера нотариальной деятельности и особенностей компетенции нотариуса, действующего в рамках бесспорной гражданской юрисдикции.63
Путем реализации своих функций, органы нотариата принимают меры к
тому, чтобы юридические действия были хорошо подготовлены, надежно проверены с точки зрения подлинности и одновременно с точки зрения соответствия закону. Такой контроль способствует тому, чтобы акты совершались в наилучшей форме, чтобы стороны полностью отдавали себе отчет в своих действиях и чтобы принятые ими обязательства выполнялись добровольно. То есть для
граждан, и для государства создаются такие условия, при которых нарушение
прав сводится к минимуму. Таким образом, нотариальные органы осуществляют превентивное правосудие.
Именно это и можно назвать эффективной защитой конституционных
прав и свобод граждан в правовом государстве. В обществе, в котором декларируется стремление поддерживать законность и обеспечить равенство участников экономических отношений, вмешательство судов должно рассматриваться как чрезвычайная мера.
Тем не менее, российское законодательство пошло по другому пути. В
базовых актах гражданского законодательства вообще не нашлось места нотариату как способу защиты гражданских прав участников имущественных отношений. Более того, идеология гражданского законодательства исходит из того, что право лица на защиту возникает лишь в том случае, когда кто- либо это
право нарушает либо оспаривает (ст. 12 ГК РФ). Такое сужение способов защиты прямо противоречит статьям 45, 46, 48 Конституции Российской Федерации,
в силу которых гражданам гарантируется государственная защита прав и свобод, в том числе путем предоставления квалифицированной правовой помощи,
а судебная защита нарушенных или оспариваемых прав рассматривается лишь
как одна из форм государственной защиты. То есть Конституция РФ закрепляет
обязанность государства обеспечить право граждан на предотвращение нарушения их прав и право на защиту от свершившихся нарушений. При реализации конституционных гарантий именно нотариат должен был стать основным
институтом предотвращения нарушений прав граждан.64
В переходный период становления и развития современного российского
нотариата существуют два вида нотариата: государственный нотариат и частный нотариат. Их параллельное существование и развитие отражает сложный и
постепенный процесс социально-экономических преобразований, формирования рыночной экономики, возникновения и развития новых форм и организационных структур в правоохранительной сфере.
Конституционно-правовой статус нотариуса состоит из целого ряда элементов, включающих, согласно Основам нотариата, его права, обязанности и
полномочия.
Нотариусы имеют равные права и несут, одинаковые обязанности, при
совершении нотариальных действий независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой.
Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.
В то же время круг полномочий государственных нотариусов несколько шире,
чем у нотариусов, занимающихся частной практикой. В соответствии с подпунктами 1 и 2 статьи 36 Основ государственные нотариусы, кроме прочих, установленных законом полномочий, также выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества.
Поскольку оформленные государственными либо частнопрактикующими
нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу, нотариальная
деятельность так и осталась государственной, поскольку содержание ее вне зависимости от того какой нотариус совершил нотариальное действие, осталось
прежним. Следовательно, частный нотариус выступает не только от имени Российской Федерации, но и по его поручению, так как государство делегировало
ему определенные полномочия по защите прав и законных интересов граждан и
юридических лиц, ранее осуществляемые только государственным нотариатом.
Современный этап развития российской государственности характеризуется расширением сферы конституционного регулирования, что способствует
максимально полному и последовательному закреплению в рамках Конститу65
ции РФ целого комплекса прав и свобод человека и гражданина, отвечающего
всем существующим мировым стандартам в этой области.
Причем в настоящее время на первый план выходит проблема государственной защиты прав и свобод человека и гражданина. Это обусловлено рядом
причин: «Во-первых, государство располагает системой органов, которые обязаны осуществлять деятельность по защите прав и свобод. Во-вторых, государство имеет в своем распоряжении набор эффективных средств не только для
защиты и восстановления нарушенных прав и свобод, но и для недопущения
подобных нарушений. В-третьих, только акт государственного органа обладает
необходимой обязательной силой в отношении всех иных актов. В-четвертых,
государство располагает аппаратом принуждения в целях привлечения виновных в нарушении прав и свобод личности к ответственности. Все остальные
способы защиты прав и свобод дополняют, но не подменяют государственную
защиту».
Значительную часть государственных задач по защите прав и свобод человека и гражданина выполняют именно нотариальные органы Российской Федерации. Основы законодательства РФ о нотариате возлагают на них защиту
прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательством нотариальных действий от
имени Российской Федерации.
Как звено системы государственного управления, нотариат: во-первых,
является се составной частью, входя в правоохранительный блок этой системы;
во-вторых, выполняет самостоятельные функции и играет специфическую роль,
будучи частью названного блока и в то же время в целом относительно самостоятельным элементом указанной системы.
Конституция Российской Федерации 1993 года венчает вершину всей
правовой системы России, имеет высшую юридическую силу, прямое действие
и применяется на всей территории РФ (статья 15). Она не фиксирует основы
правового статуса органов нотариата, упоминание присутствует лишь в контексте разделения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами66
РФ. Однако, поскольку статья 48 Конституции РФ гарантирует каждому право
на получение квалифицированной юридической помощи, подразумевается деятельность не только органов государственной власти, но и такого института
гражданского общества как нотариат.
Кроме того, статьей 45 Конституции РФ зафиксированы гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, которые воплощаются в создании различных механизмов их зашиты, в том числе нотариальной
деятельности. Эта деятельность, в свою очередь, включает в себя правовое
оформление и закрепление субъективных гражданских прав путем завещаний,
фактов, имеющих юридическое значение, и иных сделок, выдачи свидетельств
о праве на наследство, свидетельств о праве собственности и т.д.
Впервые, в связи с принятием Основ законодательства РФ о нотариате, в
России на принципах самоуправления была создана корпорация нотариусов –
нотариальная палата представляющая собой единую, заранее определенную по
составу, организованную по территориальному принципу систему, состоящую
из нотариальных палат субъектов РФ, объединенных в Федеральную нотариальную палату.
Данное построение обусловлено спецификой нотариата, призванного
обеспечить конституционную защиту прав и законных интересов граждан и
юридических лиц, необходимостью организации государством эффективного
контроля за деятельностью нотариусов, совершающих нотариальные действия
от имени Российской Федерации (ст. 1 Основ законодательства о нотариате),
публично-правовым предназначением нотариальных палат, наделенных государством отдельными управленческими и контрольными полномочиями в целях обеспечения в нотариальной деятельности гарантий прав и свобод граждан
(п. 3 ч. 5 ст. 12, ч. 1 ст. 34 Основ законодательства РФ о нотариате). То есть по
своей правовой природе нотариальная палата относится к саморегулируемым
организациям, которым передан ряд полномочий государства по регулированию профессиональной деятельности нотариусов.
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ] // Собрании законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Об исполнительном производстве : федер. закон от 2 октября 2007 г. № 229- ФЗ [ред. от 30.03.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 41. - Ст. 4849.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ [ред. от 15.02.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ [ред. от 30.12.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ [ред. от 09.03.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ [ред. от 05.04.2016, с изм. от 12.04.2016] // Собрание законодательст¬ва Российской Федерации. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ [ред. от 05.04.2016] // Собрание законодательства Российской Феде¬рации. - 1998. - № 31. - Ст. 3824.
8. О прокуратуре Российской Федерации : федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 [ред. от 28.11.2015] // Собрание законодательства Российской Федера¬ции. - 1995. - № 47. - Ст. 4472.
9. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате : утв. ВС РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1 [ред. от 29.12.2015] // Российская газета. - 1993. - 13 марта.
10. Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов феде¬
ральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации : постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 [ред. от
21.03.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 33. - Ст. 3895.
11. О порядке совершения нотариальных действий главами местных админист¬раций поселений и специально уполномоченными должностными лицами ме¬стного самоуправления поселений : инструкция утв. Приказом министра юсти¬ции РФ от 27 декабря 2007 г. № 256 // Российская газета. - 2008. - 11 янв.
12. Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и спе¬циально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов : приказ Минюста РФ от 27 декабря 2007 г. № 256 [ред. от 03.08.2009] // Российская газета. - 2008. - 11 янв.
13. Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности (вместе с Положением, утв. Приказом Минюста России от 21.06.2000 N 178, решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 26.05.2000) : приказ Минюста России от 21 июня 2000 г. № 178 [ред. от 15.05.2012] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2000. - № 28.
14. Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации : приказ Минюста РФ от 15 марта 2000 № 91 // Бюллетень Минюста РФ. - 2000. - № 4.
15. О нотариате : закон Смоленской области от 12 января 1999 г. № 1-з [ред. от 26.11.2009] : принят Смоленской областной Думой 25 декабря 1998 г. // Рабо¬чий путь. - 1999. - 6 февр.
II. Специальная литература
1. Азнаев А.М. Особенности правового статуса нотариуса в современной Рос¬сии : статья / А.М. Азнаев // Право и государство: теория и практика. - 2014. - № 1. - С. 48-52.
2. Андреева Ю.А. Деятельность Министерства юстиции Российской Федера-ции и его территориальных органов по контролю и надзору в сфере нотариата : статья / Ю.А. Андреева // Административное право и процесс. - 2011. - № 9. - С. 46-48.
3. Андреева Ю.А. Становление и развитие государственного контроля и над¬зора в сфере нотариата : статья / Ю.А. Андреева // Нотариальный вестникъ. - 2012. - № 10. - С. 59-62.
4. Аракелян Ф.П. Элементы правового статуса нотариуса: проблемы и пути совершенствования : статья / Ф.П. Аракелян // Исторические, философские, по¬литические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 10-3 (48). - С. 22-24.
5. Ахрамеева О.В. Совершенствование оказания нотариальных услуг органами местного самоуправления как залог правовой стабильности в поселениях : ста¬тья / О.В. Ахрамеева // Урбанистика. - 2015. - № 4. - С. 49-66.
6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учебник / М.В. Баглай. - 8-е изд., изм. и доп. - М. : Норма, 2011. - 784 с.
7. Бегичев А. В. Правовая природа российского нотариата : статья / А.В. Беги¬чев // Образование. Наука. Научные кадры. - 2015. - № 2. - С. 73-76.
8. Богатырева И.Н. Институт нотариата в России и его место в системе защиты прав и законных интересов граждан : статья / И.Н. Богатырева // Научные тру¬ды SWorld. - 2012. - № 2. - С. 15-18.
9. Воситов Х. А. Некоторые вопросы правового механизма обеспечения прав и свобод граждан : статья / Х. А. Воситов // Вестник ТГУПБП. - 2013. - №4 (56) - С. 54-60.
10. Грицаенко В.А. Юрисдикционные функции нотариата : статья / В.А. Грица- енко // Нотариус. - 2015. - № 1. - С. 27-31.
11. Долинская В. В. Наследственное право Российской Федерации : моногра-фия / В. В. Долинская. - М. : Юрайт, 2012. - 215 с.
12. Дударев А.В., Хамидуллина А.А. О природе и функциях нотариата : статья / А.В. Дударев, А.А. Хамидуллина // Гражданин и право. - 2011. - № 1. - С. 70-75.
13. Зацепина С.А. Сравнительно-правовой анализ проблем правовой ответст-венности российского и итальянского нотариуса : статья / С.А. Зацепина // Но¬тариус. - 2012. - № 6. - С. 86-89.
14. Золотарёва Е.В. Осуществление судебного контроля за нотариальными дей¬ствиями : статья / Е.В.Золотарева // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. - 2012. - № 1. - С. 148-158.
15. Квитко Ф.А. Нотариат в системе гражданского общества: основная характе¬ристика и особенности правового положения : статья / Ф.А. Квитко // Право и жизнь. - 2012. - № 9. - С. 27-53.
16. Коробейникова Т.С. Совершение нотариальных действий должностными лицами органа местного самоуправления : статья / Т.С. Коробейникова // Власть и управление на Востоке России. - 2011. - № 3. - С. 175-180.
17. «Круглый стол» Комитета Совета Федерации Федерального собрания Рос¬сийской Федерации по правовым и судебным вопросам на тему «Современное состояние нотариата в Российской Федерации и проблемы его реформирова¬ния» // Бюллетень нотариальной практики. - 2010. - № 2. - С. 2-25.
18. Кучеренко П.А. Правозащитная функция современного нотариата : статья / П.А. Кучеренко // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. - 2015. - № 2. - С. 59-65.
19. Моисеева О. В. Сущность нотариальной практики, ее виды и значение в правовой системе общества : статья / О. В. Моисеева // Вестник Тамбовского университета. - 2011. - № 8. - С. 316-321.
20. Москаленко И.В. Правовое регулирование нотариальной деятельности в России : статья / И.В. Москаленко // Вестник Санкт-Петербургского универси-тета МВД России. - 2014. - № 2. - С. 65-68.
21. Никитин М.И., Осипов А.Л. Источники нотариата в России : статья / М.И. Никитин, А.Л. Осипов // Вестник Московского университета МВД России. - 2014. - № 2. - С. 43-46.
22. О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации : проект Федерального закона : подготовлен Минюстом России (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 17.09.2013) // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
23. Петрова С.Н. Правовая характеристика гражданского процессуального ста¬туса гражданского нотариуса : статья / С.Н. Петрова // Экономика. Управление. Право. - 2014. - № 6 (54). - С. 27-30.
24. Пожарская Ю.В. Система российского нотариата и принципы нотариата ла¬тинского типа : статья / Ю.В. Пожарская Ю.В. // Пробелы в российском зако¬нодательстве. - 2011. - № 6. - С. 304-307.
25. Пожарская Ю.В. Современные подходы к определению понятия и сущности института нотариата в правовой системе России : статья / Ю.В. Пожарская // Нотариус. - 2013. - № 7. - С. 38-43.
26. Свояк Д.М. Концепция проекта Федерального закона «О нотариате и нота¬риальной деятельности в Российской Федерации» : статья / Д.М. Свояк // Но¬тариус. - 2013. - № 1. - С. 10-16.
27. Семенов Я.Р. К вопросу о конституционно-правовой природе нотариата : статья / Я. Р. Семенов // В сборнике: Государство и право. Теория. Практика Сборник научных докладов. Sp. z o.o. «Diamond trading tour». - 2014. - С. 15-16.
28. Сердюков А., Беланова Г.О. Задачи и функции современного российского нотариата : статья / А. Сердюков, Г.О. Беланова // НаукаПарк. - 2015. - № 10 (40). - С. 111-114.
29. Стекольникова Е.В. Правовой статус нотариусов в Российской Федерации : статья / Е.В. Стекольникова // В сборнике: Перспективы развития науки и обра¬зования сборник научных трудов по материалам Международной научно¬практической конференции. - 2014. - С. 141-143.
30. Сычёв О.М. Система нотариата России : статья / О.М. Сычев // Нотариаль¬ный вестникъ. - 2013. - № 4. - С. 37-40.
31. Тарбагаева Е.Б. Пределы государственного контроля над нотариатом : ста¬тья / Е.Б. Тарбагаева // Нотариальный вестникъ. - 2014. - № 12. - С. 32-36.
32. Ткаченко Е.В., Фомичева Р.В. К вопросу о правовом статусе нотариуса Рос¬сийской Федерации : статья / Е.В. Ткаченко, Р.В. Фомичева // Вестник Тамбов¬ского университета. Серия Политические науки и право. - 2016. - № 1 (5). - С. 54-59.
33. Черемных Г. Г. Нотариальные действия и основные правила их совершения : статья / Г. Г. Черемных // Бюллетень нотариальной практики. - 2014. - № 5. - С. 16-21.
34. Чернигов И.О. Нотариат - особый институт защиты прав и законных инте¬ресов граждан и юридических лиц : статья / Право и государство: теория и практика. - 2013. - № 4 (100). - С. 40-43.
35. Черников А.Е. Нотариат России в современных условиях: проблемы право¬вого регулирования : статья / А.Е. Черников // Нотариальный вестникъ. - 2011. - № 1. - С. 26-30.
36. Шагиев Б.В. Нотариат как правозащитный орган России : статья / Б.В. Ша¬гиев // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. - 2012. - № 3. - С. 34-38.
37. Шарафетдинов Н.Ф. О концепции и модели государственного контроля профессиональной деятельности нотариуса : статья / Н.Ф. Шарафетдинов // Но¬тариальный вестникъ. - 2012. - № 12. - С. 17-24.
38. Шестаков А.Ф. Административно - правовой механизм управления нота-риатом Российской Федерации : статья / А.Ф. Шестаков // Научные труды SWorld. - 2012. - № 2. - С. 72-75.
39. Якупова С. Г. Нотариальное «благо» сельчан : статья / С. Г. Якупова // Но¬тариус. - 2014. - № 6. - С. 2-4.
40. Ярошенко К. Б. Новое законодательство о наследовании : статья / К. Б. Ярошенко // Хозяйство и право. - 2012. - № 3. - С. 44 - 47.
Ш.Материалы юридической практики
1. Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за четвертый квартал 2003 г. // Бюллетень Верховного суда РФ. - 2004. - № 7.
2. О признании недействующим Закона Алтайского края «О наделении орга-нов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по совершению нотариальных действий» : определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 23 мая 2003 г. по делу № 510г03-14 // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
3. О признании частично недействительным абзаца 3 пункта 5.1 Инструктив-ных указаний Министерства юстиции СССР от 15 ноября 1983 года «О приме¬нении законодательства о государственном нотариате к иностранным гражда¬нам, лицам без гражданства, к иностранным предприятиям и организациям, а также о применении законодательства иностранных государств и международ¬ных договоров о правовой помощи в нотариальной практике» : решение Вер¬ховного Суда РФ от 19 апреля 2000 г. № ГКПИ2000-133 // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
4. По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате : поста¬новление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. № 15-П // Собрание за¬конодательства Российской Федерации. - 1998. - № 22. - Ст. 2491.
5. По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Рос¬сийской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год» в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов : постановление Конститу¬ционного Суда РФ от 24 февраля 1998 г. № 7-П // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 10. - Ст. 1242.